Меню

Наука в отличие от других форм областей культуры регулирует



Отличие науки от других отраслей культуры

Тема 1

Что такое наука и естествознание?

Что такое наука и естествознание?. 1

1. Характерные черты науки. 1

2. Отличие науки от других отраслей культуры. 2

3. Наука и религия. 3

4. Наука и философия. 4

5. Становление науки. 4

6.Что такое естествознание. 7

7. Эволюция и место науки в системе культуры. 9

8. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 10

9. Противоречия современной науки. 11

10. Значение науки в эпоху НТР. 15

СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕТВОЗНАНИЕ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ. 17

Практикум к семинару. 18

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 21

Практикум к семинару. 21

Характерные черты науки

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это:

1) отрасль культуры;

2) способ познания мира;

3) специаль­ный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабо­раторий, журналов и т. п.).

По каждой из данных номинаций наука соотносится с други­ми формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при кото­рых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее парамет­ры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бы­тия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, пред­ставляющие интерес для ученых в данный момент.

3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, по­скольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — в том смысле, что ни индивиду­альные особенности ученого, ни его национальность или место про­живания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА — в том смысле, что она имеет оп­ределенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки, не может достичь абсолют­ной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА — в том смысле, что всегда готова поста­вить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагаю­щие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА — в том смысле, что ее выводы требу­ют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулиро­ванным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — в том смысле, что научные ис­тины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и му­жества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его при­менению.

11. Наука РАЦИОНАЛЬНА — в том смысле, что получает зна­ния на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий иих положений, выходящих за рамки эм­пирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность — фрагментарность, бщезначимость — обезличенность, систематичность — незавер­шенность, преемственность — критичность, достоверность — внеморальность, рациональность — чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определя­ется специфика научного исследования и значение науки.

Отличие науки от других отраслей культуры

Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяс­нению мира в целом, а к формулированию законов развития приро­ды, допускающих эмпирическую проверку.

Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слия­нию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чув­ственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допу­скают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины обще­значимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на ис­пользование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Наука отличается от обыденного сознания тем, что представ­ляет собой теоретическое освоение действительности.

Наука и религия

Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что науч­ное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку ко­смонавты не увидели бога, то стало быть его нет.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответст­вии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры.

В на­уке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой по­знание невозможно — вера в чувственную реальность, которая да­ется человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действитель­ность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к науч­ному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипо­тез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церков­ные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана[1]: «Верую, пото­му что абсурдно».

Итак, области разума и веры не разделены абсолютной пре­градой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внима­ние этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное.

Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтаций между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентричес­кой модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще и область суеверий, которая не имеет отно­шения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мис­тических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной ве­ры и от рационального знания.

Наука и философия

Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философи­ей, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, раз­личные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказыва­ниями.

Специфика науки не только в том, что она не берется за изуче­ние мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпири­ческой проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических про­цедур или подвержены строгой логической выводимости, как в мате­матике, но и допускают принципиальную возможность их эмпириче­ского опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.

Читайте также:  Вязкостная муфта камаз евро 3 регулировка

Ученых порой представляли в качестве так называемых «сти­хийных материалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и вы­дает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным матери­алистом или идеалистом, так и сознательным последователем ка­кой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Становление науки

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевро­пейской цивилизации в XVI — XVII веках. Она появилась не на пус­том месте. Немецкий философ К. Ясперс[2] говорит о двух этапах ста­новления науки.

I этап: «становление логически и методически осознанной на­уки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии».

II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.»(К. Яс­перс. Смысл и назначение истории. — М., 1994.- С.100).

Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капи­талистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих потребностей и пона­добилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые сущест­венно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

Греческая наука была умозрительным исследованием (само словотеория в переводе с греческого означает умозрение), мало свя­занным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуж­далась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориента­ция на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признава­лась низменной.

Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве спо­соба увеличения благосостояния населения и обеспечения господ­ства человека над природой. Р. Декарт[3] писал: «Возможно вместо спе­кулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это по­знание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше зна­ние разнообразных видов деятельности наших ремесленников.

Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти по­знания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозя­евами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение о методе. Избр. произв. — М., 1950.- С. 305).

Современник Декарта Ф. Бэкон[4], также много сил потратив­ший для обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы, выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-при­роду. Именно пытать. Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition», имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «след­ствия» до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизи­ции раскрывались тайны природы (сравни русское слово «естест­воиспытатель»).

Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следую­щими двумя чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложи­мых первоэлементов реальности (редукционизм).

Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание рационализма и чувственности, предопределившее гран­диозный успех науки. Отметим как далеко не случайное обстоятель­ство, что наука возникла не только в определенное время, но и в опре­деленном месте — в Европе XVI века.

Причина возникновения науки — своеобразный тип новоевро­пейской культуры, соединившей в себе чувственность с рациональ­ностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у древних греков). Никогда ранее в истории культу­ры не встречавшееся причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.

Западную культуру не зря называли рациональной, и ее не по­хожая на греческую рациональность оказалась очень хорошо увяза­на с капиталистическим строем. Она позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль.

Но у выдающегося со­циолога XX в. П. Сорокина[5] были основания и для того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она старалась прочно опираться на опыт.

Обе черты западной культуры понадобились для развития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. «В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в ре­зультате убеждения в его приемлемости, в современном — посред­ством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древ­них уже простое размышление называется исследованием, в совре­менном — исследование должно быть деятельностью» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. — С. 104). В науке нашла свое выраже­ние еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельностная направленность.

Деятельностной направленности ума благоприятствовал уме­ренно-континентальный климат данного региона. Таким образом имело место взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.

Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так:наука — это особый рациональный спо­соб познания мира, основанный на эмпирической проверке или ма­тематическом доказательстве. Возникнув после философии и рели­гии, наука, в определенной степени, — синтез этих двух предшество­вавших ей отраслей культуры, результат «существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетаю­щего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого фило­софа» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986.- С. 92).

6. Что такое естествознание?

Выяснив основные особенности современной науки, можно дать определение естествознанию. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании те­орий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

Предмет естествознания — факты и явления, которые вос­принимаются нашими органами чувств.

Задача ученого — обоб­щить эти факты и создать теоретическую модель, включающую за­коны, управляющие явлениями природы.

· эмпирические обобщения и

· теории, которые формулируют законы науки.

Явления, например тяготение, непо­средственно даны в опыте; законы науки, например закон всемир­ного тяготения — варианты объяснения явлений. Факты науки, бу­дучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; зако­ны могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный философский вопрос. В науке признается истиной то поло­жение, которое подтверждается воспроизводимым опытом.Основ­ной принцип естествознания гласит: знания о природе должны до­пускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое част­ное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт, в конечном счете, является решающим аргументом принятия данной теории.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «ро­довую» истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона науч­ной объективности.

Другой крупный комплекс наук — обществознание — напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интереса­ми, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными ме­тодами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т. п.

От технических наук естествознание отличается нацеленнос­тью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от матема­тики тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

Читайте также:  Регулировка карбюратора солекс на экономию

Следует учитывать различие между естественными и техни­ческими науками, с одной стороны, и фундаментальными и при­кладными — с другой.

Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия— изучают базисные структуры мира, а прикладные — занимаются применением результатов фундаментальных исследо­ваний для решения как познавательных, так и социально-практи­ческих задач. В этом смысле все технические науки являются при­кладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техниче­ским. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металло­ведение, полупроводниковая технология — практическими при­кладными науками.

Однако провести четкую грань между естественными, обще­ственными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное поло­жение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая гео­графия, на стыке естественных и технических — бионика, а ком­плексной междисциплинарной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является со­циальная экология.

Источник

Материалы по подготовке к ОГЭ: наука

1.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.

Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2.Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) влияние на формирование мировоззрения человека

2) основание вера в сверхъестественное

3) поиск объективных знаний о мире

4) объяснение происхождения мира и человека

3.Ученик прочитал в учебнике о формах (областях) духовной культуры. Сравните две формы (области) духовной культуры: религию и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественные силы

2) формирует картину мира

3) влияет на мировоззрение человека

4) подвергает результаты познания критическому анализу

4.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт

(Б)В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие

(В)Однако уровень подготовки выпускников, как правило, вызывает

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

5.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) обращение к различным источникам информации

2) создание и использование художественных образов

3) разностороннее отражение особенностей личности

4) теоретическое обоснование выявленной закономерности

6.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука позволяет прогнозировать последствия достижений и открытий современного общества.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.Верны ли следующие суждения о науке в жизни современного общества?

А. Наука особый способ познания мира.

Б. Научное знание отличается логичностью, достоверностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8.Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин

1) искусство 2) религия 3) мораль 4) наука

9.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов 1) религия

Б) теоретически систематизированные взгляды на 2) наука

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам и исполнение обрядов

Д) объективное отражение действительности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

10.Верны ли следующие суждения о современной науке?

А. Наука участвует в решении глобальных проблем современного общества.

Б. Современная наука вносит значительный вклад в модернизацию общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11.Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука объясняет устройство мира и открывает законы его развития.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, предполагает использование

художественных образов в исследованиях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.Верны ли следующие суждения о современной науке?

А. Открытия и достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.

Б. Отдалённые последствия научных открытий и достижений не всегда удаётся

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники.

(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий.

(В) Главное, чтобы расширение научно-технических возможностей человечества всегда

использовалось во благо общества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

14.Описание, объяснение и прогнозирование процессов действительности является непосредственной целью

15.К особенностям научного знания относится

1) очевидность содержания для каждого человека

2) нацеленность на практический результат

3) доказательность всех утверждений

4) использование художественных образов

16.Особенность научного знания состоит в том, что оно

1) основано на художественных образах

2) направлено на создание материальных ценностей

3) стремится к объективности

4) всегда применяется в реальной жизни

17.К особенностям научного знания относится

1) очевидность содержания для каждого человека

2) практическая польза

3) доказательность всех утверждений

18.К особенностям научного знания относится

1) очевидность содержания для каждого

2) нацеленность на практический результат

4) соответствие цели средствам познания

19.Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) образное отражение мира 1) искусство

Б) вера в сверхъестественные силы 2) религия

В) многообразие художественных стилей 3) наука

Г) строгое следование канону

Д) стремление к объективному познанию мира

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

20.Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

1) формирование представлений о прекрасном

2) многообразие художественных стилей

3) вера в существование сверхъестественных сил

4) получение объективных знаний о природе и обществе

21.Отличительным признаком науки является

1) формирование представлений о прекрасном

2) использование художественных образов

3) вера в существование сверхъестественных сил

4) стремление к достоверным знаниям о природе и обществе

22.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) открытие объективных законов развития природы

4) обращение к сверхъестественным силам

23.Верны ли следующие суждения об особенностях науки как формы (области) культуры?

А. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, помогает человеку решать его

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, может объединить людей для решения какой-либо значимой проблемы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, регулирует поведение человека в обществе, воспитывает его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25.Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?

1) Люди, рождённые под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны.

2) Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье.

Читайте также:  Регулировка света фар митсубиси асх

3) Согласно мифам древних китайцев первые люди были сотворены из глины.

4) Обнаруженные археологами при раскопках Помпеи надписи на стенах домов дали

дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме.

26.Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится

27.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) многообразие художественных стилей

2) участие в социализации человека

3) вера в существование сверхъестественных сил

4) получение достоверных знаний об окружающем мире

28.Что отличает науку от других форм культуры?

1) стремление получить истинное знание

2) использование художественных образов

3) опора на представления о добре и зле

4) отражение окружающего мира

29.Что является отличительным признаком науки?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) раскрытие сущности явлений и событий

4) следование определённым традициям

30.Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится

31.Учитель на уроке предложил ученикам охарактеризовать науку и религию. Сравните эти две области (формы) духовной культуры.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) объяснение важнейших вопросов в жизни людей

2) вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами

3) поиск объективных теоретических знаний о мире

4) влияние на формирование мировоззрения человека

32.Верны ли следующие суждения о цели науки?

А.Цель науки – регулировать нравственные и правовые отношения.

Б.Цель науки – получать достоверные знания о природе и обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

33.Науки принято разделять на предметные области. К точным наукам относится

34.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) вера в сверхъестественные силы 1) религия

Б) получение достоверных знаний о природе и обществе 2) наука

В) обоснованность и доказательность выводов

Г) вера в божественное происхождение мира и человека

Д) многократная проверка всех данных

35.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) 25-летним и 55-летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был

задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?».

(Б) Большинство 25-летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55-летних с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни.

(В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

36.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем

объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство

опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия

способствуют развитию техники и технологий, помогают побеждать болезни.

(В)Интересно, что уровень образования опрошенных не влияет на оптимистичную оценку

значения науки в современном обществе.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

37.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) использование художественных образов

2) обоснованность и доказательность полученных данных

3) обращение к сверхъестественным силам

4) воспитательное воздействие на личность

38.Науку как форму культуры отличает

1) стремление к получению объективных знаний

2) вера в сверхъестественные силы

3) отражение мира в художественных образах

4) ориентация на представления о добре и зле

39.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) вера в сверхъестественные силы

2) использование художественных образов

3) обоснованность и доказательность выводов

4) эмоциональное воздействие на человека

40.Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют

41.Познавательная деятельность человека, направленная на получение знаний и умений, называется

42.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) критическое осмысление результатов познания

2) поклонение сверхъестественным силам

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

43.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

44.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Науку активно привлекают к решению многих проблем современного общества.

Б. Современная наука тесно связана с производством материальных и духовных благ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

45.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) получение достоверных знаний о природе и об обществе 1) наука

Б) обоснованность и доказательность выводов 2) религия

В) поклонение сверхъестественным силам

Г) вера в божественное происхождение мира и человека

Д) достоверность получаемых результатов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

46.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) создание художественных образов 1) искусство

Б) логичность и доказательность выводов 2) наука

В) критический анализ результатов познания

Г) эмоциональное воздействие на человека

Д) объективное отражение действительности

47.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Алла Владимировна 20 лет преподаёт физику в школе.

(Б) Она регулярно читает научно-популярные журналы по естествознанию, осваивает новые методики преподавания.

(В) Такое, по-настоящему профессиональное отношение к работе, вызывает уважение.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

48.Верны ли следующие суждения о цели науки?

А.Цель науки регулировать нравственные и правовые отношения.

Б.Цель науки отражать действительность в художественных образах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

49.Иван увлекается изучением птиц, обитающих в средней полосе России. Он участвует в ежегодном кольцевании птиц, изучает влияние изменения климата на численность и поведение отдельных видов птиц. Иван опубликовал несколько статей в специальном журнале по проблемам биологии,

готовит книгу о птицах. К какой области относится деятельность Ивана?

Наука 2) искусство 3) религия 4) мораль

50.Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют

51.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука имеет возможность прогнозировать последствия важнейших достижений и направления развития современного общества.

Б. Наука активно участвует в решении глобальных проблем современного общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

52.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку познавать мир и объяснять законы его развития.

Б. Каждая наука в соответствии со своим предметом и особенностями вырабатывает свой понятийный аппарат.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

53.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир.

(Б) Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое не

создало свою культуру.

(В) Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве одного из критериев общественного прогресса.

Источник

Adblock
detector