Меню

Какие законы регулируют интернет торговлю



Закон об интернет торговле

Покупки через Интернет стали самым популярным видом торговли у населения России. Благодаря удобству, быстроте и большому выбору товаров граждане РФ все чаще и чаще прибегают именно к варианту закупки через интернет — площадки. На данный момент эта сфера не имеет определенного закона, который регулировал бы все аспекты торговли. Однако существует несколько законов, актов и положений, которые контролируют описываемую область.

Общие сведения

Основополагающим законом, регулирующим и контролирующим сферу продаж товаров через интернет, считается Постановление Правительства России 612 о продаже дистанционным способом.

Однако существуют и другие законы, положения которых касаются описываемой области. Чтобы законно и без проблем работать в сфере торговли через интернет, рекомендуется ознакомиться со всеми перечисленными ниже актами:

  • Гражданский кодекс РФ. В этом кодексе дистанционного способа продаж касается статья 497. В этой статье написано, что граждане имеют право просматривать необходимые товары в сети интернет и там же их покупать;
  • Федеральный закон 381 о гос. регулировании торговой деятельности на территории России. Положения этого закона контролируют всю сферу деятельности в области торговли, определяет полномочия сотрудников, контролирующих эту сферу;
  • Федеральный закон 38 о рекламе. В 8 статье этого закона оформлена информация о способах и процессах продвижения и рекламы товара или фирмы, если проводится интернет-покупка;
  • Закон 2300-1 о защите прав потребителей. В этом законе информация о дистанционных способах покупки и продажи оформлена в статье 26.1. В этой статье описаны права и полномочия покупателей и продавцов.

Перед покупкой определенной продукции через сеть Интернет, клиент просматривает каталоги. Большое количество продавцов постоянно вносят в каталоги изменения, добавляют новые и убирают старые. Клиент и интернет — поставщик заключают договор в электронном виде, в который добавлена информация о товаре, количестве и качестве, способе доставки и полной сумме.

Все перечисленные законы в той или иной мере контролируют область торговли. Надзор ведется сотрудниками специальных федер. органов.

Скачать Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» можно по ссылке.

Основные положения закона об интернет торговле

Постановление номер 612 устанавливает требования и условия для осуществления продаж и открытия магазина в Интернете. Основное условие для реализации собственной продукции через сеть — это официальная государственная регистрация компании.

Другим условием является то, что владелец магазина должен следить, чтобы у клиента всегда было несколько способов переслать средства в сервис для получения товара:

  • У клиента должна быть возможность получения товара посылкой через почту;
  • У клиента должна быть возможность самовывоза.

В случае продажи механизмов, устройств или технических приборов и программ, нуждающихся в доп. настройке или обработке, сотрудники интернет — магазина обязаны доставить устройство на дом и настроить его.

Одним из важнейших запретов для торговли через интернет-площадки является алкоголь. Алкогольная продукция относится к табу и категорически запрещена к продаже через сеть.

На сайте магазина или в специальном прайс-листе должны быть оформлены подробные характеристики продаваемого товара. По просьбе покупателя работники обязаны предоставить ему все данные о продукции, включая:

  • Окончательная стоимость выбранного клиентом товара;
  • Способы, система и порядок по пунктам как можно оплатить покупку;
  • Точный адрес производителя продукции;
  • Сроки гарантии и хранения;
  • Период службы товара;
  • Точное название компании, продающей продукцию (без сокращений и аббревиатур);
  • Перечисление способов получения продукции, варианты доставки.

В случае продуктов питания, когда клиент заказывает продукты с сайта, на площадке у каждого пункта с блюдом или продуктом должен быть указан подробный состав. Также обязательна подробная информация о предмете, если он бывший в употреблении. Описание срока употребления, поломки, дефекты, мелкие царапины, все подробности состояния товара на настоящий момент. Информация и сведения о продукции предоставляются клиенту в электронном виде или на электронных носителях, этот пункт также прописан в законодательстве РФ.

Что разрешено продавать онлайн?

Согласно условиям и требованиям Постановления Правительства России о правилах продажи товаров дистанционно, существуют определенные категории продукции, разрешенные к продаже и категории продукции, запрещенные для выставления на продажу через Интернет.

Допускается продажа следующих объектов на площадках в сети:

  • Книги, книжная атрибутика, спорт. инвентарь и спорт. атрибутика;
  • Большая и мелкая бытовая техника, продукты питания, исключая алкоголь;
  • Программы, обслуживание и услуги прог. обеспечения, компьютеры, компьютерная техника, обслуживание комп. техники и т. д.;
  • Музыка на любых носителях, музыкальные инструменты;
  • Предметы, объекты, механизмы, сувениры и т. д. для обустройства дома;
  • Одежда, обувь, аксессуары;
  • Интернет бронирование отеля, туристической поездки, перелета (путешествия);
  • Любые детские вещи;
  • Интернет покупка и бронирование билетов в различные культурные заведения на мероприятия, как театр, кинотеатр и т. д.
Читайте также:  Рычаг регулировки длины среза wahl

Лица, только начинающие этот путь бизнеса через Интернет часто попадают в конфликтные ситуации или под ответственность в связи с незнанием того, какие объекты есть возможность продавать, а какие нет. Начинающие веб — мастера сталкиваются по-началу с трудностями выбора определенного вектора развития продаж, определенной категории товара. Для облегчения выбора стоит просмотреть оформленный выше список, который сократит количество категорий. Продажа товаров дистанционным способом не может быть осуществлена без соблюдения условий закона.

Особенности налогообложения

Торговля через интернет неоднозначное дело, потому что в России только набирает обороты. Именно поэтому владельцы магазинов зачастую сталкиваются с проблемой налогообложения. Какой вид налогов необходимо оплачивать для этой категории магазинов? Владельцев интересуют размеры сумм для оплаты, категории налогов, способы оплаты. Если собственник площадки исправно оплачивает все необходимые суммы, то и развитие торговли не заставит себя ждать.

Любая прибыль, полученная с магазина владельцем, облагается налогом согласно положениям закона о торговле через интернет. Собственник магазина имеет право выбрать удобный для себя вид налогообложения из представленных в законодательстве.

Читайте ФЗ о торговле в последней редакции тут:

Законодательство представляет открывающим магазин с дистанционными покупками две категории налогов:

  • Система налогов с упрощенной программой;
  • Система налогов с общей программой.

В случае, если лицо первый раз начинает такой вид бизнеса, аналитики рекомендуют выбрать упрощенную систему. Требованиями к выбору такой программы является доход от бизнеса не более 60 миллионов руб. в год. Ставка измеряется от 6 до 15%. Если бизнес попадает под категорию ставки в 6%, то налог взимается только с дохода магазина. То есть индивидуальный предприниматель выплачивает со своего счета 6% в качестве доходного налога.

Однако получить право на использование упрощенного налогообложения не так просто, бизнес должен соответствовать оформленным в законе условиям и требованиям. УСНО определяет некоторые ограничения и запреты на проведение торговли через интернет. Перечень запретов и ограничений для этой категории налогов оформлен в статье 346.12 Налогового кодекса России.

Второй вид системы налогов, общий, самый распространенный. В этой программе используется ведение бух. учета и планы и графики счетов для расчетных манипуляций. В такой категории налогообложения необходимо будет потратить средства на бухгалтера, который будет заниматься расчетами и отчетами.

Источник

Какие законы регулируют электронную коммерцию в России

Пока внимание законодательной власти России к Интернету и электронной коммерции нельзя назвать системным. И хотя регулированию бизнеса в Интернете посвящено значительное количество законов и подзаконных актов, им часто присущи фрагментарность и устаревшие понятия. Не решенными на настоящий момент остаются основные ключевые проблемы регулирования информационного пространства. Например, глобальность Интернета создает трудности с выбором государства, чьи законодательные нормы должны применяться в отношении регулирования Интернет-отношений.

Другая проблема – ответственность Интернет-провайдеров за незаконные действия пользователей. Именно в отношении нее сейчас наиболее активно развивается судебная практика в России, когда Интернет-порталы обвиняются правообладателями музыки и видео в нарушения авторских и смежных прав в ситуациях, когда ролики выкладывались самими пользователями порталов.

К ключевым законам, регулирующим сферу Интернета, стоит отнести ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где даются определения понятий информационной сферы, ФЗ «О персональных данных», который защищает права граждан при использовании информации о частной жизни, что актуально при регистрации во всевозможных Интернет-сервисах и социальных сетях.

Устаревший и практически не работающий ФЗ «Об электронной цифровой подписи» устанавливает существенные административные барьеры при использовании электронной подписи, что в условиях фактического отсутствия регулирования электронного документооборота в целом может негативно влиять на квалификацию юридической силы заключенных в Сети сделок.

Для распространения материалов в Интернете большое значение имеет принятый еще в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации», который создает возможности для квалификации периодического распространения информации в Интернете в качестве деятельности СМИ. В случае оказания услуг в Интернете связи применяется ФЗ «О связи». В ФЗ «О рекламе» включена статья о рекламе в сетях электросвязи, которая частично запрещает спам в России.

Для электронной коммерции весомым можно назвать Закон РФ «О защите прав потребителей» с единственной, но важной, статьей о дистанционном способе продажи товаров.

Отдельно в российском Интернете развивается проблематика доменных имен, по которой с 1999 года насчитывается самое большое количество судебных споров (несколько сотен). Здесь, в отличие от других сфер, активно развивается саморегулирование: организована система регистрации в доменной зоне .RU и в новой зоне .РФ.

В настоящее время в России наблюдается активное развитие коммерческой деятельности предпринимательских структур на базе новейших информационных технологий и сети Интернет. Этот процесс ставит формирование нормативно-правового обеспечения системы электронной коммерции в ряд приоритетных задач.

Читайте также:  Почему надо часто регулировать клапана

До последнего времени такой вид предпринимательской деятельности как электронная коммерция практически не регулировался специальным законодательством и другими нормативно-правовыми актами. На практике применялись общие традиционные положения законодательства, такие как Конституция РФ; Гражданский, Уголовный, Налоговый, Таможенный кодексы РФ; Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ; Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;Закон РФ «О защите прав потребителей».Однако для эффективного функционирования электронной коммерции потребовалось дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей ее деятельность [2, c. 90].

Так, в России к концу 2006 года сформировалась правовая, технологическая и финансовая инфраструктура для эффективного ведения электронного бизнеса. Российские организации, занимающиеся правовым обеспечением и организационными вопросами в сфере электронного бизнеса, разработали и приняли ряд законов и правовых норм, которые позволяют нормально функционировать электронной коммерции. Но, несмотря на это, остаются нерешенными вопросы, касающиеся заключения сделок в сети, исполнения денежных обязательств, соблюдения прав покупателей и продавцов, способов разрешения конфликтов [5, c. 216].

Сегодня всю совокупность нормативно-правового обеспечения электронной коммерции можно дифференцировать на четыре группы.

К первой группе следует отнести законы и правовые нормы, регламентирующие ведение электронной коммерции, электронного документооборота и применение электронной цифровой подписи. Среди них:

· «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации», которые содержат общие положения по ведению электронной коммерции;

· Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», где определены понятия электронного сообщения, документированной информации, утверждается равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью и собственноручной подписью;

· Положение ЦБ РФ от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России». В пункте 1.1. Положения № 20-П дается определение электронной цифровой подписи;

· Закон РФ № 2180-IIIГД «Об электронной цифровой подписи». Основной задачей, которого является обеспечение системы идентификации участников рынка информационных технологий, в том числе и участников электронной торговли;

К законам и правовым актам данной группы также относятся Гражданский кодекс РФ (часть 1, статьи 160, 434), Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (статья 75, пункт 3), Федеральные Законы РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8.12.2003 г. и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ [3, c. 284‑285].

Вторую группу нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и нормативные акты, регламентирующие безопасность электронного бизнеса, предпринимательскую деятельность, лицензирование, финансирование и инвестиции.

1) Правовую основу безопасности электронного бизнеса образуют следующие законы и правовые акты:

· Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1;

· Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1;

· Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1;

· Федеральный Закон «О коммерческой тайне» № 19-ФЗ;

· Федеральный Закон «О персональных данных» № 152-ФЗ;

· Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;

· Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г. № Пр‑1895;

· Уголовный кодекс РФ (глава «Преступления в сфере компьютерной информации»);

· Гражданский кодекс РФ часть 1, статьи 128,139 [3, c. 289‑290].

Каждый из перечисленных документов направлен на определённый объект регулирования. Рассмотрим некоторые из них.

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 регламентирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами при продаже товаров и предоставлении услуг. В 2004 году Закон был дополнен статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», в которой были установлены дополнительные гарантии для потребителей при осуществлении продаж;

2. В Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ рассмотрены принципы правового регулирования отношений в сфере информации и информационных технологий, вопросы государственного регулирования информационных систем и сетей, изложены основные положения, связанные с безопасностью и защитой информации;

3. Определение таких понятий как программы и базы данных дано в Законе «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1;

4. Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1 регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания;

5. В Федеральном Законе «О коммерческой тайне» № 19-ФЗ в статье 3 представлены основные понятия, относящиеся к коммерческой тайне, в статье 7 определены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

Читайте также:  Сигнализация пантера датчик удара регулировка

2) Сферу предпринимательской деятельности регламентируют законы и нормативные акты общего свойства, включающие регламентацию форм электронной сделки, способа размещения публичной оферты, определение договора купли-продажи, условия договора о продаже, а также нормативные акты, связанные с оформлением и ликвидацией торгового предприятия, в том числе и сертификация товаров или услуг.

Эта группа документов представлена Гражданским кодексом РФ (часть 1, статьи 153-181, 432-491, 500-524); Законами РФ: «О малом предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129‑ФЗ, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» № 3520-1 от 23.02.1992 г. [3, c. 303‑304].

3) В сфере конкуренции, монополии, инвестиций и лицензирования основными законами являются Законы «О естественных монополиях» № 147‑ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128‑ФЗ, «О техническом регулировании» № 1874‑ФЗ, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений»; Федеральный Закон «О защите конкуренции» № 135‑ФЗ от 6.07.2006 г.; Конституция РФ [3, c. 299‑-300].

Третья группа образуется из законов и правовых актов, связанных с правовым обеспечением деятельности электронных платежных систем, банковской деятельности и бухгалтерского учета. К ним относятся:

· Федеральный закон от 02.12.1990 № 395 «О банках и банковской деятельности»;

· Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)»;

· Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с использованием платежных карт»;

· Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ об использовании в своей деятельности Интернет-технологий»;

· Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-ФЗ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;

· Письмо ФНС от 20.09.2006 № 06-9-10/332 «О применении торговых и других автоматов по приему денежных средств»;

· Письмо ЦБ РФ от 5.04.2007 № 44-т «О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг);

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 2.11.1996 № 129‑ФЗ [3, c. 315‑316].

Рассмотрим основные положения приведённых выше документов:

1. В Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года, в статье 3 перечислены цели деятельности Центрального Банка РФ, в статье 4 рассмотрены его функции.

2. Понятие кредитных организаций, банка и банковской деятельности дано в Федеральном Законе № 395 «О банках и банковской деятельности».

3. В Письме ЦБ РФ от 5 апреля 2007 г. № 44-т описана технология проверки кредитной организации, использующей технологии дистанционного банковского обслуживания.

4. Понятие бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи определены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» от 2.11.1996 № 129‑ФЗ.

Четвертую группу нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и правовые акты, связанные с регулированием строительства, эксплуатации беспроводных линий связи, а также ведением конкретных видов бизнес-процессов.

Налоговая деятельность, выполняемая электронными средствами, регламентируется Налоговым Кодексом РФ, деятельность в сфере телекоммуникаций — Федеральным Законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», рекламная деятельность — Федеральным Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Основным законом, связанным с обеспечением беспроводной связи является Закон «О связи» № 15-ФЗ от 16.02.1995 года, его новая версия подписана 7 июля 2003 года. В Законе учтены все стороны современного развития рынка телекоммуникаций.

Отдельно следует отметить нормативно-правовые документы, определяющие последующее развитие электронной коммерции в России. Ими являются Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная России» (2002-2010 годы), Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг до 2010 года, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года [4, c. 97].

Таким образом, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международных и национальных уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующие цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом [6, c. 185].

По нашему мнению, одним из реальных шагов на пути совершенствования правового обеспечения бизнеса и укрепления нормативно-правовой базы электронной коммерции является принятие Федерального Закона «Об электронной торговле». Проект закона находится на стадии очередного чтения в Государственной Думе РФ.

Федеральный закон «Об электронной торговле»

Источник

Adblock
detector