Меню

Какое право регулирует отношения между органами власти и гражданами регулирует



Административное право

Составитель Илья Сергеевич Петров

Административное право. Конспект лекций

Система административного права, понятие и предмет

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Предмет и метод административного права

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Административное право является публичным.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-организационные.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в том числе социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе;

3) существуют два элемента – субъект и объект управления;

4) управление может быть внутрисистемным и внешнесистемным;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) существует специальный субъект – орган государства, осуществляющий управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Главные признаки метода административного права:

– юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник – подчиненный») или функциональным («инспектор – контролируемый»);

– юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

– права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

– защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Нормы административного права:

– устанавливают формы и методы государственного управления;

– регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

– определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

– регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Особенности административного права

1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).

2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).

3. Административное право регулирует лишь отношения, складывающиеся в сфере госуправления, осуществления исполнительной власти.

4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм – убеждения и принуждения, основной из которых – убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение – вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).

5. Объективно административное право – самая крупная отрасль права.

6. Административное право – наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.

7. Административное право – это составная часть системы российского права.

Задачи административного права как отрасли права:

– создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

– обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

– защита граждан и общества от административного произвола.

Административно-правовая норма (АПН) – это общее правило поведения, устанавливаемое государством для регулирования общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (госуправления); это общее логическое правило, адресованное физическим и юридическим лицам.

Структура АПН. В любой правовой норме различают три составные части, имеющие свое собственное содержание. Гипотеза указывает на условия, при которых правило начинает действовать. Диспозиция – это само правило (предписание, запрет, дозволение). Санкция – последствия, наступающие при несоблюдении диспозиции.

Источник

Правоведение для чайников – 6. Система права (часть 2)

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В прошлой заметке я начал рассказ о системе права. Напоминаю, что система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права. Она состоит из отраслей права, каждая из которых регулирует какую-то сферу жизни общества (или, выражаясь научным языком, определённые общественные отношения). Отрасли права, в свою очередь, состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление. А правовые институты состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

Ещё раз покажу схему – как это всё выглядит на примере некоторых норм и институтов гражданского права.

Я начал рассказ о системе права, двигаясь от нижних элементов этой схемы к верхним, и уже успел поведать о правовых нормах и правовых институтах. Теперь самое время перейти к отраслям права и самой системе права.

Отрасль права

Итак, правовые нормы складываются в правовые институты, а правовые институты – в отрасли права.

Отрасль права – это совокупность норм права и правовых институтов, регулирующих определённую сферу жизни общества. Или, выражаясь научным языком, совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

Так же, как институты подразделяются на субинституты, некоторые отрасли права включают подотрасли.

Вот список основных отраслей права.

Конституционное (государственное) право регулирует общественные отношения по поводу устройства государства. В основном, это отношения между гражданами и руководством государства или отношения высших органов власти между собой. Конституционное право определяет основные права и обязанности граждан, способы формирования правительства, парламента и судов, выборы президента, принципы избирательной системы. Важнейшие институты конституционного права – институт выборов (избирательное право), институт президентства, институт законодательной власти, институт исполнительной власти, институт федеративного устройства, институт местного самоуправления. Главный источник конституционного права – Конституция РФ.

Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Оно устанавливает права и обязанности госорганов и должностных лиц, а также определяет список административных правонарушений и наказаний за них. Можно сказать, что административное право определяет всю деятельность чиновников. А поскольку чиновники занимаются почти всеми сферами жизни общества, то и сфера действия административного права получается очень широкой. Оборона, государственная безопасность, иностранные дела, миграция, промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, занятость населения, здравоохранение, образование, транспорт, связь, наука, культура, спорт, туризм – всё это входит в предмет административного права в той мере, в какой там участвуют представители государства. Самые важные источники – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Гражданское право регулирует, в основном, общественные отношения между людьми или организациями по поводу имущества. При этом под имуществом понимают вещи, земельные участки, результаты работ, услуг и интеллектуальной деятельности и вообще всё, что можно оценить в деньгах (например, вред, нанесённый чести и достоинству человека), а также сами деньги. Гражданское право исходит из того, что субъекты правоотношений в имущественных вопросах независимы и самостоятельны и один не имеет власти над другим. Эта отрасль регулирует статус граждан и организаций, связь между ними и имуществом, устанавливает правила сделок, регламентируют отношения, связанные с интеллектуальной собственностью и личными правами граждан (честь и достоинство). Главные подотрасли – корпоративное право (создание и деятельность юридических лиц), вещное право (право собственности и другие права на имущество), обязательственное право (возникновение относительных правоотношений из сделок, причинения вреда и других ситуаций), право интеллектуальной собственности (регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности – авторские и патентные права, права на торговые знаки и фирменные наименования и т. д.), наследственное право (вопросы наследования). Самый важный источник – Гражданский кодекс РФ.

Уголовное право регулирует отношения между государством и гражданами по поводу того, какое поведение считать преступлением и как за него наказывать. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, возможность привлечения к ответственности за соучастие, покушение и приготовление к преступлению, устанавливают виды и размеры наказания за преступление и т. д. Основной источник – Уголовный кодекс РФ.

Трудовое право регулирует отношения между работником и работодателем: организацию труда, рабочее время, прием на работу и увольнение, порядок заключения трудовых договоров, предоставление отпуска и т. д. Основной источник — Трудовой кодекс РФ.

Семейное право регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, регулирует вопросы усыновления и выплаты алиментов. Основной источник – Семейный кодекс РФ.

Финансовое право регулирует финансовую деятельность государства. Две главных подотрасли: налоговое право (основной источник – Налоговый кодекс РФ) и бюджетное право (основной источник – Бюджетный кодекс РФ). Первая подотрасль регулирует то, как государство собирает деньги с граждан и организаций, вторая – то, как государство тратит собранные деньги. Налоговое право – настолько большая и обширная сфера, что её часто рассматривают как отдельную отрасль.

Гражданско-процессуальное право (или гражданский процесс) регулирует отношения между судом и сторонами процесса в гражданских, трудовых и семейных спорах. Эта отрасль права определяет права и обязанности суда, положение участников процесса, регламентирует ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения. Подотрасль – арбитражно-процессуальное право (или арбитражный процесс), которое регулирует разрешение споров в арбитражных судах. Основной источник – Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право (или уголовный процесс) регулирует отношения, возникающие при расследовании преступлений и судебном разбирательстве по уголовным делам. Эта отрасль определяет права и обязанности следователя и прокурора, подсудимого и его адвоката, других представителей защиты и обвинения, порядок проведения заседаний, вынесения приговора и его обжалования в вышестоящих судах. Основной источник – Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Административно-процессуальное право (или административный процесс) регулирует разрешение споров в сфере государственного управления – то есть между разными госорганами либо между этими госорганами и гражданами. Основные источники – Кодекс РФ об административных правонарушениях и Кодекс административного судопроизводства РФ.

Уголовно-исполнительное право регулирует порядок отбытия осужденными уголовного наказания и деятельность по исправлению осужденных. Основной источник – Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Международное право – особая отрасль права, которую иногда даже считают не отраслью, а отдельной правовой системой. Международное право регулирует то, как создаются и действуют нормы международных договоров, единые для всех стран, которые их подписали. Нормы международного права регулируют заключение договоров и разрешение споров между государствами, вопросы войны и мира, международную торговлю, судоходство и воздушные перелёты, процедуру международного преследования преступников и многое другое. Главные источники этой отрасли – международные договоры по разным темам. Они имеют разные названия – протокол, конвенция, декларация, пакт, трактат – но все являются договорами, потому что появляются на основании соглашения двух и более государств.

Международное частное право регулируют имущественные, трудовые и семейные отношения, «осложнённые иностранным элементом». «Осложнённый иностранным элементом» – это либо когда одна из сторон в правоотношениях является иностранцем или иностранной компанией, либо когда юридические факты, из которых возникло правоотношение (например, сделка или заключение брака) произошли за границей, либо имущество, по поводу которого спорят стороны, находится за границей. В этом случае российский суд может применить правовые нормы иностранного государства. Основной источник – раздел VI Гражданского кодекса РФ.

Право социального обеспечения регулирует вопросы социального обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособия по безработице, по беременности и родам и на ребёнка, выплаты пострадавшим на производстве, медицинская помощь, социальное обслуживание и льготы. Источников чрезвычайно много: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», несколько законов о пенсиях и много что ещё.

Земельное право регулирует земельные отношения – права на земельные участки, охрану земель, правила землепользования и т. д. Подотрасли земельного права – лесное, водное и горное право. Основные источники – Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс.

Жилищное право регулирует жилищные отношения – права на жилое помещение, вопросы ремонта, содержания жилища, коммунальные услуги, порядок продажи и обмена жилья. Основной источник – Жилищный кодекс РФ.

Экологическое право занимается отношениями по охране природы. Эта отрасль определяет порядок проведения экологических экспертиз, режим особо охраняемых природных территорий, контроль госорганов за экологической безопасностью и ответственность за экологические нарушения. Основной источник – ФЗ «Об охране окружающей среды».

Деление права на отрасли

Как мы видим, каждая отрасль регулирует определённый вид правоотношений. Соответственно, деление системы права на отрасли помогает понять, что за правоотношения мы имеем, как именно они регулируются и какие источники права к ним нужно применить.

Например, если человек оказывает услуги какой-то организации, нам нужно понять – это трудовой договор или гражданско-правовой договор. В первом случае это будут трудовые отношения (регулируются Трудовым кодексом). Во втором – гражданско-правовые отношения (регулируются Гражданским кодексом). При этом название договора, который заключили человек и организация, не всегда является определяющим. Даже если этот документ назван «Договором об оказании услуг» и в нём написано, что регулируется он ГК РФ, суд может переквалифицировать его в трудовой договор, если увидит признаки трудовых отношений. Например, такие: человек посещает организацию и выполняет работу ежедневно по определённому расписанию, подчиняется правилам этой организации и получает фиксированную оплату каждый месяц.

А если налоговая инспекция по ошибке сняла деньги с банковского счёта предпринимателя, а потом вернула, то он не может потребовать с неё неустойку за незаконное использование денежных средств согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ. А всё потому, что отношения между налоговой и предпринимателем – это не гражданско-правовые отношения, т.е. не «имущественные отношения, основанные на имущественной самостоятельности, юридическом равноправии и автономии воли сторон». Здесь никакого юридического равенства сторон нет, и это всё отношения, которые регулирует финансовое право (точнее, его подотрасль – налоговое право). Соответственно, Гражданский кодекс мы тут применить не можем, нужно смотреть Налоговый кодекс.

Очень важно различать административное правонарушение и уголовное преступление. Тогда мы поймём – это административное право или уголовное, и будем знать, какие источники права применять при расследовании дела и определении наказания – Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы либо Кодекс об административных правонарушениях.

В общем, важно понимать разницу между основными отраслями права, чтобы понять, какие именно правоотношения у нас есть и какими источниками они регулируются.

Распространённая ошибка – взять понятие или правовую норму из одной отрасли и применить её к правоотношению из другой отрасли. Один такой пример судья Верховного суда РФ Борис Горохов приводит в книге «Трудовые споры. Чему не учат студентов». Он рассказывает о судебном разбирательстве между «Ямалтрансгазом» и бывшим заместителем гендиректора этой компании. Тогда суд на Ямале применил нормы российского Гражданского кодекса и признал трудовой договор недействительным. Дело дошло до Верховного суда, который признал такой подход неправильным. Горохов объясняет, что ямальский суд «нарушил не просто принцип — он нарушил нормы, зафиксированные в ТК РФ (ранее — в КЗоТ, в настоящее время — в ст. 5 ТК РФ). Там указаны правовые акты, которыми регулируются трудовые правоотношения. Упоминание норм гражданского законодательства в ст. 5 ТК РФ отсутствует. А в ст. 3 ГК РФ никаким образом не указано на то, что ГК РФ регулирует трудовые правоотношения. Это нормативная основа того, что гражданское законодательство на трудовую сферу не распространяется».

После этого Горохов высказывает парадоксальную мысль, которая лучше всего отражает важность деления права на отрасли: «При решении трудового спора суду нужно забыть о существовании ГК РФ. Просто забыть. Отложить его в сторону, поскольку есть ТК РФ, по которому и нужно принимать решение».

Классификация отраслей права

Все отрасли права делят двумя способами: либо на материальные и процессуальные, либо на частные и публичные.

Отрасли материального права регулируют то, как в разных сферах жизни возникают правоотношения, что их участникам запрещено и разрешено, у кого какие права и обязанности. А отрасли процессуального права регулируют порядок реализации норм материального права: как происходит расследование и судебное разбирательство, кто и как должен привести в исполнение решение суда и другие подобные вещи.

Говоря упрощённо, отрасли материального права определяют то, какие права и обязанности имеют субъекты правоотношений, а процессуальные – то, как любой из субъектов может защитить свои права и принудить другого субъекта к исполнению его обязанностей при помощи правоохранительных органов и суда. К процессуальному праву относятся отрасли, так или иначе связанные с судебным разбирательством: уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Ну а все остальные отрасли относятся к материальному праву.

Кроме того, общепризнанное деление отраслей права – на частные и публичные. Отрасли частного права – это те отрасли, в которых субъекты права сами вступают в правоотношения и сами определяют большую часть взаимных прав и обязанностей. Это гражданское право, трудовое право, семейное право и международное частное право. Иногда ещё к ним относят предпринимательское право – условную отрасль права, существование которой находится под вопросом.

А отрасли публичного права – это те отрасли, где субъекты права вступают в правоотношения с государством (причём часто не по собственной воле), а большая часть взаимных прав и обязанной прописана в законе. Это, соответственно, все остальные отрасли права, в том числе процессуальные. Подробнее про разделение права на частное и публичное я расскажу в другой раз.

Соответственно, и все правовые нормы, вслед за отраслями права, обычно делят на материальные и процессуальные, а также на частно-правовые и публично-правовые.

Лирическое отступление: а есть ли отрасль?

В правовой науке считают, что отрасль права можно выделить по двум признакам – предмету и методу регулирования. То есть для существования отрасли права нужно, чтобы у неё был либо свой предмет, либо свой метод.

Предмет – это что именно мы хотим урегулировать, а метод – это как именно мы будем что-то регулировать.

С методом всё более или менее понятно. Он бывает либо преимущественно диспозитивный, либо преимущественно императивный. «Преимущественно диспозитивный» метод означает, что в отрасли права преобладают диспозитивные нормы. То есть мы в таких отраслях часто разрешаем участникам правоотношений самим определить свои права и обязанности. А «преимущественно императивный» метод означает, что мы даём людям чёткие указания о том, какие у них права и обязанности. Диспозитивный метод используется в гражданском праве и международном частном праве, в значительной степени – в семейном и трудовом праве и совсем немного – в других отраслях. То есть стороны договора, или работодатель и работник, или двое супругов – все они могут сами договориться о взаимных правах и обязанностях. Большинство же отраслей права используют преимущественно императивный метод – там никто ни с кем не договаривается, все права и обязанности установлены законом.

А вот с предметом отрасли сложнее. Фактически любая сфера нашей жизни может стать таким предметом: оборот имущества, государственное управление, земля, жильё, банковская деятельность, образование, медицина, спорт, наука, собирание марок или ловля бабочек.

Никаких чётких критериев тут нет. Просто если по поводу отношений в какой-то сфере жизни накопилось много правовых норм, мы считаем, что у нас есть отдельная отрасль права.

Скажем, если посмотреть на приведённый мною список отраслей права, можно увидеть, что финансовое право и право социального обеспечения почти целиком входят в административное право. Ведь там такой же предмет (отношения между госорганами и гражданами) и такой же метод (преимущественно императивный) регулирования. Но правовых норм по этим темам очень много, поэтому нам удобнее воспринимать их как отдельные отрасли права. В то же время, если очень хочется, из административного права можно взять любую тему и провозгласить её отдельной отраслью права – и тогда у нас будет миграционное право, военное право, транспортное право.

А, например, земельное право можно разделить на нормы, касающиеся права собственности и сделок с земельными участками (и тогда это станет частью гражданского права), и на нормы, регулирующие отношения между госорганами и владельцами земельных участков (и тогда это будет административное право).

Во многом это вопрос традиций. Скажем, в некоторых странах семейное право не считают отдельной отраслью права, а называют подотраслью или институтом гражданского права. Но у нас принято считать, что это отдельная отрасль права. С другой стороны, во многих странах Европы исторически сложилось «торговое» или «коммерческое» право – то есть отрасли права, касающиеся исключительно предпринимательской деятельности. У нас же всё это входит в предмет гражданского права. Хотя некоторые считают, что нужно создать отдельную отрасль – предпринимательское право.

В последние годы в России, помимо перечисленных мною выше отраслей права, появились и многие другие. Этот процесс, впрочем, пока ограничен стенами учебных заведений. Обычно происходит следующее группа сотрудников какого-либо юридического факультета объявляет о существовании новой отрасли права и создаёт под это дело свою кафедру. Так появляются кафедры спортивного, медицинского, конкурентного или уже упомянутого предпринимательского права, а в книжных магазинах – пособия «Информационное право», «Банковское право», «Энергетическое право».

Связано это, в основном, с разными карьерными соображениями. «Эти отрасли права – у нас так сложилось в советское время – тянут за собой массу организационно-административных выводов, рассказывает профессор Евгений Суханов, завкафедрой гражданского права юрфака МГУ. – Если ты докажешь, что у тебя своя отрасль права, значит тебе – кафедра или сектор, у тебя специализация ВАКовская [ВАК – Высшая аттестационная комиссия], у тебя ученики, курсы и так далее. А если ты не докажешь, то мыкаешься по другим кафедрам. Вот у нас и пошли – спортивное право, медицинское право, энергетическое право. Каждому приятно иметь свою отрасль».

В итоге дискуссия о существовании каких-либо отраслей права, кроме самых основных, волнуют лишь университетских преподавателей и никак не отражаются на законодательстве и судебной практике. У судьи, чиновника или гражданина может возникнуть необходимость отделить гражданское право от трудового или административное от уголовного, но вряд ли им понадобится как-то выделять предпринимательское или медицинское право.

Тем не менее, размножение отраслей права, скорее всего, будет происходить и в дальнейшем. Так что не удивляйтесь и не пугайтесь, если вдруг увидите учебник по неизвестной вам отрасли права – возможно, дело лишь в том, что какой-то юрист хочет стать заведующим кафедрой в своём университете.

Итак, нормы, институты и отрасли права складываются в систему права – то есть в исторически сложившуюся в этом государстве внутреннюю структуру права.

Можно было бы представить систему права как большое хвойное дерево, из которого вырастают несколько стволов разной степени могучести (отраслей), которые делятся на ветки (правовые институты), из которых торчит множество иголок (нормы права).

Но это сравнение будет не совсем верным, потому что границы между разными отраслями, институтами и нормами права несколько размыты. Происходит это потому, что одно и то же событие или действие может привести к возникновению сразу нескольких правоотношений. Поэтому здесь нет чёткого разделения, а одна норма права или правовой институт с некоторыми оговорками могут быть использованы в разных отраслях.

Скажем, институт юридического лица создан в гражданском праве, но он необходим в административном праве (когда налоговая инспекция штрафует акционерное общество за неуплату налогов) и в уголовном процессе (когда общественная организация в рамках уголовного дела подаёт гражданский иск против преступника, который нанёс ему ущерб).

Пошлина – институт налогового права, но применяется он и в гражданском процессуальном праве, и в административном праве. Предпринимателей за нарушение прав потребителей привлекают к ответственности как в рамках гражданского права (сам потребитель), так и в рамках административного права (Роспотребнадзор). Брак – это институт семейного права, но он нужен и в конституционном праве (когда иностранец из-за брака с гражданкой России получает право на получение гражданства в упрощённом порядке). И так далее и тому подобное.

Словом, деление правовой системы на отрасли права, правовые институты и нормы права не настолько чёткое и иерархичное. Нельзя сказать, что эти институты относятся только к данной отрасли права, а эти – к другой. Или что эта норма права входит в данный правовой институт, а эта – в другой. То есть в этом «дереве» некоторые стволы, ветки и иголки пересекаются, срастаются и совмещаются.

Но несмотря на взаимное проникновение разных отраслей права, главное для нас, как я уже писал, – понять, какая именно отрасль права регулирует конкретное правоотношение и, соответственно, какие права и обязанности есть у сторон. А это можно сделать почти всегда.

У каждого государства – своя правовая система. Но ни одна такая система не возникла на пустом месте и полностью самостоятельно. Государства обмениваются опытом, заимствуют законы, отправляют друг к другу юристов на стажировку, издают юридические труды зарубежных авторов. Например, французский Гражданский кодекс и Германское Гражданское уложение легли в основу множества других аналогичных кодексов и законов в странах Европы и Латинской Америки, Японии, Китае, а также в России и других республиках бывшего СССР. Система прецедентного права, созданная в Англии, действует в её бывших колониях, и английские, канадские и австралийские судьи могут ссылаться на решения друг друга. Мусульманские страны, в которых система права основана на религиозных нормах, используют Коран и схожий набор богословских текстов.

Всё это приводит к тому, что правовые системы разных стран имеют общие элементы. При этом некоторые группы стран имеют куда больше сходства в своих правовых системах, чем другие.

В лингвистике есть термин «языковая семья» – это несколько языков с общим происхождением (например, «индоевропейская языковая семья», «тюркская языковая семья» и т. д.). Если вы будете изучать иностранные языки из одной языковой семьи, то обнаружите много схожего в лексике и грамматике.

Примерно такая же идея лежит в основе термина «правовая семья» – это группа правовых систем со схожими чертами.

Сегодня в мире существуют три основных правовых семьи.

Первая – семья континентального права (она же романо-германская правовая семья). «Континентального» – потому что она господствует в континентальной Европе и противопоставлена правовой системе Англии. «Романо-германская» – потому что она основана на римском праве, а главный вклад в её развитие внесли романские и германские народы (прежде всего, Франция и Германия). Основной вид источников права в странах семьи континентального права – нормативные правовые акты (прежде всего, законы).

Вторая – семья общего права (она же англо-американская правовая семья, англосаксонская правовая семья или семья прецедентного права). «Общим правом» в средневековой Англии называли систему правил, основанных на судебных решениях (прецедентах). Позже она распространилась в английских колониях – США, Канаде, Австралии. Основной вид источников права в странах семьи общего права – прецеденты.

Третья – семья мусульманского права. Если христианство редко вмешивалось в правовые вопросы, то ислам позиционирует себя не просто как система морального и духовного развития, но как всестороннее учение о правильном устройстве общества. В исламе есть свой набор правил, который можно использовать как правовую систему. Основной источник права – религиозные нормы, содержащиеся в Коране и ряде религиозных и богословских текстах. При этом следует учитывать, что многие страны с мусульманским населением строят систему права на светских принципах и входят в семью континентального права (таковы, например, Турция, Азербайджан, Казахстан).

Почти все государства попадают в одну из перечисленных семей. Некоторые, правда, сочетают в себе признаки разных семей. Например, большинство мусульманских стран в семейных и некоторых других вопросах придерживаются мусульманского права, а в других – светского законодательства, и входят, таким образом, одновременно и в семью мусульманского, и в семью континентального права. Израиль до обретения независимости находился в составе Британской империи и что-то заимствовал из прецедентного права, а позже многое взял из законодательства континентальной Европы. Одновременно в семейных отношениях там господствует религиозное право: для мусульман – мусульманское, для евреев – иудейское.

Иногда выделяют и другие правовые семьи, но они в том или ином виде тяготеют к одной из перечисленных правовых семей. Более подробно читайте книгу французского правоведа Рене Давида «Основные правовые системы современности». Либо найдите главу с похожим названием в любом учебнике по теории государства и права – обычно она представляет собой краткий пересказ этой книги.

Россия исторически относится к континентальной (романо-германской) правовой семье. С тех пор как в нашей стране стала развиваться юридическая наука, примером для нас были европейские страны, в особенности, Германия.

Поэтому если вы начнёте изучать право любой европейской страны (кроме Англии), то увидите, что оно устроено по схожим принципам. Обычно везде есть деление права на знакомые нам отрасли, есть законы и подзаконные акты, часто с теми же самыми названиями (уголовный кодекс, гражданский кодекс, уголовно-процессуальный кодекс и т. д.). И, хотя сами правовые нормы могут при этом различаться, но принципы их построения будут примерно теми же.

А вот если вы начнёте изучать правовую систему Англии и её бывших колоний, то часто будете натыкаться на понятия, которые в России почти не используются. Это, прежде всего, частое использование прецедента в качестве источника права, непонятное деление на «общее право» и «право справедливости», отсутствие привычных нам правовых институтов (например, следствие в уголовно-процессуальном праве) и наоборот – наличие незнакомых нам институтов (например, траст в гражданском праве). То же самое касается стран мусульманского права.

Итак, напомню, что система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права. Она состоит из отраслей права, отрасли права состоят из правовых институтов, а правовые институты состоят из норм права.

Отрасль права – это совокупность норм права и правовых институтов, регулирующих определённую сферу жизни общества. Или, выражаясь научным языком, совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

Основные отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное, международное частное, земельное, жилищное, экологическое и право социального обеспечения.

Отрасли права делят на материальные и процессуальные, а также на частные и публичные. Материальные отрасли говорят о том, какие права и обязанностей есть у субъектов права, а процессуальные – о том, как они могут защитить свои права при помощи правоохранительных органов и суда. Частно-правовые отрасли защищают интересы частных лиц, а публично-правовые – интересы всего общества.

Схожие системы права объединяют в понятие «правовая семья». Три основных правовых семьи: семья континентального права (она же романо-германская), семья общего права (она же англо-американская) и семья мусульманского права. Россия относится к семье континентального права.

Источник

Читайте также:  Регулировка оборотов напольного вентилятора
Adblock
detector