Меню

Какие отношения регулирует государственное право



Государственное право

Совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально-экономической системы и политической организации советского общества, суверенитет народа, суверенность наций и государственный суверенитет. Г. п. иногда называют конституционным правом, Главный источник сов. Г. п. — Конституция СССР — основной закон социалистического общества и государства. Это определяет место Г. п. в системе советского права как ведущей отрасли права, т. к. его принципы являются основополагающими для всех др. отраслей советского права. Своими нормами (и прежде всего нормами, содержащимися в Конституции СССР) Г. п. закрепляет политические и экономические основы Советского государства, полновластие народа, руководящую роль КПСС в обществе и государстве, определяет формы общественного и государственного строя и закрепляет демократические свободы советских граждан, их основные права и обязанности, материальные и правовые гарантии этих прав и свобод, определяет систему органов государства, порядок их образования и их компетенцию.

К числу ведущих принципов советского Г. п. относятся: запрещение эксплуатации человека человеком как основа действительной свободы личности и развития демократии; сосредоточение в руках народа как суверена всей полноты политической власти и всех общественных богатств; избирательная система, обеспечивающая народное представительство в выборных органах государственной власти, демократический характер их деятельности, подотчётность и подконтрольность этих органов избирателям; полновластие представительских органов, призванных решать все основные вопросы общественной и государственной жизни, формировать и контролировать государственный аппарат; интернационализм и равноправие во взаимоотношениях между советскими нациями, что обеспечивает свободное национально-государственное развитие всех народов СССР.

Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самым осуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к. принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую систему государственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантии осуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета (такие нормы содержатся, например, в положениях о выборах, о представительских органах и др.). Нормы конституции обладают наивысшей юридической силой, остальные нормы Г. п. имеют различную силу в зависимости от их формы (закон, указ, постановление правительства и т.д.). Основополагающему характеру общественных отношений, закрепляемых сов. Г. п., соответствует система субъектов этих отношений. Субъектами Г. п. являются: советский народ; отдельные нации и народности; государство в целом; национально-государственное образование (союзные и автономные республики, автономные области и национальные округа); органы государства (прежде всего представительские органы государственной власти); депутаты представительных органов; граждане; общественные организации.

Отражая изменения в экономике, соотношении классовых сил и классовой структуре советского общества, Г. п. развивается соответственно основным этапам развития Советского государства. Так, Г. п. первого этапа выражало основные задачи переходного периода от капитализма к социализму и функции государства диктатуры пролетариата — ликвидация эксплуататорских классов и обеспечение построения социализма.

Глубокие изменения в экономике и классовой структуре советского общества, происшедшие в результате победы социализма в СССР, вызвали дальнейшее развитие сов. Г. п., что нашло отражение в Конституции СССР 1936, которая закрепила факт безраздельного господства социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, Со времени принятия Конституции СССР 1936 произошли дальнейшие изменения в жизни советского общества и государства, изменилось международное положение СССР. Социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развёрнутого строительства коммунистического общества, что обусловило превращение государства диктатуры рабочего класса в общенародное государство — орган выражения интересов и воли всего народа. Это предопределило главное направление в развитии советской государственности (См. Государственность) и сов. Г. п. — всемерное развёртывание и дальнейшее совершенствование социалистического демократизма.

Лит.: Уманский Я. Н., Советское государственное право, М., 1970; Конституционное право социалистических стран. Сб. статей, М., 1963.

Источник

Какие отношения регулирует государственное право

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина [1] .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих крупных блоков норм права:

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима К.п. используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Читайте также:  Монтаж устройств которые регулируют

Источники права

Основное место К.п. в системе отраслей права закрепляется её основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права. Кроме Конституции другими источниками К.п. являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

Примечания

  1. Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

Ссылки

  • Нормативные документы по конституционному праву РФ
  • Электронная библиотека по конституционному праву РФ
  • Конституционное право. B.E. Чиркин. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4.

Смотри также

Право Теория права Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение
Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность
Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина Учения о праве Теория государства и права · Энциклопедия права
История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права Система права Правовая норма · Источники права · Договор · Закон
Материальное право и процессуальное право · Частное и публичное право Отрасли права Конституционное право · Административное право · Муниципальное право
Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражно-процессуальное право
Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право
Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Экологическое право Правовые дисциплины Налоговое право · Банковское право · Предпринимательское право · Коммерческое право
Юридическая этика · Юридическая психология
Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия Правовые системы Сравнительное правоведение · Римское право · Обычное право
Романо-германская правовая семья · Англо-саксонская правовая семья · Скандинавская правовая система
Религиозная правовая семья: исламское право и иудейское право Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Наднациональное право Юриспруденция Законодательство · Юридическая техника · Толкование права · Правосудие · Правоохранительные органы
Адвокатура · Юридическая профессия · Известные юристы · Правовая культура Категория · Портал · Проект

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Государственное право» в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Государственное право — в обширном смысле слова тождественно с правом публичным (см.), а в тесном смысле означает совокупность правовых норм, определяющих устройство и формы деятельности государственной власти, и совокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Государственное (конституционное) право— это отрасль пра­ва, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан.Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституцииотличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава I Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строи это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­шита — обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним
относится принцип народовластия, выражающийся в непосред­ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла­сти народом через органы государственнойвласти и органы мест­ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про­возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и зашита — обязанностьюгосударства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб­ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).

Читайте также:  Регулировка эгрд ауди 100 aar

3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти­туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России признается политический и идеологический плюрализм (многообра­зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со­стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста­тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и
федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет­ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значе­ния, одна автономная область, 10 автономных округов. Республи­ки и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации — по территориальному.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и се субъектов. В ведение Рос­сийской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных орга­нов государственной власти, управление федеральной собствен­ностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокурату­ра и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веления Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямою избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Рос­сийской Федерации 14’марта 2004 г. проходили на основе избира­тельного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента

1) отставка — добровольный уход от должности. Примером мо­жет служить отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа
досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекра­щения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полно­мочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Кон­ституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмот­рен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президен­та обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти — председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 — на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Го­сударственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Читайте также:  Швейная машинка 25 класс регулировка

Государственная Дума может быть досрочно распущена Прези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента 01 должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания — принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание не может пересматривать I, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществля­ет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президен­том по представлению Председателя Правительства.Правитель­ство слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Пра­вительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Пра­вительству. Возможна и персональная отставка членов Прави­тельства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, до­стигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституци­онный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют над­зор за исполнением законов органами власти и должностными липами, выступают в суде в качестве государственного обвините­ля, осуществляют расследование преступлений, опротестовыва­ют противоречащие закону юридические акты, выносят представ­ления об устранении нарушений закона.

В состав Конституции входят и положения о местном самоуп­равлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление — это самосто­ятельная и под свою ответственность деятельность населения оп­ределенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных тра­диций. Органы самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Структура органов самоуправления опреде­ляется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осу­ществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещаем ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защи­щаются в судебном порядке.

Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и схо­ды граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких террито­риальных единиц (квартала, дома, подъезда).

Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пе­ресмотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции могут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя тре­тями голосов от общего числа его членов или выносится на всена­родное голосование.

Вопросы и задания

1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?

2. Раскройте содержание главы I Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?

3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Озна­комьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.

4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?

5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как рас­пределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как заметается эта должность?

7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента РФ?

8. Каковы полномочия Президента РФ?

9. Охарактеризуйте состав Федеральною Собрания и порядок форми­рования его палат.

10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена до­срочно?

11. Ознакомьтесь со статьями 104—108 Конституции РФ. Выделите этапы законодательного процесса.

12. Каков порядок формирования Правительства РФ? Каковы его пол­номочия?

13. Каков состав органов судебной власти РФ, и каковы принципы их деятельности?

14. Какую роль в системе государственной власти РФ играет прокуратура?

15. В чем состоят особенности местного самоуправления?

16. Ознакомьтесь с содержанием главы 9 Конституции РФ. Выделите этапы процесса пересмотра Конституции.

17. Прочитайте главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 13549 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник