Меню

Как отрегулировать тормоза с гидроприводом



Как отрегулировать тормоза с гидроприводом

Рис. 110. Главный цилиндр гидравлического иривода тормоза автомобиля ГАЗ-5 3-12:
А — отверстие в поршне; Б — перепускное отверстие; В — компенсационное отверстие; 1 — замочное кольцо; 2 — упорная шайба; 3 — наружная манжета поршня; 4 — шайба; 5 — внутренняя манжета поршня; 6 — пружина выпускного клапана; 7 — впускной клапан; 8 — выпускной клапан; 9 — пробка наливного отверстия; 10 – крышка; 11 — корпус; 12 – штуцер; 13 – возвратная пружина; 14 — поршень; 15 — защитный колпак; 16 — толкатель; 17 — контргайка; 18 — тяга; 19 — педаль; 20 — оттяжная пружина педали

Вытекание тормозной жидкости из колесных тормозных цилиндров свидетельствует об износе рабочих цилиндров или манжет.

Если после замены манжет вытекание продолжается, необходимо заменить колесные тормозные цилиндры. Для заполнения системы привода гидравлических тормозов применяют смеси из касторового масла и растворителя (спирта).

Заправочные емкости (л) привода гидравлических тормозов следующие: у автомобиля ГАЗ-53-12 — 0,55; автобуса ПАЗ-672Б — 0,7; автомобиля ГАЗ-24 “Волга” — 0,5; автомобилей “Москвич” – 0,42.

Уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра должен быть на 15—20 мм ниже кромки заливного отверстия.

При ТО тормозной системы необходимо проверять и регулировать величину свободного хода педали тормоза, величину зазоров между колодками и тормозными барабанами, действие центрального или трансмиссионного тормоза.

Регулировка свободного хода педали ножного тормоза автомобиля ГАЗ-53-12. Свободный ход должен быть в пределах 8-14 мм, что соответствует зазору 1,5-2,5 мм между толкателем (рис. 110) и поршнем.

Для регулировки следует: – разъединить тормозную педаль с тягой, предварительно расшплинтовать и вынуть соединяющий их палец; – проверить положение педали под действием оттяжной пружины – она должна упираться в резиновый буфер, укрепленный под наклонной частью пола кабины автомобиля; – отвернуть контргайку, ввернуть тягу педали в толкатель поршня с таким расчетом, чтобы при крайнем переднем положении поршня ось отверстия тяги не доходила до оси отверстия педали на 1,5-2,5 мм; – в таком положении застопорить соединительную тягу педали контргайки в толкателе; – совместить отверстия соединительной тяги и педали, поставить палец и зашплинтовать его; – проверить свободный ход педали, который должен соответствовать величине, указанной в Руководстве по эксплуатации.

Регулировка и проверка тормозных механизмов колес выполняется в такой последовательности: – вывесить колесо, пользуясь домкратом; – вращать болт регулировочного эксцентрика колодки до тех пор, пока колесо не затормозится; – постепенно болт регулировочного эксцентрика вращать в обратном направлении, пока колесо не будет вращаться свободно без задевания барабана за колодки; – отрегулировать таким же образом зазор между другой колодкой и барабаном; опустить колесо; отрегулировать тормоза остальных колес, проделав указанные выше операции; – если тормоза правильно отремонтированы, то при нажатии на педаль ногой она не должна опускаться более чем на половину хода, а после должна ощущаться “жесткая педаль”; – при движении автомобиля тормозные барабаны не должны нагреваться; – во время торможения в движении автомобиль не должен уходить в сторону; – пользоваться при регулировке опорными пальцами колодок не рекомендуется, так как при этом нарушается заводская установка колодок.

Для заправки гидравлического привода тормозов тормозной жидкостью необходимо очистить от грязи наливную пробку главного цилиндра привода тормозов, перепускные клапаны на колесных цилиндрах тормозов и гидровакуумном усилителе; проверить, если требуется отрегулировать, зазоры между толкателем (см. рис. 110) и поршнем главного цилиндра и между колодками и тормозными барабанами; отвернуть пробку наливного отверстия главного цилиндра и заполнить его тормозной жидкостью; снять резиновый защитный колпачок на перепускном клапане гидравлического усилителя тормозов; надеть на перепускной клапан резиновый шланг для прокачки привода тормозов; опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с жидкостью; отвернуть перепускной клапан на 1/2-3/4 оборота и, удерживая шланг погруженным в жидкость, нажать несколько раз на педаль тормоза (нажимать быстро, отпускать медленно); прокачивать гидравлический привод до тех пор, пока из шланга не прекратится выделение пузырьков воздуха; удерживая шланг в жидкости, завернуть перепускной клапан до отказа; закрыть клапан при нажатой педали тормоза; снять шланг с перепускного клапана и надеть на него защитный колпачок; прокачать колесные цилиндры тормозов, выполнив операции, указанные выше, соблюдая последовательность задний правый тормоз —передний правый тормоз — передний левый тормоз — задний левый тормоз; долить жидкость в главный цилиндр до уровня, указанного выше, и плотно завернуть пробку наливного отверстия. Во время прокачки гидравлического привода необходимо долить тормозную жидкость в главный цилиндр, не допуская опустошения резервуара во избежание попадания вновь в систему воздуха.

Читайте также:  Кнопка регулировки зеркала газель

Регулировку стояночного тормоза производят, подняв одно из задних колес автомобиля, а затем выполнив следующие операции: поставить рычаг тормоза (рис. 111) в крайнее переднее положение; завернуть регулировочный винт, чтобы тормозной барабан усилием рук не проворачивался; отвернуть контргайку; расшплинтовать палец вилки и вытолкнуть палец; регулировать длину тяги регулировочной вилкой до упора рычага в разжимный стержень, выбрав все зазоры в соединениях; затем увеличить длину тяги путем отвертывания регулировочной вилки на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге; поставить палец головкой кверху и зашплинтовывать; затянуть контргайку; отвернуть регулировочный винт настолько, чтобы барабан вращался свободно без заедания, а при приложении усилия 600 Н на рукоятку рычага собачка перемещалась на 3-4 зуба сектора; закончив регулировку, опускают колесо автомобиля.

Рис. 111. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53-12:
1 — регулировочный винт; 2 — опоры колодок; 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного механизма; 5 — шарики; 6 — корпус разжимного механизма; 7 — разжимной стержень; 8 — тяга; 9 — тормозной рычаг; 10 — зубчатый сектор; 11 – защелка; 12 — тяга; 13 — контргайка; 14 – барабан; 15 — рычаг; 16 – вилка; 17 — тормозная колодка

Техническое обслуживание гидровакуумного усилителя ножного тормоза

Гидровакуумные усилители тормоза установлены на автомобилях ГАЗ-53-12, -66-11 и автобусе ПАЗ-652Б.

Обслуживание усилителя (рис. 112) заключается в систематической очистке приборов от грязи, проверке герметичности соединений трубопроводов, шлангов, крышек, штуцеров, креплений приборов и эффективности действия системы.

Рис. 112. Схема гидровакуумного усилителя автомобиля ГАЗ-53-12 (момент торможения);
1; II, III , IV-полости; 1 — корпус; 2 — диафрагма; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — пружина; 6 — вакуумный клапан; 7 — атмосферный клапан; 8 — поршень клапана управления; 9 — манжета поршня; 10 — клапан поршня

В гидровакуумном усилителе тормозов автомобиля ГАЗ-53-12 могут быть следующие основные неисправности: – частичное или полное самоторможение колес автомобиля, вследствие отсутствия зазора между вакуумным клапаном 6 и его седлом или проникновения наружного воздуха через неплотности шлангов, штуцеров, крышек и других соединений в полость III камеры; – увеличение усилия, требуемого от водителя, при торможении автомобиля из-за отсутствия свободного хода атмосферного клапана 7, что приводит к созданию постоянного разрежения в полости III камеры усилителя. При этом давления в полостях III к IV выравниваются, диафрагма не перемещается и усилитель отказывает в работе частично или полностью; – снижение эффективности действия гидровакуумного усилителя вследствие попадания воздуха в гидравлический привод.

При неисправности гидровакуумного усилителя тормозная система автомобиля действует, но при этом значительно увеличиваются усилия нажатия на педаль тормоза и тормозной путь автомобиля.

Для устранения перечисленных неисправностей необходимо производить соответствующие регулировки.

Регулировка клапана управления гидровакуумногд усилителя тормозов ав томобиля ГА 3-53-12: – отвернуть винты и снять крушку клапана управления со шлангом; вывернуть пробку вакуумного клапана; – поддерживая ключом гайку, отвернуть отверткой клапан и нажатием на педаль тормоза проверить ход атмосферного клапана, который должен составлять 1,0-1,5 мм.

Ход атмосферного клапана регулируют ввертыванием вакуумного клапана в гайку с тем, чтобы через коромысло увеличить ход атмосферного клапана, предварительно выполнив вышеуказанные операции.

Источник

Как отрегулировать тормоза с гидроприводом

Регулировка тормозной системы

Удаление воздуха из тормозной системы. При удалении воздуха надо соблюдать следующий порядок.

Проверить уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости долить ее до нормы (на 10 — 15 мм ниже верхней кромки бачка).

Снять резиновый колпачок с клапана 1 (рис. 62,б) выпуска воздуха рабочего цилиндра правого заднего колеса и присоединить к клапану или надеть резиновый шланг 2 на головку штуцера 1 переднего колеса (рис. 62,а), другой конец которого опустить в стеклянную банку 3, до половины заполненную тормозной жидкостью.


Рис. 62. Удаление воздуха из системы гидропривода тормозов: а — переднего колеса; б — заднего колеса

Затем нажать на педаль тормоза 2 — 3 раза и при нажатой педали отвернуть на 1/2 — 3/4 оборота клапан (штуцер) выпуска воздуха и резко нажимать на тормозную педаль несколько раз. Отпускать педаль рекомендуется плавно. Прокачивать систему гидропривода необходимо до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, не прекратится выход пузырьков воздуха. После этого при выжатой педали тормоза плавно завернуть до отказа перепускной клапан или штуцер колесного цилиндра, отпустить педаль тормоза, отсоединить шланг и снова надеть колпачок на клапан.

Читайте также:  Регулировка зажигания вольво 340

При прокачке необходимо следить за уровнем тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливать ее до нормы. В противном случае в систему вновь может проникнуть воздух. Уровень жидкости в период прокачки системы не должен опускаться ниже половины наполнительного бачка.

При обращении с тормозной жидкостью необходимо соблюдать повышенную осторожность, так как жидкость ядовита.

Прокачку системы гидравлического привода производят в такой последовательности: заднее правое колесо, заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колеса. После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза. При полной утечке тормозной жидкости из системы в пути летом можно попытаться заменить ее мыльной водой. Она в какой-то мере компенсирует свойства тормозной жидкости. Зимой для этих целей можно использовать спирт или растительное масло.

По возвращении необходимо тщательно промыть всю тормозную систему, прокачать ее и заполнить свежей тормозной жидкостью до нормы.

Регулировка свободного хода тормозной педали. Для указанной регулировки линейку ставят рядом с педалью тормоза и медленно нажимают на тормозную педаль до выбора свободного хода, значение которого должно соответствовать указанным в табл. 6. Если свободный ход тормозной педали не соответствует этим данным, необходимо его отрегулировать вращением эксцентрикового регулировочного пальца, которым толкатель крепится к педали («Волга»), или ввертыванием (вывертыванием) толкателя, связывающего педаль с поршнем главного тормозного цилиндра, в вилку («Москвич»).


Таблица 6

* ( Регулировке не подлежит)

Для уменьшения свободного хода педали шток вывертывают из вилки, предварительно ослабив стопорную гайку, а для увеличения ввертывают.

Свободный ход педали у автомобилей ВАЗ регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала вместе с буфером при отвернутой контргайке. При регулировке зазор между полусферическим торцом толкателя и его опорной поверхностью в поршне главного цилиндра должен быть не более 1 мм, что соответствует ходу площадки педали около 4,5 мм.

Регулировка рабочей тормозной системы. В зависимости от износа тормозных накладок различают частичную и полную регулировку колесных тормозных механизмов. Частичную регулировку выполняют в процессе эксплуатации автомобиля при небольших износах накладок с помощью регулировочных эксцентриков, головки которых расположены на тормозных дисках с внутренней стороны колеса. Прежде чем начать регулировать рабочую тормозную систему, обязательно надо подложить упоры под колеса автомобиля.

Последовательность частичной регулировки тормозных систем автомобиля ГАЗ-21 «Волга»: поднять домкратом регулируемое колесо, проверить рукой, свободно ли оно вращается. При этом предварительно проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес;

вращая одной рукой колесо по ходу автомобиля, другой поворачивать ключом головку регулировочного эксцентрика передней колодки до тех пор, пока колодка не затормозит колесо;

затем медленно опустить эксцентрик настолько, чтобы регулируемое колесо могло свободно проворачиваться.

Аналогично регулируют и заднюю колодку с той лишь разницей, что колесо вращают назад. Последовательность регулировки остальных колес автомобиля такая же.

Тормозные системы автомобиля «Москвич-407» регулируют так же, как и автомобиля ГАЗ-21 «Волга», но при регулировке передних колес для приближения колодок к поверхности тормозных барабанов эксцентрики надо вращать против вращения колес, соответствующего движению автомобиля вперед, а при регулировке задних колодок задних колес — в сторону вращения колес.

На автомобилях «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140», ИЖ-21251 «Комби», ГАЗ-24 «Волга» и ЗАЗ-968 «Запорожец» постоянный и необходимый зазор между накладками тормозных колодок и барабанами поддерживается автоматическим устройством.

На автомобилях ВАЗ передние дисковые тормоза в процессе эксплуатации также не регулируют, так как номинальный зазор между накладками тормозных колодок и тормозным диском поддерживается автоматически в результате упругости уплотнительных колец и осевого биения тормозного диска. Задние барабанные тормоза по мере износа рабочих поверхностей и барабанов необходимо регулировать (рис. 63) при увеличении зазора между колодками и барабаном больше 0,1 — 0,15 мм.

Для установки необходимого зазора между накладками и барабаном необходимо прижать тормозные колодки к барабанам, нажав тормозную педаль, и вращением головок регулировочных эксцентриков 1 или 2 соответственно передних и задних колодок тормозов подвести их до соприкосновения с колодками и затем отпустить педаль. Далее повернуть головки регулировочных эксцентриков так, чтобы барабан регулируемого колеса не задевал за колодки при вращении.


Рис. 63. Регулировка зазоров между колодками и тормозными барабанами задних колес автомобиля ВАЗ-2101 ‘Жигули’

Чтобы проверить правильность регулировки рабочей тормозной системы, следует выжать тормозную педаль. Если приподнятое колесо резко затормозится или во время движения автомобиля одновременно затормозятся все колеса и после 5 — 10 км движения тормозные барабаны не нагреваются, значит тормозные механизмы исправны, регулировки выполнены правильно. Полную регулировку тормозных механизмов колес выполняют на СТО.

Читайте также:  Механизм для регулировки наклона парты

Регулировка стояночного тормоза. Необходимость этой регулировки возникает вследствие вытягивания тросов привода и естественного износа фрикционных накладок тормозных колодок задних колес.

Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 64) регулируют в следующей последовательности.


Рис. 64. Стояночный тормоз с приводом автомобиля ГАЗ-24 ‘Волга’: 1 — рейка; 2 — рукоятка; 3 — направляющая троса; 4 — кронштейн; 5, 6 и 11 — тросы; 7 — уравнитель; 8 — рычаг; 9 — тяга; 10 — ось

Рейку 1 привода стояночной тормозной системы надо установить на первый зуб (один щелчок запирающего механизма) и перемещать уравнитель 7 троса вдоль тяги 9 при помощи регулировочных гаек до тех пор, пока натянутся задние тросы 5 и 6. После этого тягу 9 необходимо затянуть контргайкой и установить рейку 1 в первоначальное положение.

Полное торможение задних колес должно происходить при вытянутой рукоятке тормоза не более чем на 2/3 полного хода (запирающий механизм должен сделать 2 — 4 щелчка).


Рис. 65. Натяжное устройство троса привода стояночного тормоза автомобиля ‘Жигули’

Стояночный тормоз (рис. 65) автомобиля «Жигули» регулируют при помощи натяжного устройства троса 1 следующим образом. Подтягивают рычаг стояночной тормозной системы вверх на два зуба сектора и, ослабив контргайку 3 натяжного устройства, подтягивают гайку 2 до натяжения заднего приводного троса. Затем, проворачивая поднятые задние колеса рукой, убеждаются в том, что накладки колодок не задевают за барабаны. Далее, установив автомобиль на небольшом уклоне, поднимают рычаг тормоза вверх на 3 — 4 зуба сектора и убеждаются в том, что автомобиль удерживается на месте. После этого затягивают контргайку натяжного устройства.

Стояночный тормоз автомобилей «Запорожец» (рис. 66) регулируют перемещением вперед кронштейна 9 рычага 1 привода стояночного тормоза. После регулировки проверяют ход рычага, который до полного затормаживания колес не должен превышать 4 — 5 щелчков. При использовании всей длины овальных отверстий 2 дополнительное натяжение троса 4 получают перестановкой ролика 3 на следующее отверстие 8 в рычаге.

Ход разжимного рычага 5 на щитке тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок 7 и автоматического их сдвига в сторону барабана. При большом износе накладок, когда эффективность действия тормозной системы не обеспечивается в результате указанных выше регулировок, рекомендуется переставить распорные планки 6 обоих тормозных систем на больший размер. Если после этого торможение происходит при перемещении рычага на 2 — 3 щелчка, следует отрегулировать тормозную систему при помощи кронштейна рычага или перестановки ролика 3.

Стояночный тормоз автомобиля Москвич-412″ (рис. 67) необходимо регулировать в таком порядке. Установить рукоятку 1 стояночного привода в крайнее переднее положение и навертывать гайку 2 на регулировочный наконечник 3 до тех пор, пока ход рукоятки не уменьшится до 120 мм. После этого сделать 5 — 6 сильных торможений и убедиться, что рукоятка после последнего торможения выдвигается из корпуса не более чем на 155 мм. Если длины регулировочного наконечника не хватает для получения требуемого натяжения тросов 5 и 6, следует снять уравнитель 4 тросов, перевернуть его на 180° и повторно отрегулировать. После регулировки проверить свободное вращение поднятых колес. При правильной регулировке тормозных механизмов колодки 7 и 9 не должны тереться о тормозной барабан 8. После пробега 5 — 10 км колодки не должны нагреваться.


Рис. 67. Стояночный тормоз автомобиля ‘Москвич-412’

Иногда может обнаружиться недостаточная эффективность стояночного тормоза (рис. 68) при правильной регулировке хода рукоятки. В этом случае надо отрегулировать положение разжимных рычагов в тормозных механизмах задних колес. Для этого необходимо установить рычаг 1 привода в крайнее переднее положение, отвернуть гайку 2 регулировочного наконечника 3, снять задний тормозной барабан 10 с автомобиля и убедиться в легкости передвижения разжимного рычага 7 под действием пружины 9 троса в крайнее заднее положение до упора в обод колодки. Затем отпустить на несколько оборотов гайку регулировочного эксцентрикового винта 5 оси разжимного рычага 7 и отрегулировать зазор, равный 4 — 6 мм, между наконечником 8 троса и ободом колодки 4 вращением эксцентрикового регулировочного винта 5, для чего отжать отверткой пружину 9 троса от разжимного рычага и придерживать его в переднем положении.

После выполнения указанных работ затянуть гайку эксцентрикового винта 5 разжимного рычага, удерживая ось от проворачивания отверткой. Если в результате указанной регулировки невозможно получить нужный зазор, надо воспользоваться другой парой прорезей в распорной планке 6, для чего перевернуть ее на 180° и вновь отрегулировать положение разжимного рычага.

Источник

Adblock
detector