Меню

Каким образом государство регулирует рынок



Государственное регулирование рыночной экономики

В условиях современной рыночной экономики нельзя обой­тись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спон­танный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость госу­дарственного регулирования рыночной экономики связана с появ­лением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая без­работица, инфляция, циклические колебания и т.д.

Цели государственного регулирования, как и всей экономи­ческой политики государства, делятся на три уровня. Высшая цель — достижение максимального благосостояния всего общества. Второй уровень — группа основных целей: свободное развитие об­щества и правовой порядок. Третий уровень — прикладные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое рав­новесие.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функци­ях. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существен­ными являются:

1.Разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительствен­ных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке.

2.Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. государство определяет, что важно для страны сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отда­чу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия принятых решений.

3.Реализация социальных ценностей, перераспределение до­ходов, основными каналами которого является прогрессив­ное налогообложение личных доходов и система трансфер­тных платежей.

4. Производство общественных благ, поскольку рынок в от­дельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство товаров оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, строительство дорог и т.д.

5. Компенсация внешних эффектов. Внешними эффектами (экстерналиями) называются издержки и выгоды, связан­ные с производством и потреблением блага, но выпадаю­щие на долю лиц, не являющихся участниками данной ры­ночной сделки.

6. Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, за­ключению контрактов, защите права собственности и др.).

7. Регулирование экономической деятельности: стабилизационная функция и функция стимулирования экономического роста.

В западных учебниках «Экономикс» все эти функции сведены в три глобальные функции — эффективность (государство должно создать условия для эффективного функционирования производс­тва); справедливость (перераспределение доходов через налоги, поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п., регулирова­ние рынка труда, материальное обеспечение безработных, опреде­ление минимального уровня зарплаты); стабильность (поддержа­ние стабильности, сглаживание колебаний экономической конъ­юнктуры).

Инструменты государственного регулирования:

1. Правовые регуляторы.

2. Административные регуляторы.

3. Экономические регуляторы (прямые и косвенные)

4. Институциональные регуляторы

Проявлениями институционализма являются:

— формирование исполнительных структур государственной власти;

— создание и сохранение объектов государственной собс­твенности;

— подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

— поддержка исследовательских центров по экономике. институтов экономической информации, торгово-про­мышленных палат, различных экономических советов и союзов;

— обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам эко­номики;

— правовая и информационная поддержка предпринима­тельских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

— соучастие в экономической интеграции, организация международных встреч по экономическим вопросам.

Методы государственного регулирования делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся — административно-правовое регулирование (создание правовых основ экономики, антимо­нопольная политика), управление важнейшими сферами жизни общества (оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, дороги и т.д.), государственные программы, государствен­ное инвестирование и госзаказы. К косвенным — финансовая по­литика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, внешнеэкономическая политика.

В качестве моделей государственного регулирования экономи­ки можно привести:

1. Экономически эффективное государство (американский опыт). Эффективность американского государства выра­жается в обеспечении национальной экономической безопасности. Экономическая роль государства выражается в степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. При этом государство может считаться экономически эффектив­ным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках хозяйственного законодательс­тва. Государство выступает гарантом «правил игры», гаран­том рынка и конкуренции, и в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.

2. Французское индикативное планирование. Во Франции, индикативные планы доказали свою эффективность в ка­честве одного из средств макрорегулирования. Система индикативного планирования опирается на высокую долю
госсобственности в народном хозяйстве. Планирование ут­верждается «снизу» и базируется на принципах консультирования и согласования, поскольку включает в участие на равноправных началах представителей различных «груп­пировок интересов»: госслужащих, предпринимателей. профсоюзов, союзов потребителей и др. Реализуется уни­кальная «демократическая система планирования», соглас­но которой план рождается в результате многоступенчатых итераций и в консенсусе его реализации заинтересованы все участники.

3. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сглаживание значительного имущес­твенного неравенства путем перераспределения существен­ной части национального дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. Роль государства определяется тем, что располагая небольшой долей собственности, оно расходует значительную часть ВНП страны на социальные нужды. Функционирование такой модели возможно лишь в условиях высокой нормы налогообложения.

В условиях переходной экономики государственное регулирование должно быть направленно на:

— разгосударствление и приватизацию собственности;

— формирование рыночной инфраструктуры;

— перестройку структуры экономики;

— демонополизацию экономики и поощрение конкуренции;

— переход к адресной системе социальной поддержки населе­ния;

— либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Решение этих задач базируется на разработке и реализации новых законодательно-нормативных актов, способствующих ста­новлению рыночных отношений, использованию как прямых, так и косвенных методов регулирования.

В Казахстане в начале 90-х годов XX в. переход к рыночной экономике характеризовался значительной либерализацией и эко­номики, и государственного вмешательства в нее. Углубление эко­номического кризиса вызвало необходимость усиления государс­твенного регулирования экономики.

Читайте также:  Как отрегулировать карбюратор 139 qmb

В условиях современного Казахстана активизация роли госу­дарства в управлении экономикой приобретает ключевое значение. Приоритетные цели государства разработаны в стратегическом плане развития страны «Казахстан-2030»:

1. Национальная безопасность.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация обще­ства.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвести­ций и внутренних сбережений.

4. Улучшение условий жизни, здоровья, образования, эколо­гической среды.

5. Эффективное использование энергетических ресурсов.

6. Развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи.

Источник

Государственное регулирование экономики в условиях рынка (важно повторить до ЕГЭ)

Актуальна ли тема для повторения?

Новый вопрос от читателя:

Думаю, что тема актуальная, так как часто встречается в заданиях второй части, например, № 21-24 (анализ текста). В досрочном ЕГЭ 2019 в варианте 101 было задание № 28 (составить развёрнутый план).

Нужна целая серия статей?

Просьба навела меня на размышления о том, что эта тема объёмная. Состоит из нескольких вопросов и микро-тем: законодательное регулирование рыночной экономики; финансово-экономическая политика государства в условиях рынка; внешние эффекты и общественные блага.

Нужна ли серия статей по этой теме?

Решать Вам. Напишите в комментариях. Какие вопросы вызывают затруднения? Какие микро-темы раскрыть дополнительно?

Что включает в себя государственное регулирование?

Государственное регулирование – это система мер с помощью которых государство оказывает влияние на развитие экономики, дополняя рыночные механизмы.

Включает в себя три основные позиции:

Все они направлены на поддержание высоких темпов развития экономики и призваны обеспечить её эффективность в быстро изменяющихся условиях.

для рыночной экономики важнее всего экономические и правовые меры регулирования,

Что такое косвенное влияние на рынок?

Рынок саморегулирующийся механизм, поэтому (в теории) не нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Но так как рынок интересуется только теми вопросами, которые приносят прибыль, то остаётся много нерешённых проблем. Они могут привести к социальной напряженности и даже к революционным взрывам. Для предотвращения таких последствий государство и осуществляет косвенное влияние на рыночную экономику.

Что такое монетарная политика?

Монетарную политику называют ещё денежно-кредитной. Думаю, что второе название раскрывает суть и направление деятельности государства:

За осуществление монетарной политики отвечает Центральный банк (ЦБ).

Монетарную политику называют гибкой, так как она довольно быстро подстраивается под изменения на рынке:

ЦБ внимательно следит за состоянием экономики и балансирует с помощью увеличения или снижения процентных ставок, а также путём покупки или продажи государственных ценных бумаг.

Что такое фискальная политика?

Под фискальной политикой понимают бюджетно-налоговую деятельность, так как она включает в себя два элемента: государственные расходы и налоги.

Эти изменения происходят медленно, так как связаны с корректировкой законодательства.

В зависимости от цели производится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Механизм осуществления фискальной политики связан с увеличением или снижением государственных расходов и ставок налогов.

Как это работает?

Внимательно рассмотрите таблицу 1. Стрелочки показываю подъём (↑) или падение (↓) темпов экономического развития.

Выполните задание по таблице: составьте рассказ, самостоятельно выстраивая логическую цепочку:

Если производство развивается и увеличивает свои показатели, то безработица снижается.

Смотрите на положение стрелок в таблице и закончите предложение:

Получилось? Напишите в комментариях.

В зависимости от ситуации, которая складывается на рынке государство реагирует посредством экономических мер, осуществляя фискальную и монетарную политику.

Источник

Государственное регулирование рынка

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования — одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке — эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования — по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

Читайте также:  Ключ для регулировки двери 3320

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.

Объекты регулирования — совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты — это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества — субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации — союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально — техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса — через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики — при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно — в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно — технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Читайте также:  Как отрегулировать задние тормоза газель бизнес

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост — сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

• налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

• государственные инвестиции и субсидии;

• ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

• государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

• государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

• прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

• целевые социально — экономические и научно — технические программы;

• хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования — одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально — экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

Источник

Adblock
detector