Меню

Кто регулирует оборот алкоголя



Как регулируется оборот алкогольной продукции в РФ?

Основным документом регулирующим, оборот алкогольной продукции в РФ является Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка». Нормы данного закона определяют требования к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции. Среди наиболее значимых обязанностей организаций рынка спиртных напитков является наличие лицензии, ежеквартальное представление декларационной отчетности, а так же соблюдение особых запретов, за нарушение которых предусматривается не только лишение алкогольной лицензии, но и административная ответственность, а порой даже уголовная.

Нормативно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции

Для начала рассмотрения данного вопроса следует обратиться к 16 пункту статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка», согласно которой оборот алкогольной продукции подразумевает под собой несколько видов деятельности, а именно:

  • оптовая торговля алкоголем;
  • складское хранение алкогольной продукции;
  • перевозка спиртного;
  • розничная продажа алкоголя.

Таким образом, правила регулирующие оборот алкогольной продукции, распространяются на организации, осуществляющие названные выше виды деятельности.

Первым делом лицензия на алкоголь

Первым делом, предпринимателю, желающему заняться оборотом алкогольной продукции, необходимо получить алкогольную лицензию. Следует отметить, что на каждый вид деятельности требуется отдельная лицензия. При этом, за лицензиями на оптовую торговлю, складское хранение или перевозку алкоголя необходимо обращаться в Росалкогольрегулирование, а за лицензией на розничную продажу алкоголя в уполномоченный орган субъекта РФ. В каждом регионе лицензирующий орган называется по разному. Например, в столице им является Департамент торговли и услуг, а в Московской области — Министерство потребительского рынка и услуг.

На сегодняшний день в Росалкогольрегулировании и каждом уполномоченном органе субъекта РФ лицензия на алкоголь предоставляется в соответствии с положениями Административного регламента, в котором поэтапно указывается порядок действий предпринимателя, желающего получить лицензию на оборот алкогольной продукции.

Так, если понадобилась лицензия на оптовую торговлю алкоголем, складское хранение или перевозку спиртного, то необходимо руководствоваться Приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 года № 335 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота алкогольной продукции». Для получения розничной лицензии на продажу алкоголя необходимо обратиться к региональному административному регламенту. Для предпринимателей, зарегистрированных на территории Москвы, руководством будет Административный регламент предоставления госуслуги «Лицензирование розничной продажи алкоголя», который утвержден Постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года № 59-ПП. Аналогичный документ для подмосковных бизнесменов утвержден распоряжением Министерства потребительских услуг Московской области от 10 сентября 2014 года № 16РВ-48.

Административные регламенты для получения лицензии на оборот алкогольной продукции не только указывают сроки и порядок проведения процедур, но и перечень документов, которые необходимо подготовить при получении алкогольной лицензии.

Госпошлина за лицензию на алкоголь

В зависимости от вида деятельности документы могут отличаться. Однако, перед началом получения лицензии на оборот алкогольной продукции, каждому соискателю придется уплатить госпошлину за лицензию на алкоголь. Госпошлина является единственной финансовой затратой при получении алкогольной лицензии. Поэтому при ответе на вопрос – сколько стоит лицензия на алкоголь? — необходимо определиться с размером госпошлины. К сожалению, положения Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка» не указывают размер госпошлины за лицензию на алкоголь. Для этого необходимо обратиться к подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ. Исходя из положений данной нормы стоимость пятилетней лицензии на оптовую торговлю алкоголем составляет 800 тысяч рублей, а розничной лицензии на продажу алкоголя – 325 тысяч рублей. Стоит отметить, что положения подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ ежегодно пересматриваются, а, следовательно, каждый год стоимость лицензии на алкоголь может меняться.

В завершении данного раздела следует отметить, что оплата госпошлины за лицензию на алкоголь не дает 100% гарантии ее получения. В случае, если проверяющие в ходе обследования организации установят нарушения, то неминуем отказ в выдаче лицензии на алкоголь. Тогда, деньги, оплаченные за лицензию на алкоголь, возвращены не будут.

Ежеквартальная декларация по алкоголю

Наряду с обязательным наличием лицензии, организации осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны ежеквартально предоставлять декларацию по алкоголю. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка» организации обязаны вести учет и декларирование оборота алкогольной продукции. Правила предоставления декларационной отчетности установлены Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2012 года № 815 «О предоставлении алкогольных деклараций».

Согласно пункту 15 Правил, декларация по алкоголю предоставляется ежеквартально в срок до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Алкогольная декларация предоставляется в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи. Обязательным условием является визирование декларации по алкоголю усиленной квалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным удостоверяющим центром.

В зависимости от вида деятельности отличается орган, куда предоставляется декларация по алкоголю. Так, организации осуществляющие оптовую торговлю, складское хранение и перевозку алкогольной продукции предоставляют декларации только в Росалкогольрегулирование. В свою очередь организации, продающие алкоголь в розницу, сдают отчетность в уполномоченный орган субъекта и дублируют информацию в Росалкогольрегулирование.

Читайте также:  Регулировка фар веста вручную

Запрет на продажу алкоголя

Наряду с наличием алкогольной лицензии и обязанностью ежеквартального предоставления декларации по алкоголю, главным «алкогольным» законом введен ряд запретов на продажу алкоголя. Возглавляет список запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним. Также нельзя торговать спиртным в ночное время. Федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера о 8 часов утра следующего дня. Кроме того, запрещено торговать спиртным на территории образовательных, медицинских, спортивных и социальных учреждений. Список запрещенных территорий дополняется объектами транспортной инфраструктуры, а также автозаправочными станциями.

Источник

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Полномочия

5. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

5.2.2. форма уведомления, представляемого организациями при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

5.2.3. порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;

5.2.4. акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции;

5.2.5. акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта;

5.2.6. нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.7. порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;

5.2.8. перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений;

5.2.9. порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

5.2.10. порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.11. форма журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения;

5.2.12. формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;

5.2.13. методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции;

5.2.13(1). технические условия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.13(2). порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечень соответствующего технологического оборудования;

5.2.13(3). порядок утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях и перечень соответствующего технологического оборудования;

5.2.13(4). требования к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;

5.2.13(5). требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;

5.2.13(6). требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;

5.2.13(7). порядок направления уведомлений о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;

Читайте также:  Изображение для регулировки цвета на мониторе

5.2.13(8). порядок консервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.13(9). перечень информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения указанного основного технологического оборудования;

5.2.13(10). порядок и форма расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;

5.2.13(11). форма лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.14. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3.1. пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.3.2. лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции;

5.3.3. выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

5.3.4. ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.3.5. функции государственного заказчика работ по разработке и модернизации программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.3.6. ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.3.7. государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

5.3.8. государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также государственного надзора, осуществляемого при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов);

5.3.8(1). лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая контроль за хранением остатков указанной продукции, возвратом их поставщику и (или) поставкой остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организацией, имеющей лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях аннулирования или прекращения действия лицензии организации (кроме лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции), за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за осуществлением консервации (расконсервации) основного технологического оборудования организации, лицензия которой была аннулирована или действие лицензии которой было прекращено;

5.3.9. в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа исполнительной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе;

5.3.10. экономический анализ и утверждение экономических показателей деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, а также проведение в подведомственных организациях проверки финансово-экономической деятельности и использования имущественного комплекса;

5.3.11. разработку проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;

5.3.11(1). ведение автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации;

5.3.11(2). ведение единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;

5.3.11(3). прием уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведение федерального реестра алкогольной продукции;

5.3.11(4). обращение в суд об аннулировании лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.3.11(5). обеспечение доступа к информационным ресурсам, с использованием которых осуществляется проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок;

Читайте также:  Регулировка рулевой рейки пежо партнер типи

5.3.11(6). прием от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме сведений, содержащихся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, и передачу этих сведений в Федеральную службу государственной статистики;

5.3.11(7). прием от организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в электронной форме копий деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.4. осуществляет контроль и надзор за:

5.4.1. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.4.2. фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.5. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

5.6. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности, а также проверку деятельности индивидуальных предпринимателей в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива;

5.6(1). выдает предписания в случаях, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

5.7. осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5.8. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.9. размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Службы;

5.10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.12. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы и ее территориальных органов;

5.12(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.13. организует профессиональную подготовку работников Службы и ее территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.15. обеспечивает закрепление в установленном порядке за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Службой;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.2. назначать, в том числе осуществлять и (или) заказывать, проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, группы и коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.6. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.7. учреждать в установленном порядке знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

6.8. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации информации, в том числе официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.9. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.10. издавать в пределах своей компетенции методические рекомендации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.11. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Источник