Меню

Как в россии регулируют налоги



Кто вводит и чем регулируются налоги?

Налогоплательщики и контролирующие налоговые сборы органы обязаны руководствоваться:

  • — законами о налогах (федеральными, региональными, местными);
  • — подзаконными актами;
    — решениями судебных инстанций;
  • — международными договорами, заключёнными РФ по поводу налогов.

Законы о налогах: федеральные, региональные, местные. Налоги вводятся законами, издаваемыми законодательными органами соответствующих уровней — федеральным, региональным, местным.

Федеральные налоговые законы – главные налоговые документы на территории Федерации. Ими руководствуются прежде всего. Принимаются такие законы о налогах депутатами Государственной Думы, после чего они одобряются Советом Федерации и подписываются главой государства.

Главный закон о налогах федерального уровня – Налоговый кодекс (НК РФ). Остальные законодательные акты, принимаемые федеральными органами, не могут противоречить НК РФ.

Налоговый кодекс представлен в двух частях, в первой из которых устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговых инспекций, приводится перечень налоговых правонарушений и определяется мера ответственности за каждое. Во второй части НК определяются конкретные налоги и сборы. В зависимости от объекта налогообложения и статуса налогоплательщика выделяют налоги на:

  • — добавленную стоимость;
  • — доходы физических лиц;
  • — прибыль организаций;
  • — добычу полезных ископаемых;
  • — игорный бизнес;
  • — имущество организаций.

Здесь же отражены основные положения по взиманию акцизов, транспортного, земельного и водного налогов, госпошлины, налога, взимающегося при выполнении соглашений о разделе продукции и различных сборов за пользование объектами биологических ресурсов и животного мира. Отдельно определяются налоги, относящиеся к категории Единого:

  • — сельскохозяйственный налог;
  • — налог при упрощенной системе налогообложения;
  • — ЕНВД (на вменённый доход).

Под сферу действия ЕНВД объекты дистанционной торговли (посредством интернета, телевидения, телефонной и радиосвязи) не подпадают.

Взимание отдельных налогов (в частности, на имущество физических лиц) устанавливается на основе ФЗ, принятых до 01.01.1999 г., даты вступления НК РФ в силу. Эти законодательные акты будут действительными до принятия новых глав кодекса.

Региональные законодательные акты о налогах принимаются соответствующими законодательными органами регионального уровня: краевой, областной или республиканской думой, либо советом или собранием — конкретное наименование в каждом из регионов может варьироваться.

Местные законодательные акты о налогах, часто именуемые положениями или решениями, принимаются муниципальными либо районными законодательными органами.

Принимая законы, региональные и местные законодательные собрания обязаны руководствоваться положениями ФЗ, определяющего правила и нормы взимания данного типа налога, а также устанавливающего рамки законодательных полномочий местных и региональных властей. Местные решения не могут противоречить федеральным законам о налогах.

Подзаконные акты

Документы данного типа принимаются органами исполнительной власти трёх уровней: федерального, регионального, местного. К органам, принимающим подзаконные акты по поводу налогов, относятся:
— Правительство РФ;
— министерства и ведомства РФ (Минфин, ФНС, и пр.);
— государственные внебюджетные фонды;
— органы исполнительной власти и должностные лица регионального и местного уровней управления (президенты республик, губернаторы, главы муниципальных образований и т. д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам. Данный тип документов подразделяется на нормативные, обязательные к исполнению, и ненормативные, следовать которым необязательно.

Обязательный к исполнению подзаконный акт должен удовлетворять определённым условиям:

  • 1. Согласно статье 4 НК РФ обязательность к исполнению возникает только при издании акта по прямому предусмотрению законом (федеральным, региональным, местным);
  • 2. Подзаконные акты, обязательные к исполнению, изданные министерствами и ведомствами РФ, а также государственными внебюджетными фондами, проходят проверку в Минюсте РФ. В противном случае акт не обладает статусом обязательного;
  • 3. К видам обязательных к исполнению подзаконных актов относятся: постановления, распоряжения, приказы, положения и инструкции. Различные письма и рекомендации, издаваемые в массовом порядке подразделениями ФНС, ФТС и иных органов не относятся к обязательным;
  • 4. Адресатом подзаконных актов, обязательных к исполнению налогоплательщиками, должны выступать сами налогоплательщики. Документ, адресованный чиновникам, обязателен для исполнения самими чиновниками, но не налогоплательщиками. При этом нарушение законов при следовании внутренним распоряжениям не правомочно и наказуемо.

Международные договоры по поводу налогообложения

Деятельность с участием иностранных граждан и компаний регулируется в первую очередь статьями международных договоров, заключённых Россией с другими странами во избежание случаев двойного налогообложения. Положения о налогах данных договоров главнее федеральных законов России. Согласно статье 7 НК РФ, при расхождениях в правилах налогообложения российского законодательства и международных договоров, заключённых Россией, руководствоваться нужно последними.

Источник

Регулирование налоговой системы РФ

Нестеров А.К. Регулирование налоговой системы РФ // Энциклопедия Нестеровых

В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены основополагающие положения, регламентирующие функционирование налоговой системы.

Три уровня налоговой системы РФ

Действующее налоговое законодательство состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Налоговый кодекс регламентирует функционирование налоговой системы Российской Федерации, устанавливая налоги, сборы и страховые взносы, а также общие принципы их взимания.

Читайте также:  Регулировка клапанов двигателя культиватора

В статье 1 Налогового кодекса определены три уровня законодательства о налогах и сборах:

  1. Законодательство Российской Федерации;
  2. Законодательство субъектов Российской Федерации;
  3. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

Само понятие «законодательство о налогах и сборах» введено в Налоговый кодекс и определено в качестве трехуровневой системы в связи со спецификой федеративного устройства Российской Федерации.

Налоговый кодекс, фактически, регламентирует функционирование налоговой системы Российской Федерации, устанавливая налоги, сборы и страховые взносы, а также общие принципы их взимания, в том числе:

  1. виды налогов и сборов;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Принципы регулирования налоговой системы РФ

Фундаментальные аспекты налоговой системы Российской Федерации закреплены в статье 3 Налогового кодекса:

  • признание всеобщности и равенства налогообложения;
  • запрет дискриминационного характера налогов и сборов вне зависимости от каких-либо критериев;
  • обязательность экономического основания для взимания налогов и сборов;
  • запрет установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации;
  • запрет возложения обязанности уплаты налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом или установленных в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • обязательный характер определения всех элементов налогообложения при установлении налогов и однозначный характер формулировок законодательных актов, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • преимущество налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента при толковании любых неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательных актов о налогах и сборах.

В сферу нормативно-правового регулирования налоговой системы входят отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов, таможенных платежей и страховых взносов. Помимо этого, в статье 2 Налогового кодекса Российской федерации закреплены отношения, к которым законодательство о налогах и сборах не применяется, кроме случаев, прямо предусмотренных в Налоговом кодексе.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

В статье 9 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель определил участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

  • организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Законодательство о налогах и сборах

С учетом характера действующего законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс Российской Федерации непосредственно является Федеральным законом. Вместе с тем, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые были приняты в Российской Федерации до введения в действия Налогового кодекса, при этом не были отменены в связи с введением его в действие, продолжают действовать в части, не противоречащей первой части Налогового кодекса Российской Федерации.

К законодательству о налогах и сборах не относятся изданные органами исполнительной власти приказы, инструкции, методические указания, которые связаны с вопросами налогообложения, сборами, страховыми взносами.

С точки зрения нормативного содержания законодательство о налогах и сборах в соответствии с трехуровневой системой включает в себя:

  1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах: Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом (например, Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 № 214-ФЗ);
  2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах: законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом (например, Закон Города Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64);
  3. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах: соответствующие нормативные правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом (например, Решение Саратовской городской Думы от 27 ноября 2014 года N 41-465 «О налоге на имущество физических лиц»).

Относимые к законодательству о налогах и сборах федеральные законы, регулирующие вопросы налогообложения разделяются на 5 категорий.

Федеральные законы, регулирующие налогообложение

Нормативно-правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации законодательно определено в Налоговом кодексе, который закрепляет трехуровневую систему законодательства о налогах и сборах, комплексно регулирует весь спектр понятий и отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов.

Читайте также:  Как регулировать закаточную машинку мещера

Источник

Федеральные, региональные и местные налоги в 2020 году

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Источник

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Читайте также:  Регулируем фары на ваз 2131

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Adblock
detector