Меню

Нет регулировки тока зу 102м



На Отечественной Элементной Базе: Простое ЗУ на тиристоре для АКБ авто

Сейчас в сети, на ресурсах радиолюбительской тематики, нет недостатка в плане схемотехники различных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора. Можно найти ЗУ полностью автоматические, полуавтоматические или же вовсе простые.

В этой статье, я предлагаю вспомнить одну из базовых схем зарядного устройства на тиристоре. Схема интересна тем что она крайне проста, надёжна и выполнена полностью на отечественной элементной базе. Наверняка, те радиолюбители, кто занимается конструированием зарядок, собирали её в том или ином виде.

Данная схема представляет из себя не что иное, как адаптированный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. Имеется возможность электронной регулировки зарядного тока от до 10 А . А сама форма зарядного тока близка к импульсной, с частотой 100 Гц . Есть мнение, что для кислотно-свинцовых АКБ такой режим заряда наиболее предпочтителен. А ещё эту схему можно применять в гаражных условиях в качестве регулируемого источника питания для мощного низковольтного паяльника или вулканизатора.

Для ЗУ потребуется сетевой понижающий трансформатор со вторичной обмоткой на 18 — 22 В . Естественно, для того чтобы обеспечить необходимый зарядный ток, он должен быть соответствующей мощности. Напряжение со вторичной обмотки трансформатора T1 выпрямляется диодным мостом VD1-VD4 . На схеме указаны диоды Д245 , но можно использовать и другие, рассчитанные на прямой ток 10 А и обратное напряжение от 50 В , например, Д242 , Д243 , КД203 , КД210 или КД213 .

Аккумуляторная батарея подключена к диодному мосту через тиристор VS1 , управляет которым фазоимпульсная схема на транзисторах VT1, VT2 . Сама схема управления — это аналог однопереходного транзистора. Время, в течение которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1 . При крайнем правом по схеме положении его движка зарядный ток будет максимальным, и наоборот. Диод VD5 защищает управляющую цепь тиристора от обратного напряжения, возникающего при включении VS1.

Конструктивно детали схемы управления (выделены пунктирной линией) размещают на печатной плате , показанной на рисунке ниже. Диоды выпрямительного моста и тиристор размещают на теплоотводах, из расчета полезной площади от 100 см2 на каждый элемент.

Вместо указанных на схеме транзисторов, допустимо применить обычные КТ315/361 . А в качестве тиристора: Т160, Т250 или серию КУ202 с буквенным индексом В, Г, Е .

Источник

Нет регулировки тока зу 102м

Ток зарядки не регулируется в самодельном ЗУ

Пн, 15.05.2017, 19:27 | Сообщение # 1
gryzunkovaleksei

Здравствуйте. подскажите, пожалуйста, где может быть проблема. собрал зарядник по этой схеме

Проблема в том, что ток зарядки не регулируется. Амперметр стоит на 10А, и его просто зашкаливает. вместо бп стоит транс на 250вт с мостом. Шунт слепил из нихрома.

ctc655, не особо. так читал про нее и все. знаю, что компаратор сравнивает напряжения, тем самым увеличивая или уменьшая на выходе напругу. после моста емкость не ставил. добился напряжения после моста 14,8в, путем домотки транса. и что еще за драйвер? и где померить падение напряжения? я так понимаю относительно минуса на второй ноге компаратора и на истоке полевика?

Добавлено (15.05.2017, 20:38)
———————————————
ctc655, пересмотрел схему еще раз. падение напряжения надо мерить на истоке полевика и минуса относительно плюса. теперь должно быть правильно? извините, но я лузер в электронике. кое что просто помню из курса электротехники, которую в технаре преподавали. поэтому и схему выбрал достаточно простую

Добавлено (15.05.2017, 20:42)
———————————————
ctc655, если вы говорите, что схема не очень, тогда может такую собрать?

ctc655, акб автомобильный 62 а/ч. Т.е. на сколько я знаю ток заряда должен быть порядка 6-6,5 а. А как на 3 ноге померить напругу, она же будет зависить от переменника?

Добавлено (15.05.2017, 22:34)
———————————————
Сергей-78, не знаю как на счет регулятора напряжения, но написано как то так


———————————————
ctc655, Я так понимаю, сто нужно будет электролит воткнуть? вольт так эдак на 50,а вот какой емкостью для 6-6,5а ? И еще, если емкость воткнуть, то напряжение на выходе измениться в 1,44 раза, т.е. придется сматывать транс. Еще я вычитал, что на входе транса тоже ставят конденсатор, дабы уменьшить скачки

ctc655, я понял по поводу емкости,и знаю, что под напругой напряжение просядет. но как высказывается автор, надо выставить напряжение в 14,7 вольта на холостом ходу. чем это обусловлено, не могу понять

Добавлено (16.05.2017, 09:36)
———————————————
ctc655, извините, а может быть такое, что полевик в магазине пробитый уже продали?

Добавлено (16.05.2017, 09:55)
———————————————
ctc655, да, и еще. подключил светодиод для визуальной индикации, вот таким образом (выделил зеленым прямоугольником)

И при подключении акб, без питания зарядника, он почему то у меня загорается. может действительно полевик пробитый или так и должно быть?

Добавлено (16.05.2017, 11:24)
———————————————
ctc655, даже без нагрузки у меня на первом выводе напряжение 7,25 вольт, а на 3 выводе вообще ничего нет. почему? может резистор в 68 кОм слишком большой?

Добавлено (16.05.2017, 11:27)
———————————————
ctc655, и амперметр без нагрузки, тоже зашкаливает. полевик выпаял, проверил на пробой, нормальный, рабочий. да и еще. когда подключаю лампочку 12в 80 вт, то она почему то не загорается

Источник

—>Автозапчасти и СТО —>

По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.


Нажмите на изображение чтобы увеличить

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).

Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей

Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В

1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.

Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.

Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ

Пусковое устройство

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25. 40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10. 14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.


Рис.1.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260. 290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5. 2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200. 380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15. 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12. 13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5. 10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок («плюс» диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.

Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 — схема, описание

Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора.

Источник

Простое универсальное ЗУ для любых аккумуляторов

В статье описывается изготовление несложного устройства для безопасной зарядки практически любых аккумуляторов. Под «безопасностью» здесь подразумевается возможность ручной установки зарядного тока, рекомендованного для каждого конкретного типа аккумулятора и автоматическое прекращение зарядки при достижении номинального напряжения.

При помощи такого зарядного устройства (ЗУ) можно заряжать аккумуляторы разных типов, с номинальным напряжением 1,2 В («таблетки», «пальчиковые»), батареи сотовых телефонов различных моделей (напряжением 3,7. 3,9 вольт), а также 9 и 12 – вольтовые аккумуляторы. Зарядный ток может быть до 500 мА и выше, это зависит только от мощности примененных в схеме элементов.

Как правило, рекомендуемый изготовителем зарядный ток аккумулятора составляет 1/10 от его номинальной паспортной емкости СА, которая измеряется в А/ч (ампер/час) и указывается обычно на его корпусе. Например, для аккумулятора емкостью 700 мА/ч оптимальным будет ток заряда 70 мА. В предлагаемой схеме предусмотрена ручная установка значения этого тока и возможность его визуального контроля в процессе зарядки при помощи небольшого стрелочного прибора.

Принципиальная схема ЗУ приведена на рис.1 (кликните для увеличения):

Конструкция и детали.

Схема может питаться от любого малогабаритного трансформатора с переменным напряжением на вторичной обмотке 12 … 20 В. Здесь подойдет, например, трансформатор от «зарядки» для сотовых телефонов старых типов (в «зарядках» новых типов, как правило, применяют импульсные схемы, не имеющие такого понижающего трансформатора). Переменное напряжение с этого трансформатора выпрямляется диодным мостом Br1 и, затем, сглаживается конденсатором C1, ёмкость которого должна быть 470 мкФ или более.

Диоды выпрямительного моста – любые выпрямительные, на ток от 0,5 А (КД226, 1N4007 и др.), можно применить диодный мост типа КЦ403. Транзисторы VT1, VT2 – типа КТ815, КТ817, КТ805 c любой буквой или импортные аналоги (например — PN2222). Допустимый ток коллектора таких транзисторов позволяет устанавливать ток заряда до 1,5 А, но при токах более 200 мА эти транзисторы нужно установить на небольшие теплоотводы. Светодиод может быть любой маломощный, например типа АЛ307.

Микросхема DA1 – регулируемый стабилизатор напряжения LM317 или отечественный аналог КРЕН12А (цоколевка выводов указана на схеме в скобках).

Вместо плавной регулировки выходного напряжения удобнее использовать дискретный переключатель на несколько положений, например: 1,2В – 2,4В – 3,6В – 3,9В – 9В – 12В. Нужные значения напряжений устанавливаются при настройке, подбором резисторов R9 … R14, номиналы их лежат в пределах от десятков Ом до нескольких кОм.

Ток заряда устанавливается резистором Р1, его можно контролировать при помощи дополнительного стрелочного микроамперметра, включенного на выходе схемы.

По окончании заряда ток на выходе ЗУ падает практически до нуля, светодиод гаснет и показания миллиамперметра также стремятся к нулю.

К клеммам J1 и J2 вместо аккумулятора подключают сопротивление 100 Ом (мощностью не менее 5 Вт иначе оно будет сильно греться!). Переключатель S1 установить в крайнее положение, соответствующее «1,2В». Подбирая резистор R9, добиваются напряжения на выходных клеммах на 15 – 20 % больше , то есть около 1,4В.

Затем переключаем S1 в следующее положение — «2,4В» и подбором резистора R10 выставляем на выходе около 2,8В. И так далее, для всех нужных значений. Максимальное напряжение, которое можно выставить таким образом, определяется максимальным значением выходного напряжения МС DA1.

В качестве миллиамперметра можно применить, например индикатор типа «М476» с параллельно включенным шунтом на 1 Ом. В этом случае полное отклонение стрелки к концу шкалы будет соответствовать току заряда 300 мА. Шкалу можно проградуировать – нанести метки, соответствующие токам от 0 до 0,5 А, однако делать это необязательно. На практике вполне достаточно будет определять примерное значение тока.

Возможная конструкция и внешний вид зарядного устройства с органами управления показаны на фото ниже:

Источник

Поделки своими руками для автолюбителей

Простое, автомобильное ЗУ на тиристоре с регулировкой тока 0…10 А

Сегодня нет недостатка в продаже зарядных устройств для свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. Рынок наполнен различными моделями зарядных устройств от простых до сложных, автоматических и с ручным управлением.

Можно даже заказать готовые платы или DIY-наборы для самостоятельной сборки на Aliexpress, но результат может быть очень сомнителен.

Самостоятельное изготовление зарядного устройства, при наличии хотя бы базовых знаний по радиоэлектронике и основам пайки, не составляет особого труда. Большинство схем зарядных устройств просты в понимании и легки в настройке. Здесь вопрос можно поставить несколько иначе: целесообразность самостоятельного изготовления. Если говорить о схемах, где в качестве начального понижения напряжения питания используется силовой трансформатор, то именно от его наличия и зависит целесообразность сборки зарядного устройства.

Потому, как цены на трансформаторы промышленного изготовления мощностью от 100 Вт, довольно высоки и специально покупать его, дело сомнительное. А вот если есть в наличии такой трансформатор или хотя бы железо подходящей мощности с первичной обмоткой, то здесь уже вопросов не возникает.

Конструкция зарядного устройства, которую я хочу предложить Вам для повторения, как раз основана на понижении сетевого напряжения с помощью силового трансформатора, напряжение на вторичной обмотке которого лежит в диапазоне от 18 до 22 В.

Естественно трансформатор должен иметь соответствующую мощность, чтобы обеспечить конечный зарядный ток для аккумуляторной батареи. Данная схема рассчитана на максимальный зарядный ток в 10 А. поэтому и трансформатор должен обеспечивать выходной ток вторичной обмотки от 10 А. Схема позволяет регулировать зарядный ток практически от нулевого значения до максимального (здесь от 0 до 10 А). Регулирующий элемент — мощный тиристор.

Форма зарядного тока для этой схемы — импульсы сетевого выпрямленного напряжения со вторичной обмотки трансформатора Т1. Регулировка зарядного тока осуществляется путём изменения ширины этих импульсов. Существует мнение, что именно такой режим заряда аккумулятора позволяет продлить его срок службы, препятствуя образованию сульфата свинца на его пластинах.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Глядя на схему, первое на что обращаешь внимание, это отсутствие сглаживающего конденсатора после диодного моста VD1. На самом деле, в этой схеме это принципиально важно. Сама схема зарядного устройства представляет собой не что иное, как регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. VT1 и VT2 включены по схеме одно переходного транзистора. Время, за которое они переключаются определяется зарядом конденсатора С1. А время за которое конденсатор С1 зарядится, зависит от сопротивления резисторов, через которые он подключен к напряжению питания — в схеме это R1R2. Резистор R1 у нас переменный, значит этим временем можно управлять. Путём заряда-разряда, переключения VT1VT2 и формируется управляющий импульс на тиристоре VS1.

Длительность (ширина) управляющего импульса определяет время, в течении которого тиристор VS1 находится в активном режиме до перехода напряжения к нулю и на аккумуляторную батарею поступает зарядный ток. Средний зарядный ток на АКБ равен среднему времени длительности этих импульсов. Для наглядности ниже представлены три осциллограммы, соответствующие трём положениям движка резистора R1 — двум крайним и среднему. На осциллограммах представлены графики напряжений с управляющего электрода VS1 (управляющий импульс) и сетевого выпрямленного напряжения.

Если бы после диодного моста VD1 стояла сглаживающая ёмкость, то первый же управляющий импульс открыл бы тиристор, а т.к. напряжение всегда отличается от нуля, закрыть бы его было бы нечем.

Печатная плата (можно скачать) выполнена из фольгированного стеклотекстолита в одностороннем варианте.

Для контроля процесса заряда АКБ необходима стрелочная измерительная головка с соответствующим шунтом на ток 10-15 А. Цифровые индикаторы могут давать в таком режиме измерения погрешность. Тиристор VS1 вместе с платой крепят на радиаторе площадью 400 см 2 . При правильном монтаже и исправных деталях схема в наладке не нуждается.

Источник

Читайте также:  Водонагреватель газовый оазис регулировки

Регулировка и синхронизация © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector