Круг общественных отношений, регулируемых административным правом.
Административное право, как отрасль правовой системы РК, своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений. Особенности этих общественных отношений определяются главным образом тем, что они:
а) возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (регулирования) всем комплексом областей и отраслей экономической и социально-культурной жизни;
б) опосредуют в регулируемой сфере закрепленную в Конституции РК государственную политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
в) выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Административное право непосредственно проявляет себя как регулятор общественных отношений в особой области государственной жизни. Данную область традиционно называют сферой государственного управления (сферой исполнительной власти).
Административным правом регулируются те общественные отношения в сфере государственного управления, которые возникают не только в связи с осуществлением специальными субъектами задач и функций государственно-управленческой (исполнительной) деятельности, но и, что чрезвычайно важно, по поводу практической реализации ими этих функций и связанных с ними полномочий.
Административное право часто проявляет свою регулятивную роль и там, где действуют нормы иных отраслей права. Соответственно, управленческими по своей сути могут быть и общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового, предпринимательского и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования.
Административное право, далее, регулирующее воздействует и на такие проявления управленческих по своей сути отношений, которые тем не менее, непосредственно не связаны с функциональной деятельностью по реализации исполнительной власти.
Так, в зависимости от особенностей их участников выделяют обычно следующие их наиболее типичные виды:
а) между субъектами исполнительной власти и гражданами;
б) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
в) между субъектами исполнительной власти и негосударственными организациями различного типа;
г) между субъектами исполнительной власти и подведомственными им государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
д) между субъектами исполнительной власти различного уровня.
Административное право Республики Казахстан — это система общеобязательных административно-правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно-властным критерием правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного права.
Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами.
К предмету административного права можно отнести отношения:
— связанные с организацией органов исполнительной власти;
— возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями;
Источник
Круг общественных отношений, регулирующих конституционным правом
Контрольная работа
по конституционному праву на тему:
Конституционное право, как базовая, ведущая отрасль права
Работу выполнил:
студент 1 курса пдо
Научный руководитель:
Глава I. Круг общественных отношений, регулирующих конституционное право………. 3
Глава II. Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений………………………………………………………………………………………..5
Глава III. Место конституционного права в РФ в системе российского права…………. 7
ГлаваIV. Система конституционного права. ……………………………………………. 9
Глава V.Конституционно правовые норы, особенности, основания классификаций, виды конституционно правовых норм………………………………………………………. 12
Список литературы…………….……………………………………. …. 17
Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений.
Методы правового регулирования– это совокупность средств и приемов воздействия права на общественные отношения (Учебник Авакьяна. С.А)
В конституционном праве применяется императивный метод правового регулирования и диспозитивный метод .
Императивный метод — это метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности.
Диспозитивный метод — это метод равноправия сторон, координации, в своей основе базирующийся на дозволениях.
К каждому из этих методов соответствует определенный способ правового регулирования. К императивному методу правового регулирования соответствует такие способы правового регулирования как: запреты и обязывание.
Запреты – относятся к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы
Обязывание – касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед государством и обществом.
К диспозитивному методу соответствует такой способ как дозволение.
Дозволение– применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина перед государством и обществом.
В конституционном праве преобладает императивный метод.
Метод | Статьи | ||||||||
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Глава 9 | |
Императивный | Ст 1,ч 1; Ст 2 ; Ст 3, ч 4; Ст 4, ч 1,2;Ст 7, ч 2; Ст 9, ч 2; Ст 12Ст 13,ч 5; Ст 14, ч 1; Ст 15,ч 1,2,3; Ст 16, ч 1, 2 | Ст 17, ч 2,3; Ст 19, ч 1; Ст 21, ч 2; Ст 29, ч 2,3,5; Ст 30, ч 2; Ст 32, ч 1,2,4,5; Ст 37,ч 2; Ст 38, ч 2,3; Ст 39, ч 1; Ст 44, ч 3; Ст 49, ч 2; Ст 50, ч 1; Ст 51, ч 1;Ст 55, ч 2; Ст 57; Ст 58; Ст 61, ч 1 | Ст 74, ч 1; Ст 76, ч 5; | Ст 81, ч 3; Ст 90, ч 2,3; Ст 93, ч 2,3, | Ст 97,ч 1,2,3; Ст 98, ч 1; Ст 100, ч 1; Ст 105, ч 1,2; Ст 106; Ст 107, ч 1,2,3; Ст 109, ч 3,4,5; Ст 95, ч 4 | Ст 113; Ст 114, ч 1,2; Ст 115, ч 2; | Ст 122,ч 2; | Ст 132, ч 1; Ст 133 | Ст 134; Ст 135, ч 1 |
Диспозитивный | Ст 3, ч 2;Ст 6,ч1,2,3; Ст 9,ч 1 | Ст 19, ч 3; Ст 20, ч 1; Ст 22,ч 1; Ст 23, ч 1,2; Ст 25; Ст 26, ч 1,2; Ст 27, ч 1,2; Ст 28; Ст 29, ч 1,4; Ст 31; Ст 32,ч 1,2; Ст 33; Ст 34, ч 1;Ст 35,ч 2,3,4; Ст 36, ч 1,2; Ст 37, ч 1,3,4,5; Ст 40, ч 1; Ст 41, ч 1; Ст 42; Ст43, ч 1,3; Ст 44, ч 2; Ст 45, ч 2; Ст 46, ч 1,3; Ст 48, ч 2; Ст 49,ч 2; Ст 50, ч 3; Ст 50,ч 3; Ст 53; Ст 60; | Ст 66, ч 1; Ст 68, ч 2; Ст 76, ч 2; Ст 78, ч 2 | Ст 83; Ст 85, ч 1,2; | Ст 99, ч 2; Ст 100, ч 2 | Ст 117, ч 1,2, 3,4; | Ст 119; | Ст 132, ч 2 |
Конституционно правовые нормы, особенности, основания классификаций, виды конституционных правовых норм.
Норма права – это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение.
Ø Формально-юридическое закрепление
Ø Устанавливаются или санкционируются нормы государства
Ø Охраняемость государством
Конституционно правовая норма – это установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, составляющие предмет конституционного права.
Литература
Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс. Учебное пособие / С.А. Авакьян
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО Умнова И.А., Алешкова И.А.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Нудненко Л.А.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А.
Контрольная работа
по конституционному праву на тему:
Конституционное право, как базовая, ведущая отрасль права
Работу выполнил:
студент 1 курса пдо
Научный руководитель:
Глава I. Круг общественных отношений, регулирующих конституционное право………. 3
Глава II. Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений………………………………………………………………………………………..5
Глава III. Место конституционного права в РФ в системе российского права…………. 7
ГлаваIV. Система конституционного права. ……………………………………………. 9
Глава V.Конституционно правовые норы, особенности, основания классификаций, виды конституционно правовых норм………………………………………………………. 12
Список литературы…………….……………………………………. …. 17
Круг общественных отношений, регулирующих конституционным правом
Конституционное право России — отрасль отечественного права.
Конституционное право служит задачам укрепления и развития существующего строя, осуществления внутренней и внешней политики Российского государства, обеспечения прав и свобод личности, формирования гражданского общества, соблюдения правопорядка и законности.
Конституционное право закрепляет и регулирует названные общественные отношения, способствует их развитию.
Как известно, для того, чтобы определить предмет любой отрасли права, нужно выделить круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Именно этот круг, составляющий предмет правового регулирования, и дает необходимое представление о каждой отрасли права.
Предмет конституционного права охватывает 4 группы общественных отношений:
1.Общественные отношения регулируют основы конституционного строя ( Например: Суверенитет, порядок создания политических партий ) Глава 1 Конституции РФ
2.Регулирует конституционно правовой статус личности ( Например: Гражданство, защита чести ) Глава 2 Конституции РФ
3.Общественные отношения государства регулируют территориальное устройство ( Например: Митинги, присоединение территорий ) Глава 3 Конституции РФ
4.Общественные отношения регулирующие порядок формирования и компетенции органов местного самоуправления ( Например: Выборы, принятие законов гос.думой ) Глава 4-8 Конституции РФ
Существуют различные точки зрения на предмет конституционного права. Например:
· По мнению крупного российского ученого академика Е. Кутафина, конституционное право имеет своим предметом двуединый объект регулирования: в одних сферах общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие общественные отношения, т. е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере, а в других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. В результате складывается две группы общественных отношений, каждая из которых характеризуется войственными только ей особенностями.
· Профессор С. А. Авакьян включает в предмет рассматриваемой предметом конституционного права России как отрасль отечественного права является наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
· М.В. Баглай считает, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти.
· М.И. Байтин отмечал, что «каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают». По его мнению, понятие объекта отрасли права шире, поскольку им охватываются явления внешнего мира. А предмет отрасли – это лишь конкретная, внутренняя часть объекта.
· Нудненко Л.А. Предметом правового регулирования конституционного права России являются самые важные в государстве и обществе отношения, в которых народ как единое целое выступает носителем государственной власти, а население муниципального образования – власти местного самоуправления.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен и разнообразен. Но можно сказать, что в сферу действия гражданского права попадают только те отношения, которые характеризуются тремя признаками:
— равенством сторон — участниками отношений.
— автономией воли, то есть независимостью, самостоятельностью участников гражданских правоотношений;
— обособлением имущества, то есть каждая из сторон в гражданском правоотношении имеет свое личное имущество, отделенное от имущества другой стороны, и данное имущество используется либо для вступления в общественные отношения (как объект), либо для обеспечения им своих обязательств.
Гражданское право — это одна из профилирующих отраслей права, система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ни
ми неимущественные отношения, основанные на самостоятельности и независимости их участников методом юридического равенства сторон.
В гражданском праве нормы, регулирующие общественные отношения, группируются следующим образом:
— имущественные общественные отношения, под которыми обычно понимают отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, то есть вещей, работ, услуг и иного имущества. Имущественные отношения также различны: отношения вещного характера и отношения обязательственного характера;
— вещные отношения, связанные с обладанием тем или иным субъектом определенными вещами (имуществом) — природными объектами, средствами производства и результатами труда. Основой вещного права является право собственности. К другим вещным правам относятся: право пожизненного владения земельными участками (ст. 265 ГК); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК); сервитуты (ст. 274, 276 ГК); право хозяйственного ведения имуществом (ст.
Обязательные отношения связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим.
Другой составляющей частью предмета гражданского права являются личные неимущественные отношения, которые обладают следующими признаками:
— указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ;
— они неразрывно связаны с личностью, участвующих в них лиц, где проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций и осуществляется оценка их нравственных или иных социальных качеств. Например, это общественные отношения по поводу чести, достоинства, деловой репутации гражданина, автора произведения, изобретения, товарного знака.
Источники гражданского права довольно многообразны по своему составу и содержанию: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы, регулирующие гражданские отношения; Указы президента РФ; Постановления Правительства РФ; акты министерств, других федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
Иногда, при наличии определенных условий, имущественные отношения регулируются не нормами гражданского закона, а обычаями делового оборота. Это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каких-либо документах. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений, к ним относятся:
— признание равенства участников, регулируемых гражданским законодательством отношений;
— свобода договоров, что означает отказ законодателя от понуждения к заключению договоров на основе обязательных для сторон планово- административных актов.
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав. В соответствии с этим принципом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом;
— свободное перемещение товаров, услуг и финансов на всей территории РФ. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Отношения между лицами, которые возникли в соответствии с требованиями норм гражданского права и подчиняются этим нормам, называются гражданскими правоотношениями.
Важнейшими субъектами гражданских прав и обязанностей выступают граждане. В ГК РФ наряду с понятием «граждане» как синоним используется понятие «физическое лицо». К физическим лицам гражданское законодательство относит не только российских граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Для участия в гражданских правоотношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Ее значение заключается в том, что она является предпосылкой возникновения конкретных гражданских прав и обязанностей у физического лица. Объем правоспособности отличается от объема конкретных субъективных прав гражданина. Например, любой гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но не каждый гражданин реализовал это право.
Гражданская правоспособность является равной для всех граждан и не зависит от возраста, психического и физического состояния. За граждана
ми признается равенство прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, религии. Возникает она с момента рождения гражданина, иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (наследство). Прекращается гражданская правоспособность со смертью гражданина.
Другим юридическим качеством граждан является дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица традиционно выделяют следующие способы образования юридических лиц: нормативно-явочный и разрешительный.
Подавляющее большинство юридических лиц возникает в нормативноявочном порядке, когда оно создается по решению собственника или в соответствии с учредительным договором. В исключительных случаях установлен разрешительный порядок создания юридических лиц, когда их деятельность должна быть разрешена компетентным юридическим органом и требуется лицензия на данный вид деятельности.
Регистрация предприятий осуществляется регистрирующим органом не позднее 3 дней с даты представления необходимых документов, либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылки.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридических лиц. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы в суде. По месту регистрации обязательным является постановка на учет в налоговом органе.
С момента регистрации юридического лица одновременно возникает его правоспособность и дееспособность. Правоспособность юридического лица может быть универсальной и специальной, поскольку характер и цели деятельность юридического лица должны быть определены в его уставе или ином учредительном документе. Учредители юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут сами ограничить его правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах.
Юридические лица имеют право создавать:
Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.
Как филиалы, так и представительства не являются юридическими лицами. Их руководители действуют на основании доверенности юридического лица.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате:
— реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации);
— ликвидации — носит окончательный характер;
При реорганизации все права и обязанности реорганизованного юридического лица или их часть переходит к иным субъектам права, что может осуществляться лишь по решению: учредителей (участников) юриди- ческого лица; органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом; уполномоченных государственных органов. Реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Перед реорганизацией необходимо письменно уведомить своих кредиторов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (кроме присоединения, в этом случае — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.
а) по решению учредителей (уполномоченного органа юридического лица) в случае истечения срока, на который было создано юридическое лицо; в связи с достижением цели, ради которой создавалось юридическое лицо; в связи с признанием судом недействительной его регистрации;
б) по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащей лицензии; в случае осуществления деятельности запрещенной законом, либо с неоднократным и грубым нарушением закона; противоречащее уставным целям общественной или религиозной организации или фонда.
Для некоторых видов юридических лиц существуют и свои особые основания для ликвидации.
В зависимости от цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Деятельность коммерческой организации направлена на получение прибыли. Деятельность некоммерческих организаций направлена на удовлетворение нематериальных потребностей.
1. Какие существуют источники гражданского права?
Источник