Меню

Мононормы регулируют общественные отношения феодальном обществе



Социальные нормы в догосударственный период. «Мононормы» как правила поведения, регулирующие общественные отношения первобытного общества

Урегулированность и упорядоченность общественных отношений является присущим признаком любой социальной общности. Урегулированность и порядок – это и есть такое качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.

Любое общество требует регуляции и таким регулятором в первобытном обществе являются «мононормы» – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. «Мононормы» носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов.

Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц: «Мононорма» (от греч. monos — один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.».

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Основной особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного.

Разновидностью религиозных норм были нормы-запреты (табу).

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Становлению права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения, бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.

Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя.

Источник

Мононормы как форма регулирования внутриобщинных отношений и основа формирования морали и права у славян. Общинное судопроизводство;

Дифференциация мононорм в условиях разложения первобытных отношений шла, прежде всего, в направлении распадения их на нормы права и нормы морали. Правовые нормы содержали правила обязательного поведения, моральные –– предпочтительного. Соответственно, первые из них обеспечивались жесткими санкциями формирующегося управленческого аппарата, вторые –– лишь силой общественного мнения[122]. В свою очередь, формирующаяся мораль также не была единой: различные социальные группы руководствовались весьма различающимися нормами. Начинает, например, складываться новое отношение к былым нормам общежития, которые утрачивают строго неукоснительный характер и рассматриваются как предпочтительные. Если раньшедо сих пор трудовая взаимопомощь другим членам общины (супряга) считалась обязательной и в случае отказа от участия в ней могла привести в изгнанию из общины, то теперь дело ограничивалось лишь чем-то вроде бойкота.

Формируются и представления о существовании особых предназначений различных групп: мирный труд –– удел большинства общинников, управленческие и военные функции –– задача социальной верхушки.

В новой морали возникает противопоставление должного и сущего: значительная часть былых норм отношений отходят в область идеалов, все более расходясь с новой социальной реальностью.

Еще отчетливее, чем становление морали, набирает силу процесс превращения части мононорм в правовые нормы. Прежде всего, начинают меняться сами субъекты взаимоотношений, между которыми возникают конфликты, а соответственно, возникает потребность в их урегулировании. Если ранее они завязывались, как правило, на межобщинной основе, то теперь возникают и между группами и членами одной общины. Естественно поэтому, появление норм, определяющих «особость» группы или индивида[123].

Читайте также:  Ремонт пилы хускварна и регулировка

Существенно расширяется и сама сфера действия формирующихся норм: землевладение и землепользование, договорные обязательства, наследование, положение членов семьи и т.д. Причем, этом все более важным источником конфликтов становится имущественный ущерб (грабеж, кража, потрава полей, невыполнение имущественных обязательств и т.п.)., хотя Впрочем, нередко имущественный ущерб все еще рассматривается как нанесение ущерба личности,: поскольку тот же грабеж, поскольку означал применение насилия над человеком.

Трансформируются обычаи взаимопомощи, которая приобретает все более ассиметричный характер, в результате чего происходит узаконение права вождей на получение поборов и повинностей с общинников.

Изменяются мононормы взаимозащиты: если в первобытном обществе в случае конфликта по поводу убийства члена одной родственной группы представителями другой единственным ответом пострадавшей стороны могло быть лишь возмездие, означавшее нанесение равного ущерба виновной стороне (принцип талиона), то теперь возникает и другой вариант восстановления справедливости (а соответственно и урегулирования конфликта), – эквивалентное материальное возмещение нанесенного ущерба, например, уплата штрафов в пользу как потерпевших, так и лиц, осуществляющих урегулирование. К тому же, становится заметной дифференциация «цены крови» (вергельда, или виры?) лиц, обладающих разным социальным статусом. Впрочем, возникновение вергельда не отменяло самого обычая кровной мести. Это было правом, но не обязанностью потерпевшей стороны, которая могла избрать и традиционный способ разрешения конфликта.

Очевидно, что если уж убийство можно было заменить уплатой возмещения, то тем более возможной становилась компенсация всех других видов ущерба: телесных повреждений, имущественного ущерба, оскорблений и т.п.

В то же время, эти нормы все еще действуют не столько в территориальных границах территориальных, сколько в этнических –– в рамках общины, племени (союза племен). Признаком сохранения связей со старым укладом является и подчеркнутая публичность реализации норм. Все действия совершаются в присутствии большого числа свидетелей, прежде всего, родственников. К тому же сохраняется неразграниченность между правом и обязанностью: та же кровная месть еще не столько право, сколько обязанность потерпевших. Групповой характер ответственности мешает становлению понимания виновности субъекта, практически отсутствует учет особенностей личности преступника (возраст, психическое состояние).

Отсутствуют и специальные органы судебной власти. Судопроизводство осуществляет, как правило, общинное (племенное) руководство –– советы старейшин, вожди. Правда, последние постепенно заниматьют главенствующее место в осуществлении судебной функции. В ряде случаев, конфликт разрешался путем прямых переговоров:, если виновность и размеры ущерба были очевидны. Использовались также посредники (при согласии виновной стороны возместить ущерб, переговоры между конфликтующими группами осуществляли лица, к ним не принадлежащие, но, в то же время, связанные с ними) или знатоки существующих норм.

На этой основе возникает суд посредников (медиаторов), или третейский суд, как правило, для разрешения имущественных споров, хотя его могли образовывать для урегулирования любых конфликтов. Третейский суд был не столько органом, сколько формой разрешения конфликта. Его состав определялся по согласованию самими сторонами, он не имел каких-либо средств для проведения в жизнь принятых решений. В случае, если одна из сторон отказывалась выполнять принятое судом решение, в глазах общественного мнения у другой появлялось право на использование силы для проведения его в жизнь, (поскольку само согласие на такую форму суда обеими сторонам с очевидностью подразумевало необходимость признания ими любого его решения.

Одной из форм обеспечения соблюдения людьми обязательств являлась угроза применения вредоносной магии. Пытаясь наказать обидчика, потерпевший стремился навлечь на него кару с помощью магических действий, прибегая к услугам колдунов. Вообще, значительная часть «судебных» действий сопровождалась различными языческими обрядами, присягами, поединками, ордалиями (испытаниями), установлением «доброй славы» сторон.

Таким образом, при сохранении значительной части старых средств и форм регулирования общественных отношений, к моменту возникновения государства восточные славяне все активнее вырабатывают новые, выходящие за рамки традиционных мононорм классического родового строя инструменты, ставшие впоследствии основанием права в Древнерусском государстве.

Глава 4. Образование Древнерусского государства, его развитие и основные черты

§1. Полиэтнический характер древнерусской государственности. Легенда о призвании варягов и историографические дискуссии о проблемах образование Древнерусского государства: борьба норманистов и антинорманистов

§2. Функции Древнерусского государства. Складывание государственной территории и подданного населения. Формирование государственного аппарата. Вече. Князь. Боярская дума. Дружина. Ранние формы социального регулирования

§3. Складывание государственной идеологии. Древнерусское язычество и его особенности. Превращение православия в государственную религию Древней Руси

§4. Древнерусская государственность как начало российской государственности

Источник

Мононормы регулируют общественные отношения феодальном обществе

346. Министерство экономического развития РФ является органом . компетенции.
специальной

347. Мононормами в науке называют .
первобытные обычаи

348. Мононормы регулируют общественные отношения в:
первобытном обществе

Читайте также:  Ауди 100 дв 20 е регулировка винта качества топлива

349. Н. Макиавелли рассматривал государство как:
общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов

350. На анализе и оценке правовых норм с точки зрения их внешней формы, т.е. с формальной точки зрения, основываются сторонники:
юридического позитивизма

351. На вере в Бога, божественный разум основана такая теория происхождения государства и права, как:
теологическая

352. На естественных, неотъемлемых правах человека базируется такая теория происхождения государства и права, как:
договорная

353. На основе и в результате рецепции римского права сформировалась .
романо-германская правовая семья

354. На современном этапе основным источником права в РФ является:
нормативно-правовой акт

355. На состояние законности оказывают воздействие:
факторы, относящиеся к личности, и факторы внешней среды

356. Надстройка — это:
совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений

357. Назначаемое правонарушителю наказание:
не должно быть жестоким

358. Назначение правовосстановительных санкций — это:
принудительное исполнение обязанности, восстановление нарушенных прав

359. Наиболее легким является проступок/правонарушение .
гражданское

360. Наиболее распространенным является мнение, что юридическое содержание правоотношений образуют:
субъективные права и юридические обязанности

Источник

Социальные нормы (мононормы) в первобытном обществе

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, включались в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение — поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества. Сам факт появления норм — это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе социальной нормы первобытного общества.

Читайте также:  Регулировка пружины на мото

2) реализовались в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени), ритуалов, обрядов, мифов. В мифах закреплялись способы создания средств производства, знания о местах стоянок, о правилах брачно-семейных отношений и т.п. В сравнении с табу миф представляет более сложный нормативный регулятор. В мифе выделялось несколько составляющих – познавательно-идеологический, нормативно-регулятивный, обрядовый, воспитательный. Мифы были примитивной формой общественного сознания, средством мышления первобытного человека и познания окружающего мира. В мифах сохранялись знания человека об окружающей среде, о своем месте в природе и обществе. Главным элементом мифа считается нормативно-регулятивный, т.е. те правила поведения, которые закреплялись мифом и в которых аккумулировался тысячелетний практический опыт человечества. Содержа в себе набор положительных и отрицательных примеров, миф показывал правила поведения в отношениях с природой и людьми. Миф, как правило, сопровождался соответствующими обрядами, ритуалами, которые способствовали закреплению мифа в сознании первобытного человека;

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода). Соблюдение норм, содержащихся в мононормах, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.;

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Источник

Тест по обществознанию на тему «Происхождение государства и права» (9 класс)

Тест по обществознанию для 9 класса на тему «Происхождение государства и права»

1. Какие признаки характеризуют род?

а) род основан на кровном родстве;

б) его члены ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленные, плюс наличие общей собственности;

г) общность людей, проживающих на определенной территории.

2. Каковы особенности власти в первобытном обществе?

а) принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет руководителей, традиции и обычаи;

б) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров;

в) осуществлялась особой группой людей, не принимавших участие в производственной деятельности рода.

3. Каковы особенности нормативной регуляции первобытного общества?

а) преобладание запретов, неразделенность прав и обязанностей;

б) отсутствие обеспечивающего исполнения норм особого механизма принуждения, отделенного от общества;

в) все вышеперечисленное плюс основная форма регулирования поведения – обычай.

4. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества?

а) общеобязательная нормативность, формальная определенность;

б) институционность, обеспеченность государственным принуждением;

в) все вышеперечисленное плюс различимость прав и обязанностей.

5. Какие социальные нормы регулировали отношения в первобытном обществе?

а) обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы;

б) обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы и табу;

в) вышеперечисленные плюс нормы моды.

6. Каким понятием обозначается правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку?

7. Мононормы регулируют общественные отношения:

а) в феодальном обществе;

б) в рабовладельческом обществе;

в) в первобытном обществе;

г) в буржуазном обществе;

д) во всех вышеуказанных обществах.

8. Правила поведения в доклассовом обществе – это в основном:

а) религиозные нормы;

в) социальные нормы;

г) моральные нормы;

д) правовые нормы.

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Номер материала: ДБ-882698

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector