Меню

Кто регулирует нормы права



Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

Норма права общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

• Закрепляют , как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание ( представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством , закрепляются в официальных государственных актах;

• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью ;

• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Итак, для характеристики нормы права и определения ее поня­тия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобя­зательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

Содержание нормы права:

• Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2 : «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).

• Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов .

• Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

• Нормы законов – нормы общего дей­ствия – распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

• Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

• регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

• ох­ранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме:

• учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства;

• обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

• декларативные (нормы-объявления) – включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления;

• де­финитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

• коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

• оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

• материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

• процессу­альные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм :

• обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

• обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

• им­перативные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

• диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

• поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

• рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).

Читайте также:  Регулировка охлаждения на лодочном моторе

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

• обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;

• управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

• запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц :

• общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;

• специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы:

• компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;

• коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от характера структурных элементов:

11. По степени определенности.

• абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

• относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:

• при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

• какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

• какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».

Гипотеза указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез :

• простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например , ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;

• сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например , ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не прини­мают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

• альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например , в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиция содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

• абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

• относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

• бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций :

• абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

• относительно-определенные – допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);

• альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

• кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

38. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды

НПА — главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;

Характерные признаки НПА:

• Содержание норм права, то есть правил поведения;

• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;

• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;

Иногда право в целом сводят к законодательству ( совокупности НПА) . НПА – наиболее удобная и совершенная форма права , так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.

От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные , которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты – указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты – приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.

В зависимости от юридической силы НПА:

Закон – это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

1. По юридической силе законы могут быть:

— Конституция РФ – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;

Читайте также:  Регулировка клапанов на регал раптор

ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. ( Статья 108 ) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона – направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

— ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам – принимается ГД и СФ – не могут противоречить ФКЗ ( часть 3, статья 76 ); статья 105 – ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:

— ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ ;

— ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. По территориальному признаку:

— законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Источник

Тема № 8. Нормы права. Правовое регулирование

Общеизвестно, что норма права — это правило поведения, установленное государством. Необходимо уметь выделить признаки правовой нормы. Эти признаки следующие:

а) неперсонифицированность правовой нормы, то есть норма права обращена не к конкретному лицу, а ко многим неизвестным лицам. Этим норма права отличается от индивидуального предписания (приказа и т.д.), которое всегда адресовано конкретному лицу;

б) формальная определенность, то есть норма права имеет четкую структуру, распространяется на строго определенный круг общественных отношений;

в) неоднократность действия. Норма права рассчитана на неопределенное число случаев;

г) возможность применения государственного принуждения для исполнения правовой нормы;

д) системность, то есть включение нормы в систему права.

Особое внимание следует уделить вопросам структуры правовой нормы. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза — это условие применения правовой нормы. Диспозиция — это правило, содержащееся в правовой норме. И, наконец, санкция — это мера ответственности, предусмотренная нормой права. Не всегда все три элемента присутствуют в конкретном тексте статьи закона или даже в законе в целом.

В различных книгах дается различная классификация правовых норм. Возьмите два учебника по теории государства и права и сопоставьте содержащиеся в них классификации норм. Определите общие моменты и различия. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, аргументируйте ее.

Нормы права, если они взаимодействуют между собой, составляют систему права. О системе права смотрите в теме “Система права и правовая система”.

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств. Вся совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, называется механизмом правового регулирования. К составным частям механизма относятся: нормы права, правоотношения, акты реализации, юридические факты, правосознание.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». Предмет правового регулирования – это круг общественных отношений, регулируемый нормами права. В правовом регулировании используются три основных способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет, в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации. Определенное сочетание способов правового регулирования образует типы правового регулирования. Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение (разрешено всё, кроме…). Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какой-либо деятельности (запрещено всё, кроме…).

В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии: общенормативное регулирование, возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов, стадия их реализации. На первом этапе происходит формирование самих правовых норм. На втором этапе на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов, в конкретных правоотношениях. На третьем этапе нормы права реализуются в действиях, поведении, в деятельности субъектов.

Тема № 9. Формы (источники права). Правотворчество

Все источники права принято подразделять на источники права в материальном смысле и источники права в формальном смысле. Источники права в материальном смысле — это факторы, порождающие право. Источники права в формальном смысле — это внешние формы выражения права. Формально обычно выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры, правовые прецеденты, юридические доктрины, религиозные нормы, принципы права.

Читайте также:  Программа для регулировки компьютера на ваз 2110 для em 327

Каждая национальная система права имеет свой специфический набор, например, в числе источников отечественного права нет религиозных норм и юридических доктрин. Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этих источников.

Правовой обычай – это правило поведения, сформированное в обществе, вошедшее в привычку в силу многократного применения и признанное государством в качестве регулятора общественных отношений.

Нормативные договоры, т.е. соглашения сторон, содержащие нормы права. В качестве примера можно привести международные договоры и соглашения, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и субъектами, договоры между работодателями, профсоюзами и органами государства о социальных льготах и гарантиях и др.

Судебный прецедент — судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Считается, что в нашей стране судебного прецедента как источника права нет. Сравните судебный прецедент с судебной практикой.

В ряде стран юридическая доктрина является источником права. Сравните этот источник права с комментариями ученых-юристов к действующим законам.

В ряде государств источником права могут выступать религиозные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом («путь следования»), который составляет то, что называют мусульманским правом.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Принципы права используются в качестве источников при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного округа лиц, рассчитанные на неоднократное применении, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 5)

При анализе нормативно-правовых актов выделяют, прежде всего, законы. Законы обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархии нормативно- правовых актов, они принимаются в особом порядке органами законодательной власти и регулируют важнейшие общественные отношения. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону. Конституция – основной закон государства. Анализируя законы, обратите внимание, что в соответствии с действующей Конституцией РФ следует разделять федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Далее все федеральные подразделяются на конституционные и остальные законы. Конституционные законы — это те, принятие которых предусмотрено действующей Конституцией. Принятие каких конституционных законов упомянуто в конституции? Расскажите, чем отличается процесс принятия конституционного закона от процедуры принятия других законов.

Порядок опубликования и действия законов во времени регулируется Законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания” (1994 год). В соответствии с этим законом федеральные законы публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления их в силу.

Следующее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают подзаконные акты. Прежде всего это указы и распоряжения Президента РФ. Укажите, чем отличаются нормативные указы Президента от ненормативных и каково соотношение закона и указа.

Правительство РФ принимает по вопросам своей деятельности постановления и распоряжения. Множество актов принимают министерства и ведомства Нужно запомнить, что подзаконные акты тоже в обязательном порядке должны быть опубликованы.

Система нормативных актов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самими.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.

Знание о действии нормативного правового акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Обратная сила закона – распространение закона на отношения, возникшие до его принятия.

Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Но следует помнить, что из этого правила есть исключения, например, лица, пользующиеся правом экстерриториальности (главы государств, дипломатические представители, консулы), иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Правотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Можно выделить следующие виды правотворчества: принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; санкционирование государственными органами обычаев; создание судебного прецедента.

Принципами правотворческой деятельности являются законность, гласность, демократизм, профессионализм, научность, принцип использования правового опыта, оперативность правотворчества, связь правотворчества и практики.

Следует подчеркнуть, что система права складывается объективно и является основанием для систематизации законодательства. Систематизация необходима для обеспечения доступности, лучшей обозримости и эффективного применения нормативно-правовых актов, а также для преодоления противоречий между ними.

При изучении темы нужно обратить внимание на виды систематизации. Обычно выделяют кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Но есть и иные точки зрения. Например, в последнее время все чаще говорят о компьютерной систематизации.

Источник

Adblock
detector