Меню

Коммунальное хозяйство регулировать или нет



Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения граждан и ЖКХ. Часть 1, ОБЩИЕ НОРМЫ.

В сфере ЖКХ действует большое количество нормативных
актов, направленных на регулирование отрасли и обеспечение
взаимодействия граждан с государственными и муниципальными органами по вопросам повседневной жизнедеятельности.

Среди них можно выделить следующие основные документы (список далеко не исчерпывающий, этот только в рамках федерального законодательства. Количество нормативных документах по организации работы ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований буквально не поддается учету).

1. Конституция Российской Федерации.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральные законы:

  • от 24.07.2007 No 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • от 13.07.2015 No 218-ФЗ «О государственной регистрации
    недвижимости»;
  • от 21.07.1997 No 122-ФЗ «О государственной регистрации
    прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( Документ утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» .);
  • от 02.05.2006 No 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
    граждан Российской Федерации»;
  • от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации
    местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008
No 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти».

5. Постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 23.09.2010 No 731 «Об утверждении стандарта раскрытия
    информации организациями, осуществляющими деятельность
    в сфере управления многоквартирными домами»;
  • от 13.10.1997 No 1301 «О государственном учете жилищного
    фонда Российской Федерации»;
  • от 13.08.2006 No 491 «Об утверждении Правил содержания
    общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае
    оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию
    и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
    установленную продолжительность»;

6. Приказы Министерства экономического развития Российской Федерации:

  • от 04.04.2011 No 144 «Об утверждении Порядка кадастрового
    деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров»;
  • от 16 декабря 2015 г. No 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы
    специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем
    содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также
    требований к формату специальной регистрационной надписи
    на документе, выражающем содержание сделки, в электронной
    форме, порядка изменения в Едином государственном реестре
    недвижимости сведений о местоположении границ земельного
    участка при исправлении реестровой ошибки» (Ранее действовал приказ Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме»)

7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020–1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность».

8. Постановление Госстроя России № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Источник

Изменения в ЖКХ РФ в 2020 года: последние новости

Краткое содержание:

Мы платим за коммунальные услуги и разумеется имеем право на то, чтобы они были качественными, а если, условно из крана вместо горячей воды течет холодная до еще с ярким оттенком ржавчины, то за это платить должны уже не мы, а нам.

Рассмотрим последние изменения в законах и судебной практики в правилах перерасчета коммунальных платежей.

Приняты очередные поправки в Жилищный кодекс России, 27 октября 2020 года был принят закон о внесении изменений в статью 157 ЖК РФ, согласно новой редакции перерасчет за некачественный коммунальные услуги будет делать управляющая организация или ресурсоснабжающие организации, если у потребителя заключён прямой договор с ней, между собой эти организации должны разбираться самостоятельно, кто кому должен возместить убытки из-за некачественных услуг, гражданам нужно обращаться с претензий к тому, кто непосредственно им оказывает услугу, чтобы не платить за холодные батареи или грязную воду придерживаемся следующего алгоритма действий:

Звоним в аварийно диспетчерскую службу управляющей организации и оставляем заявку на некачественные услуги, спрашиваем номер под которым была зарегистрирована ваша заявка в журнале, либо можно подать письменное заявление на имя руководителя компании лично, через приемную или заказным письмом с уведомлением, после этого вам должны позвонить из управляющей организации и согласовать время проведения проверки, закон не запрещает потребителю снимать ход проверки на видео, чтобы обеспечить себя доказательствами на случай судебного спора, акт проверки выдается заявителю на руки, если результат проверки вас не устроит, это часто бывает, что на момент прихода проверяющих все в порядке, а затем снова начинаются проблемы, вы можете заявить в жил. инспекцию о проведении повторной проверки с участием их специалистов, также можно привлечь независимого эксперта для проверки качества жилищно-коммунальных услуг.

О дате и месте проведения проверки нужно сообщить управляющей организации, так как они вправе наблюдать за ходом экспертизы при подтверждении, некачественные услуги, расходы на оплату экспертизы возлагаются на управляющую организацию, заключение о том, что коммунальная услуга поставляется с нарушением нормативов качества является основанием для перерасчета квартплаты, официальные требования к качеству жилищно-коммунальных услуг приведены в приложении к правилам предоставления коммунальных услуг номер 354.

Читайте также:  Как отрегулировать пильный стол

Минус нового закона в том, что он отменил штрафы за некачественные коммунальные услуги в пользу потребителей, теперь от коммунальщиков можно получить только перерасчет и компенсацию морального вреда, если дело дойдет до суда, второе Минстрой разъяснил, сколько должны коммунальщики потребителю, если из горячего крана течет холодная вода, этому вопросу посвящено письмо Минстроя от 29 июня двадцатого года, если температура горячей воды не поднимается выше 40 градусов, то за каждый час поставщик ресурса должен начислять плату по тарифу за холодную воду, если температура горячей воды выше 40 градусов, но все же не дотягивает до нормы, то за каждые 3 градуса отступления от стандарта, месячная плата за горячую воду должна снижаться на одну десятую процента за каждый час такого нарушения, напомню, что согласно санитарным требованиям температура горячей воды должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов, допускает отступление максимум на 3 градуса в дневное время и на 5 градусов в ночное, это с нуля до пяти часов, больше отступление уже требует перерасчета.

Третье: верховный суд отменил правило исковой давности по спорам о перерасчете квартплаты определением от 23 сентября 2020 года, верховный суд подтвердил, что управляющая организация в споре жильцами о перерасчете квартплаты не может ссылаться на пропуск трехлетнего срока исковой давности, управляющую компанию обязали пересчитать плату за отопление с учетом показаний общедомового счетчика, тогда как они при исправном счетчики начисляли плату по нормативу, начальный срок перерасчета был обозначен 2015 годом, то есть за рамками трехлетнего срока давности, по мнению управляющей компании суд должен был признать законным перерасчет лишь за последние три года, однако все инстанции вплоть до верховного суда сошлись во мнении, что по таким спорам нельзя применять правила исковой давности, поскольку это не гражданско правовые и административные правоотношения, перерасчет должен быть сделан за все время, когда квартплата начислялась неверно.

Источник

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Читайте также:  Оперативная регулировка гистерезиса в терморегуляторе

Жильцы в виде контролирующего органа

Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация. В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос. В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

Аудиторские проверки

Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее — обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом способны помочь , когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены

Источник

Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения

Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.

Разграничение балансовой принадлежности сетей

Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.

Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.

Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.

Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.

Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.

Читайте также:  Как отрегулировать подшипник шпинделя 1к62

Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.

В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.

При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.

Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности

Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.

Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.

Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.

Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.

Способы решения проблемы

Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.

Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.

Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.

При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.

При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.

Вот несколько причин, по которым управляющие организации так поступают:

  • не хотят ссориться с РСО;
  • думают, что судиться – дорого и сложно;
  • полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.

Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.

Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.

Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.

Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.

В заключение

Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.

Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров , зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».

Публикуется на правах рекламы.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

— поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх» 👍,

— и регулярно читайте наши обзоры, заметки и статьи-инструкции.

Источник

Adblock
detector