Меню

Нормы административного права регулируют правоотношения между



Административно-правовые нормы и отношения

Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.
Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного или запрещенного поведения субъектов в процессе осуществления исполнительной власти в сфере государственного управления. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Они призваны обеспечить публичные интересы посредством установления конкретной меры должного и возможного поведения субъектов административного права в сфере государственного управления.
Специфика предмета административно-правового регулирования определяет целый ряд особенностей, которые отличают административно-правовые нормы от норм других отраслей права.
Во-первых, в содержательном плане нормы административного права закрепляют отношения по организации и реализации исполнительной власти в сфере государственного управления, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации в ее государственно-властных отношениях с частными лицами. Эти нормы адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления, обеспечения законности в деятельности государственной администрации. Однако значительная их часть касается вопросов защиты прав и законных интересов граждан в сфере управления, устанавливает гарантии их реализации. Так, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан в административные органы регламентируется более чем 80 различными нормативными актами.
Во-вторых, нормы административного права определяют административно-правовой статус субъектов управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти, устанавливают их права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности.
В-третьих, административно-правовые нормы регулируют во многих случаях отношения, входящие в предмет других отраслей права (налогового, финансового, земельного и т.д.).
В-четвертых, в отличие от многих других отраслей права, административно-правовые нормы обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению. Эти средства представлены административно-правовыми охранительными нормами, устанавливающими административную и дисциплинарную ответственность.
В-пятых, административно-правовые нормы устанавливаются не только законодательным путем, но и в значительной мере в процессе административного правотворчества. Вследствие этого они неравнозначны по своей юридической силе. Нормы, являющиеся продуктом административного правотворчества, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции. Эти нормы носят подзаконный характер и могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящей инстанцией либо признаны недействующими по решению суда.
Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды по целому ряду оснований.
В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурно-процессуальные нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.
В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются на учредительные, регулятивные и охранительные. Учредительные нормы различны по своему функциональному назначению и диапазону действия. Они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений. Охранительные нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.
В зависимости от юридической силы выделяются законодательные и подзаконные административно-правовые нормы. Законодательные нормы содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации. Подзаконные нормы могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.

· В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:

o 1) обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);

o 2) запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);

o 3) уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);

o 4) разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);

Читайте также:  Карбюратор ремонт и регулировка ваз 2121

o 5) ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

По форме предписания административные нормы подразделяются на: а) императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению); б) рекомендательные (не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий); в) диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон); г) стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).
В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ), межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. Эти нормы по сроку действия подразделяются на временные (введенные на определенный срок), бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия), чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, состоящих из статей. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах. В правотворческом процессе используется три основных способа изложения норм административного права в нормативно-правовых актах: 1) прямой — все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно; 2) отсылочный — в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта; 3) бланкетный — статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования — правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.
Нормативно-правовые акты — основной вид источников административного права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.

· Основными источниками административного права являются:

o Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;

o федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права (ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 г., ФКЗ «Об общественных объединениях» 1995 г., ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» 1997 г. и др.);

o кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г., Таможенный кодекс РФ 1993 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Градостроительный кодекс РФ 1998 г. и др.);

o федеральные законы (Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 г., Закон «Об основах государственной службы РФ» 1995 г., Закон «О некоммерческих организациях» 1995 г. и др.);

o подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ (Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.) и б) Постановление Правительства РФ «О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и др.; в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

o законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);

o подзаконные акты субъектов Федерации;

o нормативные акты президентов, глав администраций;

o постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

o приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

o административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;

o международно-правовые акты.

Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей.

· В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

o 1) институт административно-правового статуса граждан;

o 2) институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;

o 3) институт форм и методов осуществления исполнительной власти;

o 4) институт государственной службы;

o 5) институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;

o 6) институт административного принуждения и административной ответственности;

o 7) институт административной юстиции;

o 8) институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.

Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой.

Нормы административного права реализуются в практической деятельности его субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения. Административно-правовое отношение — это урегулированное административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

· К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:

o 1) это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Они возникают, как правило, между органом, наделенным государственно-властными полномочиями и другим субъектом, не имеющим таких полномочий (частные лица — юридические и физические);

o 2) характер этих отношений предопределен доминирующим положением управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне;

o 3) в административно-правовых отношениях в той или иной мере выражается воля государства, публично-правовой интерес, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления;

Читайте также:  Как отрегулировать гироскоп на телефоне

o 4) эти отношения в значительной мере являются организационными отношениями, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов;

o 5) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Однако согласие управляемой стороны не является обязательным условием возникновения этих отношений: они могут возникать вопреки ее воли;

o 6) в административно-правовых отношениях сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе оспорить их в административном или судебном порядке.

· В зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений можно выделить четыре их вида:

o отношения в связи с реализацией органами и должностными лицами государственной администрации установленной законом компетенции;

o отношения в связи с реализацией частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т.д.);

o отношения, связанные с оспариванием незаконных действий и решений администрации, которые ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры. Административно-правовые споры представляют собой одну из разновидностей охранительных административно-правовых отношений;

o охранительные отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Источник

Административное право и административно-правовые отношения

Административное право является отраслью правовой системы Российской Федерации, регулирующей общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государствен­ных и территориальных уровнях Российской Федерации.

Предмет административного права — общественные отноше­ния, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполни­тельной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предпри­ятиями, учреждениями, организациями, общественными объедине­ниями, профсоюзами и другими субъектами права.

Административное право является по своему юридическому на­значению управленческим правом (или правом управления). Закре­пляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает управленческим общественным отноше­ниям характер правоотношений.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участ­ников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовым уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

• между не соподчиненными субъектами исполнительной вла­сти, находящимися на одинаковом организационно­правовом уровне (например, два министерства, администра­ция двух областей);

• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государствен­ными объединениями (корпорации, концерны и пр.), пред­приятиями, учреждениями;

• между субъектами исполнительной власти и не находящи­мися в их организационном подчинении (ведении) государ­ственные объединениями, предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

• между субъектами исполнительной власти и исполнитель­ными органами системы местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;

• между органами исполнительной власти и другими государ­ственными органами, например между органами исполни­тельной власти и органами прокуратуры, осуществляющими общий надзор, или судами, осуществляющими контроль за законностью актом управления.

Административное право в рамках своего предмета создает оп­ределенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в соответствии с их консти­туционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений.

Система административного права — это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты.

B ту часть административного права, которую обычно называют общей, входят следующие группы норм, регулирующие однородные общественные отношения:

• закрепляющие принципы государственного управления;

• регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

• определяющие порядок организации и административно­правовой статус органов исполнительной власти, государст­венного управления, а также иных субъектов управления;

• регулирующие государственную службу и определяющие пра­вовой статус государственных и муниципальных служащих;

• упорядочивающие административно-правовые статусы него­сударственных объединений, их служащих и представителей;

• определяющие формы и методы государственного управле­ния, среди которых большую группу составляют нормы, рег­ламентирующие порядок принятия актов управления и со­вершения иных процессуальных действий, т.е. администра­тивно-процессуальные нормы, а также нормы, регулирую­щие применение методов управления;

• обеспечивающие законность управления.

Bо вторую часть административного права, называемую особенной, входят основные группы норм:

• социально-политической, обеспечивающей безопасность граждан, общества и государства;

• социально-культурной деятельности государства;

• хозяйственной деятельности государства.

B рамках перечисленных групп (институтов) выделяются нормы административного права, регулирующие управление отдельными отраслями (транспортом, здравоохранением, образованием, оборо­ной и т.п.) и межотраслевыми сферами (учетом, статистикой, стан­дартизацией, метрологией и т.д.).

Третью часть отрасли административного права составляют нор­мы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержаться в Кодексе РФ об административных пра­вонарушениях, а также в кодексах об административных правона­рушениях субъектов. Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавлива­ют органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматри­вать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний. Из этого следует, что административное право одно из са­мых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.

Читайте также:  Как регулировка дифференциал уаз

Принципы административного права представляют собой основопо­лагающие идеи, требования, выражающие сущность административно­го права. К числу основных принципов относятся:

• демократизм нормотворчества и реализации права;

• равенство граждан перед законом и правоприменителем;

• взаимная ответственность государства и личности;

Источники административного права — это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в раз­личных по своему характеру и значению юридических актах.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж­дународного договора. Из этого следует, что источником норм ад­министративного права являются международные акты (например, международными актами регулируются вопросы таможенного кон­троля и дорожного движения).

К источникам административного права относятся:

• Конституция Российской Федерации;

• законы (федеральные конституционные законы, федераль­ные законы, кодексы);

• постановления Государственной Думы и Совета Федерации;

• указы и распоряжения Президента РФ.

Основным источником административного права является Ко­декс Российской Федерации об административных правонарушениях — законодательный акт, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область обществен­ных отношений.

Многочисленные нормы административного права содержатся в ак­тах органов исполнительной власти, государственной администрации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федера­ции, приказах, инструкциях, постановлениях и других актах федераль­ных министерств, государственных комитетов, комитетов и других фе­деральных ведомств и служб. К источникам административного права относятся так же решения Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации источниками ад­министративного права являются такие же акты, как и в федера­ции, т.е.:

• конституции республик и уставы субъектов РФ;

• акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации;

• акты органов исполнительной власти республик в составе России (президента, правительства, министерств и других органов республик), постановления, распоряжения глав ад­министраций краев, областей и других субъектов федерации;

• приказы, постановления органов исполнительной власти субъектов российской федерации.

Административное право кодифицировано лишь частично. На­личие огромного количества административно-правовых норм, а также их мобильность объективно не позволяют создать единый кодифицированный акт. Кодификация норм административного права осуществляется по отраслям и сферам управления.

Административно-правовые отношения — это регулирование нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере управления. Поскольку они являются разновидностью правовых отношений вообще, то обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отноше­ниям. Однако они имеют особенности, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредствен­ной, повседневной деятельности по осуществлению управления со­циально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

Административное правоотношение носит двусторонний харак­тер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Оба участника правоотношений связаны, в конечном счете, с государством, которое, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует их реализацию.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным специфическим признакам.

1. По своему содержанию административно-правовые отноше­ния делятся на материальные и процессуальные. К материальным причисляются общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами администра­тивного права, а процессуальными считаются общественные отноше­ния, возникающие в сфере общественного управления в связи с разре­шением индивидуально-конкретных дел и на основе процессуальных норм административного права. Примерами административно­процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предло­жений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников админист­ративно-правовые отношения делятся на две группы:

• отношения, в которых один из участников подчинен друго­му (вертикальные правоотношения);

• отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения склады­ваются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Напри­мер, между вышестоящими и нижестоящими органами государст­венного управления, между соподчиненными структурными под­разделениями аппарата органов государственного управления, меж­ду соподчиненными должностными лицами. Характерным для вер­тикальных административно- правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходя­щего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Bертикaльное административно-правовое отношение может воз­никнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоот­ношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения возни­кают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Такие отношения складываются между не соподчиненными орга­нами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно­правовые отношения могут возникать также между органами госу­дарственного управления и их должностными лицами и граждана­ми. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связа­ны с подчиненностью. Праву гражданина обращаться в орган управления с просьбой или заявлением соответствует обязанность органа принять заявление и рассмотреть его в установленный срок.

Источник

Adblock
detector