Меню

Как регулировать выдержку диафрагму



Настройка фотоаппарата. Выдержка и диафрагма, ISO, фокусное расстояние

В этой статье мы разберемся, как ручная настройка фотоаппарата влияет на качество снимка. Любому начинающему фотографу хочется разобраться с возможностями своего фотоаппарата, чтобы использовать их для создания эффектных снимков и сделать процесс фотосъемки абсолютно управляемым.

Посмотрим, как на качества снимка повлияют следующие настройки:

Учимся выбирать фокусное расстояние

Что такое фокусное расстояние? Если у вас уже есть фотоаппарат, но не было времени познакомиться с его многочисленными настройками, и вы до сих пор снимаете в автоматическом режиме, то этот тренажер научит использовать вашу технику на все 100%. Давайте разберемся, что такое фокусное расстояние и как его выбор влияет на конечный результат.

Фокусное расстояние — это расстояние от передней линзы до светочувствительного элемента, т.е. матрицы. Измеряется в миллиметрах. Выбор фокусного расстояния зависит от того, что вы хотите снимать: крупный план, средний или общий. А еще от выбора фокусного расстояния будет зависеть степень размытия заднего плана и перспектива.

Установите на тренажере расстояние от камеры до объекта съемки на 2 метра, а теперь поменяйте фокусное расстояние. Тренажер имитирует зум-объектив с фокусным расстоянием 18-55 мм. Поэкспериментируйте и вы увидите, что чем меньше фокусное расстояние, тем больше пространства помещается в кадр, а увеличение фокусного расстояния приближает удаленные предметы.

Установить нужное фокусное расстояние в настоящем фотоаппарате, можно настраивая оптический ЗУМ ( ZOOM ) или меняя объектив.

Виды объективов

Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») и с переменным фокусным расстоянием (так называемые «зумы» от слова zoom, приближать). Установить нужное фокусное расстояние в настоящем фотоаппарате, можно настраивая оптический ЗУМ ( ZOOM ) или меняя объектив.

Широкоугольные объективы

Объективы с фокусным расстоянием менее 35 мм называются широкоугольными. С их помощью удобно снимать природу и архитектуру, группы людей в помещении, когда нет возможности отойти подальше.

  • Угол зрения по диагонали кадра составляет 60 и более градусов.
  • Широкоугольным объективом можно захватывать широкую панораму.
  • Глубина резкости панорамных снимков большая, т.е. все предметы на заднем плане кажутся очень хорошо проработанными.
  • При съемке широкоугольным объективом с близкого расстояния возникают искажения.

Стандартные (штатные) объективы

Штатные объективы подходят для всех видов съемок. Фокусное расстояние для большинства таких объективов находится в пределах от 45 до 55 мм.

Длиннофокусные объективы

  • Объективы с фокусным расстоянием от 80 и более миллиметров и с углом зрения от 30 градусов.
  • Максимально приближает объект фотосъемки, позволяет запечатлеть его крупным планом, хорошо проработанным.
  • Пропорции при съемках длиннофокусным объективом получаются неискаженными.

Как еще выбор фокусного расстояния влияет на снимок?

Перспектива

На снимке близко стоящие люди и объекты выглядят крупнее, а удаленные — меньше. При применении широкоугольного объектива этот эффект усиливается, то есть близко расположенные объекты воспроизводятся подчеркнуто большими, а удаленные объекты очень маленькими.

При работе с длиннофокусными объективами, наблюдается обратный эффект, то есть удаленные части сюжета воспроизводятся несколько больше, а близкие части несколько меньше, чем это воспринимается невооруженным человеческим глазом.

Глубина резкости

Глубина резкости — это расстояние, в пределах которого объекты находятся в фокусе. Если оно маленькое — мы получаем размытый задний (и передний, если есть) план, тогда говорят о «малой глубине резкости», а если это расстояние большое, говорят о «большой глубине резкости».

Глубина резкости зависит от разных факторов, в том числе от фокусного расстояния. При большом фокусном расстоянии мы получаем меньшую глубину резкости, то есть размытый задний план.

Настройка выдержки и диафрагмы

Как известно, качество снимка зависит от того, сколько света проходит сквозь объектив фотоаппарата и попадет на матрицу. Интенсивность светового потока регулируется двумя механизмами:

  • размером отверстия, сквозь которое проходит свет (диафрагма);
  • временем, на которое открыт путь прохождения светового потока (выдержка).

Настройка диафрагмы при фотосъемке

Диафрагма — это механизм, который устанавливает размер отверстия в объективе, сквозь которое проходит свет. Диафрагма должна реагировать на свет, как зрачок, который расширяется в темноте и сужается при ярком свете. Настройка диафрагмы осуществляется по тому же принципу: при тусклом свете диафрагму приходится открывать, чтобы на матрицу попадало как можно больше света. А если фотосъемка происходит в яркий солнечный день — тогда диафрагма закрывается. Еще диафрагму можно сравнить с оконным проемом — чем больше окно, тем больше света попадает в комнату.

Общепринятые значения диафрагмы указывают на отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию и записываются вот так: F/2.8, F/5.6, F/11, ну или вот так: F 2.8, F 5.6, F 11.

Значения диафрагмы — один из факторов, влияющих на глубину резко изображаемого пространства.

Настройка выдержки при фотосъемке

Выдержка — это время, на которое открыт затвор фотоаппарата. Выдержка, как и диафрагма, регулирует интенсивность света, попадающего на светочувствительный элемент. Представьте комнату, в которой на свету выгорают обои. Если закрыть окно ставнями, процесс выгорания можно остановить.

Чтобы в 1826 году получить первую в в истории фотографию «Вид из окна», сделанную на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, потребовалась восьмичасовая выдержка при ярком солнечном свете.

На первых этапах развития фотографии величина выдержки, на которую фотограф открывал крышку объектива составляла десятки минут.

В наше время выдержка обычно составляет десятые, сотые и даже тысячные доли секунды. Короткая выдержка позволяет получать качественные снимки без использования штатива. При съемке с рук выдержка не должна превышать 1/80 секунды — иначе возможно смазывание кадра из-за дрожания рук.

Иногда длинная выдержки используется для создания интересных визуальных эффектов:

Как настройка выдержки и диафрагмы влияет на экспозицию

Экспозиция — это степень засветки светочувствительного элемента. Она формируется двумя параметрами — выдержкой и диафрагмой, — которые еще называют «экспопарой». В современных любительских фотоаппаратах экспозамер и расчет экспопары автоматизированы. В профессиональных фотоаппаратах автоматика экспозамера отключаема (полностью и частично).

Читайте также:  Регулировка клапонов ваз 21213

Попробуйте поработать на тренажере фотоаппарата в ручном режиме и выставить такую пару выдержки и диафрагмы, чтобы получить качественный снимок.

Настройка ISO. Как выбрать ISO для фотографии

Еще один параметр, влияющий на снимок — это ISO. Как работать с настройками ISO и для чего их использовать?

ISO – это чувствительность фотокамеры к свету. Качество снимка напрямую зависит от того, сколько света попадет на матрицу. ISO является одним из трех факторов, которые определяют экспозицию, вместе с диафрагмой и выдержкой. Выбор ISO зависит от характера освещения во время съемки.

Например, если вы фотографируете при недостаточном освещении, то можете поднять значение ISO, этим самым вы уменьшите значение выдержки и не смажете фотографию.

фотографии с разным ISO,
диафрагма f/5,6, выдержка 1/200

Попробуйте подобрать настройки ISO на тренажере, на котором установлено освещение, как в комнате. Увеличивайте ISO и жмите на кнопку «Сделай фото», пока не увидите улыбающийся смайлик.

Шкала ISO обычно начинается со значения 100, а каждое следующее значение изменяется в два раза, до границы возможностей камеры: 100, 200, 400, 800, 1600….

Настройка ISO влияет на шум

Увеличивая ISO, вы поймете, что чем выше его значение, тем больше шумов получается на фотографии.

Поэтому для наилучшего качества старайтесь снимать всегда старайтесь снимать при хорошем освещении и использовать максимально допустимое низкое ISO. Тогда у вас будут получаться отличные резкие фотографии без шумов.

Выводы. Какие настройки ISO в каких случаях использовать

ISO 100: Фотографии будут получаться отлично. Подходит для съемки при дневном свете.

ISO 200 – 400: Для чуть меньшего освещения, например, в тени, в облачную погоду или в помещении, если оно ярко освещено.

ISO 400 – 800: Подходит при съемке в помещении, можно использовать вспышку.

ISO 800-1600: Подходит для съемок в помещении, если вспышкой пользоваться невозможно или запрещается.

ISO 1600-3200: Этот диапазон используют в условиях низкой освещенности, когда использование штатива затруднительно. На снимке появляются заметные цифровые шумы.

ISO 3200+: Этот диапазон зарезервирован для экстремально низкой освещенности, но шумы на нем очень велики, изображение получается слишком зернистым.

Автоматические настройки ISO

Почти во всех камерах есть автоматическое ISO. Автоматическая настройка ISO очень удобна при съемке с плохим освещением, при его использовании камера может выжать максимум качества. В основном, при использовании автоматического ISO, нужно указывать максимальную выдержку и максимальное значение ISO.

Золотое правило настройки ISO

Всегда помните про золотое правило — снимать нужно на минимально возможных значения ISO. Как только появилась возможность понизить ISO — делайте это. Подымайте ISO только тогда, когда это нужно, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук.

Источник

Выдержка, диафрагма и ISO

Фотоаппарат – машина, которой мы можем управлять с помощью выдержки, диафрагмы и исо (да, со мной можно поспорить, что есть еще несколько инструментов, но не буду пока вас путать)

Изменение выдержки, диафрагмы и исо влияет на экспозицию.

Кто-то знает что такое экспозиция? Не читайте дальше, попробуйте ответить.

Этим загадочным словом фотографы обозначают количество света, попадающее на матрицу фотокамеры, а точнее: соотношение между количеством света, временем, в течении которого матрица воспринимает этот свет, и светочувствительностью матрицы.

Если света будет слишком много или слишком мало, то и фото получатся не самыми красивыми. Поэтому правильная экспозиция очень важна. Творческие съемки мы в расчет не берем.

Диафрагма

Диафрагма находится внутри объектива. Чтобы понять, как она работает, сравним её с глазами человека. Когда света мало, зрачки расширяются, чтобы в них поступало больше света. А когда света слишком много, то зрачки становятся меньше в диаметре и света попадаем меньше. Так же и с диафрагмой. Она может открываться или закрываться, чтобы пропустить большее или меньшее количество света на матрицу фотоаппарата.

В основном очень любят открывать диафрагму. Размытый фон, размытый передний план, боке и так далее. Но лучше не злоупотреблять. И понимать, что вы снимаете. Групповой портрет с открытой дыркой (не пугайтесь, это «открытая диафрагма») не снимешь. Даже если вы снимаете одного человека, не забывайте следить за тем, чтобы в ГРИП попадало все лицо, а не только нос… а глаза не в резкости.

Открытая диафрагма – F/1.8-5 (верхняя планка – мое субъективное мнение)

  • Света попадает много
  • Маленькое ГРИП

Закрытая диафрагма – F/5-22

  • Света попадает мало
  • Большое ГРИП

Выдержка

Так называется количество времени в течении которого на матрицу попадает свет. Выдержка зависит от того, как долго открыты шторки затвора.

Снова проведём сравнение с устройством человеческого глаза. Представьте себе, с какой скоростью вы моргаете. Когда вам в глаза начинает бить свет, но вам нужно к нему привыкать, вы начинаете часто моргать. Так в глаз попадает меньше света. Потом моргаете медленнее, так как глаз привыкает и уже может воспринимать свет.

То же самое происходит и с затвором фотоаппарата. Его скорость может измеряться в секундах (обычно это обозначается на дисплее целым числом и двумя чёрточками сверху 1″ или 2″ или 2,3″ и т.д.) или же в долях секунды (обозначается дробями 1/100, 1/200).

Например: 1» — т.е. одна секунда, это скорость с которой сработал затвор (нажали кнопку на фотоаппарате, далее затвор открылся, оставался открытым одну секунду, закрылся — фото получилось(или нет)). Если «по сложному», то выдержка — это время, в течении которого матрица фотоаппарата была открыта и поглощала свет, воспринимала информацию об изображении).

Обозначение выдержки дробями выглядит так: 1/50 — т.е. одна пятидесятая часть секунды.
1/100 — одна сотая часть секунды
Это уже более высокие скорости затвора и следовательно более короткая выдержка. Чем короче выдержка, тем меньше света поступает на матрицу.

Читайте также:  Renault symbol регулировка ручника

Но нужно быть внимательным, т.к. если вы держите фотоаппарат в руках, то на выдержках длиннее чем 1/50 (т.е. 1/40, 1/30, 1/20, 1 секунда, 2 секунды. и т.д.), он становится очень чувствителен даже к самым минимальным толчкам и движениям ваших рук. Есть риск получить смазанное, т.е. нерезкое изображение.

Но минимальную выдержку нужно выставлять в зависимости от объектива. Вот на полтиннике, выдержка как раз 1/50 будет. В на теливике с фокусным расстоянием 200mm – минимум 1/200

Короткая выдержка 1/2500 — 1/100

  • Движение замораживается
  • Попадает мало света

Длинная выдержка 1/100 — 1″.

  • Движение размазано (вода превращается в молоко)
  • Скорее всего нужен штатив (или любой упор)
  • Попадает много света

— это чувствительность вашей фотокамеры к свету.
Значения ISO показывают светочувствительности матрицы. Чем больше величина ISO, тем более чувствительна к свету матрица, а значит может делать снимки при недостаточном освещении или даже ночью. Но, не забываем, что чем больше исо – тем больше «шума».

В зависимости от модели фотоаппарата шума может быть больше или меньше. У моего старичка максимум 600. А в идеале – 400.

Сразу уложить в голове очень сложно. Все приходит с практикой и только с практикой. Сколько бы вы теории не прочитали, пока не начнете пробовать на практике — не поймете. Если у вас что-то не получается — вы всегда можете спросить у меня. В комментариях, инстаграмме, вк. Везде отвечу и подскажу)

Источник

Диафрагма, выдержка, ISO. Как снимать видео?

О выдержке, светочувствительности и диафрагме. Основные моменты, которые вам необходимо знать для грамотной съемки видео.

1. Выдержка

Значение выдержки должно быть в два раза выше той частоты кадров, с которой вы снимаете видео.

То есть, если вы снимаете 50 к/с, то выдержку необходимо ставить 1/100.
Если 24 к/с, выдержка соответственно — 1/48.

На вопрос: «Почему?»

Если рассматривать механизм съёмки, то он напоминает 2-ух тактный двигатель.

Пишет — не пишет — пишет — не пишет.

Давайте представим цикл съемки.

У нас есть кадр, длинной 1/25 секунды (так как у нас fps=25). Это значит, что 25 раз в секунду наша матрица готова принимать информацию.

И у нас есть выдержка, к примеру 1/100 секунды. Выдержка в 4 раза короче кадра.

Это значит, что 3/4 (75%) времени кадра камера ничего не пишет , а просто ждёт следующий кадр.

Вот как это выглядит на графике (рисунок №1)

Если же мы с вами ставим выдержку равную половине от кадра. То камера ждет и работает равное количество времени. 50/50 (рисунок №2)

Так в чём же подвох?

Все дело в плавности. В случае 50\50 — картинка записывается равномерно . Сколько писала столько и ждала.

В случае если выдержка слишком короткая — появляются дергания, так как видимая часть короче не видимой.

Надеюсь, что понятно. Приведу аллегория для лучшего понимания. Если бы левой ногой вы делали шаг 20 см., а правой 80 см. Вроде и скорость ходьбы 1 метр, но 50\50 идти приятнее..

2. Светочувствительность (ISO)

Большинство современных фотоаппаратов/камер имеют настройку Native ISO , которая является своего рода эталонным значением ISO конкретно для этой камеры.

Нативное ИСО обеспечивает наилучшее соотношение сигнал / шум, то есть лучшее изображение с наименьшим шумом и высоким динамическим диапазоном . Если вы снимаете в основном на улице, возможно, вам нужна камера с более низким стандартным ISO. Если вы снимаете в основном интерьеры с доступным светом, вы, вероятно, захотите более высокий ISO. Некоторые камеры, особенно некоторые модели Panasonic, имеют «Dual Native ISO», что означает, что производитель оптимизировал камеру для двух «лучших» настроек ISO, обычно низкого и высокого.

Я, например, снимаю на камеру Fujifilm X-T3. У данной модели нативное исо равно 640. То есть, когда я выставляю данное значение, моя камера пишет с наибольшим динамическим диапазоном, что на этапе цветокоррекции мне дает больше возможностей. Поэтому, если вы хотите, так сказать, выжимать максимум из своей камеры, то узнайте какое у нее нативное исо и снимайте с ним.

3. Диафрагма

Принцип работы диафрагмы прост.
Чем больше мы ее открываем, тем более света она пропускает на матрицу, следовательно, сама картинка более светлая. Плюс на максимально открытой диафрагме у нас появляется красивый эффект боке:

Но, что нам делать, если мы снимаем в солнечный день на улице? Когда света слишком много. Даже если мы выставим минимальное значение ISO, то наверняка этого будет мало. На придется закрывать диафрагму. Выдержку изменять — не вариант, поскольку как мы выяснили ранее — этого делать нельзя.

Так что же делать? Если мы хотим эффект боке на открытом солнце? Здесь нам на помощь придет ND фильтр.

Фильтром нейтральной плотности ND называется полупрозрачный кусочек стекла, который прикрепляется к переднему торцу объектива. Как правило, фильтр либо бесцветный, либо сделан из серого стекла, блокирующего значительное количество света, тем самым защищая ваши снимки от пересвета.

Очень полезная вещь, которая не будет лишней, а в некоторых случаях просто необходимой!

На тему ND фильтра можно написать отдельную статью, дайте знать, если вам это интересно.

Пожалуй, это самые ключевые моменты, которые вам необходимо знать для грамотной съемки видео.

Если статья была полезной, жду вашего лайка. А так же комментариев с вопросами на тему фото/видеосъемки.

Источник

Выдержка и диафрагма

В режимах P, S, A и M предлагаются различные степени управления выдержкой и диафрагмой:

Режим Описание
P Программный автоматический режим ( 0 Режим P (программный автоматический режим)): рекомендуется для моментальных снимков и в других ситуациях, когда недостаточно времени для регулировки настроек фотокамеры. Фотокамера устанавливает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции.
S Автоматический режим с приоритетом выдержки ( 0 Режим S (автоматический режим с приоритетом выдержки)): используется для остановки или смазывания движения. Пользователь выбирает выдержку; фотокамера подбирает диафрагму для достижения наилучших результатов.
A Автоматический режим с приоритетом диафрагмы ( 0 Режим A (автоматический режим с приоритетом диафрагмы)): используется для размывания фона или фокусировки на переднем плане и фоне. Пользователь выбирает диафрагму; фотокамера подбирает выдержку для достижения наилучших результатов.
M Ручной ( 0 Режим M (ручной)): пользователь управляет и выдержкой, и диафрагмой. Установите выдержку в положение «Выдержка от руки» или «Время» для длительных экспозиций.
  • Режим P (Программный автоматический режим)
  • Режим S (Автоматический режим с приоритетом выдержки)
  • Режим A (Автоматический режим с приоритетом диафрагмы)
  • Режим M (Ручной)
  • Длительная экспозиция (только режим M)

Режим P (Программный автоматический режим)

Этот режим рекомендуется использовать для моментальных снимков или когда возникает необходимость доверить фотокамере определение параметров выдержки и диафрагмы. Фотокамера автоматически настраивает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции в большинстве ситуаций.

Диск выбора режимов

Чтобы делать снимки в программном автоматическом режиме, поверните диск выбора режимов в положение P.

В режиме P можно выбрать различные комбинации выдержки и диафрагмы, поворачивая диск управления («гибкая программа»). Поверните диск вправо для установки большей диафрагмы (меньшее число f) и короткой выдержки, влево для малой диафрагмы (большее число f) и длинной выдержки. Любая комбинация дает в результате одну и ту же экспозицию.

Поверните вправо, чтобы смазать детали фона или остановить движение.

Поверните диск влево, чтобы увеличить глубину резко изображаемого пространства или смазать движение.

Пока работает гибкая программа, в видоискателе и на информационном экране появляется индикатор U ( R ). Чтобы восстановить значения по умолчанию для выдержки и диафрагмы, поворачивайте диск управления до тех пор, пока не исчезнет индикатор, выберите другой режим или выключите фотокамеру.

Режим S (Автоматический режим с приоритетом выдержки)

Этот режим позволяет управлять выдержкой: выберите короткую выдержку для остановки движения, длинную выдержку для создания эффекта движения посредством смазывания движущихся объектов. Фотокамера автоматически настраивает диафрагму для достижения оптимальной экспозиции.

Короткая выдержка (например, 1/1 600 с) останавливает движение.

Длинная выдержка (например, 1 с) смазывает движение.

Чтобы выбрать выдержку:

Поверните диск выбора режимов в положение S.

Диск выбора режимов

Поверните диск управления, чтобы выбрать нужное значение выдержки: поверните вправо для более короткой выдержки, и влево для более длинной выдержки.

Режим A (Автоматический режим с приоритетом диафрагмы)

В этом режиме Вы можете настроить диафрагму для управления глубиной резко изображаемого пространства (расстояние спереди и сзади основного объекта, который находится в фокусе). Фотокамера автоматически настраивает выдержку для достижения оптимальной экспозиции.

Большие значения диафрагмы (меньшие числа f, например, f/5,6) смазывают детали спереди и сзади основного объекта.

Малые значения диафрагмы (большие числа f, например f/22) фокусируют передний и задний планы.

Чтобы выбрать диафрагму:

Поверните диск выбора режимов в положение A.

Диск выбора режимов

Поверните диск управления влево для больших значений диафрагмы (меньшие числа f), вправо для меньших значений диафрагмы (большие числа f).

Режим M (Ручной)

В ручном режиме выдержка и диафрагма устанавливаются пользователем. Выдержки «Выдержка от руки» и «Время» доступны для длительных экспозиций движущихся светящихся объектов, звезд, ночных сюжетов или фейерверков ( 0 Длительная экспозиция (только режим M)).

Поверните диск выбора режимов в положение M.

Диск выбора режимов

Выберите диафрагму и выдержку.

Проверив наличие индикатора экспозиции (см. ниже), настройте выдержку и диафрагму. Выдержка выбирается поворотом диска управления (вправо для более короткой выдержки, и влево для более длинной). Для настройки диафрагмы удерживайте нажатой кнопку E ( N ), поворачивая диск управления (влево для больших значений диафрагмы/меньшие числа f и вправо для меньших значений диафрагмы/больших чисел f).

Если установлен объектив типа E или G ( 0 Совместимые объективы со встроенным микропроцессором) и выбрана выдержка, отличная от «Выдержка от руки» или «Время» ( 0 Длительная экспозиция (только режим M)), то индикатор экспозиции в видоискателе и на информационном экране показывает, будет ли фотография недо- или переэкспонирована при текущих настройках.

Оптимальная экспозиция Недоэкспонирование на 1/3 EV Переэкспонирование более чем на 2 EV

Длительная экспозиция (только режим M)

Выберите следующие выдержки для съемки длительных экспозиций движущихся светящихся объектов, звезд, ночных сцен или фейерверков.

Выдержка: Выдержка от руки
(35-секундная экспозиция)

  • Выдержка от руки ( A ): затвор остается открытым, пока спусковая кнопка затвора нажата до конца. Используйте штатив для предотвращения смазывания.
  • Время ( & ): начните экспозицию с помощью спусковой кнопки затвора. Затвор остается открытым до повторного нажатия этой кнопки.

Прежде чем продолжить, установите фотокамеру на штатив или поместите ее на ровную устойчивую поверхность. Чтобы свет, попадающий через видоискатель, не появлялся на фотографии и не влиял на экспозицию, мы рекомендуем закрывать видоискатель рукой или другими предметами, такими как дополнительная крышка окуляра ( 0 Принадлежности для окуляра видоискателя), перед съемкой не смотря в видоискатель ( 0 Закройте видоискатель). Компания Nikon рекомендует использовать полностью заряженную батарею или дополнительный сетевой блок питания с разъемом питания, чтобы предотвратить отключение питания, пока открыт затвор. Имейте в виду, что шум (яркие точки, произвольные высвеченные пиксели или неоднородность цветов) может присутствовать при длительных экспозициях.

Выдержка от руки

Поверните диск выбора режимов в положение M.

Диск выбора режимов

С включенными экспонометрами поверните диск управления, чтобы выбрать выдержку Bulb ( A ).

После фокусировки нажмите спусковую кнопку затвора до конца. Уберите палец со спусковой кнопки затвора, когда экспозиция будет завершена.

Время

Поверните диск выбора режимов в положение M.

Диск выбора режимов

С включенными экспонометрами поверните диск управления влево, чтобы выбрать выдержку Time ( & ).

После фокусировки нажмите спусковую кнопку затвора до конца.

Источник