Меню

Конституция регулирует сферы общественной жизни



Конституционное регулирование общественных отношений в современной России: понятие и общие черты

Страницы в журнале: 29-33

Р.Г. НУРМАГАМБЕТОВ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аспирантуры и докторантуры ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Исследуются понятие и характерные черты конституционного регулирования общественных отношений как явления, занимающего ведущее место в системе правового регулирования на современном этапе действия Конституции РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное регулирование, конституционализм, общественные отношения, государство, общество.

Constitutional regulation of social relations in modern Russia: the concept and general features

Article is devoted research of concept and characteristic features of the constitutional regulation of public relations as phenomena taking a leading place in system of legal regulation at the present stage of action of the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional regulation, constitutionalism, public relations, state, society.

Проведенный анализ юридической литературы показывает, что в настоящее время интерес к проблеме конституционного регулирования общественных отношений не ослабевает, о чем свидетельствует появление целого ряда научных публикаций, раскрывающих различные аспекты данной проблемы и указывающих на актуальность и необходимость ее комплексного исследования. Так, по мнению Д.А. Ковачева, такая необходимость обусловлена научно обоснованным определением понятия «конституционное регулирование общественных отношений» и его содержания.

«В правовой доктрине, — отмечает автор, — до сих пор нет единого мнения о том, что же подлежит конституционному регулированию»[1]. К.К. Айтхожин и Е.Т. Серсенбаева указывают: «Категория “конституционное регулирование”, ее исследование должны занять достойное место в понятийно-категориальном аппарате теории конституционализма, поскольку именно она характеризует действия Конституции как Основного закона государства, ее определяющее воздействие на основополагающие социальные процессы»[2].

Представляется, что назрела необходимость разработки теоретических основ конституционного регулирования общественных отношений. Определение содержания данного понятия, на наш взгляд, не является просто данью моде, его исследование позволит выделить в дискурсе конституционной аксиологии новые аспекты рассматриваемой теории, ее признаки, способы и методы, пределы и т. п.

С принятием Конституции РФ 1993 года в нашей стране существенно изменились многие нормативно-конституционные ценности[3]. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «конституционные положения направлены на воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных общечеловеческих ценностей. К ним относятся права человека, демократия, самоуправление, права наций и народностей, отношения собственности и многое другое. Уважение этих прав, соблюдение Конституции гарантируется и поддерживается государством, а нарушение влечет соответствующие санкции»[4].

По утверждению ученых, действующая Конституция РФ является сложным, многогранным политико-правовым документом государства и общества, результатом консенсуса различных политических сил по вопросам развития общества и методов решения назревших в нем проблем[5].

Многогранность Конституции РФ основывается на ее особой юридической природе.

С одной стороны, Конституция РФ — это государственно-правовая модель общества. Именно Основной закон в своих нормах провозглашает принадлежность власти народу, устанавливает принципы организации и деятельности государства, определяет ведущие формы собственности и систему экономических отношений российского общества, регулирует правовой статус граждан, общественных объединений, порядок их взаимоотношений с государственными органами, закрепляет распределение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

По верному утверждению Ю.Н. Тодыки, «Конституция имеет свои задачи и функции, базируется на ценностях конституционализма, выработанных человечеством, на собственном государственно-правовом опыте. Конституция — государственно-правовая модель общества, существенный фактор обеспечения законности, правопорядка, стабильности институтов власти. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда идет гладко, в том числе и из-за различных позиций политических сил, конфронтации властных структур, сложной экономической и социально-политической обстановки»[6].

С другой стороны, многогранность Конституции РФ проявляется в ее особой юридической природе как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. В этой связи сохраняет актуальность утверждение Ж.И. Овсепян о том, что «отличительным признаком Конституции в сравнении с обычными законами является особенно высокий уровень обобщенности, абстрактности конституционного регулирования, поскольку Конституция закрепляет основополагающие принципы, устои общественного и государственного строя. Для конституций характерна многогранность формулировок их норм, что также, помимо прочего, обеспечивает большую стабильность и временную протяженность их действия»[7]. О нормативном значении конституции писал и М.Т. Баймаханов: «В юридическом смысле Конституция — сжатый, весьма кратко сформулированный норматив, следование которому обязательно для всех граждан и иных субъектов общественных отношений на территории данного государства»[8]. На эту особенность Конституции РФ указывает и профессор Е.И. Козлова. По ее мнению, «Конституция — это наше все. Как учредительный акт она на законных основаниях перенесла нас в другую эпоху, другой мир, в котором государство и общество основываются на кардинально новых принципах: народовластие; правовой характер государства, его демократическая сущность; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а основных прав и свобод — неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения; разделение властей; переход от советской к парламентской системе народного представительства; многопартийность, идеологическое многообразие; признание социального характера государства; признание местного самоуправления и др.»[9].

Проявляется многогранность и в том, что Конституция РФ оказывает правовое управляющее воздействие на важнейшие сферы и области общественной жизни — политику, экономику, социальную сферу, внешнеполитическую деятельность и ряд других ведущих сфер и отраслей жизни и управления[10]. По мнению В.О. Лучина, «Конституция заметно отличается от иных нормативных правовых актов, ни один из которых не может претендовать на столь широкий, всеобъемлющий охват общественных отношений. В то же время Конституция регулирует лишь те отношения, которые представляют интерес в масштабе всего общества и государства»[11].

С принятием действующей ныне Конституции РФ изменились направленность конституционного регулирования, его роль и назначение в системе общественных отношений. В этой связи профессор С.А. Авакьян указывает: «С учетом эволюции конституционного регулирования, конечно же, есть основания конструктивно говорить о действующей Конституции Российской Федерации — она явилась плодом коллективного труда. В этом плане очевидно, что такие конституционные установления, как демократический характер конституционного строя в целом и государства, политический плюрализм и многопартийность, многообразие форм собственности, социальная роль государства, никем сегодня не отрицаются и составляют фундамент государства и общественного развития»[12].

Именно поэтому важно выяснить, что сегодня должно определять содержание понятия «конституционное регулирование общественных отношений». К сожалению, приходится отметить: вопрос о том, что лежит в основе такого сложного понятия, не получил должного научного обоснования. Между тем, по нашему мнению, его исследование не может осуществляться в отрыве от рассмотрения категории «правовое регулирование», достаточно подробно изученной учеными — теоретиками права. Рассматриваемое понятие представляет собой каркас науки конституционного права, включающей множественные элементы, показывающей их взаимоотношения и взаимодействия.

В современной юридической литературе исследование категории «правовое регулирования», как явления правовой сферы, проводилось в пределах предмета общей теории права. Авторами словарей общеупотребительных слов предлагаются различные краткие определения этого понятия, служащие впоследствии ориентиром для многих исследователей.

Термин «регулирование» означает подчинение определенному порядку, правилам; воздействие на работу механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса[13]. Применительно к теме нашего исследования особое значение приобретает термин «правовое регулирование», прочно вошедший в юридический обиход и широко применяемый в научной литературе. Так, в разные периоды содержание данного понятия и рассматривалось по-разному: как деятельность непосредственных участников общественных отношений[14], реализация норм права в правоотношениях[15], применение норм права и других средств[16]. Опираясь на солидный опыт теоретиков права, анализируя понятие «правовое регулирование», под данным термином мы понимаем осуществляемую с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями[17].

Не вызывает сомнения факт, что конституционное регулирование общественных отношений занимает ведущее место в системе правового регулирования. Учреждая своими нормами различные виды общественных отношений, Конституция РФ возводит их в ранг незыблемых и, как следствие, придает особый характер процессу их регулирования. В этой связи можно согласиться с мнением О.В. Белянской о том, что «особенность конституционного регулирования связана с юридической природой Конституции, имеющей в системе правовых актов наивысшую юридическую силу и служащую правовой основой для развития всех без исключения отраслей российского права»[18].

Таким образом, с учетом определяющей роли Конституции РФ в воздействии на современные общественные отношения, под конституционным регулированием нами понимается упорядоченное воздействие Конституции РФ и конституционного законодательства на различные виды общественных отношений в сфере основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти и взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, осуществляемых при помощи системы специфических конституционных средств, способов, приемов, а также конституционных норм.

Предлагаемая трактовка рассматриваемого понятия позволяет выделить отличительные черты, свойственные конституционному регулированию общественных отношений.

К ним можно отнести наличие системы юридических средств и субъектов, осуществляющих деятельность, направленную на регулирование общественных отношений.

Обладая особой системой средств и способов, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, конституционное регулирование оказывает воздействие на общественные отношения, направленные на защиту общих благ, ценностей, сохранение баланса интересов гражданина, общества и государства. Анализ норм Конституции РФ показывает, что к таким способам можно отнести конституционные запреты, ограничения, дозволения, обязанности. К числу регулируемых общественных отношений можно отнести отношения в области охраны и защиты государственного устройства и целостности Российской Федерации, легитимности действующей государственной власти, основных прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, чести и достоинства. На эту особенность указывает и А.А. Югов: «В основе конституционного регулирования общественных отношений лежит воздействие на общественные отношения, системно используются доминирующие классические виды правовых предписаний — запреты, дозволения, ограничения и обязывания»[19].

Читайте также:  Регулировка клиньев на лифту

Именно сфера конституционного влияния на общественные отношения, которая характеризуется всеохватывающим характером, отличает конституционное регулирование от иных правовых регуляторов. В этой связи можно согласиться с мнением Ю.Н. Тодыки о том, что «Конституция устанавливает отправные начала нормативной регламентации экономических, социальных, духовных процессов. В Конституции нашли отражение такие свойства, как ее верховенство, высшая юридическая сила, особая охрана со стороны государства, особый порядок ее принятия и изменения, особая роль в правовой системе»[20].

Еще одна характерная черта конституционного регулирования — особый круг субъектов. Конституционное регулирование общественных отношений целенаправленно воздействует на широкий круг индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений.

К индивидуальным субъектам воздействия можно отнести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц. Воздействие на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных лиц препятствует совершению ими противоправных действий, устанавливаются определенные границы их поведения. Коллективными субъектами воздействия конституционного регулирования общественных отношений являются народ, государство, организации (государственные, негосударственные, частные, общественные).

1 Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 53.

2 Айтхожин К.К., Серсенбаева Е.Т. Актуальные проблемы конституционного регулирования в Республике Казахстан // Вестн. КазНУ. Серия юридическая. 2002. № 1(22). С. 3.

3 См.: Мамитова Н.В. Российский конституционализм: история и современность: Дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2007.С. 271.

4 Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. — М., 1994. С. 25.

5 См.: Кондратьева М.А. Правовое и политическое регулирование в конституционном праве: некоторые проблемы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 15; Пьянов Н.А. О правовом и государственном регулировании // Академический юридический журнал. 2010. № 4(42). С. 13.

6 Тодыка Ю.Н. Конституция Украины — основа стабильности конституционного строя и реформирования общества. — Симферополь, 1997. С. 3.

7 Овсепян Ж.И. Основные признаки конституций: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет и пределы конституционного регулирования // Сев.-Кавказ. юрид. вестн. 2001. № 1. С. 13.

8 Баймаханов М.Т. Некоторые вопросы теории конституционного права на современном этапе// Вестн. КазНУ. Серия юридическая. 2003. № 2(27). С. 49.

9 Козлова Е.И. Обоснование новых концепций российской конституции в правовой теории // Lex Russiсa. 2009. № 2. С. 311.

10 См.: Габричидзе Б.Н., Елисеев В.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учеб. для вузов. — М., 2001. С. 7.

11 Лучин В.О. Источники советского государственного права. — Куйбышев, 1976. С. 9.

12 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 50 .

13 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 19-е изд., испр. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1987. С. 549; Словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, грамматические формы, словообразование, толкование. — Екатеринбург, 1999. С. 403.

14 См.: Гойман В.И. Право в системе нормативного регулирования // Общая теория права и государства: Учеб. 3-е изд. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2001. С. 146.

15 См.: Толстой Ю.К. Рецензия на книгу Л.С. Явича «Советское право — регулятор общественных отношений в СССР» // Правоведение. 1958. № 4. С. 121.

16 См.: Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. — М., 1999. С. 242.

17 См.: Байтин М.И. Механизм правового регулирования общественных отношений // Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / Под ред. М.И. Байтина. — Саратов, 1974. С. 22; Землянов О.Е. Понятие правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2009. № 1. С. 34; Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Общая теория государства и права: Академ. курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. — М., 2001. Т. 3. С. 94—95; Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. — М., 2007. С. 477; Лаптев В.В. Шахматов В.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. 1976. № 4. С. 28; Минникес И.А. Развитие теории правового регулирования в трудах российских юристов конца XIX — начала XX века // История государства и права. 2007. № 19. С. 35; Осипов М.Ю. Механизм правотворчества и правового регулирования: понятие и соотношение // Правовая модернизация как фактор развития общества и государства: Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной памяти профессора А.С. Горелика (Красноярск, 8—9 апреля 2010 г.). — Красноярск: ЮИ СФУ, 2010. С. 40; Скорюков Н.М. Проблема правового регулирования в антропологическом типе правопонимания // Актуальные проблемы развития юридической науки: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 12 марта 2001 г.) / Отв. ред. М.Г. Аверин, А.Н. Ежов. — Архангельск, 2001. С. 182; Фарбер Е.И. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). — Саратов, 1974. С. 3; Исаков В.Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. № 5. С. 34.

18 Белянская О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дис. … канд. юрид. наук. — Тамбов, 2003. С. 59.

19 Подробнее об этом см.: Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 11.

Источник

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте также:  Подготовка плуга к работе и основные регулировки

Статья 8

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

Каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется.

Статья 36

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Читайте также:  Как отрегулировать дальний свет на кайрон

Статья 37

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией

Источник

Adblock
detector