Отличие науки от других отраслей культуры
Тема 1
Что такое наука и естествознание?
Что такое наука и естествознание?. 1
1. Характерные черты науки. 1
2. Отличие науки от других отраслей культуры. 2
3. Наука и религия. 3
4. Наука и философия. 4
5. Становление науки. 4
6.Что такое естествознание. 7
7. Эволюция и место науки в системе культуры. 9
8. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 10
9. Противоречия современной науки. 11
10. Значение науки в эпоху НТР. 15
СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕТВОЗНАНИЕ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ. 17
Практикум к семинару. 18
ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 21
Практикум к семинару. 21
Характерные черты науки
О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это:
1) отрасль культуры;
2) способ познания мира;
3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т. п.).
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА — в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки, не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
8. Наука КРИТИЧНА — в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
9. Наука ДОСТОВЕРНА — в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА — в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий иих положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность — фрагментарность, бщезначимость — обезличенность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — внеморальность, рациональность — чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Отличие науки от других отраслей культуры
Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».
Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.
Наука и религия
Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть его нет.
Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры.
В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана[1]: «Верую, потому что абсурдно».
Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное.
Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтаций между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.
Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.
Наука и философия
Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.
Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.
Ученых порой представляли в качестве так называемых «стихийных материалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.
Становление науки
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI — XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс[2] говорит о двух этапах становления науки.
I этап: «становление логически и методически осознанной науки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии».
II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.»(К. Ясперс. Смысл и назначение истории. — М., 1994.- С.100).
Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.
Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.
Греческая наука была умозрительным исследованием (само словотеория в переводе с греческого означает умозрение), мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низменной.
Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой. Р. Декарт[3] писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов деятельности наших ремесленников.
Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение о методе. Избр. произв. — М., 1950.- С. 305).
Современник Декарта Ф. Бэкон[4], также много сил потративший для обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы, выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition», имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия» до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывались тайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»).
Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).
Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.
Причина возникновения науки — своеобразный тип новоевропейской культуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у древних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшееся причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.
Западную культуру не зря называли рациональной, и ее не похожая на греческую рациональность оказалась очень хорошо увязана с капиталистическим строем. Она позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль.
Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина[5] были основания и для того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она старалась прочно опираться на опыт.
Обе черты западной культуры понадобились для развития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. «В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется исследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. — С. 104). В науке нашла свое выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельностная направленность.
Деятельностной направленности ума благоприятствовал умеренно-континентальный климат данного региона. Таким образом имело место взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.
Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так:наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени, — синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат «существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986.- С. 92).
6. Что такое естествознание?
Выяснив основные особенности современной науки, можно дать определение естествознанию. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств.
Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.
· эмпирические обобщения и
· теории, которые формулируют законы науки.
Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения — варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.
Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом.Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт, в конечном счете, является решающим аргументом принятия данной теории.
Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности.
Другой крупный комплекс наук — обществознание — напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т. п.
От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а не знаковые системы.
Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными — с другой.
Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия— изучают базисные структуры мира, а прикладные — занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология — практическими прикладными науками.
Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических — бионика, а комплексной междисциплинарной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.
Источник
Материалы по подготовке к ОГЭ: наука
1.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) влияние на формирование мировоззрения человека
2) основание вера в сверхъестественное
3) поиск объективных знаний о мире
4) объяснение происхождения мира и человека
3.Ученик прочитал в учебнике о формах (областях) духовной культуры. Сравните две формы (области) духовной культуры: религию и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) основывается на вере в сверхъестественные силы
2) формирует картину мира
3) влияет на мировоззрение человека
4) подвергает результаты познания критическому анализу
4.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт
(Б)В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие
(В)Однако уровень подготовки выпускников, как правило, вызывает
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
5.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) обращение к различным источникам информации
2) создание и использование художественных образов
3) разностороннее отражение особенностей личности
4) теоретическое обоснование выявленной закономерности
6.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука позволяет прогнозировать последствия достижений и открытий современного общества.
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.Верны ли следующие суждения о науке в жизни современного общества?
А. Наука особый способ познания мира.
Б. Научное знание отличается логичностью, достоверностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8.Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин
1) искусство 2) религия 3) мораль 4) наука
9.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А) логичность и доказательство выводов 1) религия
Б) теоретически систематизированные взгляды на 2) наука
В) вера в сверхъестественное
Г) строгое следование ритуалам и исполнение обрядов
Д) объективное отражение действительности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .
10.Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Наука участвует в решении глобальных проблем современного общества.
Б. Современная наука вносит значительный вклад в модернизацию общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11.Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука объясняет устройство мира и открывает законы его развития.
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, предполагает использование
художественных образов в исследованиях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12.Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Открытия и достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.
Б. Отдалённые последствия научных открытий и достижений не всегда удаётся
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники.
(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий.
(В) Главное, чтобы расширение научно-технических возможностей человечества всегда
использовалось во благо общества.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
14.Описание, объяснение и прогнозирование процессов действительности является непосредственной целью
15.К особенностям научного знания относится
1) очевидность содержания для каждого человека
2) нацеленность на практический результат
3) доказательность всех утверждений
4) использование художественных образов
16.Особенность научного знания состоит в том, что оно
1) основано на художественных образах
2) направлено на создание материальных ценностей
3) стремится к объективности
4) всегда применяется в реальной жизни
17.К особенностям научного знания относится
1) очевидность содержания для каждого человека
2) практическая польза
3) доказательность всех утверждений
18.К особенностям научного знания относится
1) очевидность содержания для каждого
2) нацеленность на практический результат
4) соответствие цели средствам познания
19.Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) образное отражение мира 1) искусство
Б) вера в сверхъестественные силы 2) религия
В) многообразие художественных стилей 3) наука
Г) строгое следование канону
Д) стремление к объективному познанию мира
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20.Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) формирование представлений о прекрасном
2) многообразие художественных стилей
3) вера в существование сверхъестественных сил
4) получение объективных знаний о природе и обществе
21.Отличительным признаком науки является
1) формирование представлений о прекрасном
2) использование художественных образов
3) вера в существование сверхъестественных сил
4) стремление к достоверным знаниям о природе и обществе
22.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) эмоциональное воздействие на человека
2) отражение представлений о добре и зле
3) открытие объективных законов развития природы
4) обращение к сверхъестественным силам
23.Верны ли следующие суждения об особенностях науки как формы (области) культуры?
А. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, помогает человеку решать его
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, может объединить людей для решения какой-либо значимой проблемы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, регулирует поведение человека в обществе, воспитывает его.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25.Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) Люди, рождённые под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны.
2) Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье.
3) Согласно мифам древних китайцев первые люди были сотворены из глины.
4) Обнаруженные археологами при раскопках Помпеи надписи на стенах домов дали
дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме.
26.Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится
27.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) многообразие художественных стилей
2) участие в социализации человека
3) вера в существование сверхъестественных сил
4) получение достоверных знаний об окружающем мире
28.Что отличает науку от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
29.Что является отличительным признаком науки?
1) эмоциональное воздействие на человека
2) отражение представлений о добре и зле
3) раскрытие сущности явлений и событий
4) следование определённым традициям
30.Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится
31.Учитель на уроке предложил ученикам охарактеризовать науку и религию. Сравните эти две области (формы) духовной культуры.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) объяснение важнейших вопросов в жизни людей
2) вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами
3) поиск объективных теоретических знаний о мире
4) влияние на формирование мировоззрения человека
32.Верны ли следующие суждения о цели науки?
А.Цель науки – регулировать нравственные и правовые отношения.
Б.Цель науки – получать достоверные знания о природе и обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
33.Науки принято разделять на предметные области. К точным наукам относится
34.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ
А) вера в сверхъестественные силы 1) религия
Б) получение достоверных знаний о природе и обществе 2) наука
В) обоснованность и доказательность выводов
Г) вера в божественное происхождение мира и человека
Д) многократная проверка всех данных
35.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) 25-летним и 55-летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был
задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?».
(Б) Большинство 25-летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55-летних с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни.
(В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
36.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем
объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство
опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия
способствуют развитию техники и технологий, помогают побеждать болезни.
(В)Интересно, что уровень образования опрошенных не влияет на оптимистичную оценку
значения науки в современном обществе.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
37.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) использование художественных образов
2) обоснованность и доказательность полученных данных
3) обращение к сверхъестественным силам
4) воспитательное воздействие на личность
38.Науку как форму культуры отличает
1) стремление к получению объективных знаний
2) вера в сверхъестественные силы
3) отражение мира в художественных образах
4) ориентация на представления о добре и зле
39.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) вера в сверхъестественные силы
2) использование художественных образов
3) обоснованность и доказательность выводов
4) эмоциональное воздействие на человека
40.Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют
41.Познавательная деятельность человека, направленная на получение знаний и умений, называется
42.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) критическое осмысление результатов познания
2) поклонение сверхъестественным силам
3) многообразие художественных стилей
4) формирование представлений о прекрасном
43.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
44.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?
А. Науку активно привлекают к решению многих проблем современного общества.
Б. Современная наука тесно связана с производством материальных и духовных благ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
45.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А) получение достоверных знаний о природе и об обществе 1) наука
Б) обоснованность и доказательность выводов 2) религия
В) поклонение сверхъестественным силам
Г) вера в божественное происхождение мира и человека
Д) достоверность получаемых результатов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
46.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А) создание художественных образов 1) искусство
Б) логичность и доказательность выводов 2) наука
В) критический анализ результатов познания
Г) эмоциональное воздействие на человека
Д) объективное отражение действительности
47.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Алла Владимировна 20 лет преподаёт физику в школе.
(Б) Она регулярно читает научно-популярные журналы по естествознанию, осваивает новые методики преподавания.
(В) Такое, по-настоящему профессиональное отношение к работе, вызывает уважение.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
48.Верны ли следующие суждения о цели науки?
А.Цель науки регулировать нравственные и правовые отношения.
Б.Цель науки отражать действительность в художественных образах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
49.Иван увлекается изучением птиц, обитающих в средней полосе России. Он участвует в ежегодном кольцевании птиц, изучает влияние изменения климата на численность и поведение отдельных видов птиц. Иван опубликовал несколько статей в специальном журнале по проблемам биологии,
готовит книгу о птицах. К какой области относится деятельность Ивана?
Наука 2) искусство 3) религия 4) мораль
50.Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют
51.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука имеет возможность прогнозировать последствия важнейших достижений и направления развития современного общества.
Б. Наука активно участвует в решении глобальных проблем современного общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
52.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку познавать мир и объяснять законы его развития.
Б. Каждая наука в соответствии со своим предметом и особенностями вырабатывает свой понятийный аппарат.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
53.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир.
(Б) Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое не
создало свою культуру.
(В) Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве одного из критериев общественного прогресса.
Источник