Меню

Какие государственные органы регулируют аудиторскую деятельность



Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

К органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;

2) совет по аудиторской деятельности (УФО) при уполномоченном федеральном органе;

3) аккредитованные профессиональные объединения.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство

Основные функции УФО:

1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

2) организация разработки и представление на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской

3) организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных

требований и условий;

5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов)

6) определение объема и разработка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов,

профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предоставление информации, содержащейся

в реестрах, всем заинтересованным лицам;

8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Аудиторские стандарты

Аудиторские стандарты — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат

основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

2) национальные (в РФ – общероссийские);

3) внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные

Международные стандарты аудита подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе

и повышения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой международных

стандартов аудита занимается Комитет по международной аудиторской практике, который действует на правах постоянного

автономного комитета при Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности — нормативные

документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также

к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Они становятся основанием в суде для

доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

· на федеральные правила (стандарты);

· внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также в аудиторских

организациях и у индивидуального аудитора, т.е. внутрифирменные правила (стандарты).

Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. Эти правила (стандарты) являются обязательными для

аудиторов и аудиторских организаций.

Внутрифирменные аудиторские стандарты — документы, детализирующие и регламентирующие единые требования

к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения

эффективности практической работы и ее соответствия требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

К внутрифирменным стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в

Источник

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

Тема 2. Организационные основы внешнего аудита в РФ.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдача лицензий на проведение аудиторской деятельности.

Критерии, по которым финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит ежегодной независимой аудиторской проверке.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

— издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

— организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

— организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

— организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

— контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности;

— определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

— ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

Читайте также:  Регулировка газовых форсунок rail

— аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Совет по аудиторской деятельности:

— принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

— разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

— рассматривает обращение и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

— осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, ЦБРФ и пользователей аудиторских услуг.

Большую роль в развитии и совершенствовании аудита играют профессиональные объединения аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций. Это некоммерческие организации, они создаются в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» вводится понятие аккредитованного аудиторского объединения, то есть объединения, которое официально признано уполномоченным федеральным органом и прошло регистрацию этим органом. Это объединение должно устанавливать обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики и вести систематический контроль за их соблюдением.

Профессиональное аудиторское объединение вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации, если его членами являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

— участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

— в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

— самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

— по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на такие лица;

— ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

— ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действий и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

— ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

— обраться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

— содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в РФ;

— защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, судах и правоохранительных органах;

— разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

— представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

— осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 15% общего состава совета.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключается из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений членами которых они состоят, без права повторного вступления, как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Читайте также:  Регулировка холостого хода поларис рзр 900

Приказом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н утверждено Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ, в котором установлены дополнительные условия аккредитации.

Помимо установленной в законе численности членов объединения, оно должно иметь: соответствующие рабочие органы ( комитеты, комиссии) для эффективного исполнения возложенных на него функций, в том числе:

— исполнительный и руководящий орган объединения;

— постоянно действующий орган контроля за соблюдением членами объединения установленных правил аудиторской деятельности и профессиональной этики, качеством аудита;

— членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия.

Объединение должно иметь обязательные для своих членов правила аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики.

Им должна быть разработана система контроля за соблюдениями членами объединения установленных правил аудиторской деятельности и профессиональной этики, качеством аудита членов объединения, а также осуществляться мероприятия по ее практическому применению. Должна быть предусмотрена периодичность проведения проверки каждого члена объединения.

Аккредитованные объединения обязаны:

— соблюдать законодательство РФ, требования к аккредитованным объединениям, установленные настоящим Положением и иными решениями Минфина РФ;

— представлять Минфину РФ документацию, связанную с осуществлением деятельности в рамках аккредитации;

— представлять Минфину РФ информацию об изменениях, произошедших в Объединении с момента прохождения аккредитации;

— разрабатывать проекты экзаменационных материалов в соответствии с аттестационными требованиями Минфина РФ для аттестации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора не реже одного раза в квартал представлять их в Минфин РФ;

— не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работ по поручению Минфина РФ, в том числе о деятельности своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

— не реже одного в квартал представлять в Минфин РФ отчет о проведенных проверках соблюдения членами Объединения установленных правил аудиторской деятельности, профессиональной этики, а также качества аудита и соблюдении ими лицензионных требований и индивидуальных аудиторов, имеющих лицензию на право осуществления аудиторской деятельности;

— представлять в Минфин РФ отчеты о своей деятельности за год начиная с года получения аккредитации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, при этом отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Минимальный перечень вопросов, подлежащих раскрытию в отчете о деятельности Аккредитованного объединения за год, представляемом в Минфин РФ, устанавливается Минфином РФ;

— осуществлять в порядке, определенным Минфином РФ, заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности», при представлении аудитором соответствующих сведений.

Источник

Как осуществляется регулирование аудиторской деятельности в России

Содержание:

В самом начале государство жестко регламентировало формирование российской модели регулирования аудиторской деятельности. Большая законодательно-нормативная система широко раскрывает отношения между субъектами аудита, обозначает их права, ответственность и обязанности.

Уровни регулирования аудиторской деятельности

Объединение всей нормативной документации различных уровней, отражающих основные нюансы регулирования современной исторической ступени развития аудита в России, сегодня определяет нормативно-правовую основу аудита РФ.

Давайте рассмотрим систему нормативного регулирования аудиторской деятельности в России:

Рисунок 1. Система нормативного регулирования

Рассмотрим основные свойства каждого документа, работа с которыми необходима при регулировании аудиторской деятельности.

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» необходим при возникновении вопросов подходов, места, цели и задач аудита финансовой системы.
  2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, законодательные и подзаконные нормативные акты необходимы при регулировании аудиторской деятельности. Также в них установлены общие нормы и положения, необходимые всем субъектам рынка аудиторских услуг.
  3. Нормативные документы министерств и ведомств необходимы при решении специфических особенностей проведения аудита страховых компаний, финансово-кредитных компаний, а также инвестиционных институтов.
  4. Информация по вопросам регулирования особенностей аудита СРО аудиторов указана во внутренних правилах аккредитованных профессиональных объединений.
  5. Внутрифирменными аудиторскими стандартами руководствуются при регулировании качества аудита и сопутствующих аудиту услуг в плоскости аудиторских компаний.

Вывод 1

Исходя из этого, мы можем сделать заключение, что нормативное регулирование аудиторской деятельности разработано таким образом, что помимо государственного контроля, есть направления саморегуляции, что в свою очередь отвечает запросам аудиторских объединений.

Читайте также:  Как отрегулировать дисковые тормоза на тойоте

Основы федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» вступил в силу 30 декабря 2008 года.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – это один из основных документов регулирования аудиторской деятельности, в котором отражены правовые и нормативные вопросы аудиторской деятельности РФ.

Данный закон необходимо рассматривать вместе с другими важными правовыми документами: Гражданским и Налоговым кодексом РФ, Федеральными законами «О бухгалтерском учете» и «О саморегулируемых компаниях».

Рассмотрим ключевые моменты, которые отражены в рассматриваемом законе:

  • определены понятие и цель аудиторской деятельности;
  • обозначены обязанности аудиторов и аудиторских компаний;
  • обозначены обязанности и права аудиторов и аудируемых субъектов;
  • указан список предприятий, которые подлежат прохождению обязательного аудита в этом году;
  • отражены вопросы аудиторской тайны;
  • отражены вопросы независимости аудиторской проверки;
  • отражено понятие правил (стандартов) аудита и необходимость их применения;
  • указана информация по вопросам аудиторского заключения, а также предусмотренной ответственности в случае предоставления недобросовестного заключения;
  • отражены вопросы контроля качества аудиторской проверки;
  • указана информация по прохождению аттестации аудитора, а также определены ситуации, когда она аннулируется;
  • обозначены вопросы вступления в саморегулируемую организацию аудиторов;
  • обозначены параметры для саморегулируемой компании аудиторов, по которые обеспечивают вступление в необходимый государственный реестр.

Кто относится к уполномоченным федеральным органам государственного регулирования аудиторской деятельности?

Среди структур, которые занимаются вопросами регулирования аудиторской деятельности можно выделить:

  • уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, назначило которые Правительство России, в частности Министерство Финансов;
  • СРО, что расшифровывается как аккредитованная саморегулируемая организация аудиторов.

Государственным регулированием занимается уполномоченный федеральный орган.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет следующие задачи на данный уполномоченный орган:

  • составление государственной политики, которая раскрывает сферу аудиторской деятельности;
  • регулирование на основе законодательства. А именно согласование федеральных правил аудиторской деятельности, стандартов, определяющих независимость аудитора и аудиторских компаний;
  • составление государственного реестра СРО аудиторов;
  • изучение и оценка состояния дел, происходящих на рынке аудиторских услуг РФ.

Замечание 1

В ходе исполнения задач Федерального закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченный федеральный орган вправе запросить у саморегулируемых аудиторских компаний копию решения органов управления, а также любую другую информацию, которая требуется.

Уполномоченный федеральный орган имеет Совет по аудиторской деятельности. Задача данного органа изучение проектов федеральных правил аудиторской деятельности, анализ работы саморегулируемых аудиторских компаний в ключе реализации внешнего контроля качества работы аудиторской компании или аудитора.

Задачи Совета по аудиторской деятельности

К исполнению данным органом относятся следующие задачи:

  • рассмотрение вопросов государственной политики аудиторской деятельности;
  • рассмотрение проектов, которые регулируют стандарты аудиторской деятельности, а также составляют рекомендации к их согласованию уполномоченным федеральным органом;
  • согласовывает план создания проектов федеральных правил аудиторской деятельности;
  • предлагает уполномоченному федеральному органу рассмотреть ряд предложений по порядку осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских компаний;
  • работает с обращениями и ходатайствами СРО аудиторов в направлении аудиторской деятельности и предлагает решения проблем, которые в дальнейшем рассматриваются уполномоченным федеральным органом.

Рассмотрим членов, входящих в Совет по аудиторской деятельности (далее САД):

  • десять людей, которые являются пользователями финансовой отчетности;
  • два человека от уполномоченного федерального органа;
  • один сотрудник федерального органа исполнительной власти, который осуществляет задачи выработки государственной политики в направлении, занимающимся развитием предпринимательской деятельности;
  • один сотрудник от федерального органа исполнительной власти, который осуществляет задачи согласования нормативных актов, контроль и надзор в направлении финансовых рынков;
  • одного сотрудника должен предоставить Центральный банк РФ;
  • два человека от СРО аудиторов.

Замечание 2

Членом Совета по аудиторской деятельности не может стать сотрудник рабочего органа Совета. Исключение: представители уполномоченного федерального органа.

Председателем САД становится человек, которого избрали на первом заседании Совета среди людей, которые пользуются бухгалтерской отчетностью, обязательно находящихся в составе САД.

Периодичность заседаний Совета определяется их необходимостью. Но обязательное правило – проводить заседания не реже одного раза в три месяца.

Решения на заседании принимаются путем голосования.

Вся информация о работе САД является открытой и общедоступной.

Источник

Adblock
detector