Меню

Кто регулирует хозяйственную деятельность



Государственное регулирование хозяйственной деятельности

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Хозяйственное правоможет рассматриваться как комплексная отрасль права, как учебная дисциплина, как наука.

Наука хозяйственного права представляет собой деятельность по выработке теоретических знаний о закономерностях правового регулирования хозяйственных отношений, в результате чего формируется учение о хозяйственном праве как системе взаимосвязанных понятий, взглядов, концепций и теорий.

Наука хозяйственного права делится на две части: общую и особенную.

Общая частьвключает положения о понятии хозяйственного права, хозяйственном законодательстве,

хозяйственных правоотношениях, общих положениях о предпринимательстве, субъектах хозяйствования, порядке формирования имущества субъектов хозяйствования и др.

Особенная частьрассматривает вопросы, связанные с правовым обеспечением отдельных видов хозяйственной деятельности, таких как: – монополистическая деятельность и конкуренция; – приватизация государственной собственности; – правовое обеспечение качества продукции (работ, услуг); – ценообразование; – инвестиционная деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Хозяйственное право как учебная дисциплина – это совокупность обобщенных знаний о хозяйственном праве как о науке, отрасли законодательства и практике применения последнего.

Предметомхозяйственного права является совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие (то есть не связанные с осуществлением коммерческой деятельности) отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики.

Таким образом, можно выделить три группы отношений, составляющих предмет правового регулирования хозяйственного права.

1. Отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности

2. Отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе некоммерческие отношения,

возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

3. Отношения по государственному регулированию экономики.

Принципы хозяйственного правапредставляют собой основополагающие начала, обеспечивающие целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности и охватывающие весь комплекс хозяйственно-правовых норм:- принцип равноправия субъектов хозяйствования;- принцип свободы предпринимательской деятельности;- принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма;- принцип комплексного государственного воздействия на экономический оборот с помощью различных механизмов (политических, социальных, экономических и др.);– принцип равенства форм и видов собственности;- принцип неприкосновенности собственности;- принцип свободы договора;- принцип законности, в основу которого положен механизм осуществления предпринимательской деятельности, не нарушающий правовых основ государства и др.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию хозяйственного права, то место правового регулирования определяет, как осуществляется это воздействие. Метод правового регулирования выражает способы воздействия права на регулируемые отношения. Таким образом, метод правового регулирования характеризуется через основные приемы, составляющие содержание правового регулирования.

Поскольку хозяйственное право является комплексной отраслью права, следовательно ей присущи

методы, используемые другими отраслями права (диспозитивный, административно-правовой,

коллизионный и др.)

Источниками хозяйственного правапризнаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения, а именно:

– Конституция Республики Беларусь;

– Кодексы Республики Беларусь;

– законы Республики Беларусь;

– указы и декреты Президента Республики Беларусь;

– распоряжения Президента Республики Беларусь;

– постановления Правительства Республики Беларусь;

– акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов

управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;

– акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего

Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

– акты Национального банка Республики Беларусь.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Гос рег ХД – целенаправленное государственное воздействие законодательных, контролирующих, исполнительных органов на участников хозяйственного оборота в целях недопущения, изменения или прекращения экономической (хозяйственной) ситуации или поддержания ее в соответствующем законодательству состоянии. Гос рег ХД необходимо для охраны и защиты публичных интересов, например, для обеспечения гос и обществ нужд; формирования гос бюджета, защиты окружающей среды, обеспечения внутренней и внешней безопасности и обороны, обеспечения занятости трудоспособного населения и др.

Мера гос.воздействия и его пределы определяются необходимостью и достаточностью охраны существующих элементов зкономики в совокупности с изменением экономического развития в направлении, необходимом обществу и государству.

Правовые средства, регулирующие хозяйственную деятельность,условно можно разделить на следующие основные группы:

Читайте также:  Регулировка петель поворотного окна

а) организационно-управленческие средства (принципы правового регулирования хозяйственной деятельности; нормы, посвященные органам управления в хозяйственном обороте, и др.);

б) материально-правовые средства (нормы, предусматривающие права и обязанности участников хозяйственных правоотношений; нормы, регулирующие основания возникновения и порядок осуществления права собственности, других вещных прав, и т.д.);

в) процессуально-правовые средства (нормы, регулирующие порядок защиты прав субъектов хозяйственной деятельности; иные нормы процессуального характера).

Гос рег ХД подразделяется на: 1. Косвенное — система льгот и налогов; ценовая политика, регулирование занятости населения, проф подготовки; влияние на развитие инфраструктуры; 2. Прямое — регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Способами государственного воздействияна хозяйственный (экономический) оборот выступают:

-создание и прекращение субъектов хозяйствования (регламентированное нормативными правовыми актами участие государства как собственника в организации хозяйственной (экономической) деятельности, установление общих правил, согласно которым создаются и прекращают свою деятельность субъекты хозяйствования.)

планирование (направлено на обеспечение комплексного экономического развития Республики Беларусь либо на решение отдельных хозяйственных задач.)

регулирование хозяйственной деятельности(государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, законодательством может быть предусмотрен запрет на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в целях охраны окружающей природной среды, жизни и здоровья граждан, безопасности государства. Регулирование хозяйственной деятельности может быть прямым (регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации)

и косвенным (путем применения различных экономических рычагов и стимулов, например, системы льгот и налогов, также сюда относится ценовая политика, регулирование занятости населения, проф подготовки; влияние на развитие инфраструктуры).

контрользаосуществлением ХД (предоставленная компетентным государственным органом возможность наблюдать и в установленных пределах проверять состояние дел хозяйствующих субъектов, а также принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях).

Все способы государственного регулирования хозяйственной деятельности имеют правовую формуакта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия

Формы гос.воздействия на хозяйственную деятельность: прогнозирование, денежная политика, антимонопольное законодательство. Планирование представляет собой определение целей, этапов, конкретных показателей и сроков достижения поставленных задач, а Прогнозирование – система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях,принципах и целях социально-экономического развития государства. В зависимости от сроков бывает:на долгосрочную перспективу: — 1. нац стратегию устойчивого соц-экон развития РБ на 15 лет и 2. основные направления соц-экон развития РБ на 10 лет. 1 — один раз в 5 лет на 15 период за 2,5 года до начала прогнозируемого периода. 2 — раз в 5 лет за 2 года до начала прогнозируемого периода на 10 период; на среднесрочную перспективу: программуа соц-экон развития РБ на пять лет разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет;прогноз на краткосрочную перспективу: годовой прогноз соц- экон РБ. Разработка гос прогнозов соц-экон развития РБ обеспечивается СМ РБ.

Денежная политика государства — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Антимонопольное законодательство — законы и др правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. П

равовое регулирование контрольной (надзорной ) деятельности государства в хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Указом Президента РБ от 16 октября 2009 г. № 510.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗ. ПРАВООТНОШЕНИЙ. СТРУКТУРА ХОЗ.ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Под хозяйственными правоотношениямипонимаются отношения, урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпр-ской деятельности, а также вследствие гос-ного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями. Существуют вертикальные отношения-между субъектами хоз. деятельности и гос. органами. В данных отношениях- две стороны: субъект хозяйствования и орган гос. управления. Горизонтальные отношения между субъектами предпринимательства в процессе его осуществления.

Читайте также:  Регулировка гидравлики на jcb

Структуру хозяйственных правоотношений составляют – субъект (участники ХПО); содержание (юр.факты); объекты (фактические ОО). Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус ИП, юр.лица, а также государство в лице соот­ветствующих органов, обладающих определенной компе­тенцией.Объектами хозяйственных правоотношений являются: -вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имуще­ство, в том числе имущественные права; — работы и услуги; -неимущественные блага, используемые при ведении хоз-ной деятельности(право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна); -и др.

Хозяйственные правоотношения представляют право­вую взаимосвязь между субъектами хоз-ния, кото­рая проявляется в их содержании и сводится к субъектив­ным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекраще­ния хоз-ных правоотношений являются юридиче­ские факты. Хоз-ное право включает в себя пред­пр. деятельность субъектов, таким образом правопорождающими фактами будут являться именно дей­ствия, совершаемые субъектами данных правоотношений, например заключение хоз-го договора. Событияне играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств». Например стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) данные обстоятельства могут являться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнив­шей по этой причине договорные обязательства.

Виды хозяйственных правоотношений: 1) абсолютные вещные правоотношения; 2)абсолютно-относительные вещные правоотношения; 3) абсолютные правоотношения по ведению собствен­ной хоз-ной деятельности 4) неимущественные абсолютные правоотношения; 5) обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношенияхарактерно, что субъект реализует свое право на имущество в соот­ветствии с законом, который определяет ему меру возмож­ного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения яв­ляется вещь, принадлежащая субъекту на праве собствен­ности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами.К числуабсолютно-относительных вещных правоотношений относятся право хозяйственного ведения, оператив­ного управления. Они относятся к таковым в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами, и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относи­тельном правоотношении. Объем прав при этом определяет­ся собственником имущества. Дляабсолютных правоотношений по ведению собственной хозяйственной деятельности ха­рактерно, что они складываются по поводу ведения собст­венной деятельности субъектом хоз-ния. У субъекта, ведущего хоз-ную деятельность, от­сутствуют обязанные лица, но все должны счи­таться с его правом вести хоз-ную деятельность и не препятствовать ей.

Неимущественные хозяйственные правоотношения (вещные) скла­дываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хоз-ния в своей предпр. деятельности, например товарный знак, фирменное наиме­нование, коммерческая тайна и др. Данное пра­воотношение является абсолютным в связи с тем, что ни­кто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадле­жащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возмож­ность требовать от лиц, нарушивших его право на неиму­щественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (от­носительные) это правоотношения, в которых два контр­агента связаны взаимными правами и обязанностями ме­жду собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хоз-ные обязательства в зависи­мости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хо­з-го права они обслуживают, подразделяются на четыре вида: 1)хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов гос-ных органов); 2) внутрихозяйственные (возникают между подразделе­ниями предприятий и руководством этого предприятия); 3) оперативно-хозяйственные (возникают между несо­подчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйст­венных договоров); 4) территориально-хозяйственные (отношения терри­ториальных субъектов между собой и с предприятиями)

Источник

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Лекция 7. Правовое регулирование деятельности

Хозяйствующих субъектов. Монополии

1. Государственное регулирование хозяйственной деятельности.

2. Монополия: понятие и сущность.

3. Формы монополистической деятельности.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Государственное регулирование производственно-хозяйственной деятельности организаций – это комплекс мероприятий, форм и методов государственноговлияния на деятельность субъектов предпринимательства в целях созданиянормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательныхтенденций, вызываемых коммерческой деятельностью предприятий вусловиях рыночных отношений. Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Основные принципы государственного регулирования экономики: — минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; — влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. Функции государства в области регулирования экономики: — разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; — стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; — регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; — создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; — нормирование амортизационных отчислений; — перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); — регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. Целью государственного регулирования производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получении от этого оптимальных выгод. Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий являются: — разработка законодательных и нормативно-правовых актов; — стимулирование производителя путем снижения налогов; — усовершенствование таможенного и налогового законодательства. К основным методам государственного регулирования производственно-хозяйственных отношений предприятий относятся: — административные, базирующиеся на силе государственной власти, в частности это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений; — правовые, к которым относятся методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий, воплощенные с помощью законов, таких, как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.; — экономические, основанные на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов, регулирующих цены и тарифы. К основным законам и нормативным актам, регулирующим производственно-хозяйственную деятельность предприятий, относятся: Конституция РФ; ГК РФ ч. 1, 2 «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95; федеральные законы об организационно-правовых формах предприятий; Закон об упрощённой системе налогообложения; Закон о защите прав потребителей и др. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются: — осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; — повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств; — поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов; — укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; — пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей; — использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Читайте также:  Kia rio регулировка руля по вылету

Источник

Adblock
detector