Меню

Кто регулирует денежное обращение в россии



Основы правового регулирования денежного обращения в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бостанова Ф.А.

Статья посвящается характеристике правового регулирования денежного обращения в России. Рассматриваются экономическое и правовое понятия денежного обращения , связь денежного обращения с денежной системой . Также уделяется внимание организационно-функ­циональной, организационно-институциональной и организационно-структурной характеристикам денежной системы .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бостанова Ф.А.

Текст научной работы на тему «Основы правового регулирования денежного обращения в России»

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Статья посвящается характеристике правового регулирования денежного обращения в России. Рассматриваются экономическое и правовое понятия денежного обращения, связь денежного обращения с денежной системой. Также уделяется внимание организационно-функциональной, организационно-институциональной и организационноструктурной характеристикам денежной системы.

Ключевые слова денежное обращение, денежный оборот, денежная система, денежно-кредитная политика.

Процесс непрерывного движения денег в качестве средства обращения и средства платежа в экономике представляет собой денежное обращение.

Под денежным обращением ученые в сфере экономики понимают исключительно движение наличных денег. Для обозначения процесса движения наличных и безналичных денег используется понятие «денежный оборот».

В таком ключе правовое понятие денежного обращения отличается от его экономического понятия. В финансовом праве в денежное обращение включается обращение наличных и безналичных денег.

Профессор Е.Ю. Грачева понимает денежное обращение как «процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме» [3]. По мнению Е.Е. Фроловой «с правовой точки зрения денежное обращение представляет собой непрерывный процесс перехода права собственности на денежные средства в порядке осуществления расчетов или платежей» [5].

Денежное обращение отражает направленные потоки денег между различными субъектами отношений. Это потоки между:

— центральным банком и иными кредитными организациями;

— кредитными организациями и другими юридическими лицами;

— кредитными организациями и физическими лицами;

— юридическими лицами (организациями и предприятиями и т.д.) и физическими лицами;

— кредитными организациями и иными институтами финансовой системы;

— финансовыми институтами и физическими лицами.

* Магистрант кафедры «Финансовое право».

Глобальные тенденции экономического развития

Следует отметить, что денежное обращение реализуется в двух формах: наличной и безналичной. Соотношение между этими двумя формами постоянно меняется. В конце XIX века основной формой расчетов была наличная форма, в настоящее время преобладает безналичное обращение.

При осуществлении наличного денежного обращения происходит движение наличных денег в сфере обращения, где они выполняют функции средства обращения и платежа. Безналичное денежное обращение реализуется в процессе перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований. Банк России устанавливает предельный объем расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При превышении установленной суммы, расчеты должны осуществляться в безналичной форме.

Для полного понимания сути денежного обращения, необходимо определиться с понятием «денежной системы».

Профессор Л.А. Лунц отмечал, что понятие денежной системы можно рассматривать с экономической и юридической сторон.

С экономической стороны Л.А. Лунц описывает денежную систему как один из «исторически сложившихся типов государственного регулирования ценности денежных знаков» [4, с. 61]. С юридической стороны, по мнению Л.А. Лунца, денежная система есть «совокупность различных денежных знаков, выраженных в одной и той же денежной единице, которая определяет их платежную силу» [4, с. 60].

Таким образом, денежная система — тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно и складывающийся в процессе вступления субъектов права в различные виды денежных отношений.

Денежная система имеет конституционную основу. Нормы Конституции о денежной системе имеют финансово-правовую природу. Нормы финансового права детально рассматривают организацию денежной системы, ее функционирование, инструменты обеспечения стабильности национальной денежной единицы, методы денежно-кредитной политики.

Гражданское право регулирует вопросы права собственности на денежные знаки, порядок расчетов при осуществлении сделок гражданско-правового характера.

Административное право определяет ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Нормы уголовного права устанавливают уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере денежной системы.

C правовой точки зрения выделяют организационно-функциональную, организационно-институциональную и организационно-структурную характеристики денежной системы.

Организационно-функциональное содержание денежной системы заключается в функциях, выполняемых денежной системой. К основным функциям относят:

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

— Эмиссионную функцию. Она заключается в том, что именно в рамках денежной системы существует механизм, обеспечивающий своевременный выпуск денег в обращение;

— Регулирующую функцию. Государство обеспечивает процесс эмиссии, обращения и изъятие денег из обращения;

— Распределительную функцию. Денежная система создает основные каналы распределения денег внутри страны и за ее пределами.

— Контрольную функцию. Государственные органы, такие как Счетная Палата России, Минфин России, Банк России, контролируют правильность организации денежных отношений между различными субъектами и соответствие этих отношений законодательству.

Организационно-институциональная характеристика денежной системы заключается в том, что она состоит из совокупности субъектов денежной системы, регулирующих денежное обращение и вступающих в денежные отношения.

С организационно-структурной стороны денежная система включается определенные элементы, которые закреплены в нормативных правовых актах. Внутри системы эти элементы находятся в упорядоченном и взаимозависимом состоянии. Элементами денежной системы являются:

— официальная денежная единица;

— виды денежных знаков;

— порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечение;

— методы регулирования денежного обращения;

— организация денежного обращения.

Под официальной денежной единицей понимают установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны [7]. Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль [1]. Один рубль состоит из 100 копеек.

Виды денежных знаков существуют в зависимости от субъекта, выпускающего их, от материального носителя (банкноты, монеты), их обеспечения.

По действующему законодательству в Российской Федерации осталось два вида денежных знаков: банкноты и монеты. В обращении находятся банкноты номиналом 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Монеты существуют с номиналом в 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Порядок эмиссии денежных знаков — это правила выпуска и изъятия денег из обращения, закрепленные в законодательстве. Государство является единственным эмитентом в лице государственного банка или казначейства. В СССР данную функцию выполняли одновременно два субъекта. В Российской Федерации таким правом обладает только Банк России.

Регулирование денежного обращения в России осуществляется экономическими и административными мерами, предусмотренными действую-

Глобальные тенденции экономического развития

щим законодательством и инструкциями Банка России. Основными методами регулирования денежного обращения являются:

— Денежная реформа — полное или частичное изменение денежной системы в целях стабилизации национальной валюты и денежного обращения в целом. Проведение денежных реформ обусловлено нестабильностью денежного обращения. Денежное обращение зависит не только от экономической ситуации в стране, но и от политической. Денежная реформа является основным методом регулирования денежного обращения. Только в ХХ веке в России проводилось пять реформ: с 1894 по 1903 гг., с 1922 по 1924 гг., в 1947 г., в 1991 г., с 1993 по 1994 гг.

— Деноминация — изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном изменении масштаба цен, т.е. путем «зачеркивания нулей» укрупняется масштаб цен. При деноминации проводится обмен старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация осуществляется в целях укрепления национальной валюты и уменьшения денежной массы в стране. В России деноминация проводилась два раза: в 1961 и в 1998 гг. В 1961 году деноминация осуществлялась как денежная операция: денежные знаки обменивались в соотношении 1 : 10 и одновременно менялся масштаб цен.

— Эмиссия — выпуск денежных знаков в обращение. Эмиссия осуществляется как при проведении денежных реформ, так и при деноминации. Как метод регулирования денежного обращения эмиссия проводится в целях увеличения денежной массы.

— Дефляция — данный метод регулирования заключается в изъятии из оборота лишних денежных знаков с целью уменьшения денежной массы.

— Нуллификация — метод регулирования денежного обращения, при котором денежные знаки объявляются недействительными. При нуллификации осуществляется изъятие старых денег из оборота и выпуск новых денег, но в меньшем количестве.

— Девальвация — заключается в понижении стоимости денежной единицы. Государство применяет девальвацию для снижения экспортной цены товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития. Однако данный метод ведет к снижению покупательной способности валюты внутри страны и может привести к росту социальной напряженности.

— Ревальвация — данный метод регулирования, напротив, приводит к увеличению стоимости денежной единицы.

Применение различных методов регулирования денежного обращения должно основываться на денежно-кредитной политике государства. Посред-

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ством реализации денежно-кредитной политики Центральный Банк Российской Федерации имеет постоянный контроль над величиной и структурой денежной массы в обращении.

Если говорить о правовой науке, в частности о позитивном праве, то, обратившись к опыту Российской Федерации, можно обнаружить факты достаточно активного использования термина «денежно-кредитная политика». Однако соответствующее понятие на законодательном уровне в достаточной мере не определено. Единственное, что можно считать пусть описательным, но все же определением, это норму ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 (далее — Закон о Банке России), которая устанавливает состав инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства. Как система денежно-кредитных методов и инструментов она выполняет роль регулятора экономики страны. Ее содержание зависит от действующей в настоящее время концепции вмешательства государства в экономику.

В качестве первичных целей денежно-кредитной политики российская экономическая наука выделяет: стабильность уровня цен; высокий уровень занятости; равновесие внешнеторгового баланса; экономический рост.

Кроме первичной цели, существуют промежуточные цели, а точнее, те ориентиры, на которые в силу своей компетенции может воздействовать соответствующий орган и которые могут быть оценены количественно. С задачей по достижению этих промежуточных целей связано понятие «таргетирование». Выделяют следующие варианты таргетирования:

— таргетирование инфляции: промежуточная цель совпадает с первичной. Целью является прогноз инфляции;

— таргетирование валютного курса: промежуточной целью выступает обменный курс национальной валюты;

— денежное таргетирование: промежуточной целью являются денежные агрегаты;

— таргетирование номинального дохода: промежуточной целью является прирост номинального валового внутреннего продукта.

Денежно-кредитные методы регулирования экономики применяются в стране с 1991 г. после принятия и введения в действие Закона о Банке России. В настоящее время основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Центральным Банком Российской Федерации на основе ст. 45 Закона о Банке России.

Ежегодно не позднее 1 декабря каждого года Банк России подает в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, проект которых предварительно представляется Президенту и Правительству РФ. Главными целями

Читайте также:  Пропало меню регулировки звука

Глобальные тенденции экономического развития

это политики являются борьба с инфляцией, поддержание положительного платежного баланса страны, поддержание курса национальной валюты по отношению к ведущим валютам мира.

На сегодняшний день сделан значительный шаг вперед в области развития методов и инструментов денежно-кредитной политики, которые определены в ст. 35 Закона и Банке России. К ним относятся:

1. процентные ставки по операциям Банка России;

2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3. операции на открытом рынке;

4. рефинансирование кредитных организаций;

5. валютные интервенции;

6. установление ориентиров роста денежной массы;

7. прямые количественные ограничения;

8. эмиссия облигаций от своего имени.

Денежно-кредитная политика представляет собой публично-правовое явление и рассматривается как форма реализации денежного суверенитета на институциональном уровне, для которого характерны отношения власти и подчинения. Вместе с тем, при осуществлении этой политики реализация денежного суверенитета на институциональном уровне направлена на удовлетворение интересов общества в целом, основными из которых является создание и обеспечение функционирования всеобщего орудия обмена.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что регулирование денежного обращения при помощи права является лишь инструментом или предпосылкой обеспечения в стране денежного равновесия. Сами по себе нормативные правовые акты не обладают способностью ввести или изъять денежные средства из обращения также как и ускорить или замедлить оборот денежных средств. Законы не могут просто так обеспечить высокую покупательную способность национальной валюты. Основной целью таких нормативных правовых актов является наделение определенных субъектов государственного управления «правом» или полномочием на регулирование денежной массы в стране и скорости ее обращения. То есть право дает лишь инструменты для регулирования денежного обращения, а эффективность применения этих инструментов и результат их использования полностью зависит от субъектов, которые наделены полномочиями на регулирование денежного обращения в государстве.

Отсутствие правового регулирования денежного обращения сделает невозможным существование экономики, основанной на товарно-денежном хозяйстве, и исключит осуществление любой финансовой деятельности, в том числе государственной.

Таким образом, денежное обращение регулируется с целью защиты не частных, а публичных интересов и является кровеносной системой всего экономического организма.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 26.01.2009. — № 4.

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.07.2013) от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 15.07.2002. — № 28.

3. Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопя-тенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — С. 328.

4. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. -изд. 2-е испр. — М.: Статут, 2004. — С. 230.

5. Фролова Е.Е. К вопросу о государственном регулировании денежного обращения в России // Право и жизнь. — 2010. — № 146 (8). — С. 1.

6. Василец В.П. Денежное обращение как объект правового регулирования // Право и жизнь. — 2001. — № 43. — С. 1-8.

7. Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: дисс. . канд. юрид. наук. — Москва, 2010. -С. 45.

Источник

Правовые основы денежного обращения и расчетов

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Как экономическая категория, деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров

1. Сущность денег проявляется через их функции, к которым относятся: 1) определение меры стоимости; 2) средство накопления (тезаврации); 3) средство обращения; 4) средство платежа; 5) функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и организациями; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами.

Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансовым правом.

Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. » (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж-банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации управлению наличным денежным обращением осуществляется централизованном порядке Центральным банком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

  • предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
  • основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
  • требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; оплата банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
  • формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка; . денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со-здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре-формы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз- балансированностью денежной системы во время Великой Отече-ственной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме-нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1. В г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

Денежная система Российской Федерации. Эмиссионное право Банка России

Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов.

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элементы: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3 Организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Читайте также:  Регулировка оборотов двигателя ока

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» данное понятие несколько уточнено и понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается публикуется Центральным банком. Ва-люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады й для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос-сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банка превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации на-личных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе-дерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют имущественные и неимущественные отношения, связанные с имущественными, в которых деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвующих в данных отношениях. К ним относятся отношения по установлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов, а также права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.

Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, в федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.

Правовые основы расчетов

В условиях становления рынка особое значение приобретает упорядочение имущественных отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами. Этому способствует совершенствование расчетов (платежей) за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений, могут совпадать или не совпадать по времени с получением каких-либо благ. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта — кредитной организации. В данном случае между сторонами возникает расчетное ртношение, имеющее производный характер. Урегулированные нормами права расчетные отношения приобретают форму расчетных правоотношений, к которым относятся не только возникающие из имущественных отношений по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ и т.п., но и при производстве налогов в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный правовой институт права. Правовыми источниками данного института являются: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Банка России, в том числе Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 8 сентября 2000 г. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ.

Все осуществляются в двух формах — наличной и безналичной.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке. Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых ЦБ РФ. России устанавливает также формы, сроки и стандарты осуществления без-наличных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Читайте также:  Как отрегулировать кик даун

Межбанковские расчеты осуществляются через учреждения Банка России.

Безналичные расчеты осуществляются в формах, предусмотренных законодательством. К таким формам гражданское законодательство относит, в частности, платежные поручения, аккредитив, чек, инкассо, вексель, кредитные и пластиковые карты, электронные деньги, а также иные формы, предусмотренные за-конодательством, банковскими правилами и обычаями делового оборота, существующими в банковской практике.

Платежное поручение — это поручение плательщика обслуживающей его организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение является банковским переводом. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж в пользу третьего лица — получателя средств. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ.

Расчеты по аккредитиву означают, что кредитная организация при получении поручения плательщика об открытии аккредитива обязуется в соответствии с его указанием произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условием аккредитива. При расчетах по аккредитиву кредитная организация действует от своего имени, но за счет плательщика.

Срок действия аккредитива, открываемого счет бюджетных средств и со счетов финансирования капитальных вложений, источники финансирования по которым закрываются в конце ка-лендарного года, не может выходить за пределы бюджетного года (до 31 декабря).

Расчеты чеками заключаются в том, что в соответствии с письменным поручением владельца счета (чекодателя) обслуживающей его кредитной организации она перечисляет с его счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денеж-ных средств. Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК РФ). Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выдачи. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица.

Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руко-водителем и главным бухгалтером).

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, вексель, чек, платежное требование-поручение. Платежные требования, сданные в кредитную организацию (эмитент), подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, обслуживающую плательщика, в тот же день, если платежное требование было сдано не позднее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организации. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекращается исполнением с момента списания средств со счета плательщика. Полученные (инкассированные) суммы немедленно передаются кредитной организацией, исполнившей инкассовое поручение, в распоряжение кредитной организации — эмитента, которая обязана зачислить эти средства на счет клиента.

Вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997 г.

Разновидностью безналичного денежного обращения являются кредитные карточки банков. Достаточно широко используемые в зарубежных странах, расчетные и кредитные карты получают свое развитие и в России.

Для производства безналичных расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение об открытии банковского счета или по осуществлению расчетов. Эти операции относятся к банковским операциям и должны быть предусмотрены лицензией соответствующей кредитной организации.

В соответствии с действующим финансовым законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета, регулируемый, в свою очередь, нормами гражданского права. Об открытии или закрытии счета (счетов) организациям и индивидуальным предпринимателям банк обязан сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банк обязан также выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательством, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 86 НК РФ). Как видим, возникающие при этом отношения между банком и нало- 1. органом, банком и его клиентами регулируются финансовым (налоговым) законодательством.

Кроме того, финансовым правом регулируются отношения по уплате налога между налогоплательщиком и кредитной организацией, а также отношения по зачислению налога. Эта позиция определена постановлением Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ основах налоговой системы в Российской Федера- Конституционный Суд РФ указал, что «в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет». Более того, в этом постановлении отмечается, что «налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными. Таким образом, действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятие уплаты налога и зачисления налога».

Безналичные расчеты через банковские счета. Различаются следующие виды счетов.

Расчетный счет используется для финансирования административно-хозяйственных расходов субъектов, на оплату труда и открывается некоммерческим юридическим лицам (учреждениям, общественным организациям и др.), а также филиалам, представительствам юридических лиц.

По расчетному счёту производятся операции коммерческого характера, и открывается он коммерческим юридическим лицам (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным унитарным предприятиям и т.д.).

Депозитный счет предназначен для хранения свободных неиспользуемых хозяйствующим субъектом денежных средств, а также денежных средств, ему принадлежащих.

Бюджетный счет предназначен для зачисления выделенных бюджетных средств целевым назначением, что позволяет проконтролировать целевой характер их использования хозяйствующим субъектом.

Валютный счет открывается в уполномоченном банке, т.е. в банке, имеющем валютную лицензию, дающую право на осуществление банковских операций в иностранной валюте. Данный вид счета предназначен для зачисления валютной выручки, полученной хозяйствующим субъектом.

Существуют и иные, менее распространенные виды счетов.

Правила ведения кассовых операций

К кассовым операциями относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличной валюты России.

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы:

  • обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
  • должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
  • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
  • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных деньги в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
  • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями на территории России. Он установлен Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным ЦБ РФ 5 января 1998 г.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.

Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, который устанавливает банк, обслуживающий данное юридическое лицо. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах правительства или Банка России.

Прием денежной наличности банками от обслуживаемых организаций осуществляется в соответствии с вышеназванным положением, утвержденным Банком России. В целях сохранности средств организациями помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны не только иметь зарегистрированные контрольно-кассовые машины в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи, но и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанций, билетов, талонов.

Источник

Adblock
detector