Меню

Кто регулирует земельно правовые отношения



Земельные правоотношения: понятие, виды и особенности

Земельные правоотношения – это вид общественных отношений, регламентированный Земельным кодексом РФ, профильными законодательными и подзаконными актами. Их участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Такой вид отношений складывается между гражданами, предприятиями и организациями, а также органами власти по вопросам использования, распределения и охраны земель.

Понятие и особенности земельных правоотношений

Земельные отношения – это регулируемые нормами профильного законодательства общественные отношения, субъекты которых являются потенциальными или фактическими носителями определенных прав и обязанностей.

Понятие земельных правоотношений закреплено в статье 3 ЗК Российской Федерации . В ней указано, что имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением наделами земли, а также порядок совершения сделок с этим видом недвижимости регулируется нормами гражданского права если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или законодательством:

Информация о том, какие правоотношения регулирует земельное законодательство, изложена в пункте 1, статьи 3 ЗК РФ.

Отношения, возникающие в процессе использования земли, имеют ряд особенностей, главной из которых является их объект. В этом качестве выступает земля, как природный ресурс (объект).

Субъекты этого вида правоотношений имеют специфический правовой статус. Такие отношения могут быть:

Земельные общественные отношения складываются между гражданами, предприятиями или организациями и органами власти. Они касаются распределения, использования и охраны земли и регулируются нормами профильного законодательства.

Особенный статус в таких правоотношениях имеет государство, субъекты РФ и органы местного самоуправления. Они могут выступать в качестве:

    Регулятора правоотношений, возникающих относительно участков, которые расположены на подведомственной им территории и находятся под их юрисдикцией. Правительство осуществляет общее и муниципальное регулирование земельных отношений. Оно принимает нормативные акты, которые носят властный характер, например, требования по охране природы.

Детальнее об особенностях земельных отношений, специфике оснований для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере использования земли и о правовом статусе их субъектов читайте в статье «Земельное право».

Особенности структуры земельных правоотношений

Отношения, возникающие при использовании земли, имеют достаточно сложное содержание. На его формирование влияют:

  • специфические особенности объекта;
  • юридический статус участников отношений;
  • правовое регулирование отношений, составляющих основу земельного правоотношения.

Чтобы понять, насколько особенными являются отношения, регулируемые профильным законодательством, следует выяснить, какие элементы составляют структуру земельных правоотношений. Специалисты в области земельного права перечисляют следующие составляющие:

  • правовая норма, являющаяся основой правоотношений;
  • субъект, деятельность которого регулируется профильными законодательными актами;

После введения на территории Российской Федерации института частной собственности на землю и платного ее использования, правоотношения, возникающие в данной сфере, получили новое содержание. Теперь они стали имущественными. Земля больше не является объектом администрирования.

После проведения государственной оценки участки получили кадастровую стоимость, которая определяется с учетом потребностей рынка этого специфического вида недвижимости.

Специалисты в области земельного права рекомендуют всем владельцам недвижимости узнать, на чем строятся земельные отношения. Это поможет им разобраться в том, как формируются права и обязанности их участников.

Виды правовых отношений, возникающие в процессе эксплуатации земли

Правовые отношения, которые возникают в процессе использования земли, разнообразны и многогранны. Они возникают, изменяются и прекращаются в результате совершения участниками правомерных и неправомерных действий. Юристы квалифицируют их по различным признакам.

Разговор о том, какие бывают виды земельных правоотношений следует начать с их разделения по основным институтам профильного права. По этому классификатору он делятся на отношения, связанные с:

  • правом собственности на землю;
  • землепользованием;
  • государственным управлением земельными ресурсами;
  • охраной земель;
  • юридической ответственностью за нарушение правовых норм.

Существует также классификация земельных правоотношений по признаку основного хозяйственного назначения земли (их виды предусмотрены статьей 7 ЗК РФ). В соответствии с этой законодательной нормой в качестве объекта таких отношений могут выступать земли:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения: различных отраслей промышленности, транспорта, связи и других сфер;
  • территорий и объектов, охране которых уделяется особое внимание;
  • лесного или водного фондов;
  • запаса.

Публичные земельные правоотношения – достаточно специфический институт. В соответствии с законодательством РФ, их участниками могут быть не только граждане, предприятия и организации, но и само государство, а также органы местной власти. Классификация правовых отношений по субъектам поможет участникам разобраться в своих правах и обязанностях.

Что касается функционального назначения земельных правоотношений, то их принято делить на регулятивные и правоохранительные.

Не менее важно и разделение в соответствии с видами правовых норм, ставших основой для возникновения отношений, которые возникли в процессе использования природного ресурса. По этому признаку они делятся на:

  • материальные, возникшие на основании норм материального права;
  • процессуальные, в основе которых лежат процессуальные нормы.

Участники правовых отношений, реализовывая свое право собственности на землю, могут совершать действия различной правомерности. На основании этого классификатора правоотношения делятся на:

Земельные правоотношения также подразделяются на виды в зависимости от степени взаимных обязанностей их субъектов. Это могут быть отношения равноправия, часто называемые партнерскими, или подчиненности одной стороны другой.

Кто может быть субъектом правоотношений, связанных с использованием земли

В соответствии со статьей 3 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются не только граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, но и само государство, субъекты РФ, муниципальные образования, а также предприятия и организации.

  • собственниками участков;
  • пользователями. Эксплуатация земли этой категорией субъектов осуществляется на основании права бессрочного (постоянного) или безвозмездного срочного пользования наделом;
  • владельцами. Права и обязанности участников земельных правоотношений пожизненные и передаются по наследству;
  • арендаторами, использующими наделы на основании договора аренды или субаренды;
  • обладателями сервитута, дающего право ограниченного использования чужого участка.

Участниками отношений, связанных с использованием земли, могут быть иностранцы. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что зарубежные компании и иностранные граждане как субъекты земельных правоотношений наделены правом на приобретение и использование участков земли. Их полномочия определены вышеназванным кодексом и другими федеральными законами.

Участниками отношений в сфере владения и использования природного ресурса могут выступать только лица, которых законодательство наделило правами и обязанностями, достаточными для того чтобы выступать в качестве субъекта правоотношений. Именно степень наделенности является основным критерием, определяющим их юридический статус.

Субъектами земельных отношений не могут выступать предприятия, организации и физические лица, не обладающие земельной правосубектностью – земельной правоспособностью и дееспособностью.

Понятие и виды объектов земельных отношений

Одним из элементов правоотношений, возникающих в сфере использования земли, является их объект. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ, к этой категории относятся:

  1. Земля как природный объект (ресурс). Может выступить в качестве объекта отношений в целом. В качестве природного объекта она выступает в правоотношениях, связанных с соблюдением требований по охране и рациональному использованию.
  2. Наделы земли. Земельный участок как объект земельных отношений признается недвижимостью, которая является частью поверхности земли, имеющей определенные характеристики. Законодательство Российской Федерации предусматривает требования по оформлению наделов. Участок в обязательном порядке должен иметь установленные границы, определенные и закрепленные в соответствии с требованиями законодательства в правоустанавливающих документах. Правовой статус земельного участка включает в себя такие важные понятия, как целевое назначение, форму разрешенного использования и способ владения. Вся эта информация вносится в его кадастровый паспорт.
  3. Части земельных участков. Законодательством РФ предусмотрено, что наделы могут быть делимыми и неделимыми. К первой категории относятся участки, которые могут быть разделены на самостоятельные наделы, используемые без предварительного перевода земли в другую категорию. Понятие неделимости разъясняется в статье 133 Гражданского кодекса РФ . В соответствии с этой нормой неделимой признается вещь, разделение которой невозможно без изменения назначения.

То, что земля может выступать в качестве объекта соответствующих отношений, закреплено в ЗК РФ. В данном законодательном акте описываются правоотношения, связанные с разделением земли на категории, ее охраной и использованием.

Земельные отношения и их содержание

Содержание земельных правоотношений – это взаимосвязанные между собой права и обязанности их субъектов. Они реализуются путем выполнения или воздержания от выполнения действий, предусмотренных профильным законодательством.

Права и обязанности участников зависят от вида и подвида отношений. Например, содержание отношений в сфере собственности на землю состоит из владения, пользования и распоряжения этим объектом недвижимости. Наличие перечисленных правомочий говорит о том, что субъект обладает правом собственности на надел.

Что касается правомочия распоряжения государственной собственностью на землю, то оно осуществляется в процессе выполнения уполномоченными государственными и муниципальными органами функций по управлению подведомственной им землей при помощи принятия актов о предоставлении или изъятии наделов, определении их целевого назначения.

Более детальная информация представлена в статье «Вещные права на землю».

Процедура регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования земли

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством. Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики. Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  1. Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  2. Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
    • рекомендательный,
    • санкционирующий,
    • делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это предусмотрено статьей 72 Конституции РФ . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  1. Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  2. Специальной. Они подразделяются на:
    • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
    • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел.

Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий. При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах.

Понятие земельно-правовых норм и их виды

Чтобы регулировать отношения в сфере использования земли, государственные органы издают законы и подзаконные акты. Они определяют земельно-правовой статус участников земельных отношений, права и обязанности субъектов.

Основным документом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является Конституция Российской Федерации. Правоотношениям, возникающим в процессе использования важного природного ресурса, посвящены статья 9, 36, 42, 58 и 72.

Главным отраслевым сводом законодательных актов является Земельный кодекс РФ. Он обладает приоритетом в вопросах регулирования правоотношений, возникающих в данной отрасли. Его нормы определяют:

  • право землепользования и его виды;
  • обязанности владельцев и пользователей участков земли;
  • санкции, которые будут применены по отношению к лицам, нарушившим порядок пользования землей и требования по ее охране.

Перечень актов, регулирующих правоотношения в данной сфере выглядит так:

  • федеральные законы, нормы которых соответствуют закрепленным в ЗК РФ;
  • законы субъектов Российской Федерации, не противоречащие федеральным актам;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • подзаконные акты ведомств;
  • нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Некоторые нормы земельного права носят отсылочный характер. Например, право собственности на землю регулируется Гражданским кодексом РФ. Составы правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, предусмотрены статьями КоАП РФ и Уголовного кодекса Российской Федерации .

В процессе реализации субъектами земельных правоотношении их прав и обязанностей могут возникать споры. Один из вариантов их разрешения – обращение в суды.

Решения и постановления судебных инстанций по земельным правоотношениям являются обязательными к исполнению на всей территории страны.

Заключение

Проведение земельной реформы привело к тому, что правоотношениям, возникающим в данной сфере, стало уделяться особое внимание. Теперь каждый владелец или арендатор участков хочет знать, какими правами и обязанностями он наделен в качестве участника таких отношений. Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание такому важному вопросу, как защита прав субъектов земельных отношений. Действующие на территории страны законы и подзаконные акты позволяют людям защищать свои интересы, обращаясь в суды и ведомственные государственные органы.

Земельные отношения: Видео

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Источник

Земельные отношения

В Земельном кодексе Российской Федерации определено, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений.

В правоприменительной практике по земельным вопросам отдельное внимание уделяется статье 3 Земельного кодекса РФ, в которой дано определение предмета земельного законодательства. Данная статья позволяет разграничить другие виды смежных с ним законодательств Российской Федерации. Кроме того, ее содержание заключает в себе понятие, виды земельных отношений.

Понятие земельных отношений

В Земельном кодексе Российской Федерации определено, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений. Понятие, сущность и содержание земельных отношений содержатся в статье 3 Земельного кодекса РФ. Отдельно стоит выделить понятие земельно-имущественных отношений, которые представляют собой определенный тип отношений, возникающих при пользовании и охране земель, которые воспринимаются в качестве основы жизнедеятельности отдельно взятых народов, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

На законодательном уровне подчеркнут приоритет пользования земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества.

Содержание данного правила закреплено в виде принципа земельного права, в котором говорится, что владение, пользование, распоряжение земельным участком может осуществляться собственником данного объекта в любом форме при условии, что использование не причиняет никакого вреда окружающей среде.

Регулирование земельно-имущественных отношений происходит на основании принципов, содержание которых установлено в Земельном кодексе Российской Федерации.

Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства

Вследствие того, что объекты земельно-правовых отношений тесно связаны с прочими компонентами окружающей среды, земельное право также имеет тесную взаимосвязь с некоторыми смежными отраслями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, правоотношения, возникающие в рамках пользования, владения и распоряжения землей, могут регулироваться не только актами земельного законодательства, но и актами других смежных отраслей. Смежные отрасли земельного законодательства представляют следующие виды законодательства Российской Федерации:

  • лесное;
  • водное;
  • законодательство о недрах;
  • о необходимости охраны окружающей среды.

К примеру, имущественные отношения в земельном законодательстве, возникающие в отношении участков, которые находятся в лесном фонде, помимо законодательства Российской Федерации о земле, регулируются:

  • лесным законодательством;
  • законодательством об охране природы;
  • законом об особо охраняемых территориях.

Помимо вышеперечисленных отраслей, 3 статья Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень отраслей права, использование которых допускается для регулирования земельно-имущественных отношений, возникающих в процессе владения и использования земли.
Отрасли, регулирующие земельное законодательство:

  • законодательство о недрах, которое состоит из закона, а также представлено другими нормативно-правовыми актами государства и отдельных субъектов государства, принимаемыми на основании данного законодательного акта;
  • лесное законодательство, сущность которого отражена в Лесном кодексе, регулируется также с помощью нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами власти и органами субъектов государства, на основании Кодекса;
  • водное законодательство, которое состоит из Водного кодекса и принятых на его основании государственных и субъектных нормативно-правовых актов;
  • законодательство, по которому вводится охрана животного мира, представлено соответствующим федеральным кодексом, а также принятыми на его основе законодательными актами государственного и субъектного уровня, содержащими информацию об охране животного мира;
  • законодательство, по которому осуществляется охрана окружающей среды. Данная отрасль права представлена федеральным законом и принятыми на его основании нормативно-правовыми актами государственного уровня и уровня отдельных субъектов страны;
  • законодательство, содержащее нормы об охране атмосферного воздуха, состоит из соответствующего федерального закона и прочих, принятых на его основании нормативно-правовых актов разных уровней;
  • законодательство, по которым происходит охрана особых объектов. Данная отрасль права представлена федеральным законодательным актом и принятыми на его основе нормативных актов органов федеральной и региональной власти;
  • законодательство, по которому происходит охрана объектов, представляющих культурное наследство государства. Данное законодательство состоит из норм, представленных в соответствующем федеральном законодательном акте, а также принятых на их основании актов государственной и региональной власти;
  • прочие федеральные законы, раскрывающие понятие, особенности земельных отношений. В качестве одного из таких узкоспециализированных нормативно-правовых актов можно выделить Закон о территории природопользования коренных народов, проживающие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Правовое регулирование земельных отношений

В законодательстве Российской Федерации выделяются исключительные случаи, в которых регулирование имущественных отношений земельным законодательством происходит с учетом требований, установленных смежными отраслями права.

В качестве примера можно привести норму, установленную в законодательном акте федерального значения, регулирующую охрану объектов, отнесенных к культурному наследию государства. В данном нормативно-правовом акте закреплена норма, согласно которой для всех земельных участков, находящихся в границах определенной территории, относящейся к объекту культурного наследия и включенной в соответствующий государственный реестр, или территории, отнесенной к землям историко-культурного назначения, устанавливается правовой режим владения с регулированием в соответствии с нормами, установленными земельным законодательством, а также федеральными законодательными актами об использовании и охране объектов культурного наследия.

Соотношение земельного права со смежными отраслями права всегда учитывается при правовом регулировании земельно-имущественных отношений.

Понятие государственного регулирования земельных отношений закреплено в статье 3 Земельного кодекса РФ. Во всех случаях, в которых возможно провести комплексное регулирование земельно-имущественных отношений с помощью другой отрасли законодательства Российской Федерации, допускается использование принципа определения применимого права.

В соответствии с земельным законодательством все нормы смежной отрасли могут применяться к отношениям, возникающим в период использования и владения землей, если данные отношения никак не регулируются земельным законодательством. Базовые положения, определяющие порядок пользования землей, на основании которых определяются рамки пользования земельными участками, содержатся в гражданском законодательстве.

Использование и охрана земель в Российской Федерации регулируется определенными нормативными актами. Земля и все прочие природные ресурсы могут быть переданы или отчуждены в пользование и владение другого лица только согласно соответствующим требованиям, установленным на уровне конкретного нормативно-правового акта, касающегося земельно-имущественных отношений по поводу владения землей или другими природными ресурсами;

Владение, пользование и распоряжение земельными участками и любыми другими природными ресурсами может осуществляться только в определенной мере, допущенной законом. Использование таких объектов в имущественных целях допускается свободно, но только при условии, что действия собственника не наносят никакого вреда окружающей среде, правам и интересам прочих лиц.

Как происходит регулирование имущественных отношений, возникающих в рамках земельного права?

В Земельном кодексе Российской Федерации отдельное внимание уделяется вопросу имущественных отношений, которые берут свое начало в рамках владения, пользования и распоряжения землей, совершения с ней разнообразных действий.

Согласно общему правилу в такой ситуации требуется использование норм, установленных на уровне гражданского законодательства. Исключение возможно только в отдельных случаях, установленных земельным и прочими смежными с ним отраслями права.

К числу подобных специальных актов относится Закон о проведении в Сочи Олимпийских игр. В данном законодательном акте отдельное внимание уделялось вопросу, определяющему использование и владение участками для имущественных нужд: под строительство объектов, необходимых для проведения спортивного мероприятия.

Следовательно, предоставление права владения, пользования, распоряжения земельным участком происходило не на основании требований, установленных гражданским законом, а на основании специальных норм, установленных данным Законом.

Источник

Читайте также:  Как отрегулировать жалюзи если они не закрываются
Adblock
detector