Меню

Международное публичное право регулирует ответственность



Международное публичное право
Коллектив авторов, 2015

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Международное публичное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет и функции международного публичного права
  • 2. История и система международного публичного права
  • 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
  • 4. Нормы международного публичного права: понятие и классификация
  • 5. Источники международного публичного права: понятие и виды
  • 6. Право международных договоров: понятие и стороны

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное публичное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Нормы международного публичного права: понятие и классификация

1. Международное публичное право представляет собой совокупность международно-правовых норм. Любой международный договор нормативного характера содержит как минимум одну международно-правовую норму.

2. Норма международного публичного права — это обязательное для участника соответствующих международно-правовых отношений правило поведения. Эти нормы группируются в институты международного публичного права.

3. Институт международного публичного права — это группа однородных международно-правовых норм (институт гражданства). Институты международного публичного права группируются в более крупные образования — подотрасли международного публичного права (гуманитарное право, морское право, воздушное право, космическое право и т. п.).

4. Особенность международно-правовых норм заключается в том, что эти нормы распространяются, как правило, лишь на тех субъектов международного публичного права, которые являются участниками соответствующего международно-правового договора, содержащего данную норму.

5. Применительно к нормам международного публичного права возможна классификация по различным основаниям. Такая классификация имеет важное практическое значение. В зависимости от характера и методов правового регулирования нормы международного публичного права делятся на императивные и диспозитивные.

6. Императивные нормы — это нормы, требующие исполнения предписания и не оставляющие субъекту возможности выбора. Например, в соответствии со ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

7. Диспозитивные нормы — это нормы, позволяющие субъекту действовать по своему усмотрению, регулировать международные отношения с помощью соглашений субъектов международного публичного права. К диспозитивным относится норма ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон.

8. В зависимости от того, какие отношения регулируют нормы международного публичного права, различают материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы регулируют конкретные, материальные отношения между субъектами международного публичного права, налагают на субъектов права и обязанности. Материальной, например, считается норма ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью. Процессуальные нормы регулируют порядок осуществления каких-либо значимых с точки зрения международного публичного права действий. К процессуальным нормам относятся всевозможные процедурные правила международных судов и арбитражей, в том числе нормы, регулирующие порядок деятельности Европейского суда по правам человека.

Источник

Международное публичное право
Коллектив авторов, 2015

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Международное публичное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Читайте также:  Регулировка педали сцепления skoda octavia

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет и функции международного публичного права
  • 2. История и система международного публичного права
  • 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
  • 4. Нормы международного публичного права: понятие и классификация
  • 5. Источники международного публичного права: понятие и виды
  • 6. Право международных договоров: понятие и стороны

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное публичное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет и функции международного публичного права

Под международным публичным правом понимается система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками.

1. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного — права. Как и любая отрасль права, международное публичное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками; норм, содержащихся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

2. Часто международное публичное право рассматривается как особая правовая система, в которой наиболее важную часть составляют действующие и осуществляемые нормы. Большое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного публичного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (далее — ООН) не считается применением так называемого права вето.

В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

3. К общепризнанным принципам международного публичного права относятся концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

4. Отрасли международного публичного права регулируют крупные блоки международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

5. Под системой международного публичного права понимается объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного публичного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного публичного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

6. Под международно-правовым институтом понимается группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). И подотрасли, и институты международного публичного права являются его неотъемлемой составной частью.

К функциям международного публичного права относятся:

• регулирующая — установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

• координирующая — в нормах международного публичного права отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

• обеспечивающая — принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

• охранительная — защита законных прав и интересов государства.

Источник

16. Международное публичное право: понятие, принципы, источники, субъекты. Международные правонарушения и юридическая ответственность за них.

Международное публичное право — сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения.

Международная система в узком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую: а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования – субъекты международного права; б) отношения между субъектами международного права – международные отношения; в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, – международное публичное право

Субъекты международного публичного права – это коллективные образования, наделенные нормами международного права правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений. К субъектам международного публичного права относятся: государства, нации или народы, международные организации. Государства – первоначальные и основные субъекты международного публичного права, обусловившие его возникновение и развитие. Определяющая роль государств в международном праве объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все государства равны в правосубъектность. Государства является субъектом международного права с момента возникновения. Правосубъектность государства не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут создавать новые субъекты международного права (например, международные организации). Нация, или народ, — общий термин, относящийся к многонациональному населению, — сравнительно новый субъект международного публичного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов»

Читайте также:  Реле регулировки тока на аккумуляторах

К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации.

Источники международного права:

К числу основных источников относят международные договоры и международно-правовые обычаи.

Под вспомогательными источниками международного права обычно имеют в виду документы (резолюции, декларации и др. ), принимаемые органами международных организаций, судебные (арбитражные) решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина).

Международный договор, в соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. , — это «международное соглашение, заключаемое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом

Международный обычай — это такое правило поведения, которое в результате длительного и единообразного применения субъектами международного права в аналогичных ситуациях признается в качестве юридически обязательного.

«общие принципы права» в международном праве — это юридические понятия, постулаты, правила юридической логики и юридической техники, которые применяются как в национальных правовых системах, так и в международном праве в процессе толкования и применения правовых норм.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих

суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных

отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и

являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету.

вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях

и организациях, международных до­говорах и др. ;

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все

государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой

или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической

независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров

государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами

мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир,

безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе

принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора

средств разрешения спора и с учетом других принципов.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств

каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую,

экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны

других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны

уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых

действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны

также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации

или мер применения силы в нарушение международного права

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые

все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны

воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части

или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека —

составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства

обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы,пола, языка или религии.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы

вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и

свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления

народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны

сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных

Читайте также:  Регулировка клапанов уаз 469 1987 г

обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя

Международное правонарушение характеризуют следующие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемым структурным элементом правонарушения является причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ущербом).

Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве понимается как противоречие между правовой нормой (обязательством) и поведением государства. Статья 16 проекта устанавливает: «Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда деяние этого государства не соответствует тому, что требует от него указанное обязательство». Таким образом,

противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполняет любое свое международное обязательство.

Статья 19 -проекта статей об ответственности «Международные преступления и международные правонарушения» гласит: «1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление». В числе таких деяний названы: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.

Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах.

В практике международных отношений нет «жесткого» соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения.

Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

Реституция представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности

Реторсии — принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

Репрессалии — принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру.

Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т. д.

В определенных ситуациях государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав.

Источник

Adblock
detector