Меню

Какой правовой акт в наибольшей мере регулирует предпринимательство



ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право.

Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права:

  • Конституция РФ,
  • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
  • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

Основные принципы предпринимательского права :

  • свобода предпринимательской деятельности,
  • свобода договора,
  • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
  • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
  • свобода конкуренции и ограничение монополии,
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
  • законность предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели).

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

  • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
  • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

Правовой режим предпринимательской деятельности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

  • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
  • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений:

  • налоговый (общий и специальный),
  • таможенный,
  • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

  • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
  • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

  • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

Методы государственного регулирования:

  • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
  • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
  • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

  • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
  • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

  • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
  • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
  • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

Методы защиты предпринимателя своих прав:

Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

  • искового заявления по экономическим и иным делам;
  • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • по делам о несостоятельности (банкротстве);
  • по делам особого производства;
  • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
  • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

Источники:

  • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
  • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
  • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
  • постановления Правительства РФ и т. д.
Читайте также:  Регулировка клапанов хундай туксон 2 литра

Уровни антимонопольного законодательства:

  • федеральный;
  • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Какой правовой акт в наибольшей мере регулирует предпринимательство

Предпринимательство как важнейшая сфера экономической деятельности создаёт специфические взаимоотношения между её участниками, которые нуждаются в обязательном правовом регулировании. Предпринимательская деятельность регулируется как законодательством публичного права, обеспечивающим интересы государства и общества в целом, так и частным правом, регулирующим и охраняющим интересы частных лиц.

Всеобъемлющий характер правового регулирования предпринимательства обусловил выделение предпринимательского права, как комплексную интегрированную правовую отрасль, регулирующую частные и публичные отношения, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Выделение предпринимательского права в отдельную отрасль определяется тем, что предпринимательская деятельность является особой формой экономической деятельности, обладающей специфическими, отличающимися от других форм человеческой деятельности взаимоотношениями, которые требуют соответственного правового обеспечения. Правовое регулирование предпринимательской деятельности требует сочетания частно-правовых и публично-правовых норм, которые обеспечивают как частные, так и публичные интересы.

Таким образом, предпринимательское право является комплексной отраслью права, объектом регулирования которой является предпринимательская деятельность. Более узкий предметный характер предпринимательского права позволяет точнее установить права и обязанности участников предпринимательской деятельности, а также, определить правовые основы их организационной деятельности.

Внешней формой предпринимательского права являются источники предпринимательского права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации и ведении предпринимательской деятельности.

К нормативно-правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные кодексы РФ (Гражданский, Уголовный и т.д.);

3. Федеральные законы;

4. Подзаконные акты;

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

6. Муниципальные правовые акты;

Конституция как главный закон РФ имеет высшую юридическую силу и закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Так статья 8 Конституции РФ провозглашает основные условия существования рыночной экономики, без которых невозможно развитие предпринимательской деятельности:

· гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

· признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция провозглашает важнейшее право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которое закреплено в п.1. ст.34 Конституции РФ. Ею устанавливаются основы существования конкурентного рынка, развитие которого невозможно в условиях монополизации, п.2 ст.34 Конституции РФ гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституцией РФ гарантируется защита основных прав и интересов участников предпринимательской деятельности, которые закреплены в статьях 34-37: права граждан на свободный труд, частную собственность, возможность ведения предпринимательской деятельности. Ограничение данных прав гражданина может осуществляться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55). В любом ином случае права и свободы гражданина, в том числе и предпринимателя, могут быть защищены в судебном порядке, что гарантируется 46 статье Конституции РФ. Так же Конституцией РФ не допускает введение ограничений перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, если данные ограничения не установлены федеральным законом (п.1-2 ст 74).

Таким образом, Конституция РФ устанавливает основные принципы и условия существования предпринимательской деятельности, а также гарантирует основные права и свободы её участников.

Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательские отношения и дающим законодательное определение предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс содержит множество норм, регулирующих как частно-правовые отношения публичного характера, так и внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. В Гражданском кодексе дано основное законодательное определение предпринимательской деятельности, прописаны основные организационно-правовые формы предпринимательства, провозглашены основные права его участников.

Так статья 2 Гражданского кодекса определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствие с данным определением Гражданский кодекс определяет основные признаки предпринимательской деятельности, к которым относятся:

· направленность деятельности на получение прибыли;

· инициативность и самостоятельность в принятии решений и организации деятельности;

· осуществление деятельности на свой риск;

· видовое разделение предпринимательской деятельности;

· законный характер деятельности.

Гражданским кодексом, так же как Конституцией РФ, определяются права и свободы участников предпринимательства, а также необходимые условия для осуществления экономической хозяйственной деятельности. Статья 1 провозглашает одно из самых важных условий функционирования рыночной экономики — признание равенства участников экономической деятельности и неприкосновенность собственности. Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает стабильность рыночного механизма как основы предпринимательской деятельности. Так же Гражданский кодекс указывает, что гражданским законодательством РФ регулируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие при предпринимательской деятельности.

Гражданским кодексом устанавливаются предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности гражданами. Статья 18 ГК устанавливает право граждан на имущество, наследование, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, создание юридических лиц, совершение любых законных сделок и приобретение имущественных и личных неимущественных прав. Законодательный акт провозглашает тот факт, что предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица. Статья 23 ГК, относящаяся к главе «Физические лица» гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.».

Так же настоящим кодексом устанавливается, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, которые прописаны в 4 главе ГК «Юридические лица».

В 4 главе ГК наиболее полно расписаны понятие, признаки, права и обязанности юридических лиц. Прописан порядок организации, вопросы, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, регистрации и организации деятельности, а также возможные организационно-правовые формы, которые могут быть организованы юридическими лицами.

Стоит отметить, что с 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс были внесены некоторые изменения, которые коснулись организационно-правовых форм юридических лиц. Так была отменена закрытая форма акционерного общества, в связи с чем, все общества стали подразделяться на общества публичного и непубличного характера.

Читайте также:  Как регулировать задержку в реле времени

Многие статьи Гражданского кодекса, относящиеся, например, к главе 9 «Сделки», к разделу II. «Право собственности и другие вещные права», к разделу III «Общая часть обязательственного права» и т.д., напрямую не относясь к организации предпринимательской деятельности, регулируют отношения, возникающие в её процессе.

Также стоит указать, что в некоторых статьях ГК можно заметить существенные различия в применении норм для предпринимателей и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, например, в п3. ст. 401 отмечается, что «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Таким образом, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации несут гражданско-правовую ответственность перед контрагентом не только из-за возникновения собственной вины невыполнения обязательств, но и из-за случайных обстоятельств, которые привели к неисполнению обязательств, прописанных в договоре. Такими случайными обстоятельствами могут являться отсутствие необходимых средств (товаров, сырья, денежных средств) для осуществления своих обязательств.

Деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики так же регулируется Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных нарушениях.

Так как субъекты предпринимательской деятельности являются основными налогоплательщиками на территории РФ, Налоговый кодекс включает ряд статей, регулирующих их налогообложение. Статья 19 Налогового кодекса устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налоговым кодексом устанавливаются:

· общие принципы налогообложения;

· система налогов и сборов;

· общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

· общие правила и принципы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Предпринимательская деятельность создаёт несколько источников налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. С одной стороны, все предприятия платят налоговые отчисления в бюджет из доходов своих организаций, а с другой стороны — предоставляют рабочие места для граждан, тем самым являясь источником доходов с физических лиц.

Налоговый кодекс состоит из двух частей, которые включают:

1. Общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации;

2. Нормы и порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

К перовой части Налогового кодекса РФ относятся вопросы, касающиеся видов налогов и сборов, оснований возникновения и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципов установления введённых налогов, прав и обязанностей субъектов налогообложения, форм и методов налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Вторая часть Налогового кодекса регулирует вопросы, касающиеся исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу и сбору, либо специальному налоговому режиму, посвящается глава во второй части Налогового кодекса, которая определяет налогоплательщиков данного налога, объект налогообложения, особенности данного вида налогообложения, порядок и сроки уплаты, налоговую базу и т.д.

Конечно, предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, создаёт особую систему отношений, которые должны не только регулироваться, но и контролироваться законом. Исходя из определения, данного в 1 статье Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность должна быть зарегистрированной в установленном законом порядке, то есть должна носить законный характер. Таким образом, необходимы законодательные акты, контролирующие законность предпринимательской деятельности и дающие понятие незаконной деятельности. В данных целях в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных нарушениях даются понятия нарушений и противозаконных действий в области предпринимательской деятельности, а также определяется ответственность, которую несут правонарушители за данные незаконные действия.

Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях административным нарушениям в области предпринимательской деятельности посвящена 14 глава. К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности относятся такие правонарушения, как, например, «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» (ст 14.1.) . Данный вид правонарушений в области предпринимательской деятельности влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Похожая статья существует и в Уголовном кодексе (ст. 171 «Незаконное предпринимательство»). Однако, в Уголовном Кодексе существует уточнение на «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае такая деятельность наказывается более серьёзным «штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев».

Соответственно ведение незаконной предпринимательской деятельности, в данном случае без государственной регистрации, может привести одновременно к административной и уголовной ответственности, по каждой статье которого прописана своя форма наказания в зависимости от масштабов незаконности действия. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Наряду с федеральными кодексами, имеющими высшую юридическую силу после Конституции РФ, предпринимательская деятельность регулируется Федеральными законами, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к субъектам предпринимательства в осуществлении предпринимательской деятельности. К данному виду федеральных законов относятся:

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральные законы, которые устанавливают основные принципы и условия функционирования рыночного механизма, а соответственно, и предпринимательской деятельности. К ним относятся:

Читайте также:  Через какой пробег регулировать клапана на лада калина

· Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

· Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

3. Федеральные законы, которые касаются правового положения организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. К ним относятся такие законы, как:

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

· Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

· Федеральный закон от 8.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

· Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности. Например:

· Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

· Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

5. Федеральный закон, описывающий направления и формы поддержки государством предпринимательской деятельности

· Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Именно на данном федеральном законе хотелось бы остановиться более подробно, так как он наиболее полно описывает государственные меры, которые предпринимаются для развития предпринимательской деятельности. Закон призван регулировать отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Данным законом разграничиваются понятия малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, описываются полномочия органов государственной власти в этой области, а также механизм взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же, что очень важно, данным законом даётся характеристика мер по поддержке государством малого и среднего предпринимательства.

Законом устанавливаются критерии деления предпринимательства на малое и среднее, к которым относятся численность работающих и выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год. В соответствие со статьёй 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для отнесения предприятия к категории средних средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек. В малых предприятиях средняя численность работников не должна превышать 100 человек. Предприятия, численность работников которых не превышает 15 человек, в соответствие с законом, относятся к микропредприятиям.

В данном законе раскрывается понятие государственной поддержки субъектов малого и среднего предприятия. Согласно статье 3 настоящего федерального закона «поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства». Мерами по поддержке государством субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие со статьями 7 и 14 ФЗ являются:

· специальные налоговые режимы;

· упрощенные правила ведения налогового учета и налоговых деклараций;

· упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и другие направления;

· равный доступ к участию в программах развития;

Особое значение в данном законе уделяется таким сферам деятельности, как инновационное и промышленное производство, ремесленничество, а так же внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Кроме федеральных законов предпринимательская деятельность так же регулируется подзаконными актами, которые направлены на исполнение и регулирование отдельных аспектов законодательных положений.

Среди видов подзаконных актов важное место занимают Указы Президента РФ. Так, например, Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (в ред. Указа Президента РФ от 08.07.95 N 685) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» направлен на либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Данный указ распространяется на ценообразование всех организаций.

Так же к подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые действуют в экономической сфере с целью исполнения и развития законов. К такому виду подзаконных актов относится, например, Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Большое количество нормативных актов так же издаётся федеральными органами исполнительной власти, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Целью подзаконных актов является обеспечение наиболее детального регулирования отношений, возникающих при ведении предпринимательской деятельности.

Помимо подзаконных актов федеральных органов власти на хозяйственную жизнь общества так же действуют акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые носят территориальный характер и не должны противоречить законам, имеющим высшую юридическую силу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, носят комплексный характер, который объясняется сочетанием публичных и частных интересов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность является объектом регулирования как законодательно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, так и подзаконных актов.

Так же стоит отметить, что несмотря на то, что предпринимательское право выделено в отдельную отрасль, оно носит межотраслевой характер, соединяющий в себе правовые нормы гражданского и торгового права, а также ряда правовых норм разных отраслей, косвенно относящихся к отдельным аспектам предпринимательской деятельности.

Источник

Adblock
detector