Меню

Нормы права это такие правовые нормы которые регулируют экономические



Тема № 8. Нормы права. Правовое регулирование

Общеизвестно, что норма права — это правило поведения, установленное государством. Необходимо уметь выделить признаки правовой нормы. Эти признаки следующие:

а) неперсонифицированность правовой нормы, то есть норма права обращена не к конкретному лицу, а ко многим неизвестным лицам. Этим норма права отличается от индивидуального предписания (приказа и т.д.), которое всегда адресовано конкретному лицу;

б) формальная определенность, то есть норма права имеет четкую структуру, распространяется на строго определенный круг общественных отношений;

в) неоднократность действия. Норма права рассчитана на неопределенное число случаев;

г) возможность применения государственного принуждения для исполнения правовой нормы;

д) системность, то есть включение нормы в систему права.

Особое внимание следует уделить вопросам структуры правовой нормы. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза — это условие применения правовой нормы. Диспозиция — это правило, содержащееся в правовой норме. И, наконец, санкция — это мера ответственности, предусмотренная нормой права. Не всегда все три элемента присутствуют в конкретном тексте статьи закона или даже в законе в целом.

В различных книгах дается различная классификация правовых норм. Возьмите два учебника по теории государства и права и сопоставьте содержащиеся в них классификации норм. Определите общие моменты и различия. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, аргументируйте ее.

Нормы права, если они взаимодействуют между собой, составляют систему права. О системе права смотрите в теме “Система права и правовая система”.

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств. Вся совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, называется механизмом правового регулирования. К составным частям механизма относятся: нормы права, правоотношения, акты реализации, юридические факты, правосознание.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». Предмет правового регулирования – это круг общественных отношений, регулируемый нормами права. В правовом регулировании используются три основных способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет, в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации. Определенное сочетание способов правового регулирования образует типы правового регулирования. Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение (разрешено всё, кроме…). Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какой-либо деятельности (запрещено всё, кроме…).

В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии: общенормативное регулирование, возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов, стадия их реализации. На первом этапе происходит формирование самих правовых норм. На втором этапе на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов, в конкретных правоотношениях. На третьем этапе нормы права реализуются в действиях, поведении, в деятельности субъектов.

Тема № 9. Формы (источники права). Правотворчество

Все источники права принято подразделять на источники права в материальном смысле и источники права в формальном смысле. Источники права в материальном смысле — это факторы, порождающие право. Источники права в формальном смысле — это внешние формы выражения права. Формально обычно выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры, правовые прецеденты, юридические доктрины, религиозные нормы, принципы права.

Каждая национальная система права имеет свой специфический набор, например, в числе источников отечественного права нет религиозных норм и юридических доктрин. Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этих источников.

Правовой обычай – это правило поведения, сформированное в обществе, вошедшее в привычку в силу многократного применения и признанное государством в качестве регулятора общественных отношений.

Нормативные договоры, т.е. соглашения сторон, содержащие нормы права. В качестве примера можно привести международные договоры и соглашения, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и субъектами, договоры между работодателями, профсоюзами и органами государства о социальных льготах и гарантиях и др.

Судебный прецедент — судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Считается, что в нашей стране судебного прецедента как источника права нет. Сравните судебный прецедент с судебной практикой.

В ряде стран юридическая доктрина является источником права. Сравните этот источник права с комментариями ученых-юристов к действующим законам.

Читайте также:  Регулировка уровня ванны чугунной

В ряде государств источником права могут выступать религиозные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом («путь следования»), который составляет то, что называют мусульманским правом.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Принципы права используются в качестве источников при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного округа лиц, рассчитанные на неоднократное применении, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 5)

При анализе нормативно-правовых актов выделяют, прежде всего, законы. Законы обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархии нормативно- правовых актов, они принимаются в особом порядке органами законодательной власти и регулируют важнейшие общественные отношения. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону. Конституция – основной закон государства. Анализируя законы, обратите внимание, что в соответствии с действующей Конституцией РФ следует разделять федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Далее все федеральные подразделяются на конституционные и остальные законы. Конституционные законы — это те, принятие которых предусмотрено действующей Конституцией. Принятие каких конституционных законов упомянуто в конституции? Расскажите, чем отличается процесс принятия конституционного закона от процедуры принятия других законов.

Порядок опубликования и действия законов во времени регулируется Законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания” (1994 год). В соответствии с этим законом федеральные законы публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления их в силу.

Следующее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают подзаконные акты. Прежде всего это указы и распоряжения Президента РФ. Укажите, чем отличаются нормативные указы Президента от ненормативных и каково соотношение закона и указа.

Правительство РФ принимает по вопросам своей деятельности постановления и распоряжения. Множество актов принимают министерства и ведомства Нужно запомнить, что подзаконные акты тоже в обязательном порядке должны быть опубликованы.

Система нормативных актов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самими.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.

Знание о действии нормативного правового акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Обратная сила закона – распространение закона на отношения, возникшие до его принятия.

Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Но следует помнить, что из этого правила есть исключения, например, лица, пользующиеся правом экстерриториальности (главы государств, дипломатические представители, консулы), иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Правотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Можно выделить следующие виды правотворчества: принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; санкционирование государственными органами обычаев; создание судебного прецедента.

Читайте также:  Цифровая автоматическая регулировка уровня

Принципами правотворческой деятельности являются законность, гласность, демократизм, профессионализм, научность, принцип использования правового опыта, оперативность правотворчества, связь правотворчества и практики.

Следует подчеркнуть, что система права складывается объективно и является основанием для систематизации законодательства. Систематизация необходима для обеспечения доступности, лучшей обозримости и эффективного применения нормативно-правовых актов, а также для преодоления противоречий между ними.

При изучении темы нужно обратить внимание на виды систематизации. Обычно выделяют кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Но есть и иные точки зрения. Например, в последнее время все чаще говорят о компьютерной систематизации.

Источник

Нормы права это такие правовые нормы которые регулируют экономические

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

Читайте также:  Особенности комплектования сборки регулировки обкатки и испытания

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Источник

Adblock
detector