Меню

Кто регулирует международную миграцию



Государственное и международное регулирование миграции

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

Выделяют три направления иммиграционной политики: политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются; политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи; политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

— работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

— специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

— представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

— специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Выработаны ограничительные инструменты иммиграционной политики: качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности; введение возрастного ценза для въезжающих; проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов; ограничения политического характера; прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии; ограничение времени работы в стране; запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено; национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции; система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов). Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

— жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

— лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

— проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;

— проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

— разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

— выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Читайте также:  Как отрегулировать клапана на заз шансе

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.

Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

— обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

— в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

— обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;

— содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;

— содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

— проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит: способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны; организовывать перемещение беженцев и др.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.

Источник

Международная миграция

В этой статье подробно рассмотрим вопрос, что из себя представляет международная миграция (населения) людей, каковы её основные причины, а также какие проблемы скрываются за этим.

Что такое международная миграция

Понятие миграции представляет собой перемещение граждан, то есть их переезд, с пересечением какой-либо границы как внутри самого государства, так и за его пределы.

Под этим понятием можно понимать переезд из:

  • одного региона в другой;
  • одного города в другой;
  • одной страны в другую и т. д.
Читайте также:  Как отрегулировать развал схождение своими руками ваз 2109

Исходя из вышесказанного, под современным понятием международной миграции скрывается перемещение граждан с пресечением какой-либо границы.

В целом этот термин обозначает переезд большой группы людей на довольно приличные расстояния.

Различают два основных термина, обозначающих переезд:

  1. Эмиграция — обозначает выезд граждан за пределы своей страны;
  2. Иммиграция — обозначает массовый въезд граждан на территорию какого-либо государства.

Чёткого зафиксированного термина, обозначающего потоки перемещающихся граждан на сегодня нет, поэтому в ряде стран такие люди обозначаются по-разному. Например, иммигрантом в Японии считается любой житель планеты, посетивший их страну, в США так называют лиц, которые планируют проживать длительное время, а вот в Евросоюзе иммигрантами называют граждан, которые хотят проживать на их территории.

Для того чтобы правильно собрать данные о международной миграции, том числе и в России, необходимо учитывать сведения, поступающие сразу из нескольких источников:

  • пограничного контроля, позволяющего контролировать количество въезжающих лиц и количество граждан покидающих страну;
  • реестров вручения заграничных паспортов;
  • переписи населения, позволяющей на федеральном уровне проводить анализ сбор и подсчёт количества проживающих граждан.

Классификация международной миграции

Перечислим виды (классификацию) международной миграции:

  1. Постоянная, иными словами, безвозвратная, то есть переезд в другую страну с целью постоянного места жительства в ней;
  2. Временно-постоянная, иными словами, переезд сроком от 1 до 6 лет, необходимость которой обусловлена семейной жизнью, профессиональной, и пр. В большинстве случаев таковыми являются рабочие мигранты;
  3. Сезонная, то есть такая, срок которой ограничен одним годом. В подавляющем числе случаев необходимость сезонного переезда обусловлена учёбой либо сезонной трудовой деятельностью.

Помимо этого, существует ещё несколько классификаций:

  1. Маятниковая, то есть такая, под которой скрывается ежедневное либо еженедельное пересечение границы. Как правило, этот вид мигрантов существует благодаря необходимости ежедневного осуществления определённой трудовой функции. Очень широко распространены такие мигранты в западной Европе и Северной Америке, где десятки тысяч людей ежедневно пересекают границу для работы на территории другого государства;
  2. Нелегальная, то есть обозначающая несанкционированное пересечение границы какого-либо государства. Как правило, этот вид перемещения обоснован также необходимостью получения заработка. На сегодня одной из самых известных территорий нелегального перемещения является граница между Мексикой и США;
  3. Вынужденная возникает тогда, когда существует угроза жизни и здоровью населения, вследствие произошедших техногенных катастроф либо стихийных бедствий;
  4. Эпизодическая, под которой понимаются эпизодические поездки за рубеж. К таковым можно отнести туристические направления, число которых в последнее время достигло более 400 млн человек.

Законные основания

Регулирование миграции в международном праве происходит на основании подписанных договоров между странами. Такие соглашения могут быть как двусторонними (то есть подписанными между двумя государствами), так и многосторонними (то есть когда участниками соглашения сразу много, от трёх и более).

Подписание подобных соглашения обусловлено необходимостью извлечения выгодных условий сотрудничества для каждой из таких стран. Среди основных направлений можно выделить:

  • улучшение демографии как в одной стране, так и в другой;
  • получение общей экономической территории;
  • получение взаимовыгодных экономических послаблений. Так, между Россией, Германией и Финляндией существуют подписанные соглашения о трудовой миграции.

В большинстве случаев международные соглашения и их взаимовыгодные условия определяются для каждого из государств участников исходя из их потребностей, а также достигнутых договорённостей.

Существует несколько организаций, которые занимаются регулированием отношений в этой сфере:

  1. Международная организация труда;
  2. Международная организация по миграции;
  3. Управление верховного комиссара по делам беженцев при ООН;
  4. Система постоянного наблюдения за миграцией.

Регулирование международной миграции населения

Регулирование проблем миграции в международном праве включает в себя правовое, экономическое, административное и финансовое регулирование.

Основным направлением программ переселения является ограничение её масштабов, а также стимулирование возвращения на родину. Суть этих правил сводится к одному: ограничение на въезд для граждан, которые неугодны этому государству, а также разрешение на въезд для граждан, которые могут быть ему полезны.

Читайте также:  Какой документ регулирует работу судебных приставов

Методами регулирования международной миграции в РФ являются:

  1. Квоты на въезд;
  2. Время пребывания;
  3. Требования к гражданам, въезжающим на территорию (образование, стаж, квалификация, возраст, профессия и специальность и прочие критерии).

Однако государственные меры регулирования не сводятся только к запретительным мерам, важным направлением является стимулирование. Так, для расширения и развития рынка труда был подписан целый ряд актов, между бывшими странами СНГ.

Кроме перечисленного, главным направлением государственного регулирования трудовой миграции является процесс защиты трудовых прав мигрантов. Это целая совокупность мер, состоящая из:

  • принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области;
  • создания условий для выезда граждан за пределы своего государства;
  • привлечения различных фирм, которые занимаются трудоустройством иностранцев.

Причины международной миграции населения

Основной причиной международной миграции можно назвать экономические потребности государства, и, как следствие, потребности его населения. Обусловлена эта причина следующими факторами

  1. Различия в экономическом и социальном уровне жизни стран;
  2. Отличия по национальному признаку;
  3. Разница в общем уровне дохода населения одинаковой специальности;
  4. Наличие безработицы и постоянной незанятости;
  5. Наличие крупных и развивающихся предприятий с огромными капиталовложениями.

Условно все причины можно разделить на две большие группы:

  1. Экономические, по причине перестройки внутри государства, разных уровней экономики либо нестабильного состояния рынка труда;
  2. Внеэкономические, связанные с религиозными вопросами, правовыми ситуациями, образовательными и культурными программами и пр.

В некоторых случаях причиной массовой миграции (международной) могут послужить военные действия, экологические бедствия либо политические конфликты.

Примеры переселения

Существует несколько основных потоков международной миграции:

  1. Между постсоциалистическими странами, ярким примером является переезд между странами СНГ;
  2. Из развитых стран в развивающиеся. В качестве примера можно привести переезд научных работников, исследователей из Европы, США, в Южную Африку;
  3. Из развивающихся стран в более развитые. Здесь ярким примером будет переезд из Мексики в США;
  4. Между странами одного уровня, таковым будет являться переезд из России в Украину либо между странами Африки.

В качестве наиболее запоминающихся примеров по причине ведения боевых действий можно привести массовый переезд граждан из Боснии, Афганистана, Сирии в Европу.

Ярким примером переезда населения в связи с техногенной катастрофой можно привести аварию на Чернобыльской АЭС, вследствие которой большое количество украинцев решило переехать в Россию.

В качестве примера переселения в связи с экологическими катастрофами можно привести шестилетнюю засуху в Сомали, в результате которой её жители были вынуждены мигрировать в Йемен.

Основные проблемы

Основной проблемой международной миграции является несоответствие количества переезжающих в разные направления.

Так, согласно статистике, количество людей, желающих проживать и трудиться на территории развитого государства, можно исчислить миллионами, при этом количество человек выезжающих в развивающиеся государства определяется тысячами.

Основные проблемы миграции можно определить следующим списком:

  1. Рост негативных настроений среди коренных жителей государств;
  2. Возможные конфликтные ситуации на почве религиозных и прочих этнических вопросов;
  3. Рост уровня преступности, правонарушений в сфере налогообложения, а также в сфере подделки документов;
  4. Рост уровня заболеваемости, а также уровня возможного возникновения эпидемий.

По статистике за 2019 год подавляющее число мигрантов прибыло на территорию РФ с Узбекистана и Украины.

Однако в мире самыми популярными маршрутами остаются:

  • перемещение из Мексики в США;
  • переезд из Украины в РФ;
  • перемещение из Казахстана в Россию.

При этом достоверно определить количество человек пересёкших границу в РФ не представляется возможным, поскольку студенты и стажёры не учитываются в качестве мигрантов, а количество лиц, пересекающих границу незаконно, вообще не поддаётся учёту.

Под международной миграцией следует понимать переезд граждан из одной страны в другую. Как правило, это происходит по причине желания улучшения уровня жизни при помощи переезда из развивающейся страны в более развитую.

Источник

Adblock
detector