Меню

Кто регулирует капитала в россии



Россия под контролем иностранного капитала

Вложения иностранных компаний в российскую экономику (прямые инвестиции) оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. К положительным последствиям можно отнести: создание новых рабочих мест, ускорение экономического развития страны, развитие промышленности, внедрение новых технологий, рост налоговых поступлений в бюджет. К отрицательным: вывоз прибыли за рубеж, подавление местных производителей, усиление зависимости экономики от иностранного капитала, которая угрожает экономической безопасности страны.

Важно найти баланс в отношении иностранного капитала, чтобы он приносил максимальную выгоду стране и оказывал минимум отрицательного воздействия.

До 2015 года компании с участием иностранного капитала отчитывались в Росстат по форме 1-ВЭС «Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала». С 2016 года такая форма была отменена, поэтому с этого периода данных о деятельности таких компаний просто нет.

Сложно сказать, зачем Правительство отменило эту форму. Она была несложной для заполнения, но давала хоть какое-то представление о роли организаций с участием иностранного капитала в стране.

В 2015 году количество предприятий с участием иностранного капитала составило 23,5 тысяч. Уставный капитал организаций с участием иностранного капитала составил почти 5 трлн. рублей (28,6% от суммы всех уставных капиталов организаций), а вот выручка таких компаний составила 51,1 трлн. рублей (45,7% от всего оборота организаций).

Далее приведена динамика оборотов компаний с иностранным капиталом.

В 2009 доля оборота предприятий с иностранным капиталом составляла 37,9% в общем обороте компаний, в 2015 году — уже 45,7%.

Теперь поговорим об отраслях, где заметнее всего присутствует иностранный капитал:

  • лесное хозяйство — 45,3%;
  • добыча сырой нефти и природного газа — 38,5%;
  • обрабатывающие производства — 51,2%, в т.ч.: производство пищевых продуктов — 38,2%, в т.ч. мяса и мясопродуктов — 56,2%, производство напитков — 68,4%, производство табачных изделий — 87,1%, обработка древесины и производство изделий из дерева — 48,4%, производство целлюлозы, бумаги картона — 69%, производство транспортных средств — 46,5%
  • производство, передача и распределение электроэнергии — 45,5%.
  • оптовая и розничная торговля — 56,6%.

В конце 19 — начале 20 веков в Российскую империю активно ввозился иностранный капитал. По доле иностранного капитала ту эпоху вполне можно сравнивать с современной. Вот только в то время промышленность России активно развивалась, а нынче деградирует. Раньше иностранный капитал реально создавал новые фабрики и заводы, а современный иностранный капитал скупил (вложился) в действующие предприятия и теперь вывозит прибыль за рубеж.

Источник

Кто выполняет функции регулятора финансового рынка в РФ и Америке?

Глобализация мировой экономики и динамическое развитие финансовых рынков требует постоянного контроля. При этом должны учитываться права и свобода всех участников процесса.

Российская Федерация находится на пути создания таких институций с учетом опыта развитых стран, в частности США. Регуляторами российского финансового рынка являются государственные и саморегулирующие организации. Об их деятельности и поговорим.

Регуляторы финансового рынка РФ

Регуляторами финансового рынка, или просто ФР, выступают некоммерческие организации, контролирующие финансовые отношения в стране, защищающие права всех участников процесса. Другими словами, это органы с рычагами влияния на действия субъектов рынка в рамках законодательства.

Специалисты дают определение ФР как институтам и механизмам, осуществляющим распределение ресурсов в нацэкономике.

Структура ФР достаточно пространная, включает кредитные учреждения, дилеров, трейдеров, брокеров.

Их взаимодействие требует специальных наблюдательных органов для:

  • контроля внутренних валютных курсов;
  • установления ставок на операции;
  • наблюдения за инфляцией и разработки путей ее снижения;
  • контроля за соблюдением правил игроками рынка;
  • стабилизации экономической системы в целом и поддержания доверия к ней.

Успешно справляются с перечисленными задачами в России существующие регуляторные органы.

ЦРОФР – основной русский финансовый регулятор

Центр регулирования отношений на финансовых рынках – авторитетная наблюдательная компания в сфере брокерских услуг и криптовалютных операций. Создана как некоммерческая организация для лицензирования деятельности брокеров.

Главные уставные цели ЦРОФР:

  • координация взаимодействия между участниками международных ФР;
  • обеспечение лицензированных клиентов компенсационным фондом;
  • проверка деятельности организаций для последующего сертифицирования;
  • разработка и внедрение систем оценивания работы институций;
  • минимизация рисков для всех субъектов рыночных отношений.

Центр позиционирует себя как открытую и независимую организацию, обеспечивающую трейдерам максимальную безопасность сделок.

Источник

Органы регулирующие рынок капитала в РФ

В настоящее время в России существует гибридная модель регулирования, состоящая из двух регуляторов: Центрального банка Российской федерации (ЦБ РФ) и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

«Центральный банк Российской Федерации – главный банк первого уровня, главный эмиссионный и денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделенный особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков»[1]

«ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1) взаимодействуя с Правительством Российской Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

12) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.»[2]

На данный момент, с учетом опыта, полученного в период кризиса, ЦБ РФ уделяет повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности их деятельности для выявления проблем на начальной стадии. Также, в рамках своих полномочий, ЦБ РФ защищает интересы кредиторов и вкладчиков как потребителей финансовых услуг. Но стоит отметить, что защита прав потребителей финансовых услуг в самостоятельное направление надзорной деятельности не выделена. После кризиса ЦБ РФ стал больше внимания уделять укреплению финансовой стабильности, т.к. именно от степени финансовой стабильности зависит достижение целей денежно-кредитной политики и состояние общего макроэкономического равновесия в стране. Таким образом можно сказать, что ЦБ РФ в определенной степени выполняет функции регулирования на макроуровне. Однако полномочия ЦБ РФ на данном уровне своего законодательного оформления не получили.

«Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»[3]. ФСФР России была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство ФСФР осуществляет Правительство Российской Федерации.

ФСФР осуществляет регулирование и надзор деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, профессиональных участников фондового рынка, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов. В марте 2011 г. ФСФР были переданы полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (ранее эти полномочия выполняла Федеральная служба страхового надзора).

ФСФР состоит из специализированных управлений, которые осуществляют регистрацию и лицензирование разных категорий участников финансового рынка, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, регулирование, контроль и надзор на отдельных сегментах рынка:

1. Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями

2. Управление регулирования деятельности участников финансового рынка

3. Управление эмиссионных ценных бумаг

4. Управление развития регулирования на финансовом рынке

5. Управление информации и мониторинга финансового рынка

6. Управление предварительного контроля рынка страхования

7. Управление экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела

8. Управление страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности

ФСФР разрабатывает регламенты и стандарты профессиональной деятельности для участников финансового рынка, анализирует их отчетность, следит за достоверностью раскрываемой информации, работает с потребителями финансовых услуг. Так же ФСФР очень пристально следит за неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынка. Таким образом, ФСФР сочетает в себе функции надзора и защиты интересов потребителей на финансовом рынке.

Огромную роль в регулировании деятельности финансового рынка играет Министерство финансов Российской Федерации. «Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

· разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

Читайте также:  Как отрегулировать флажок на жерлице

· участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

· организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

· обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

· принимает участие в определении ценовой политики;

· принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

· разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

· осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

· разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

· участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

· участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

· разрабатывает с участием Государственной налоговой службы предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

· разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

· разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

· обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств.»[4]

Что касается регулирования финансового рынка, то, на мой взгляд, лучше всего привести пример возможного усовершенствования нормативно-правовой базы на финансовом рынке. «07.05.2013, Москва 21:33:05 Министерство финансов РФ предлагает выровнять налоговые условия для различных видов инвестиций физических лиц. Предложение включено в проект основных направлений налоговой политики на 2014-2016гг., обнародованный Минфином.

Министерство напоминает, что в настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций , не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более 3 лет. Также налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов. «Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги)», — указывает Минфин.

По мнению Минфина, создавать стимулы для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, «в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других — ужесточая применяемые в настоящее время ограничения». Министерство, в частности, предлагает ввести инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Минфин предлагает распространять эту льготу только на пакеты акций, размер которых не превышает 1% акционерного капитала компании»[5].

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Кто регулирует капитала в россии

Если страна намерена сохранить фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной валюте, то ее центральному банку придется быть готовым проводить валютные операции в достаточном объеме для устранения недостаточного или избыточного предложения валюты, которое может возникать вследствие колебаний спроса или предложения на валютном рынке. В противном случае государству придется отказаться от фиксированного обменного курса или прибегнуть к регулированию капитала, что ограничит возможности граждан обменивать национальную валюту на иностранную. [c.767]

Объясните, почему введение в США ограничений на кредитование других стран в 1960— 70-е годы представляло собой вид регулирования капитала. [c.770]

Назовите изменения, привнесенные в регулирование капитала Базельским соглашением 1988 г. (Базель I). [c.231]

В базовую модель получения и предоставления кредитов необходимо ввести рад ограничений. Во-первых, некоторые страны устанавливают административные ограничения (регулирование движения капитала) на международные кредитование и заимствования. При полном регулировании капитала получение кредитов у других стран мира и предоставление кредитов им исключены, и страна живет в полной финансовой изоляции. Внутренние процентные ставки отличаются от мировых, сальдо счета текущих операций равны нулю в каждом периоде. Внутренние сбережения всегда равны внутренним инвестициям. [c.211]

Не меняет положения тот факт, что за последние годы буржуазные государства пытаются регулировать экономику. Разрабатываемые ими всевозможные программы и планы развития экономики не способны избавить капиталистическое общество от анархии, конкуренции, кризисов, безработицы, ибо не устраняется и не изменяется природа капитализма. Вся же система государственно-монополистического регулирования, столь широко рекламируемая буржуазной пропагандой, имеет в конечном счете одну цель — содействовать интересам монополистического капитала в его стремлении получать сверхвысокие прибыли. [c.129]

Законодательные акты, принимаемые для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции. Первый антитрестовский акт был принят в США в 1890 г. под названием «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий». Для того, чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж одной фирмы, законодательство ограничивает размеры ее рыночной квоты. Чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Возбудить дело о нарушении антитрестовского законодательства могут как государственный орган, так и частные фирмы, пострадавшие от монополистической практики. Для разбирательства подобных дел во всех странах, имеющих антимонопольное законодательство, созданы специальные суды. [c.77]

Разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной деятельности. Лицензии применяются и для регулирования внешней торговли, представляя собой документ на право ввоза или вывоза товара. 2. Разрешение использовать другим лицам или организациям изобретение, защищенное патентом, технические знания, опыт, секреты производства, торговую марку и т.д. Предоставление лицензии является коммерческой сделкой. Продажа лицензий является одной из самых прибыльных экономических операций, т.к. позволяет получать доходы, не производя каких-либо дополнительных вложений капитала. [c.153]

В то же время проблема свободных денежных накоплений ливийских предпринимателей и части населения из внешнеэкономической перешла преимущественно во внутрихозяйственную область. По мере национализации иностранного, а позже и частного национального банковского капитала и установления полного государственного контроля над всеми кредитно-финансовыми институтами, а также благодаря постепенному принятию все более строгих мер валютного регулирования и, наконец, резкому ужесточению их на рубеже 70-х и 80-х годов были значительно сужены, а затем фактически полностью перекрыты легальные каналы оттока национальных частных сбережений за рубеж. Видимо, это послужило одной из немаловажных причин ускоренного прироста свободных ликвидных ресурсов внутри страны, включая также и накопление массы наличных денег вне банковской сферы — особо опасного потенциального и до некоторой степени реального источника инфляции. [c.171]

Однако эти меры оказались недостаточными для пресечения всякого рода спекулятивных сделок и в особенности получившего широкое распространение контрабандного вывоза из Ливии субсидируемых товаров. Поэтому в 1978—1980 гг. последовало решающее наступление на позиции торгового капитала и других посредников , которое можно считать логическим завершением предыдущей линии ливийского руководства. В октябре 1978 г. был утвержден закон О регулировании импорта , в соответствии с которым государственные корпорации, организации и предприятия получили исключительное право на ввоз в страну товаров с коммерческими целями. Практически это было равнозначно монополизации ливийским государством внешней торговли. Уже с 1974 г. оно полностью контролирует экспорт, почти целиком состоящий из нефти, газа и продуктов их переработки. Отныне такой же всеобъемлющий контроль устанавливался над импортными-операциями. [c.173]

Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты. [c.136]

Международный кредит как движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Участники международного кредита. Источники международного кредита. Международные займы. Межгосударственное регулирование международного кредита. Роль международных финансовых институтов в обеспечении долгосрочными финансовыми ресурсами. [c.161]

Особенности прямых зарубежных инвестиций. Регулирование международного движения предпринимательского капитала. [c.188]

Основной целью курса является изучение основных понятий финансового менеджмента, методов решения финансовых проблем и задач по контролю и регулированию денежных потоков, приобретению фондов, мобилизации и распределения финансового капитала, в условиях постоянного учета соотношения между риском и прибылью. [c.466]

В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле конкурентной или справедливой . В этом заключается регулирование нормой прибыли максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма. [c.317]

Читайте также:  Карбюратор луаз 969м регулировка

В период развивающихся рыночных отношений определяющим фактором развития производства становится научно-технический прогресс. Сильная изношенность основных фондов и выпуск конкурентоспособной продукции обусловливают необходимость производить ускоренное списание основных средств. Такая форма образования амортизационного фонда позволит в кратчайшие сроки накопить денежные средства для осуществления интенсивного воспроизводства основных фондов. В связи с применением ускоренных методов происходит отрыв величины амортизационных отчислений от величины износа. Амортизационный фонд вследствие этого приобретает обособленную форму существования, тем самым, расширяя финансовую базу инвестирования. Другим важным элементом амортизационной политики является проблема использования амортизационного фонда. В прежней экономической системе в процессе воспроизводства основных средств на первый план выдвигались физические параметры оборудования. В условиях рыночной экономики основное внимание должно уделяться финансовой стороне процесса восстановления средств труда. А это означает, что необходимо перейти к процессу восстановления основного капитала, что ставит вопрос как использовать деньги, предназначенные для возмещения основного капитала Система рыночного регулирования экономики должна предоставить предприятиям права для любых видов вложений, связанных с инвестированием. [c.50]

Реальным выходом из сложившейся ситуации является слияние банковского и промышленного капитала в форме банковско-ориентированных ФПГ, которое решает следующие проблемы возможность контроля эффективности управления возможность регулирования материальных и финансовых потоков повышение надежности ФПГ в результате создания институциональных систем контроля их деятельности. [c.117]

В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих свободных зон с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влия нием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости. [c.16]

Нет иного, кроме государства субъекта, кто обладал бы экономической силой, способной мобилизовать ресурсы России для построения новой экономической и социальной системы. Но выполнить это в состоянии государство совершенно иного типа, нежели сегодняшнее. Государству другого типа и классового характера предстоит активное регулирование рыночной трансформации экономики, сосредоточение в его распоряжении значительных финансовых ресурсов. Разумное дозирование действия сил, рынка не только снизит социальную конфликтность преобразований, но и обеспечит России благодаря максимальному сохранению накопленного интеллектуального, кадрового, человеческого и материально-вещественного капитала достойное место в международном разделении труда и в процессах глобализации. [c.223]

Прямые и портфельные инвестиции определены в Законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле (с изм.). В пункте 10 статьи 1 данного Закона установлено, что прямой инвестицией является вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием , а портфельной инвестицией — приобретение ценных бумаг . Положение № 482, утвержденное Центробанком РФ 7 июля 1997 г., называет прямыми инвестициями инвестирование в уставный капитал ООО или АО при первичном размещении акций (долей) или при увеличении уставного капитала. В целом это соответствует рекомендациям МВФ. [c.39]

В 1958—1968 гг. (переходный период) был образован таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы. [c.97]

Великобритания использовала концепцию базисного баланса с конца 50-х и в 60-х годах. Она считала, что с учетом ее роли как одного из мировых финансовых центров концепция базисного баланса позволит обеспечить более четкое различие между основными, базисными и второстепенными внешнеэкономическими операциями. Это имело большое значение для выработки ориентиров государственной экономической политики в отношении платежного баланса, состояние которого оказывало огромное влияние на экономику страны, цели и методы ее государственного регулирования. В английской трактовке базисный баланс был итогом баланса текущих операций и движения всего долгосрочного капитала, без исключения специфических (в частности, некоторых государственных) операций с долгосрочным капиталом. [c.142]

При регулировании платежного баланса возникает проблема какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их навести порядок в собственном доме ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. [c.156]

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. [c.158]

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах). [c.159]

Программа добровольных ограничений и сменившая ее система регулирования всех форм вывоза капитала из США не привели к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков. [c.199]

Формы межгосударственного регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР. [c.300]

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для 1) покрытия дефицита платежных балансов 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ. [c.301]

Предпосылки формирования мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг коренятся в концентрации капитала в производстве и банковском деле интернационализации хозяйственных связей развитии межбанковских телекоммуникаций на базе внедрения ЭВМ. Объективной основой их развития послужило противоречие между углублением глобализации хозяйственных связей и ограниченными возможностями соответствующих национальных рынков. Движущей силой развития мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота является конкуренция, которая регулирует объем и распределение мировых финансовых потоков, стоимость кредитов, предлагаемых участниками рынков. Совершенная конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей этих продуктов. Однако конкурентная борьба не всегда эффективна и безупречна. Поэтому рыночное регулирование сочетается с государственным. Государство вмешивается в деятельность мировых рынков в целях предотвращения или преодоления кризисных потрясений в этой сфере. [c.328]

Валютные рынки — одно из важных звеньев мирового хозяйства — чутко реагируют на изменения в экономике и политике, оказывая на них обратное влияние. Интернационализация хозяйственной жизни способствует развитию валютных рынков. Объем сделок на них превышает ежедневно триллион долларов. Резкие колебания курсовых соотношений осложняют деятельность валютных рынков. Механизм валютных рынков создает условия для валютной спекуляции, так как дает возможность производить сделки, не имея в наличии валюты. В результате валютных операций усиливаются стихийное движение горячих денег, бегство капитала, колебания валютных курсов. Валютная лихорадка пагубно воздействует на слабые валюты, увеличивает нестабильность валютно-экономического положения отдельных стран, мировой экономики и валютной системы. Валютные трудности, усугубляемые стихийной деятельностью валютных рынков, оказывают определенное влияние на экономическую политику стран и являются важной проблемой при согласовании их действий по регулированию экономики. [c.343]

Читайте также:  Регулировка фар своими руками в картинках

Естественно, в этой ситуации японские индивиды и фирмы, желающие прибрести доллары лаже по официальному курсу, будут в безвыходном положении. В результате у многих возникнет соблазн обойти закон путем покупки долларов по рыночному курсу. 1о есть они будут совершать сделки на черном рынке, заниматься нелегальной торговлей долларами и иенами. Чтобы устранить стимулы к таким операциям, японское правительство может ввести еще одно официальное ограничение, называемое регулированием капитала ( apital ontrols). В общем, это относится к ограничению на иностранные активы или обязательства в собственности резидентов либо на способность нерезидентов приобретать активы или обязательства данной страны. В частности, правительство могло объявить незаконным хранение долларовых активов или обязателы ) в, таким образом сокращая возможный объем операций на черном рынке. [c.756]

В 1963 г., беспокоясь, что отток долларов из США повредит развитию экономики страны, правительство обложило налогом большую часть приобретаемых американцами иностранных облигаций. Вскоре были введены ограничения и на размер кредитов, которые американские банки могли выдавать нерезидентам и которые могли использовать американские корпорации для заграничных инвестиций, т. е. правительство США стало практиковать ограниченное регулирование капитала ( apital ontrols). [c.764]

Регулирование капитала ( apital otrols) — официальные ограничения на хранение иностранных активов или обязательств резидентами либо на хранение активов или ооязательств данной страны нерезидентами. [c.769]

Кейнс сформулировал свою концепцию как о б-щ у ю теорию з а н я т о с т и . Поэтому в экономич. лит-ре традиционной стала трактовка К. как теории занятости и основанной на ней программы экономич. политики бурж. гос-ва по достижению полной занятости . Однако такая трактовка далеко не полностью раскрывает действит. содержание как теории, так и экономич. программы К. Значение К. определяется прежде всего тем, что Кейнс впервые в бурж. экономич. лит-ре поставил вопрос о необходимости перехода к гос.-монополистич. регулированию капитали-стич. экономики. И хотя Кейнс действительно уделил значит, внимание поискам средств смягчения массовой и хронич. безработицы, его теория занятости представляет собой скорее ту конкретно-историч. форму, наве- [c.134]

Со стороны главных потребителей углеводородного сырья спрос на него благодаря государственно-монополистическому регулированию приблизительно на столько же концентрирован, на сколько сконцентрировано предложение этого сырья со стороны членов ОПЕК- Поэтому выбор поставщиков сильно зависел от того, как импортеры жидкого топлива оценивали для себя перспективы расширения рынков сбыта в конкретных странах — участницах организации. На определение внешних источников и объемов закупок энергосырьевой продукции немаловажное воздействие оказывали возможности рециклирования нефтедолларов за счет роста экспорта в зону ОПЕК или привлечения оттуда денежного капитала. Нефтеэкспортеры, в свою очередь, как было показано на примере АНДР, стремились использовать конкурентную борьбу за их внутренние рынки между государствами развитого капитализма как средство стабилизации вывоза жидкого топлива при затруднениях с его сбытом. В начале 80-х годов для этой цели все шире стали применяться бартерные операции и ряд других методов торговой политики. Капиталистический нефтяной рынок был охвачен широко распространенным процессом бартеризации внешнеторговых сделок, на которую обращает внимание советский исследователь М. Гельвановский [65, с. 86—87]. [c.148]

Предметом настоящего курса является -управление финансовым направлением деятельности коммерческих банков. Характерным признаком данного типа предприятий выступает совмещение двух важнейших аспектов хозяйственной деятельности — производственного и финансового. Таким образом для кредитной организации финансовый менеджмент должен рассматриваться как приоритетное направление управления, что и определяет его практическую актуальность. Дополнительным ролеобразующим фактором является структура финансовых ресурсов банка. Для большинства предприятий основным их элементом выступают собственные средства, для банков же — привлеченный (т.е. заемный) капитал. Это обуславливает особые требования к эффективности управленческих решений, связанных с организацией движения потоков денежных средств и конкретных финансовых операций. Наконец, ни в одной из сфер предпринимательской деятельности государственное регулирование не осуществляется в таком объеме как в кредитно-финансовой. Необходимость соблюдения установленных Центральным банком нормативов и ограничений выдвигает дополнительные требования по большинству направлений финансового менеджмента. Указанные выше факторы определяют настоящий курс в качестве профилирующего при подготовке банковских служащих любого должностного уровня. [c.475]

К сожалению, при регулировании нормой прибыли возникают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов и бухгалтеров). Во-первых, трудно оценить необесцененный акционерный капитал, хотя это ключевой элемент при определении нормы прибыли фирмы. Во-вторых, справедливая норма прибыли должна основываться на фактических издержках капитала, но эти издержки в свою очередь зависят от поведения учреждения, регулирующего цену (и от восприятия вкладчиками капитала будущих допустимых норм прибыли). [c.317]

Разрушение экономического и информационного пространства в последние годы в Поволжье и других регионах во многом вызвано тем, что факторы инфраструктурного характера практически не учитывались при размещении производительных сил и проведении крупных мероприятий структурно-технологического и организационного содержания. В отечественной практике хозяйствования, к сожалению, традиционно не решались проблемы создания и совершенствования материально-технической базы инфраструктуры и не готовили специалистов в этой области. Транспортная логистика получает применение не системно, без учета закономерностей и параметров потоков информационных, материально-энергетических, финансовых и капитала. Опыт зарубежных промышленно развитых стран показывает, что инвестирование развития инфраструктуры, определяющей пространственно-временные предпосылки нормального функционирования рынка (особенно средств производства) должно быть опережающим относительно собственно производства товара. Сложным остается проблема соединения конечных финансовых интересов различных транспортных ведомств железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного. Требуется значительное государственное регулирование развития инфраструктуры рынка в связи с повышением роли импортно-экспортных факторов в перспективе. Управление инфраструктурой рынка все в большей степени становится объективной задачей, успешное решение которой может способствовать существенному росту социально-экономической эффективности хозяйствования всех субъектов России. Наибольший эффект может быть получен на межрегиональном уровне системы экономических ассоциаций «Центр», «Большая Волга», «Большой Урал» и другие. В этой связи требуется соответствующая координация межрегиональных и федеральных органов управления и концентрация капитальных вложений в развитие всех материально-технических и других элементов инфраструктуры современного рынка. Среди первоочередных задач особое место занимают задачи диктуемые необходимостью кадрового обеспечения инфрас фуктуры рынка. [c.154]

В этой связи следует заметить, что реальная финансовая стабилизация характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих показателей, а именно устойчивость бюджетной системы, надежность кредитно-финансовых учреждений, рациональность денежного обращения, устойчивость финансового положения предприятий реального сектора экономики. В этом контексте чисто монетарные результаты финансовой стабилизации выглядят весьма сомнительными. На самом деле, в 1996 г. падение прибыли в основных отраслях реального сектора превысило 70 %, доля убыточных предприятий возросла в 1,5 раза и достигла к концу года 56 %. Таким образом, в 1996 г. сформировался новый, крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора финансовыми ресурсами, который не обеспечивает не только расширенного, но даже и простого воспроизводства. Вложения в основной капитал уменьшились в 1996 г. на 18 %. Проблемы нарастания кризиса неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней и обратного потока финансирования из бюджета, являются производными по отношению к продолжающемуся процессу экономического спада. Следовательно, политика макроэкономической стабилизации, выражающаяся в удержании денежной массы в определенных пределах, оказывается несостоятельной в плане обеспечения инвестиций и экономического роста. Денежно-кредитная политика является только частью экономической политики государства. В этой связи постановка задачи обеспечения экономического роста на основе финансовой стабилизации представляется ошибочной. Эти вопросы необходимо решать в комплексе и одновременно. Необходимость учета целого ряда факторов при принятии мер денежно-кредитного регулирования прослеживается хотя бы на примере переплетения интересов российских экспортеров и задачи укрепления национальной валюты. Задачу обеспечения притока кредитных ресурсов в промышленность, строительство, сельское хозяйство следует решать в комплексе со стимулированием наращивания собственных средств коммерческих банков, т.к. только «нулевые» [c.165]

Более того, по мере интернационализации производства и капитала в различных ее формах и расширения круга проблем, решаемых на межгосударственном и наднациональном уровнях, усиливается контртенденция — национальные государства все решительнее отстаивают свои интересы, выступают против передачи части суверенитета в хозяйственных вопросах существующим и вновь возникающим международным органам регулирования. Возрастает противоречие между национальным и глобальным началом в мировой экономике и финансах. [c.14]

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий рестрикциояных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, бегства капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. [c.160]

Источник

Adblock
detector