Меню

Нормы которые регулируют хозяйственные отношения в гражданском праве



Хозяйственно-правовые нормы: понятие и виды.

Норма хозяйственного права — это элемент системы комплексной области хозяйственного права. Нормативный акт действует как элемент внешней формы хозяйственного права, элемент комплексной области хозяйственного законод .. Важной как в теоретическом, так и в практическом аспекте является общая классификация нормативных актов хозяйственного законодательства на виды по содержанию тем нормам хозяйственного права, которые официально устанавливают эти акты. В зависимости от содержания доктрина хозяйственного права различает четыре вида актов:

• акты, нормы которых являются общими правилами функционирования хозяйственных правоотношений. Такие нормы содержатся в кодексах, которые кодифицированы отдельные институты хозяйственного права. В частности, Гражданский кодекс кодифицирует нормы о договорных хозяйственно-правовые институты: куплю-продажу, поставку и другие формы обмена; общий и строительный подряды; перевозки грузов; институт имущественной ответственности хозяйствующих субъектов и т.д.. По отдельным видам правоотношений действуют специальные кодифицированные акты законодательства. Это, в частности, транспортные кодексы и уставы, общие правила перевозки грузов;
• компетенционные акты, определяющие виды хозяйствующих субъектов, а также их права и обязанности по хозяйствования, то есть хозяйственную компетенцию;

• нормативные документы, регулирующие технические параметры производства и его результаты, в частности, технологические процессы, качество продукции (работ, услуг), расходы (нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, нормы выработки и т.п.). Формами нормативных документов являются стандарты (государственные, отраслевые, предприятий, технические условия), а также государственные строительные нормы и правила;

• нормативные акты, выражающие нормы-задачи, т.е. определяют своим адресатам конкретные результаты, которых должны достичь субъекты хозяйственных отношений при надлежащей правомерном поведении, а не общие правила поведения. Юридическо-технической формой актов этого вида являются акты планирования, программы (техническая форма) и законы и постановления об их утверждении (юридическая форма).

Направления совершенствования законодательства.

Хозяйственное законодательство Украины находится сейчас в процессе становления. В нем множество недостатков, в том числе устаревших, коллизионных норм, а также пробелов, что обусловлено внедрением в экономику Украины новых для нее рыночных отношений, которые еще не испытали соответствующего законодательного урегулирования. Одновременное принятие, а также вступление в силу Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины порождает еще такую ​​проблему, как устранение коллизий между их положениями (относительно хозяйственных обществ; правового режима ценных бумаг; форм собственности и др.).

Совершенствование законодательства происходит по четырем основным направлениям:

— Совершенствование законодательства по его содержанию. Это направление предполагает необходимость урегулирования новых для хозяйственной системы Украины отношений (конфликта интересов в хозяйственных организациях корпоративного типа; правового положения холдинговых компаний; хозяйственных обществ государственной и коммунальной форм собственности) и урегулирования традиционных (например, договорных) отношений на новых принципах путем принятия новых или внесения соответствующих изменений в действующие нормативные акты; задачей этого направления является также обеспечение адекватности правового регулирования отношений в сфере хозяйствования с учетом динамики развития рыночных отношений и соответственно — принятие новых редакций законов, принятых в начале внедрения рыночных отношений (начало 90-х годов XX века);

— Совершенствование законодательства для его правовой формы. Это направление предполагает существенное усиление роли закона как основного источника регулирования хозяйственных отношений; уменьшение роли ведомственных нормативных актов и ограничения ведомственного нормотворчества, что обеспечивается контролем со стороны Министерства юстиции Украины в форме государственной регистрации таких актов и вступления их в силу при условии такой регистрации; повышение роли локальных нормативных актов (учредительных и внутренних правовых документов субъектов хозяйствования), которые самостоятельно (но в пределах, не запрещенных законом) определяют направления своей деятельности, внутренняя структура, порядок использования прибыли и другие вопросы;

— Совершенствование законодательства для его системы. Это направление предполагает решение проблем, связанных с принятием Хозяйственного и Гражданского кодексов (устранения коллизий между рядом норм этих кодексов; приведение всего массива законодательства в соответствие с ХКУ; инкорпорации законодательства (издание систематизированных сборников законодательства) по предметному критерию: законодательство о приватизацию, законодательство о капитальном строительстве, законодательство о хозяйственных договорах и т.п.; консолидацию законодательства принятие вместо нескольких нормативно-правовых актов, регулирующих определенный вид хозяйственных отношений, — одного, который позволяет устранить коллизии в регулировании определенной категории хозяйственных отношений;

— Гармонизация законодательства Украины с самыми международным стандартам регулирования отношений в сфере хозяйствования, законодательства международных экономических союзов, в состав которых входит планирует войти Украина (включая и Европейский Союз).

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 134 ;

Источник

Регулирование хозяйственных отношений

Роль регулирования хозяйственных отношений в экономической политике государства, в реализации его программ. Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйственных правоотношений.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2014
Размер файла 28,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Хозяйственное законодательство

2. Субъекты хозяйственных правоотношений

хозяйственный правоотношения нормативный правовой

Хозяйственные правоотношения составляют важнейшую часть общественных отношений, так как затрагивают сферу материального производства, потребления и руководство ею. В связи с этим правовое регулирование хозяйственных отношений играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации его экономических программ, в удовлетворении, в конечном счете, материальных и духовных потребностей граждан. Правовое регулирование придает стабильность, устойчивость хозяйственным отношениям, создает строгий порядок в поведении субъектов хозяйствования и соответствующих органов управления. Четкость правового регулирования и рациональность хозяйствования — это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Нельзя отрицать и тот факт, что правовое регулирование экономики осуществляется, в известной степени, и другими отраслями права: административным, гражданским, трудовым и т. д. Однако хозяйственное право занимает здесь ведущее место.

В нормах хозяйственного права устанавливаются принципы, формы и методы хозяйствования. Особенно возросла роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования.

1. Хозяйственное законодательство

В нормах хозяйственного права устанавливаются принципы, формы и методы хозяйствования. Особенно возросла роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования.

В современной юридической литературе хозяйственное право рассматривается в четырех значениях:

1. Как отрасль законодательства.

3. Как учебная дисциплина.

4. Как отрасль права.

Хозяйственное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности.

Наука хозяйственного права представляет собой деятельность по исследованию теоретических проблем с целью разработки практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, а также по анализу действующих норм права на предмет их соответствия экономической действительности.

Хозяйственное право как учебная дисциплина — это система знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства и практике применения последнего.

Если трактовка хозяйственного права как отрасли законодательства, как науки, как учебной дисциплины особых возражений не вызывает ни со стороны теоретиков, ни со стороны практиков, то вопрос о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права дискуссионен.

Существует предложение рассматривать хозяйственное право как ком-плексную отрасль права, которая включает «гражданское хозяйственное право» и «административное хозяйственное право» (С. С. Алексеев), поскольку хозяйственное право основывается на сочетании частноправовых и публично-правовых начал.

В соответствии с этой концепцией хозяйственное право включает нормы как гражданского, так и административного права, которые в то же время остаются нормами соответствующих отраслей права. Исходя из такого понимания, предлагается рассматривать хозяйственное право как комплексную отрасль права с тенденцией перерастания в основную отрасль, как отрасль права второго уровня, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей. В итоге хозяйственное право оказывается некой «лоскутной» отраслью, в которой искусственно объединяются, в принципе, отличные друг от друга институты, взятые из ряда отраслей права.

Такой подход позволяет охватить хозяйственным правом как отношения по осуществлению хозяйственной деятельности, так и отношения по ее государственному регулированию. Однако сохранение соответствующих норм в «базовых» отраслях затрудняет проявление их хозяйственно-правовой специфики и формирование общих положений, характерных как для частноправовых, так и для публично-правовых элементов хозяйственного права.

Хозяйственное право это — комплексное образование, не имеющее собственного предмета и метода (В. К. Мамутов). Оно является комплексным образованием (лучше, чем комплексная отрасль права), регулирующим особого рода отношения в сфере хозяйствования: хозяйственно-имущественные, хозяйственно-управленческие, внутрихозяйственные. Как комплексное образование хозяйственное право не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, поскольку в предмет хозяйственного права невозможно включить диаметрально противоположные хозяйственно-имущественные (гражданские) и хозяйственно-управленческие (административные) отношения.

Читайте также:  Регулировка станка lbm 250

Хозяйственное право это — сложная отрасль права (В. В. Лаптев). В современных условиях разделение отношений в сфере хозяйствования на регулируемые гражданским правом и административным иногда невозможно. Например, институт юридических лиц относится к гражданско-правовым средствам. Однако порядок (процедура) их государственной регистрации носит административно-правовой характер. Провести условное разграничение между ними по отраслевому критерию не вызывает затруднений.

Несамостоятельность хозяйственного права как отрасли права отстаивается, прежде всего, специалистами по гражданскому праву, считающими, что хозяйственное право составляет часть гражданского права. Одним из доводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс.

Однако Гражданский кодекс (далее — ГК Республики Беларусь), будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации хозяйственной деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется.

Понимание хозяйственного права как части гражданского права означает, по существу, сведение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность к частноправовым формам, но это неправильно как по теоретическим, так и по практическим соображениям.

С теоретической точки зрения такой подход необоснован, поскольку экономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи, причем последние частным правом охватываться не могут. С практических позиций сведение государственного воздействия на экономику к частноправовым формам не дает возможности решать многие проблемы в интересах государства и общества.

Игнорирование необходимости использовать при регулировании экономики не только частноправовые, но и публично-правовые формы привело к появлению в начале 90-х годов прошлого столетия так называемой «шоковой терапии», сторонники которой полагали, что экономика должна строиться на основе полного саморегулирования без какого-либо государственного вмешательства. Использование такого подхода породило катастрофические последствия: целые отрасли промышленности оказались разрушенными, возникло огромное социальное неравенство, появились другие неблагоприятные последствия.

В последнее время в нашей стране используются различные способы публично-правового воздействия государства на хозяйственную деятельность. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, техническое регулирование, ценообразование и др.

Иными словами, вопрос о формировании хозяйственного права как самостоятельной отрасли права является неопределенным.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе хозяйствен-ной деятельности и при ее организации (регулированию) (хозяйственные отношения по горизонтали и вертикали). Предмет включает в себя три сложных группы общественных отношений:

2. Тесно с ними связанные иные, в т. ч. некоммерческие.

3. Отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.

Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время в современной науке зачастую отождествляются понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность», что, на наш взгляд, является абсолютно необоснованным.

Хозяйственные отношения в широком смысле слова — это отношения, в которые вступают определенные субъекты при осуществлении хозяйственной деятельности. Различают следующие виды хозяйственных отношений: отношения, строящиеся «по горизонтали» и «по вертикали», а также внутрихозяйственные отношения; отношения имущественного характера и организационные; отношения частные и публичные; отношения коммерческие и некоммерческие.

В свою очередь, хозяйственная деятельность определяется как деятельность, которая связана с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг, а также с обеспечением их производителей необходимыми ресурсами. Такое определение встречается на протяжении долгого времени у многих авторов, в том числе и за рубежом.

Законодательство Республики Беларусь также устанавливает, что «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» — различные понятия.

Такое различие отмечается, в частности, в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-ХII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (далее — Закон о предпринимательстве), в ст. 6 которого среди прочих называются и такие права предпринимателя, как:

— заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

— создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

— участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на закон-ном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

— самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами.

Одновременно Закон о предпринимательстве содержит определение предпринимательской деятельности (ст. 1), перечень субъектов предпринимательства (ст. 2) и формы предпринимательства (ст. 3).

Предпринимательская деятельность — самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятия (юридических лиц). Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Субъектами предпринимательства являются:

— физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

— группы граждан (партнеров) — коллективы предпринимателей.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

— частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

— коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с его использованием. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

ГК Республики Беларусь в ст. 1 несколько иначе определяет предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Исходя из данного в ГК Республики Беларусь определения, можно выделить следующие характерные признаки предпринимательской деятельности:

1) субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица, независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, национальной принадлежности, и физические лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, если иное не предусмотрено Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь (определенные ограничения могут быть предусмотрены в силу возраста и других факторов);

2) в качестве условий осуществления предпринимательской деятельности можно указать на то, что она должна осуществляться субъектами предпринимательской деятельности:

— в гражданском обороте (то есть при переходе имущества от одного лица к другому на основе сделок или в силу иных юридических фактов);

— самостоятельно от своего имени (субъекты предпринимательской деятельности должны обладать дееспособностью и правоспособностью, вправе осуществлять названную деятельность лично сами либо с привлечением наемных работников, но от своего имени);

— на свой риск (то есть указанные субъекты должны быть готовы к возможности получения как положительного, так и отрицательного результата от принимаемого решения или совершаемого действия (получить прибыль или понести убытки);

Читайте также:  Регулировка яркости монитора асер

— под свою имущественную ответственность (то есть субъекты предпринимательской деятельности должны осознавать возможные отрицательные последствия для своего имущества, предусмотренные законодательством или обязательством, за ненадлежащее исполнение заключенных сделок и договоров, нарушение прав других лиц и иные нарушения законодательства);

3) целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли. Собственно, только преследующая указанную цель деятельность может быть признана предпринимательской.

Прибыль здесь может рассматриваться в превращенной форме прибавочной стоимости, выступающей как превышение доходов от продажи товаров, услуг и т. д. над произведенными затратами, или как разница, возникающая в случае, когда общая выручка превышает общие затраты;

4) источниками прибыли выступают пользование имуществом, продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных субъектами предпринимательской деятельности для продажи, а также выполнение работ или оказание услуг;

5) конечный результат предпринимательской деятельности должен иметь следующую направленность: эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не должны использоваться для собственного потребления. Следовательно, признаки «натурального хозяйства» предпринимательской деятельности не присущи.

Для сравнения можно привести недавно появившееся в законодательстве определение ремесленной деятельности. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (п. 1.1) под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Представляют интерес в рамках исследуемого вопроса и такие понятия, как «коммерческая деятельность» и «производственная деятельность». Эти понятия нередко используются как близкие по содержанию.

Как правило, коммерческая деятельность рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, которая предусматривает покупку сырья, материалов, комплектующих, готовых товаров и последующую их продажу с целью получения прибыли, производственная деятельность (производственный процесс, производство) определяется как совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых для изготовления основной продукции. Производство предполагает использование факторов производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг), требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм.

Из приведенных определений однозначно усматривается, что производственная деятельность значительно шире не только коммерческой, но и предпринимательской деятельности. Поэтому использование словосочетания «производственная или иная коммерческая деятельность» явно не отражает реального положения. Можно также сделать вывод, что понятие «производственная деятельность» ближе к понятию «хозяйственная деятельность» и входит в последнее составной частью. Хозяйственная деятельность отличается от предпринимательской и иных видов деятельности по многим признакам: по субъектам, источникам правового регулирования и содержанию.

1. Отличие по субъектам деятельности. На первый взгляд, субъекты предпринимательской и хозяйственной деятельности совпадают — это юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако более детальный анализ субъектов хозяйственной деятельности показывает, что их круг более широк, чем круг субъектов предпринимательской деятельности. В частности, к числу субъектов хозяйственной деятельности относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные учреждения, объединения, союзы, общественные организации.

Важное значение имеет и качественный анализ таких субъектов: многие из них предпринимательской деятельностью не занимаются вообще, для других она не является основной деятельностью, а некоторые даже не вправе ею заниматься. Например, запрещено в войсковых формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности заниматься посреднической, торговой, торгово-закупочной и иной коммерческой деятельностью, а также деятельностью по сдаче в аренду, залог и отчуждению имущественных комплексов, зданий, сооружений и других материальных ценностей. В то же время хозяйственной деятельностью перечисленные организации заниматься вправе.

2. Отличие по источникам правового регулирования. Правовой основой хозяйственной деятельности являются не только Конституция (ст. 13, 44 и др.), гражданское законодательство (ГК Республики Беларусь и другие акты гражданского законодательства), но и нормы административного, банковского, земельного, налогового, финансового и других отраслей публичного права.

В частности, правовое регулирование хозяйственной деятельности осуществляется следующими кодифицированными источниками: Банковским кодексом Республики Беларусь, Воздушным кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о недрах, Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь, Лесным кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Кроме того, хозяйственная деятельность регулируется:

— законами Республики Беларусь: «Об архитектурной, градостроитель-ной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З и т. д.;

— Декретами Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций» (с изм. и доп.), от 23 декабря 1998 г. № 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь», от 16 марта 1999 г. № 11 (с изм. и доп.) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» и иными;

— указами Президента Республики Беларусь, например, Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» и другими;

— постановлениями Правительства Республики Беларусь, в частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196 «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» и т. д.;

— постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в частности, постановлением названного органа от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (в редакции постановления от 6 апреля 2005 г. № 7) и иными;

— многими другими актами законодательства (положения, инструкции).

3. И, наконец, государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность различными способами и с применением различных форм.

Современная модель организации народного хозяйства — смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора. В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают, прежде всего, органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми являются:

— защита экономического правопорядка;

— распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

— контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

— стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется посредством издания актов. Акт государственного регулирования — это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное субъектам хозяйствования (акт нормативного характера — закон, указ, декрет) или конкретному субъекту (акт ненормативного характера — предписание, решение) и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности надлежащим образом или о приведении ее в определенное состояние. В хозяйственном праве используются различные, связанные между собой методы правового регулирования хозяйственной деятельности: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций.

Возникновение в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности двух качественно отличных групп общественных от-ношений (частноправовых (горизонтальных) и публично-правовых (вертикальных)) позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности, таким образом, будут являться способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Хозяйственные отношения, с одной стороны, подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров, с другой стороны — способами, характерными чертами которых являются властные отношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормативных правовых актах обстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

Читайте также:  Как отрегулировать редуктор заднем мосту на ниве 2121

Понятие «принцип» относится к числу фундаментальных в науке. Резюмируя основные существующие дефиниции, под принципами хозяйственного права можно понимать основные начала, руководящие идеи, отправные положения, определяющие сущность правового регулирования хозяйственной деятельности, закрепляемые или отражающиеся в нормах законодательства, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

К основным принципам хозяйственного права относятся принципы:

— свободы предпринимательской деятельности;

— юридического равенства форм собственности;

— государственного регулирования хозяйственной деятельности;

— обеспечения защиты нарушенных прав.

1. принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем без исключения право на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Однако в целях обеспечения защиты прав и интересов общества и государства законодательством может устанавливаться некоторое ограничение осуществления предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме того, государственные служащие также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а лишь могут заниматься преподавательской и научной деятельностью.

2. принцип юридического равенства форм собственности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Отсюда принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования. Однако следует отметить, что законодательными актами могут устанавливаться ограничения по объектам, которые могут находиться в частной собственности юридических и физических лиц.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства» установлен перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства.

3. принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности. Данный принцип также нашел отражение в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем применения институтов государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирования и т. д. Безусловно, государственное регулирование порядка осуществления предпринимательской деятельности должно существовать, однако, актуальным является вопрос, связанный с установлением границ и рамок осуществления данной деятельности государства.

4. принцип свободы конкуренции. Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности, поскольку конкуренция — это основа, стержень рынка и важнейший элемент хозяйственной деятельности. В связи с этим задачей государства стала ее защита посредством антимонопольного законодательства.

5. в качестве важнейшего принципа деятельности государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь выступает принцип законности, который предполагает строгое соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а с другой — деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям.

6. Принцип обеспечения защиты нарушенных прав. В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 11 ГК (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.). Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Указанные выше принципы определяют «внешность» хозяйственного права как отрасли законодательства. Они взаимодействуют друг с другом, в совокупности составляют взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Все правовые принципы в равной мере важны и обязательны. Как основополагающие начала они определяют направления, в которых должно совершенствоваться, развиваться действующее хозяйственное законодательство.

2. Субъекты хозяйственных правоотношений

Субъекты хозяйственных правоотношений — это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности.

Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления — министерства и иные органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления.

В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его субъектов. Права и обязанности в хозяйственных правоотношениях определяются действующим хозяйственным законодательством, а также самими субъектами в учредительных документах, договорах и других актах. Надлежащее исполнение субъектами хозяйственных правоотношений своих прав и обязанностей обеспечивается при необходимости государственным принуждением.

В плане правового регулирования хозяйственные отношения обычно связываются с хозяйственным законодательством или хозяйственным правом. Хозяйственное законодательство можно определить как совокупность источников, то есть нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие хозяйственные отношения. Принципиальное значение имеет понимание хозяйственного права.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1/0.

2. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.В.Лаптева. М.: Юрид. лит., 1983.

3. Хозяйственное право: Учеб. пособие / Отв. ред.: В.П. Грибанов, О.А. Красавчиков. М.: Юрид. лит., 1977.

Источник

Adblock
detector