Меню

Международное право не регулирует вопросы международной торговли



Международное торговое право

Международное торговое право необходимо знать , чтобы избежать катастрофических последствий. Это может произойти из-за того, что международные торговые операции включают в себя взаимосвязанную цепочку договоров, в которых участвуют все от экспортёра до инспектирующего агентства. В идеале эти договоры должны сосуществовать друг с другом, однако часто важные аспекты остаются не урегулированными в ходе переговоров или же условия в одном из договоров противоречат условиям в другом договоре.

Каковы принципы и особенности международного торгового права

Экспортно-импортные операции могут быть достаточно сложными, так как они предусматривают заключение, по крайней мере, одной из сторон – импортёром или экспортёром – целого ряда взаимосвязанных друг с другом договоров с банками, страховщиками, перевозчиками, таможенными агентами, инспекторами и т.д. В рамках классической сделки документарной купли-продажи, например, по покупке насыпного груза, покупатель обязан инициировать процесс путем открытия документарного аккредитива в банке. Однако для этого подойдет не любой аккредитив. Он должен строго соответствовать условиям договора купли-продажи (если таковой имеется) по данной сделке. В свою очередь, аккредитив может предусматривать предоставление коносамента определённого типа, страхового полиса и свидетельства об осмотре. Таким образом, экспортёр обязан заключить определённые договоры с перевозчиками, страховщиками и инспектирующими компаниями. Каждый из таких дополнительных договоров регулируется различными нормами права или нормативными актами.

В ходе переговоров экспортёры могут ссылаться на типовые формы договоров (такие, как Типовой контракт ICC международной купли-продажи, типовой агентский договор ICC, типовой дистрибьюторский договор ICC, типовые договоры ICC франчайзинга) или случайного посредничества. Даже если эти формы не будут использованы в чистом виде, они могут быть полезными при подготовке к переговорам по договору. Например, можно провести сравнение положений типового договора с положениями в контракте, предлагаемом контрагентом.

Какие нормы международного торгового права можно выделить

1) Договор купли-продажи – право, регулирующее коммерческие продажи. Экспортные договоры, как правило, регулируются правом, которое применяется к операциям купли-продажи между коммерсантами. В зависимости от положений договора, применимым правом может являться национальное право (как в случае с Единообразным торговым кодексом США или Торговым кодексом Франции) или же специальное международное право, известное как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., или CISG).

2) Положения о перевозке и поставке – «Инкотермс» и законы, регулирующие перевозку товаров. Коммерсанты, осуществляющие международную куплю-продажу, распределяют обязанности по транспортировке, страхованию и таможенной очистке, используя стандартные торговые термины, известные как «Инкотермс» (такие, как FOB и CIF), разрабатываемые ICC. «Инкотермс» регулируют исключительно взаимные обязанности продавца и покупателя. Они не охватывают договор перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. При этом ответственность перевозчика перед грузоотправителем регулируется специальным транспортным правом, выбор которого будет зависеть от используемого способа транспортировки и от того, являются ли страны, участвующие в перевозке, участниками одного из основных международных транспортных договоров (таких, как Гаагские или Гааго-Висбийские правила).

3) Положения об оплате – унифицированные правила для расчетов (документарные аккредитивы, инкассо и т.д.). Некоторые из наиболее часто встречающихся в договорах международной купли-продажи платёжных условий, например, документарный аккредитив или документарное инкассо, регулируются унифицированными правилами, разрабатываемыми и обновляемыми ICC (например, «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов»).

4) Положения о страховании – Инкотермс и Оговорки Института лондонских страховщиков. В соответствии с терминами Инкотермс CIF и CIP, продавец имеет контрактное обязательство заключить за счёт покупателя договор морского страхования груза. Сумма страховки и пределы ответственности страховщика установлены «Инкотермс» в размере 110% от цены товара по счету при минимальном покрытии, предусмотренном Оговорками Института лондонских страховщиков.

5) Разрешение споров – выбор права и арбитражного суда. Надлежащим образом составленный договор должен содержать положения, определяющие место и способ разрешения споров. Стороны могут предусмотреть, что споры будут разрешаться в судебном порядке в национальных судах одной из сторон или же что споры будут разрешаться в арбитражном суде, например, в Международном арбитражном суде ICC.

Как происходит управление правовыми рисками

— Тщательно составляйте договор купли-продажи. Точные, тщательно составленные контракты являются инструментом управления правовыми рисками в международной торговле. Поскольку договор купли-продажи играет роль «основного договора», особенно важно, чтобы он был составлен тщательно и отражал все аспекты сделки. К сожалению, слишком часто международная торговля осуществляется на основе типовых контрактов, которые могут быть неподходящими или неполными. Коммерсанты могут так стремиться к скорейшему заключению сделки, что готовы согласиться с любым документом, им предложенным. В секторе сырьевых товаров, в котором преобладают стандартные контракты, чрезвычайно краткие коммерческие предложения могут являться нормой, однако в других контекстах лаконичные контракты становятся плохой идеей. В международной торговле, так же, как и во внутренней, коммерсанты должны остерегаться договоров, основанных «на рукопожатии». Ведь, в случае возникновения любого спора или неопределённости, договор является первым, к чему обращаются стороны. Если в нём ничего не указано или имеются неясности, стороны могут оказаться вынужденными прибегнуть к дорогостоящей и недружественной процедуре судебного или арбитражного разбирательства.

— Анализ договора является неотъемлемой частью переговоров о продаже товара, и им не стоит пренебрегать. Переговоры по заключению договора не должны рассматриваться как торги или споры по поводу цены или качества. О договорах не следует думать и как об оружии, которое можно применить в случае споров. Скорее, договоры должны рассматриваться как письменные свидетельства обмена информацией между сторонами, благодаря которым можно избежать большинства споров. При этом процесс заключения контракта должен быть чем-то большим, чем просто подписание формы. Коммерсанты не должны делать поспешных выводов о том, что у них нет свободы манёвра, даже при использовании типового контракта: возможность добиться значительных договорных уступок имеется всегда. Если коммерсанта не устраивает какое-либо положение в предложенном контрагентом типовом контракте, одной из альтернатив является простая отправка подтверждения о согласии с контрактом при условии исключения указанной статьи или положения. Неспособность настоять на минимальных контрактных мерах предосторожности может быть крайне безрассудной.

Случай из практики

MCC Marble Ceramic против Ceramica

Американский торговец керамической плиткой посетил торговую ярмарку в Болонье, Италия, где он обсудил условия соглашения о покупке плитки у итальянского производителя. Была достигнута устная договоренность по вопросам цены, качества, количества, поставки и оплаты. После чего итальянский производитель попросил американского торговца подписать стандартный договор, содержащий юридические положения, написанные на итальянском языке. Несмотря на то, что американский торговец не читал и не говорил на итальянском языке, он подписал контракт. Стороны, якобы, устно договорились о том, что положения на итальянском языке к их договоренности применяться не будут.
Позднее американский покупатель не был удовлетворён качеством первой поставки, однако не уведомил продавца, как того требовал договор. Итальянский производитель подал судебный иск с целью настоять на условиях того стандартного договора. В американских судах итальянский производитель получил первоначальное решение, которое запрещало американскому торговцу представлять доказательства, основанные на якобы существовавшей устной договоренности, однако данное решение позднее было пересмотрено по апелляции. По иронии судьбы, итальянский производитель пытался применить к контракту американское право, так как американское «правило, исключающее устные доказательства, дополняющие или изменяющие письменное соглашение», запрещает представление доказательств, касающихся устных договоренностей; однако, американский торговец выиграл в апелляционном производстве, так как суд применил Венскую конвенцию 1980 г. (CISG), а не американское право.

— Устные договоренности уместны, но зависят от применимого права. Несмотря на то, что наилучшим вариантом являются письменные договоры, существует возможность совершения торговой сделки и в устной форме, по крайней мере, в рамках Венской конвенции 1980 г. (CISG). Коммерсанты могут не знать, имеют ли они право обращаться в суд в случае возникновения спора, если отсутствует письменный договор, лежащий в основе соответствующей сделки или части сделки. На самом деле, возможность приведения в исполнение устной договоренности или иной неформальной договоренности может иметься, но это будет зависеть от того, применяется ли к договору национальное право или Венская конвенция 1980 г.(в некоторых странах все коммерческие соглашения должны быть засвидетельствованы в письменном виде). Более того, некоторые договоры содержат оговорки (так называемые оговорки «об исчерпывающем характере договора» или оговорки «о полном соглашении»), в которых предусматривается, что любые изменения в договор должны быть сделаны в письменном виде.

— Существует ли между сторонами какой-то установленный порядок отношений (привычный или стандартный способ ведения бизнеса, сформировавшийся в ходе предыдущих сделок) или, может быть, имеется торговый обычай (стандартная практика в конкретной отрасли). В любом случае утверждение о существовании устного обещания или договора придётся каким-либо образом доказать, например, действиями сторон, которые согласуются с условиями якобы действующего устного договора или условия.

Какие есть источники международного торгового права

Источник права в специально юридическом смысле — внешняя форма выражения права, в частности, нормативный правовой акт. Источником международного торгового права является такая внешняя форма выражения права, которая предназначена для регулирования международной торговой деятельности (внешней торговли товарами) с учетом ее особенностей.

Учёные, занимающиеся сравнительным правом, подразделяют национальные правовые системы всего мира на несколько больших правовых «семей», самыми влиятельными из которых являются системы гражданского права, общего права и шариата (исламское право).

1) Системы гражданского права характерны для Франции, Германии, Италии и других стран континентальной Европы, а также для Японии и многих стран в Южной Америке. Отличительной чертой систем гражданского права является то, что в его основе лежит всеобъемлющий кодекс. Гражданское право берёт свое начало в римском праве и в Corpus Juris Civilis Кодекса Юстиниана. Современное гражданское право продолжает находиться под сильным влиянием двух национальных кодексов: Французского гражданского кодекса 1804 года (Кодекса Наполеона) и Германского гражданского уложения 1896 года.

Читайте также:  Можно ли отрегулировать ступичные подшипники

2) Общее право — английская юридическая практика. Системы общего права характерны для стран, имеющих историческую связь с Англией, т.е. США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Нигерии. Отличительной характеристикой общего права является то, что в его основе лежат судебные решения, известные под названием прецедентов.

Тогда как в системах гражданского права судьи лишь принимают прецеденты во внимание, в системах общего права они строго связаны предыдущими решениями. В системах гражданского права право воплощается в законах, и работа судьи состоит в применении соответствующего закона к конкретному делу. В системах общего права судья может применять закон, но всегда связан предшествующими решениями. При этом, когда возникает незнакомая ситуация, судьи в системах общего права создают новые прецеденты,. Ещё одно отличие заключается в сфере деятельности судьи. В системах гражданского права судья может выполнять более широкие следственные функции.

3) Система исламского права (шариат) применяется в странах, где ислам является основной религией, таких как Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Иран, Ирак, Афганистан, Египет, Индонезия, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко и некоторые другие. Источником шариата, в основном, является Коран и учения Пророка Мухаммеда и древних исламских ученых. В отличие от систем гражданского и общего права, в шариате большое внимание уделяется религии в качестве источника основополагающих правовых принципов. Тем не менее, учитывая большое уважение шариата к соблюдению деловых обычаев, шариат можно сравнить с международным правом и торговыми обычаями или с обращением к арбитражу.

Различия между правовыми системами могут помочь объяснить различия в практике ведения бизнеса. Деловые люди во всем мире, в особенности, из стран с гражданско-правовой системой, впадают в шок при виде длины контрактов, составленных американскими юристами. Высокая степень детализации, характерная для американских контрактов, может частично объясняться свободой договора, предусмотренной общим правом, а частично сутяжническим характером американского рынка. Коммерсантам, ведущим бизнес в исламских странах, рекомендуется иметь представление о таких понятиях шариата, как «риба» («riba»): это правовая доктрина, которая может толковаться как запрет на взимание процентов за кредит (что привело к появлению альтернативной исламской финансовой системы). Даже между двумя системами общего права, такими как американская и английская, существуют серьезные различия.

Какое право выбрать

Юрисдикция – это полномочия конкретного суда, трибунала или арбитражного суда рассматривать спор юридического характера и принимать решение по нему. Если стороны не урегулировали вопрос подсудности в своём договоре, существует вероятность того, что частично совпадающую или коллидирующую юрисдикцию в отношении спора будут иметь несколько судов или арбитражных судов в различных странах. Таким образом, существует большая заинтересованность в том, чтобы упростить дело путем чёткого обозначения в договоре выбора сторон в отношении подсудности.

Как правило, в международных договорах стороны могут выбрать применимое национальное право и суд для разрешения спора. Выбор суда, в частности, может иметь решающее значение. Дело в том, что международное судопроизводство является крайне дорогостоящим и неудобным. Разбирательства в иностранных судах могут привести к необходимости совершать дальние поездки для дачи показаний; придётся нанимать иностранного юридического советника и переводить объёмные документы. Следовательно, если одной из сторон удастся настоять на своём выборе места подсудности, у другой стороны может отпасть всякое желание инициировать судебное разбирательство.

1) Какое право является применимым? В принципе, стороны свободны в выборе применимого права. Как правило, сторона, имеющая более сильную переговорную позицию, будет пытаться навязать своё собственное право. Если стороны не сделают выбора, суд или арбитражный суд, призванный урегулировать спор, будет применять анализ на основе норм «коллизионного права» для определения права, являющегося применимым. Арбитры обладают большей гибкостью, поскольку они могут применять нормы права (включая нормы коллизионного права), которые они сами определят как соответствующие.
Обратите внимание на то, что в случае арбитражного разбирательства имеется два возможных варианта выбора права: 1) процессуальное право и 2) материальное право. Возможно договориться о применении одного национального права к существу договора и другого национального права к процедуре (обычно таким правом является право страны, в которой проводится арбитражное разбирательство).

2) Какой суд или арбитражный суд будет разрешать спор? Стороны обладают определённой долей свободы в выборе суда или арбитражного органа, который будет рассматривать споры. Однако определённые виды дел, такие как трудовые споры, должны рассматриваться в соответствии с национальным правом или в специализированных судах. Если стороны выбирают арбитражную процедуру, они должны включить в свой договор действительную арбитражную оговорку, например такую, как типовая оговорка, предлагаемая ICC. Сторонам, выбирающим рассмотрение спора в арбитраже, рекомендуется определить применимое право, место проведения арбитражного разбирательства, язык арбитражного разбирательства и число арбитров (как правило, один или три).

Например, надлежащим образом составленный договор между продавцом из Франции и покупателем из Нью-Йорка должен содержать положение о выборе права, которое подчиняет сделку или французскому праву, или праву Нью-Йорка. Оговорка о выборе суда либо должна определять французские или нью-йоркские суды в качестве соответствующего места разрешения споров, либо может содержать выбор определённого вида коммерческого арбитража, например – такого, как Арбитраж ICC. Такие договорные положения можно найти в оговорках, известных под разными названиями, например, оговорка о «выборе права», «выборе суда», «арбитражная оговорка» или оговорка о «разрешении споров».

Источник

Международное право
С. Н. Братановский

Учебное пособие подготовлено на основе действующего законодательства с учетом работ ведущих отечественных правоведов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 030900-юриспруденция. В представленном учебном пособии комплексно исследуются вопросы понятия и принципов современного международного права, субъектов современного международного права, источников современного международного права. В работе дается понятие международных организаций. Выделены современные проблемы правового регулирования внешних сношений. Определены основные цели и принципы современного международного гуманитарного права. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям. Работа также может быть полезна специалистам-практикам в сфере международной деятельности, представителям власти, аспирантам и докторантам, нуждающимся в современной информации по проблематике правового регулирования этой деятельности.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ 1. Тема: Понятие и принципы современного международного права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема: Понятие и принципы современного международного права

Цель лекции: Рассмотреть понятие, функции, этапы, систему и принципы современного международного права.

1.Понятие, функции и основные черты международного права.

2.Этапы развития международного права.

3.Система международного права.

4.Международное публичное право и международное частное право.

5.Принципы современного международного права.

1. Понятие, функции и основные черты международного права

Термин «международное право» сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. Позднее он приобрел более широкое значение «jus inter gente»s в качестве комплекса общепринятых норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право»).

Отсюда можно сделать вывод, что термин «международное право» не вполне адекватен истинному значению понятия. Реально МП создается не народами, а государствами как суверенными политическими организациями, и направлено на регулирование межгосударственных отношений. Наверное, правильнее было бы называть это право межгосударственным.

Согласно общепринятому определению, международное право — это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм — обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы — отрасли — подотрасли — институты — нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах.

Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права — главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международноправовые нормы — «горизонтально».

Читайте также:  Как регулировать газ автомобильный

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Функции МПП — это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

По своим внешним признакам они делятся на две группы:

1. социально-политические функции (их роль заключается в упрочении существующей системы международных отношений):

* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).

2. юридические функции (осуществляют правовую координацию межгосударственных отношений):

* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение;

* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;

* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).

1. Современное МП функционирует в сложной среде, т.к. формирующие его государства имеют значительные различия в общественно — политическом строе и в своих внешнеполитических взглядах. Поэтому МП призвано юридическими средствами обеспечить поддержание международного мира и безопасности и развивать дружеские отношения между государствами.

2. Современное МП носит универсальный характер, в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства (отказ от концепции «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны).

3. Современное МП декларирует запрет захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных конфликтов, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества.

4. Современное МП выработало достаточно действенный механизм решения межгосударственных споров мирными средствами.

5. Современное МП носит нормативный характер, т.к. имеет сложную нормативную структуру, включающую в себя как единые для всех государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенным государствам и именуемые локальными нормами.

6. Современное МП является общим для всех государств, вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку каждое государство создает и свою международно-правовую сферу.

2. Этапы развития международного права

Одной из важнейших проблем истории международного права является проблема его возникновения и периодизации. Долгое время доминирующим было утверждение 1 , что международное право возникло вместе с возникновением государств, т.е. еще в Древнем мире. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть лишь тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой» 2 . С этой точки зрения время возникновения международного права следует отнести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедительной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных отношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на новый качественный уровень — уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.

В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве партнеров. На первом месте стояли военные цели, «свое» постоянно противопоставлялось «чужому». Так, например, в древнеиндийских Законах Ману говорилось: «вра — гэто ваш сосед», а грек Демосфен доказывал, что варвары (чужеземцы) предназначены природой быть рабами греков. В древних обществах процветала ненависть к иностранцам (в греческом языке — ксенофобия), а между государствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие государства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того у войны появились различного рода первые моральноэтические и даже философские обоснования. Так, например, римляне были уверены, что римский народ (государство) не может вести несправедливые войны. Им казалось, что все войны, которые они ведут справедливы по причине господствовавшей доктрине, согласно которой все полезное для Рима угодно богам.

Существовало два основных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более формализовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ ).

В такой системе международных отношений договор выступал как второстепенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя примерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга привести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Древнейшим из известных международных договоров является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. В нем, в частности, говорилось: «Впредь и до конца вечности, в соответствии с замыслами великого правителя Египта, равно как великого князя страны хеттов, бог не даст благодаря договору случиться вражде между ними… И вовек не вступит великий князь страны хеттов на землю египетскую, чтобы захватить имущество ее, и вовек не вступит Рамсес II, великий правитель Египта на землю (хеттскую, чтобы захватить имущество) ее.» 3 У римлян, если война не оканчивалась дебелляцией (покорением) народа, который считался римлянами варварским но все же римской победой, ее результатом мог стать мирный договор, облеченный форму договора о союзе, а на деле — неравноправный договор о «покровительстве» (побежденная сторона выдавала на безраздельное усмотрение Рима территорию, подданных и богов, но оставался субъектом международных отношений).

Несмотря на то, что древние договоры мало чем отличались внешне от современных договоров, реально они представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. Не случайно, что текст древних договоров содержал высокопарные религиозные клятвы: «…Что же касается слов, которые на этой серебряной таблетке, для земли хеттов и для земли египетской, и кто-нибудь не остережется их — тысяча богов из земли хеттов, равно как тысяча богов земли египетской — уничтожат его дом, его землю, его слуг». 4

В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские отношения. Как правило они не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. В Греции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались «дипломами», от чего, собственно, и произошел термин «дипломатия». Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей стороны). Так, например, в древнеиндийской «Панчатантре» сказано: «Пускай мечи обнажены, пусть родичи лежат в крови, пусть речи бранные звучат — нельзя посланца убивать». 5 В Риме к II в. до н.э. скрупулезно были разработаны процедуры приема послов и ведения переговоров.

Право силы в международных отношениях, преобладание в них регионализма усилилось в период раннего и развитого средневековья (VI–XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире.

Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в ведении и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д. Источником такого положения вещей было территориальное верховенство на основе иммунитетных привилегий. Так, например, в Золотой булле германского императора Карла Люксембурга 1326 г. содержались положения, которые узаконили внешнеполитическую независимость немецких князей — подданных Священной империи германского народа.

С IX в. в международные отношения включилось Древнерусское государство, свидетельством чего стали заключенные с Византией после военных походов договоры, международные браки киевских князей и княжон и т.д.

В эпоху средневековья мир начал делиться на три части — христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли («закрытые» для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование международного права современности бесспорно оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений (Византия), а также сформировались новые традиции, на которые большое влияние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суверенности собственника в политических вопросах), вовторых, католическая церковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благодаря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католицизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139–1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов» затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).

Читайте также:  Что регулируют нормы гражданского права

В период средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.

Доктринальная конструкция международного права была впервые выдвинута голландцем Гуго Гроцием (1583 — 1645 гг.), которого справедливо называют «отцом» науки международного права. В своем сочинении «О праве войны и мира» (1625 г.) на основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма. Гроций считал, что источниками естественного права являются соглашения государств посредством договоров или молчаливо выраженные (обычаи), а также природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода «права народов», происхождение которых имеет согласительный характер: «…Известные права могут возникать в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ. Это и есть право, которое называется правом народов, поскольку это название мы отличаем от естественного права». 6

Буржуазные революции 17–18 вв. дали толчок формированию качественно новых международных отношений.

Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либеральнодемократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись «Предложение», внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало затем декретом от 22–27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г. В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что: — «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1); — «народы взаимно независимы и суверенны…» (ст. 6); — «народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него…» (ст. 3); — «народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны — как можно меньше зла» (ст. 4 — цитата из Монтескье); — «народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)» (ст. 7) и др. 7

Документы ВФР (вышеупомянутые декларации, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.) закрепили принцип народного суверенитета. Французская революция провозглашала «неотъемлемое право каждой нации — жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага. Мы французы, не знаем иных суверенитетов, кроме своих народов» 8 .

Неоспоримым был вклад ВФР в обоснование таких институтов международного права, как права человека (через 150 лет ряд положений французской Декларации прав человека и гражданина был включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную ГА ООН 10 декабря 1948 г.), принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула «Договоры должны соблюдаться», что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических. Несмотря на то, что наполеоновский период во многом свел на нет благородные принципы революции, они оказали большое идейное влияние на последующее развитие общего международного права.

Классический период в развитии международного права стал периодом накопления нормативного материала, закладыванием основ международно-правового сознания, однако правовое регулирование медленно выделялось в самостоятельный вид регулирования международных отношений, по-прежнему уступая пальму первенства политическим, религиозным, моральным средствам.

XX век принес колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними — и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф.

В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств. Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ. Декларативно отвергая старый мир, он тем не менее умалчивал о том видении мира нового, которое сформулировали большевики еще до прихода к власти. Он ничего не говорил идее мировой революции, экспорте революции, который по существу был бы ничем иным как ликвидацией тех международноправовых принципов, которые постепенно формировались в международных отношениях столетиями.

Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В. Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву. В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы. Это означало, что право войны, право сильного оставалось попрежнему не изжитым, а сама ВерсальскоВашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство, изоляция которого в условиях существовавших теорий мировой революции, только провоцировало его, как и униженную Германию, либо на эфемерные декларации, либо на активную деструктивную внешнюю политику.

Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации — Лиги Наций. В преамбуле ее Статута говорилось: «…для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов…» 9 В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия — первый постоянный международный суд. Статут Лиги Наций предусматривал также несколько гарантии соблюдения установленных международных правил: «Если Член Лиги прибегает к войне в противность обязательствам, принятым в ст. 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения… В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги» (ст. 16 Статута). 10

Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Многочисленные конференции, переговоры, конвенции, пакты и т. п., заключавшиеся в изобилии в то время, несмотря на преобладавший пацифизм и выработку основных принциповидей международного права современности, так и не привели к созданию четкого обязательного характера международно-правовых норм. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора — нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным «коммунистического» Советского Союза. СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, сам вскоре после нападения на Польшу и Финляндию стал агрессором, а его призывы к открытой справедливой политике на международной арене были дезавуированы подписанием секретного протокола к советскогерманскому пакту о ненападении и Договора о дружбе и границах с гитлеровским рейхом.

Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана — Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией. Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа «Договоры должны выполняться». Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства.

Как результат — потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международноправовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение. Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942 — 1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право.

Источник