Меню

Как правильно отрегулировать люльку на иже



КРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВКА КОЛЯСКИ

Рис. 65. Крепление коляски к мотоциклу: 1 — передняя регулируемая тяга; 2 — средняя регулируемая тяга крепления; 3 — задний регулируемый цанговый зажим; 4 — передний жесткий цанговый зажим

К мотоциклу коляска присоединяется в четырех точках (рис. 65). Нижние две точки крепления представляют собой цанговые зажимы (рис. 66), охватывающие шаровые кронштейны рамы мотоцикла. Задний цанговый зажим смонтирован в кронштейне, который крепится к раме коляски двумя стяжными болтами и может быть повернут или выдвинут из трубы рамы коляски для регулировки положения коляски относительно мотоцикла. При затяжке болта 3 цанговые губки зажима втягиваются внутрь корпуса 4, плотно зажимая шаровой кронштейн раны мотоцикла.

Верхнее крепление осуществляется в двух точках с помощью тяг 1 и 2 (рис. 65), регулируемых по длине. Эти тяги шарнирно соединены с ушками рамы коляски и с кронштейнами рамы мотоцикла и регулируются путем

навертывания трубчатой части тяги на ее нарезной стержень.

С помощью регулируемых тяг и заднего цангового зажима можно установить определенное положение коляски относительно мотоцикла, обеспечивающее хорошую управляемость и устойчивость мотоцикла при движении.

Положение коляски относительно мотоцикла определяется развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Обе эти величины находятся в прямой зависимости от конструктивной схемы мотоцикла.

У мотоциклов без привода на колесо коляски (К-750М, К-650, МТ-9) величину развала и схождения рекомендуется устанавливать в соответствии со схемой, показанной на рис. 67.

Коляску следует крепить так, чтобы угол наклона мотоцикла по отношению к вертикальной

плоскости (угол развала) был равен 2º. Для компенсации же бокового усилия, создаваемого коляской, рекомендуется отрегулировать взаимное положение плоскостей колес так, чтобы их схождение на длине базы мотоцикла составляло 10 мм.

Рис. 66. Цанговый зажим крепления коляски: 1 — цанга; 2 — гайка; 3 — болт; 4 — корпус зажима

Иное положение у мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650). Так как у них ведущими являются два колеса (заднее и колесо коляски), то при установке положения коляски относительно мотоцикла следует иметь нулевой развал и нулевое схождение. Иными словами, колесо коляски должно быть параллельно колесам мотоцикла и все колеса должны быть перпендикулярны к горизонтальной плоскости дороги. Коляска относительно мотоцикла устанавливается на заводе-изготовителе, но должна обязательно проверяться в процессе эксплуатации. Для этого нужно двигаться на малой скорости по ровному, горизонтальному участку дороги, отпустив руль. При правильной регулировке мотоцикл не должно “уводить” в сторону. В случае “увода” мотоцикла произвести регулировку развала и схождения.

При регулировке развала необходимо:

— отсоединить верхние проушины тяг от кронштейнов рамы мотоцикла и отвернуть контргайки на стержнях тяг;

— ввертывая или вывертывая стержень относительно трубы тяги, добиться отклонения мотоцикла от коляски на 2 или на 0º соответственно его конструкции;

Рис. 67. Схема регулировки развала и схождения коляски и мотоцикла

— законтрить стержни тяг и закрепить проушины.

Схождение регулируется с помощью коленного рычага заднего цангового зажима 3 (рис. 65), для чего необходимо:

— отсоединить наклонные тяги 1 и 2;

— отпустить два стяжных болта коленного рычага;

— выдвинуть (для увеличения величины схождения) коленный рычаг из трубы рамы или вдвинуть в трубу (для уменьшения величины схождения), установив его в 10 или в 0 мм в зависимости от типа мотоцикла;

— затянуть стяжные болты коленного рычага и присоединить наклонные тяги к кронштейнам рамы мотоцикла.

Выверять установку коляски рекомендуется с помощью рейки и отвеса или на специальном приспособлении заводского типа. Вес шарниры тяг и цанговые зажимы при регулировке смазать солидолом.

Источник

Ходовая часть, механизм управления, прицепная коляска

Ходовая часть мотоцикла состоит из рамы, задней подвески, передней вилки и колес с тормозами и шинами.

Рама (рис. 63) является основанием, на котором крепятся все узлы и агрегаты мотоцикла. Изготовляется она из труб и состоит из головной части с рулевым колодцем, в нем устанавливается на подшипниках рулевой стержень передней вилки. В раме имеются верхняя основная балка, нижняя труба, на которой монтируется двигатель со сцеплением и коробкой передач, и задняя вилка с пружинно-гидравлическим амортизатором. Рамы с двумя нижними трубами называются двойными. В задней части вилки рамы располагается задняя подвеска, служащая для крепления заднего колеса.


Рис. 63. Рама мотоцикла в сборе: 1 — рулевой колодец; 2 — верхняя основная балка; 3 — опорный кронштейн рамы; 4, 6 — шарниры задних амортизаторов; 5 — пружинно-гидравлический амортизатор; 7 — проушина для оси колеса; 8 — маятниковая вилка; 9 — ось маятниковой вилки; 10 — нижняя часть рамы

Задняя подвеска обеспечивает смягчение ударов, воспринимаемых колесом при езде по неровностям дороги, увеличивает устойчивость мотоцикла в движении.

На отечественных мотоциклах новых моделей применяются подрессорные подвески с гидравлическими амортизаторами. По конструкции задние подвески выполняются двух типов: наиболее распространенные — маятниковые (на мотоциклах «Восход», ИЖ-П, ИЖ-Ю, К-750, М-63).

Маятниковые подвески (см. рис. 63) всех мотоциклов одинаковы по устройству и работе и различаются только конструктивными особенностями отдельных деталей. Подвеска состоит из двух основных частей: маятниковой (качающейся) вилки и пружинно-гидравлических амортизаторов. Маятниковая вилка передней частью шарнирно соединена с рамой осью, в конце вилки имеются прорези, в которые монтируется колесо. Амортизаторы верхней серьгой прикреплены к раме, а нижней — к маятниковой вилке.

Рассмотрим работу пружинно-гидравлического амортизатора. При наезде на препятствие колесо вместе с качающейся вилкой перемещается вверх (рис. 64), пружины амортизаторов сжимаются, а их подвижные части поднимаются. Амортизаторная смесь, находящаяся в цилиндре, проходит через отверстия поршня и, приподнимая перепускной клапан поршня, заполняет пространство над поршнем. При этом нижний впускной клапан закрыт.


Рис. 64. Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески: 1 — резиновая втулка; 2 — верхний наконечник: 5 — нижний кожух; 4 — корпус подвески: 5 — резиновый буфер; 6 — шток; 7 — кожух верхний; 8 — пружина; 9-гайка сальника; 10 — резиновый сальник; 11 — фетровый сальник; 12 — уплотнительное кольцо: 13 — втулка; 14 — корпус втулки штока 15 — клапан; 16 — поршень: 1- пружинная шайба; 15 — гайка, 19 — цилиндр амортизатора; 20 — нижний клапан

При обратном ходе жидкость, находящаяся в цилиндре между корпусом штока и поршнем, прижимает перепускной клапан поршня и с усилением выдавливается через кольцевые зазоры между поршнем и цилиндром, штоком и втулкой. За счет этого уменьшается отдача пружины, а следовательно, и колебания заднего колеса. Пространство, освобождающееся под поршнем, заполняется маслом из кольцевого резервуара через впускной клапан. Замена смазки амортизаторов на мотоциклах ИЖ-П, ИЖ-Ю производится через 5000-6000 км пробега, на мотоциклах «Восход» — через 4000 км, а у мотоциклов К-750 через 8000 км. В качестве амортизаторной жидкости применяется смесь трансформаторного (50%) и турбинного-22 (50%) масел, а также веретенное масло АУ.

Читайте также:  Регулировка рулевой рейки kia ceed

Перед разборкой амортизаторов их необходимо снять, отсоединив от рамы и маятниковой вилки.

Для разборки амортизаторов следует: нажать рукой на верхний кожух и, сместив его вниз, в образовавшийся зазор между верхним кожухом и наконечником вставить ключ в контргайку штока. Затем, вставив в отверстие наконечника вороток, отвернуть наконечник со штока, снять верхний кожух, пружину и нижний кожух. Отвернув гайку корпуса амортизатора, вынуть шток с поршнем из цилиндра амортизатора и слить амортизаторную смесь.

Передняя вилка и рулевое управление. Передняя вилка служит для поворота мотоцикла, соединения переднего колеса с рамой, а также для смягчения толчков колеса при движении.

На современных моделях отечественных мотоциклов устанавливаются телескопические и только на некоторых рычажные передние вилки.

Передняя телескопическая вилка (рис. 65) монтируется в рулевом колодце рамы на двух радиально-упорных подшипниках.


Рис. 65. Передняя телескопическая вилка: 1 — рукоятка рулевого амортизатора; 2 — пружина; 3 — верхний мостик; 4 — рулевой стержень; 5 — радиально-упорный подшипник; 6 — нижний мостик;7 — стяжной болт; 8 — ограничитель поворота; 9 — нажимной диск; 10 — кожух; 11 — спускная пробка; 12 — резьбовая пробка; 13 — несущая труба; 14 — фетровый сальник; 15 — корпус сальника; 16 — резиновая манжета; 17 — пружина сальника; 18 — верхняя втулка; 19 — шток; 20 — пружина; 21 — наконечник амортизатора; 22 — штифт: 23 — клапан; 24 — поршень штока; 25 — поршень несущей трубы; 26 — стопорное кольцо; 27 — скользящая труба; 28 — стойка гидроамортизатора; 29 — болт

Телескопическая вилка состоит из рулевого стержня, двух мостиков, двух несущих труб с амортизирующими элементами и рулевого амортизатора (демпфера).

Рулевой стержень нижним концом впрессовывается в нижний мостик, а верхний конец его гайкой крепится к рулевой колонке рамы, соединяя вилку с рамой, стягивая нижний и верхний упорные шарикоподшипники.

Несущие трубы (первая) соединены между собой и с рулевым стержнем верхним и нижним мостиками. Каждая из них закреплена в хомуте нижнего мостика болтом с гайкой, а в верхнем мостике болтом.

Скользящая труба в двух втулках перемещается относительно несущей трубы. К нижней части скользящей трубы прикреплен болтом корпус амортизатора со стойкой, в отверстие которого входит шток. На нижнем конце штока установлен поршень штока с прорезями, клапаном, штифтом и корончатой гайкой. Верхний конец штока соединен с резьбовой пробкой.

Внутри несущей трубы имеется пружина, которая нижним концом упирается в крышку корпуса цилиндра амортизатора, а верхним в пробку трубы.

При наезде колеса на препятствие усилие передается на скользящую трубу, которая вместе с цилиндром амортизатора поднимается вверх, сжимая пружину; при этом шток с поршнем углубляется в полость цилиндра амортизатора. Масло, находящееся в скользящей трубе и нижней части амортизатора, через клапан поршня поступает в верхнюю часть амортизатора.

При переезде препятствия пружина разжимается и возвращает скользящую трубу в прежнее положение; поршень, поднимаясь вверх, давит на масло, попавшее в верхнюю часть корпуса, и клапан в поршне закрывается. При этом масло начинает выжиматься с трудом через кольцевой зазор между штоком и наконечником амортизатора, замедляя отдачу пружины и тем самым уменьшая раскачивание мотоцикла.

По принципу работы телескопические вилки существенно не отличаются друг от друга. Конструктивно они различаются по устройству гидравлического амортизатора.

Рулевой амортизатор (демпфер) служит для регулировки управления мотоцикла в зависимости от условий движения и представляет собой тормозок из двух фрикционных шайб и стальных пластин. При езде по булыжнику на большой скорости демпфер следует затягивать туже, при движении с частыми поворотами — ослаблять.

Замена жидкости в перьях телескопической вилки производится через 2000 км пробега мотоцикла. Масло заливается через верхние отверстия перьев после вывертывания пробок. Отработавшее масло выпускается через отверстие в нижней части каждого пера. Амортизатор-одой жидкостью служит смесь из 50% трансформаторного и 50% турбинного масла; на ижевских мотоциклах рекомендуется смесь из 75% трансформаторного и 25% автотракторного масла. В летний период процент автотракторного масла увеличивается.

Рулевая колонка проверяется через каждые 50 км пробега. Люфт в подшипниках ее устраняется путем затяжки регулировочной гайки, находящейся под нижним мостиком. После затяжки передняя вилка должна поворачиваться без заеданий.

Стук в передней вилке — признак наличия люфта в упорных подшипниках рулевой колонки, потери упругости пружины передней вилки и износа втулок труб перьев. Большой люфт при движении мотоцикла приводит к заклиниванию руля.

Тугое вращение вилки — признак сильной затяжки болта демпфера, подшипников или наличия заусениц на фрикционах амортизатора руля.

Разборку и промывку амортизаторов телескопической вилки следует делать через 10000 км пробега.

Перед разборкой гидравлического амортизатора необходимо слить амортизаторную смесь, вывернув спускную пробку.

Установив мотоцикл на подставку, вначале от вилки отсоединяют колесо: ослабив болт, крепящий перо вилки на оси колеса, вывертывается ось, снимается колесо и крышка тормозного барабана.

Разборка амортизатора производится в такой последовательности: вывертывается болт, крепящий амортизатор, отвертывается стяжная пробка и вместе с ней вытаскивается амортизирующий элемент. Сняв гайки и освободив пружину, отвертывают верхний наконечник, затем вынимают шток из стойки гидравлического амортизатора. В заключение разборки отвертывается гайка, снимаются поршень и клапан штока.

Колеса мотоциклов (рис. 66) состоят из ступицы с подшипником, обода со спицами и резиновой шины. Колеса бывают легкосъемными, взаимозаменяемыми (на Мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-Ю, М-62, М-61 и 1К-750В) и невзаимозаменяемыми. Легкосъемные и взаимозаменяемые колеса легко сменить без демонтажа и регулировки тормозов. У таких мотоциклов при снятии колеса опорный диск и приводы тормозов остаются на раме, надо только извлечь ось.


Рис. 66. Колесо мотоцикла: 1 — ось колеса; 2 — шарикоподшипник; 3 — ступица колеса; 4 — спица; 5 — обод; 6 — сальник

Колесо вращается на оси, проходящей через два шарикоподшипника, запрессованных во втулку. Между подшипниками находится смазка. По краям втулки установлены сальники, которые предотвращают попадание грязи и влаги на подшипники, а также удерживают смазку от вытекания.

Обод колеса изготовлен из листовой стали с углублением для монтажа шин. Он соединен со ступицей при помощи спиц, выполненных из специальной проволоки высокой прочности. На одном конце спицы насажена головка, а на другом нарезана резьба, на которую навинчивается ниппель, вставляемый в отверстие обода. При натяжении спиц необходимо следить, чтобы их головки плотно прилегали к фланцу ступицы, а концы не выступали из ниппелей внутрь обода.

Если натяжение спиц ослаблено или они сломаны, происходит искривление обода. Степень натяжения спиц определяется по звуку при ударе по ним гаечным ключом.

Читайте также:  Стенд для проверки и регулировки форсунок и тнвд

При устранении кривизны обода подтяжку спиц следует производить равномерно, натягивая их с одной стороны обода и опуская с другой.

При выверке обода колеса торцевое биение («восьмерка») должно быть не более 1,5-2,0 мм, радиальное («овал») не более 3 мм. Если обнаружена кривизна обода, то вначале устраняют «овальность», а потом «восьмерку».

Эксплуатация мотоцикла не допускается при наличии в колесах биения в плоскости рамы, а также осевого люфта.

Биение колеса возникает при увеличении зазора в подшипниках ступиц, из-за износа подшипников или в результате ослабления натяжения спиц. Для проверки биения колеса мотоцикл устанавливают на подставку и, взяв обеими руками колесо в диаметрально противоположных местах, слегка покачивают его. Если прослушивается стук, подшипники следует заменить.

Осевой люфт колеса возможен также при слабой затяжке оси колеса.

При проверке биения обода (из-за неправильного натяжения спиц) к ободу свободно вращающегося колеса приставляют кусок мела сначала сбоку, а затем сверху. По оставленным мелом следам регулируют длину и натяжение спиц.

Через каждые 5000 км пробега рекомендуется разбирать втулку колеса и заменять смазку.

Тормоза служат для замедления движения и своевременной остановки мотоцикла. На каждом мотоцикле имеется два независимо действующих тормоза, установленных на переднем и заднем колесах.

По конструкции передний и задний тормоза одинаковы и каждый из них состоит (рис. 67) из барабана, тормозных колодок, пружин и разжимного кулачка. Передний тормоз имеет ручное управление и приводится в действие тросом от рычага, расположенного с правой стороны руля, а задний (ножной) управляется педалью посредством тяги. При натяжении рычага или педали усилие передается на рычаг, жестко соединенный с разжимным кулачком. Рычаг, перемещаясь, поворачивает кулачок, который, преодолевая усилие пружин, разжимает колодки, прижимая их к поверхности барабана колеса. На мотоцикле К-750 внутри тормозного кулачка в отверстии установлен сухарь, обеспечивающий при работе равномерную передачу усилия на тормозные колодки.


Рис. 67. Принцип работы тормозов: а — переднего колеса; б — заднего колеса 1 — тормозной барабан; 2 — тормозная колодка; 3 — накладка; 4 — ось колодок; 5 — кулачок разжима; 6 — пружина; 7 — рычаг; 8 — трос; 9 — тормозная тяга; 10 — тормозная педаль; 11 — регулировочный винт переднего тормоза; 12 — двуплечий рычаг; 13 — барашек

От исправного состояния тормозов зависит безопасность движения, поэтому нужно всегда проверять их и устранять обнаруженные дефекты. Ножной тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы торможение начиналось при отпускании носка педали на 10-15 мм, а ручной тормоз — при перемещении конца рычага на 5-10 мм.

При эксплуатации мотоцикла иногда тормоза плохо «держат» или наоборот, затрудняют движение — «греются».

Первый дефект может происходить при неправильной регулировке свободного хода (рычаг переднего тормоза и педаль заднего имеют большой свободный ход), а также в результате замасливания или износа накладок тормозных колодок. Уменьшение свободного хода педали или рычага управления достигается регулировкой, которая осуществляется вращением регулировочного винта, расположенного на крышке переднего тормозного барабана, а на мотоциклах «Ковровец-175 А, Б, В» и ИЖ-П — у правого пера передней вилки.

При ввертывании винта свободный ход рычага увеличивается, а при вывертывании уменьшается.

Регулировка ножного тормоза осуществляется с помощью барашка, находящегося на конце тормозной тяги (см. рис. 67).

Произвольное подтормаживание и перегрев барабанов могут быть вызваны также неправильной регулировкой (тормоза затянуты, отсутствует свободный ход педали и рычага), заеданием разжимных кулачков и поломкой пружин. Если не удается отрегулировать тормоза, следует снять колесо, проверить целостность пружин и легкость хода разжимного кулачка.

Шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. В зависимости от нагрузки для шин каждой марки мотоцикла установлена определенная норма давления воздуха.

Продолжительность срока службы шины зависит от правильной эксплуатации и ухода, заключающихся в том, чтобы перед каждым выездом мотоцикла проверять с помощью манометра давление воздуха в шинах и поддерживать его в пределах, указанных заводом-изготовителем.

Шины с повышенным или пониженным давлением значительно быстрее изнашиваются.

Наиболее вредны для шин: резкое торможение, неправильный их монтаж и демонтаж, неточное положение обода колеса, пребывание покрышек длительное время в воде, грязи (в лужах бензина, масла) или на солнце.

Для равномерного износа шин в процессе эксплуатации рекомендуется через каждые 2000 км пробега менять места взаимозаменяемых колес или переставлять вину переднего колеса на заднее колесо и наборот.

В случае полного износа протектора или повреждения каркаса шина должна быть заменена новой, поскольку она не обеспечивает необходимого сцепления с полотном дороги, что может привести к заносам мотоцикла при движении. При сквозном проколе шины эксплуатация ее не рекомендуется, так как из-за потери прочности в ней при движении на большой скорости может произойти разрыв камеры, что приведет к аварии.

При проколе шину следует снять с обода в следующем порядке: выпустить воздух из камеры, отвернуть гайку и вдавить вентиль внутрь шины; положить колесо на пол, встать обеими ногами на покрышку и вдавить борт ее в углубление обода. Вблизи вентиля поддеть борт покрышки монтажными лопатками и вывернуть его через край обода; передвигая обе монтажные лопатки по краю обода, постепенно вынуть весь борт покрышки, после чего вынуть камеру.

Для определения места прокола камеру накачивают воздухом и опускают в воду. Пузырьки выходящего из камеры воздуха укажут место прокола. Камеру в поврежденном месте и заплату перед ее наложением надо промыть чистым бензином и зачистить напильником или наждачной бумагой. Затем нужно дважды смазать резиновым клеем заплату и место наложения ее на камере, при этом каждый раз дать клею просохнуть в течение 10-15 минут. После этого следует наложить заплату на поврежденное место камеры и плотно ее прижать.

Утечка воздуха может происходить также из-за неисправности золотника; если воздух проходит между вентилем и камерой, нужно подтянуть гайку, крепящую вентиль.

Для удобства монтажа шины желательно предварительно припудрить тальком камеру и внутреннюю поверхность покрышки. Затем, слегка накачав камеру воздухом, вложить ее в покрышку, а вентиль вставить в отверстие обода и навернуть гайку. Покрышку необходимо надеть на обод со стороны вентиля и вдавить борт ногами в углубление обода так, чтобы не задеть камеру. Последний участок покрышки следует перетянуть через край обода двумя монтажными лопатками.

После монтажа шины ее нужно немного подкачать, несколькими легкими ударами колеса о пол расправить покрышку на ободе и завернуть гайку вентиля.

Для обеспечения устойчивости движения мотоцикла и уменьшения износа шин важно, чтобы колеса мотоцикла находились в одной плоскости. Допустимое параллельное смещение колес — не более 10-15 мм.

Читайте также:  Регулировка ступичных подшипников мерседес 190

Регулировку параллельности колес производят при ослабленной гайке оси и полуоси с помощью растяжек заднего колеса.

Прицепная коляска. На мотоциклах К-750, М-62, М-63, ИЖ-Ю прицепная коляска состоит из трубчатой рамы, кузова и колена. Кузов крепится к раме в четырех точках с помощью накладок и болтов, а ось колеса коляски — посредством рычага с упругой подвеской. Для упругой подвески применяется торсион (рис. 68), пружинные гидравлические амортизаторы, резиновые кольца. Коляска крепится к мотоциклу (К-750, М-62, ИЖ-Ю) в четырех точках, сверху и снизу, при этом внизу спереди под картером двигателя и на задней вилке применены шаровые цанговые крепления, а вверху крепление состоит из двух тяг, которые могут регулироваться по длине (рис. 69). Шаровые соединения устанавливаются на мотоцикле, а цанги — на рычагах рамы коляски.


Рис. 68. Торсионная подвеска колеса коляски: 1 — ось колеса; 2 — рычаг; 3 — стержень (торсион); 4 — регулировочные болты для регулировки положения оси колеса; 5 — шлицевая втулка


Рис 69. Рама коляски мотоцикла: 1 — цанговое крепление; 2 — передняя тяга; 3 — задняя тяга; 4 — коленчатый рычаг задней точки крепления коляски (выдвижной)

Кулачки цанг лепестковой формы охватывают шар и при завертывании винта уходят в раструб, втягивая в него шаровую головку.

Задний цанговый шарнир смонтирован в коленчатом рычаге, крепящемся при помощи двух стяжных болтов. При отпущенных болтах коленчатый рычаг можно повернуть или вытянуть вбок.

Для обеспечения хорошего хода и устойчивости мотоцикла прицепная коляска должна быть правильно установлена. Чтобы коляска не «тянула» мотоцикл в сторону, колесо ее должно иметь по отношению к колесам мотоцикла необходимое схождение. Отсутствие схождения колес не только затрудняет управление мотоциклом, но и ускоряет износ резины и шарнирных соединений.

При регулировке величины схождения колес необходимо отпустить стяжные болты, зажимающие коленчатый рычаг.

Схождение проверяется двумя прямыми брусьями длиной 2000-2100 мм, приложенными к колесам мотоцикла и прицепу на высоте 90-100 мм от земли.

Для обеспечения легкости управления мотоцикл необходимо отклонить от вертикальной плоскости (создать угол развала) в сторону, противоположную коляске. Регулировка производится путем увеличения или уменьшения длины верхних тяг. Для мотоциклов К-750, М-62, ИЖ-Ю рекомендуемая величина схождения колес равна 10 мм (рис. 70), а угол развала составляет 2°. Окончательную установку коляски проверяют при езде на ровном участке дороги. В случае если при движении мотоцикл «тянет» вправо, угол развала необходимо увеличить и наоборот, если он «тянет» влево — угол развала уменьшить.


Рис. 70. Установочные углы мотоцикла и коляски: а — сход колес; б — угол развала

При установке коляски все шарниры и цанговые зажимы должны быть смазаны солидолом.

В процессе эксплуатации коляски могут возникнуть следующие неисправности:

1. Ослабление затяжки болтов верхних тяг крепления коляски или цангового соединения нижних точек крепления. Из-за этого дефекта при движении мотоцикла появляется стук в соединениях коляски и затрудняется управление. Все соединения необходимо тщательно затянуть и периодически их проверять.

2. Изгиб или износ оси колеса коляски, в связи с чем при движении колесо коляски задевает диск. Для устранения этой неисправности ось следует заменить.

3. Потеря пружинящих свойств торсиона или его поломка. При этом устойчивость коляски ухудшается, а при поломке торсиона она сразу проседает. Улучшение пружинящих свойств торсиона достигается закручиванием его при помощи регулировочного винта. Поломанный торсионный вал необходимо заменить.

Органы управления мотоциклом. Органы управления (рис. 71) служат водителю для управления мотоциклом и работой всех его механизмов на месте и в движении. Они располагаются как с левой, так и с правой стороны руля.


Рис. 71. Органы управления мотоциклом: 1 — рычаг управления сцеплением; 2 — рычаг управления декомпрессором; 3 — руль; 4 — переключатели света; 5 — педаль ножного переключения передач; 6 — педаль пускового механизма; 7 — контрольная лампа аккумулятора; 8 — центральный переключатель; 9 — контрольная лампа нейтрального положения коробки передач; 10 — спидометр; 11 — барашек амортизатора поворота руля (демпфера); 12 — рычаг монетки корректора карбюратора; 13 — рычаг управления передним тормозом; 14 — рукоятка управления дросселем карбюратора; 15 — педаль ножного тормоза; 16 — рычаг ручного переключения передач

Для поворота переднего колеса служит руль, на котором размещаются рычаги и ручки управления мотоциклом.

Рычаг управления сцеплением расположен на левой стороне руля и соединен при помощи гибкого троса с рычагом механизма выжима сцепления. При нажатии на рычаг выключается сцепление и двигатель работает вхолостую. При опускании рычага сцепление включается, силовая передача передает усилие от двигателя на заднее колесо.

Рычаг управления декомпрессором находится с левой стороны руля и соединен гибким тросом с декомпрессором. При нажатии на рычаг открывается клапан декомпрессора, полость цилиндра сообщается с наружным воздухом, что необходимо для очистки цилиндра от излишнего скопления топливной смеси и остановки двигателя.

Переключатель света с кнопкой сигнала обеспечивает включение ближнего и дальнего света. Нажатием кнопки включается звуковой сигнал.

Педаль ножного переключения передач расположена с левой стороны картера двигателя. Нажимая на педаль или поднимая ее ногой, включают необходимые передачи. С помощью педали пускового механизма осуществляется пуск двигателя.

Контрольная лампа аккумулятора помещена с левой стороны на фаре; она сигнализирует о зарядке аккумулятора и работе генератора.

Центральный переключатель расположен в фаре и служит для включения и выключения зажигания, а также приборов освещения и сигнализации.

Контрольная лампа 9 при нейтральном положении коробки передач загорается зеленым светом.

Спидометр указывает пройденный мотоциклом путь и скорость движения.

Рычаг манетки корректора карбюратора, расположенного на правой стороне руля, соединен при помощи гибкого троса с карбюратором. При повороте рычага манетки по часовой стрелке (на карбюраторах типа К-28) смесь обедняется, против часовой стрелки — обогащается, а на карбюраторах типа К-36 — наоборот.

Рычаг управления передним тормозом соединен при помощи гибкого троса с передним тормозом. При нажатии на рычаг действует тормоз переднего колеса. Пользоваться им на больших скоростях и при езде под уклон следует только совместно с задним тормозом.

Правая ручка руля является одновременно вращающейся рукояткой газа. При повороте рукоятки на себя обороты двигателя увеличиваются, при повороте от себя — они уменьшаются.

Педаль ножного тормоза расположена под носком ноги водителя. При нажатии на нее действует тормоз заднего колеса. Кроме того, этой педалью включается датчик сети сигнала заднего фонаря.

Рычаг ручного переключения передач предназначен для переключения передач рукой и более удобной установки нейтральной передачи.

Амортизатор поворота (демпфер) расположен в верхней части передней вилки. При затягивании маховичка или барашковой гайки поворот вилки затрудняется, при опускании — облегчается.

Источник

Adblock
detector