Как отрегулировать сцепление на запорожце
Регулировки сцепления
Регулировка свободного хода педали сцепления. Показателем исправности привода и механизма сцепления является определенный свободный ход педали сцепления и рычага вилки нажимного подшипника. Свободный ход педали сцепления в миллиметрах, замеренный по центру ее площадки при помощи линейки (рис. 37), должен соответствовать для каждой марки автомобиля данным, приведенным ниже:
* ( Свободный ход рычага вилки выключения сцепления)
Рис. 37. Проверка свободного хода педали сцепления автомобилей при помощи линейки
Если свободный ход педали сцепления окажется меньше или больше указанных значений, то требуется его регулировка (рис. 38). Для этого у автомобиля ЗАЗ-968 «Запорожец» необходимо снять оттяжную пружину 8 и поворачивать рычаг 5 до тех пор, пока подпятник 6 не упрется в пяту 7 отжимных рычагов. При этом ход рычага 5 на конце (около штока рабочего цилиндра) должен быть не менее 5 — 6 мм, что соответствует зазору между пятой и подпятником 3 — 4 мм. Если указанный зазор меньше, то, придерживая ключом шток 2, следует отпустить контргайку 3 и, поворачивая регулировочную гайку 4, установить свободный ход штока 2 рабочего цилиндра 1 в пределах 5 — 6 мм, а затем затянуть регулировочную гайку 4 и надеть оттяжную пружину.
Рис. 38. Регулировка свободного хода педали сцепления автомобиля ЗАЗ-968 ‘Запорожец’
У автомобилей ВАЗ свободный ход педали сцепления можно проверить (рис. 39) следующим простым способом, установив автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Для проверки свободного хода педали сцепления необходимо установить большой палец левой руки на толкатель 2 (см. рис. 39,а) рабочего цилиндра 6, а указательным оттянуть вилку 3 к большому пальцу, преодолев полностью усилие пружины 1. Если при этом свободный ход вилки на толкателе будет 4 — 6 мм, значит регулировка не требуется. При необходимости свободный ход педали сцепления регулируется (см. рис. 39,б) гайкой 4 толкателя 2. Отвернув контргайку 5 при помощи гайки 4, увеличьте или уменьшите свободный ход толкателя так, чтобы минимальное отклонение вилки 3 выключения сцепления удерживаемой пружиной 1, было равно 4 мм, а максимальное 6 мм, и заверните контргайку 5.
Рис. 39. Проверка (а) и регулировка (б) свободного хода педали сцепления автомобиля ВАЗ
Регулировка свободного хода рычага вилки включения сцепления на автомобиле ВАЗ-2108 «Спутник» обеспечивается изменением положения нижней ветви троса 4 относительно кронштейна 2 (рис. 40).
Рис. 40. Проверка и регулировка свободного хода рычага вилки выключения сцепления автомобиля ВАЗ-2108 ‘Спутник’
Для регулировки хода рычага вилки необходимо ослабить гайки 3 и установить щуп 6 диаметром 1,5 мм в окошко поводка 1 троса так, чтобы он расположился между кромкой Б поводка и гнездом рычага 5 вилки выключения сцепления. Затем следует затянуть гайки 3 до устранения зазоров в приводе выключения сцепления. Потом необходимо вынуть щуп и проверить свободный ход рычага вилки выключения сцепления. Он должен быть 3,5 — 4,0 мм.
У автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412» при регулировке свободного хода педали сцепления (рис. 41) вначале проверяют свободное качание вилки 6 выключения сцепления при снятой оттяжной пружине 2 по перемещению соединительного пальца 5 в прорези вилки 4. При нормальном зазоре между подшипником выключения и пятой сцепления, равном 3,3 мм, палец 5 с вилкой 6 при покачивании ее рукой в горизонтальной плоскости должен передвигаться в прорези вилки 4 в пределах 5 — 6 мм. Если перемещение соединительного пальца меньше 5 мм, то толкающий шток 1 рабочего цилиндра надо укоротить, а если больше 6 мм, то удлинить. Длину штока 1 регулируют, ввертывая или вывертывая его резьбовой конец в вилку 4 с предварительным ослаблением контргайки 3, которая после регулировки должна быть надежно затянута, а оттяжная пружина 2 поставлена на место. Одновременно с регулировкой свободного хода педали обязательно проверяют ход штока 1 рабочего цилиндра во время полного нажатия на педаль. Ход штока должен быть не менее 19 мм. Меньший ход не создает полного выключения сцепления автомобиля и, кроме того, указывает на присутствие воздуха в системе гидравлического привода сцепления.
Рис. 41. Регулировка свободного хода педали сцепления автомобилей ‘Москвич-408’ и -412
У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» регулировка привода выключения сцепления (рис. 42) заключается в установке свободного хода наружного конца вилки 4 выключения сцепления, равного 3 — 4 мм. При таком свободном ходе устанавливается зазор 2,5 мм между подшипником 2 муфты 3 выключения сцепления и концами рычагов 1 выключения сцепления. Уменьшение в процессе эксплуатации свободного хода наружного конца вилки до 1,5 мм свидетельствует о недопустимом уменьшении зазора между концами рычагов и подшипником и о необходимости его регулировки. Регулировка заключается в изменении длины толкателя 6 рабочего цилиндра 8 сцепления при снятой оттяжной пружине 5 вилки и отпущенной контргайке 7. После регулировки надо установить на место оттяжную пружину и плотно затянуть контргайку. Полный ход наружного конца вилки должен быть не менее 17 мм. Если он (при полном ходе педали сцепления не менее 176 мм) меньше 17 мм, то это указывает на наличие воздуха в системе привода сцепления.
Рис. 42. Регулировка свободного хода педали выключения сцепления автомобиля ГАЗ-24 ‘Волга’ а — механическая часть привода; б — гидравлическая часть привода
При попадании воздуха в гидравлический привод выключения сцепления его необходимо прокачать.
Удаление воздуха из гидропривода сцепления. Удалять воздух из системы гидропривода сцепления рекомендуется в такой последовательности:
заполнить питательный бачок 9 (рис. 42,б) жидкостью до нормального уровня (10 — 15 мм ниже верхней кромки);
очистить от пыли и грязи клапан выпуска воздуха рабочего цилиндра 8, снять защитный колпачок 11 с головки 10 клапана и надеть на головку резиновый шланг из комплекта принадлежностей к автомобилю;
погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину, и резко нажимать на педаль сцепления 3 — 4 раза с интервалом 1 — 2 с и удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть на 1/2 — 3/4 оборота клапан выпуска воздуха. Под действием давления, созданного в системе, часть жидкости и содержащийся в ней воздух в виде пузырьков выйдет через шланг в сосуд с жидкостью;
плавно отпуская и резко нажимая на педаль сцепления, прокачивать систему до полного прекращения выхода из шланга пузырьков воздуха. Во время прокачки следует добавлять тормозную жидкость в питательный бачок, не допуская снижения уровня в нем более чем на 2/3 от нормального уровня;
удерживая педаль в нажатом положении, завернуть до отказа клапан выпуска воздуха, снять с его головки 10 шланг, надеть на головку клапана защитный колпачок 11, а также добавить в бачок жидкость до нормального уровня.
Жидкость, выпущенную из системы гидравлического привода сцепления во время прокачки, не заливайте в питательный бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя, так как в ней содержится воздух и грязь.
Следует помнить, что обращаться с тормозной жидкостью нужно осторожно, так как она ядовита. После выполнения работ с тормозной жидкостью необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
При правильно прокачанной системе гидравлического привода сцепления обеспечивается безударное включение первой передачи и заднего хода. Если при нажатой до упора педали сцепления имеется ударное включение передач, следует проверить и убедиться в исправности сцепления способом, описанным выше.
Источник
Очень нужна консультация по сцеплению ЗАЗ-968М.
— Можно, если не выработки в цилиндрах. Проверяется просто. Снимается поршень, с него кольца. Далее одним из способов:
1) вставляешь поршень БЕЗ колец в цилиндр посередине хода и пытаешься пошатать поршень;
2) вставляешь поршень БЕЗ колец, облитый маслом в цилиндр. Поршень под своим весом должен ПЛАВНО, медленно опускаться;
3) пощупать пальцами верхнюю часть цилиндра на глубине первого кольца. Если есть ступенька — то. точить. Как говорят мастера, в таких случаях точится на 2 размера.
Так что снимай агрегат, заодно и сцепление отлепишь :)))
: Двигатель прошел 96000 км. До этого ниразу не ремонтировался.
: Подскажите решение проблем.
:
: Павел
Так а если при выключенном движке включить передачу, движок заводится при выжатом сцеплении, хотя бы крутится, или машина едет? Если не едет, а движок крутится, то не залип.
От долгой стоянки могли раскиснуть резинки в гидравлике, ГЦС например перепускает и не создаёт давления, нужного для полного выжима сцепления.
: Можно ли его каким-нибудь образом отлипить от маховика не снимая двигатель?
Ну а если таки залип, то тремя ногами, в смысле педалями, можно попробовать сорвать: заводишься на передаче, едешь, разгоняешься, выжимаешь сцепление и тут же, не бросая газа, бьёшь тормоз. Хотя проще задние колёса вывесить, а не ездить на таком.
Если включить передачу, нажать на педаль сцепления и включить стартер, то машина едет. Значит залип диск.
: От долгой стоянки могли раскиснуть резинки в гидравлике, ГЦС например перепускает и не создаёт давления, нужного для полного выжима сцепления.
Рабочий цилиндр сцепления не течет. Шток выходин на значительное расстояние. С ним все нормально.
:
: : Можно ли его каким-нибудь образом отлипить от маховика не снимая двигатель?
:
: Ну а если таки залип, то тремя ногами, в смысле педалями, можно попробовать сорвать: заводишься на передаче, едешь, разгоняешься, выжимаешь сцепление и тут же, не бросая газа, бьёшь тормоз. Хотя проще задние колёса вывесить, а не ездить на таком.
Большое спасибо! Так и попробую. Спасибо. :))
Источник
Принцип работы механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Когда педаль отпущена, то ведомый диск 5 под воздействием нажимных пружин находится в зажатом состоянии между маховиком 4 и нажимным диском 6 и вращается вместе с маховиком двигателя. Ось с вилкой выключения 27 и выжимным подшипником 1 и педаль удерживаются при этом в крайнем заднем положении оттяжной и возвратной 24 пружинами .
В этом положении между выжимным подшипником 1 и пятой 10 есть зазор, которым определяется свободный ход наружного конца вилки сцепления, равный 2,4–3,4 мм.
Механизм сцепления: 1 — Подшипник выжимной в сборе; 2 — Манжета ведущего вала; 3 — Картер сцепления; 4 — Маховик; 5 — Диск ведомый в сборе; 6 — Диск нажимной в сборе; 7 — Болт маховика; 8 — Подшипник ведущего вала; 9 — Вал ведущий коробки передач; 10 — Пята; 11 — Рычаг; 12 — Регулировочный палец; 13 — Регулировочная гайка.
При нажатии на педаль сцепления автомобиля ЗАЗ-968М усилие от педали передается через толкатель поршню главного цилиндра и далее тормозной жидкостью по стольной трубке поршню рабочего цилиндра и через его толкатель и палец к оси 23 вилки выключения сцепления. Вилка 27, поворачиваясь с осью, перемещает выжимной подшипник 1 и упирает его в пяту 10. Дальнейшее перемещение пяты вместе с подшипником вызывает поворот отжимных рычагов 11 на упорных стойках.
Во время поворота отжимных рычагов, преодолев сопротивление нажимных пружин, пальцы 12 отводят от ведомого диска 5 нажимной диск 6. При этом передача вращения к коробке передач от двигателя прекращается.
Ось с вилкой и выжимной подшипник механизма сцепления: 1 — Подшипник выжимной в сборе; 14 — Звено соединительное; 15 — Полиамидная втулка; 16 — Обойма; 17 — Подшипник; 18 — Обойма проставки; 19 — Проставка из материала АГ НАМИ; 20 — Гайка; 21 — Стопорная шайба; 22 — Клин; 23 — Ось с вилкой; 24 — Возвратная пружина; 25 — Регулировочная шайба; 26 — Кольцо стопорное; 27 — Вилка выжима выключения сцепления.
Нажимной диск, при отпускании педали сцепления, приближается под действием нажимных пружин к ведомому диску и после того, как соприкоснется с ним, выпрямляет постепенно пружинные пластины ведомого диска 5, которые имеют волнистую поверхность, выключая плавно сцепление.
Толщина ведомого диска автомобиля ЗАЗ-968М при полном включении сцепления уменьшается из-за деформации пружинных пластин примерно на величину 0,5 мм в сравнении с толщиной диска, находящегося в свободном состоянии.
Источник