Меню

Как отрегулировать поплавок в газовом баллоне



Как отрегулировать поплавок в газовом баллоне

Так ли страшен газ на автомобиле, как его малюют?

Эта статья предназначена в основном для Диагностов, которым приходится брать в работу автомобили, оборудованные ГБО — как минимум, по неисправностям ЭСУД и бензиновой части. Так как уровень «прикручивальщиков» газобаллонного оборудования по стране пугающе низок, и в случаях неудовлетворительной работы двигателя они, как правило, умывают руки и отправляют к Диагностам.
Надеюсь, она поможет избежать печальных последствий при работе с автомобилем после горе-монтажников ГБО.
Хоть и работаем в относительно северной глуши, но есть очень много опыта и практики с различными установками ГБО со всей России. Нередко автовладельцы возвращаются с ГБО после отпусков, поскольку там немного дешевле. Да и в регионе зачастую руководствуются, к сожалению, только ценой при выборе исполнителя для установки ГБО.

Про настройки блока управления ГБО интернет завален и роликами, и статьями.
Но о грамотном подборе комплектующих ГБО, правильности монтажа электронной, подкапотной части, и самой вроде бы, на первый взгляд, простой, но влияющей на безопасность эксплуатации — баллонной части — практически ничего нет.

Рассмотрим очень опасные «сюрпризы», которые может преподнести неквалифицированный монтаж ГБО (LPG — Liquified Petroleum Gas — сжиженный газ (пропан-бутан)), что далеко не редкость!

Основной элемент, прямо влияющий на безопасность эксплуатации ГБО — это мультиклапан, который стоит на горловине баллона.

Существуют три вида:
— Класс «В». Без аварийного клапана сброса давления (фото 2) Запрещён к эксплуатации в России более 6 лет! Но нередко встречается — из-за цены.
— Класс «А». С аварийным клапаном сброса. Разрешён в России. Встречается чаще всех.
— Класс «Евро». Тот же класс А, дополнительно стоит электроклапан. Обязателен для Европы и, возможно, в ближайшее время будет обязателен в России (фото 1).

Клапан сброса давления необходим: в случае пожара баллон не разрывает, а происходит сброс порций газа по мере нагрева, при достижении давления более 27 атм. Но некоторые «умники», чтобы понизить себестоимость, продолжают покупать и устанавливать класс В.

Поплавок и регулировка.

Для понимания — на какой объём увеличивается жидкая фаза пропан/бутана при разнице в температуре и как повышается давление — при 80% и 90% заправки. При полной заправке расширяться некуда вообще! (рис 4)

Некоторые индивидуумы идут ещё дальше — убирают и вторую защиту, поплавок (рис 3).
Зачастую, не имея в наличии нужного типоразмера мультиклапана под определённый размер и тип баллона, и не имея стенда для настройки и проверки мультиклапана, поставив много раз и не угадав с отсечкой заправки баллона на 80% (20% пустоты должно оставаться для расширения жидкой фазы при перепадах температуры!), и наслушавшись от клиента «а почему мало влазит. «, не находят ничего умнее, как откусить или привязать поплавок в нижнем положении. Это, естественно, приводит к полной заправке баллона, что категорически ЗАПРЕЩЕНО и опасно!

В случае, если ещё и мультиклапан класса В (без аварийного клапана сброса давления), то когда автомобиль с полным баллоном:
— оставили на солнце (баллон внутри авто, под действием эффекта парника)
— заправили на морозе (-20-30) и загнали в тёплый бокс (+20)
Неминуемо произойдёт разрыв баллона, утечка и, при случайной искре — взрыв большого количества газа!

Встречаются ещё более «талантливые»: поставив мультиклапан класса А, но привязав поплавок, они с удивлением обнаруживают, что при полной заправке и перепаде температуры происходит сброс газа. И… не находят ничего умнее, как затянуть клапан сброса давления до упора, что опять же, при стечении обстоятельств, приведёт к разрыву баллона.

Специалист с большой долей вероятности визуально может определить какой мультиклапан, А или В, но невозможно догадаться без демонтажа и осмотра мультиклапана, что кому-то взбрело в голову затянуть клапан сброса.

Стенд для проверки. Разработка и исполнение Дмитрия Студеникова.

Есть ещё поле, где проявиться «гениям» (да, их немало и при установках ГБО под капотом, но они менее опасны).
На мультиклапане есть ещё и клапан скорости потока (скоростник). При аварии, в случае обрыва магистрали высокого давления от баллона к редуктору (которая устанавливается, как правило, под днищем), при потоке газа, превышающем рабочее происходит срабатывание клапана и запор потока. Конструктивно — пружина с шариком.
Когда чудо-мастера, не подумав, устанавливают мультиклапан с выходом 6 мм на мощный ДВС и при большом расходе на мощностных режимах клапан срабатывает, то они вместо замены мультиклапана на 8 мм (экономисты, блин), убирают клапан (ещё одну защиту). Естественно, в случае повреждения магистрали сработать будет нечему. Но их это не волнует, для них главное конкурентоспособная цена для привлечения клиента.

Очень много случаев, когда после первого осмотра, разъяснив клиенту все недочёты по монтажу, подбору и, главное, по грубым ошибкам монтажа, влияющих на безопасность, слышишь: «А меня даже не предупредили, про сколько заправлять, про перепады температур и прочее». Хотя он об этом и не должен думать, заправка до 80% при правильном монтаже происходит автоматически. Большинство просят о переделке и исправлении, но находятся и экстремалы/пофигисты, уезжающие со словами «ну как-то же я ездил 3 года».

Читайте также:  Блок питания для антенны с усилителем с регулировкой

Многие моменты коллегам-Диагностам, которые не работали с ГБО, незнакомы, поэтому опишу основные косвенные моменты, которые помогут избежать трагедии:

1. Выяснить у автовладельца общую вместимость баллона (сверить по табличке).
2. Выяснить, сколько обычно в него входит, когда и сколько заправил — то есть, насколько баллон заполнен. Если максимально полный объём — лучше не рисковать, особенно при существенной разнице температур на улице и в боксе.
3. Не особо верим тому, что сказал владелец. Сами знаете, некоторые путают следы, как дети-двоечники.
4. Визуально посмотрите на баллон и указатель уровня газа. Если заявлено, что в баллоне треть, половина или более, а уровень на 0, то поплавок явно зафиксирован (испорчен).
5. Если баллон выглядит раздутым или краска местами шелушится, это тоже один из признаков перезаправки и воздействия запредельного давления (фото 7.)

6. Через некоторое время после нахождения в тёплом боксе после мороза, по инею или конденсату на стенках баллона можно визуально определить, насколько баллон заполнен и можно ли оставлять его дальше в работе или на ночь в тёплом боксе (фото 8)

Читая курс «Диагностика, ремонт и обслуживание различных марок ГБО 4-го поколения на сжиженном нефтяном газе (пропан / LPG)» на VI конференции «Технологии авторемонта» от «Легион-Автодата», освещали и эти проблемы, и наивно полагали, что вопросы по «железу» быстренько проскочим и успеем про вроде бы сложное — диагностика, настройки. Зависли на вопросах по «железу».

Надеемся, что данная статья поможет коллегам лучше сориентироваться в возможных «сюрпризах» от прикручивальщиков ГБО и избежать возможных печальных последствий при работе.

Источник

Как правильно отрегулировать и установить мультиклапан на автомобиль с ГБО

Последнее обновление — 12 октября 2019 в 04:53

В процессе эксплуатации автомобиля на газовом топливе, рано или поздно могут происходить разные неисправности. Блок баллонной арматуры тому не исключение. Замена мультиклапана ГБО может потребоваться из-за поломок, а также по причине обновления оборудования на более современное и безопасное.

В данной статье мы расскажем, как происходит снятие старого механизма и установка нового мультиклапана в тороидальный и цилиндрический ГБО баллоны своими руками.

Возможные поломки узла и их причины

Основные неисправности, при которых может понадобиться ремонт, регулировка или замена блока клапанов газового оборудования:

  • баллон не заправляется или наполнение происходит медленно, не на весь объём;
  • утечка пропана, газ травит через мультиклапан или ВЗУ;
  • нет подачи топливо к редуктору (машина глохнет при переходе на газ).

Все перечисленные неполадки происходят по одним и тем же причинам:

  1. забился грязью клапан отсечки;
  2. завис поплавок;
  3. засорение заборника или его фильтра;
  4. нарушена резьба вентиля или сорвана на входном/выходном канале;
  5. заклинило, какой-либо из клапанов, из-за попадания стружки или крупного мусора;
  6. старение/износ пружин и РТИ (манжет, уплотнительных колец);
  7. трещина корпуса узла;
  8. неквалифицированная установка устройства.

Устранить некоторые неисправности мультиклапана ГБО, можно самостоятельно путём замены ремкомплекта, промывки/чистки вышедших из строя элементов.

Но в любом случае если принимается решение о ремонте или замене узла на новый, для его снятия предварительно необходимо провести дегазацию бака.

Как правильно стравить газ

Чтобы демонтировать газовую арматуру безопасно, самый правильный способ дегазации — израсходовать топливо из емкости до остановки двигателя. Если по каким-либо причинам этого не удалось сделать, а газа в баллоне осталось много, может быть только два способа.

  1. Стравить газ из баллона, открутив расходную магистраль и приоткрыв кран мульта.
  2. Когда имеется пустая запасная ёмкость (например, бытовой баллон), можно перелить пропан-бутан, тем самым сократить потери.

Для второго метода потребуется подходящий по длине газовый шланг и переходные штуцера с ёлочкой и хомутами. Если бак находится в багажнике, его обязательно нужно демонтировать. Снятый сосуд надо поместить вниз горловиной выше ёмкости для перекачки.

Здесь важно запомнить несколько правил:

  • следует найти безопасное место на открытом воздухе, вдали от огня;
  • соблюдать технику безопасности (не курить);

Однако задуть весь газ всё равно не получится. Остатки придётся спустить в атмосферу, выкрутив вентиль.

В случае присутствия электромагнитного клапана на механизме, нужно подать напряжение на его катушку. Кратковременно нажимая кнопку газ/бензин спустить газ. Способ долгий, так как будет срабатывать скоростной клапан.

Как снять мультиклапан

Отключить клеммы АКБ. Открутить заправочную и расходную магистрали. После демонтажа баллона или непосредственно на автомобиле равномерно ослабить все крепёжные винты арматуры. В качестве проникающей смазки можно использовать «WD-40».

Необходимо дождаться пока пары газа выйдут, затем полностью выкрутить крепеж. Удерживая механизм за крышку, аккуратно без рывков вынуть узел из горловины бака. Снятие мультиклапана ГБО удобнее делать, если заранее демонтировать катушку и датчик уровня топлива.

Как настроить мультиклапан ГБО

Подобрав арматуру к баллону, согласно маркировке, стоит убедиться, что заявленная заводская настройка мультиклапана соответствует указанным параметрам и требованиям техники безопасности:

  • наличие 20% пустого объёма бака для расширения газа после заправки;
  • корректная работа указателя уровня топлива;
  • забор горючего непосредственно со дна емкости.

По требованиям безопасности, наполнение пропан-бутаном должно быть на 80% от объёма баллона. Поскольку газ под влиянием температуры окружающей среды может расшириться и привести к разрыву емкости. Таким образом, при установке газового оборудования регулировка поплавкового механизма проводится с учётом этих условий.

Настройку лучше всего выполнять вне автомобиля, установив баллон на ровную горизонтальную поверхность. Если газовый бак новый проверить, что плоскость и резьбовые отверстия его горловины очищены от краски и неровностей, допущенных на заводе.

Читайте также:  Регулировка стеклопакета по горизонтали

На б/у ёмкости также нужно счистить остатки уплотнителя. В процессе очистки горловины частицы мусора могут попасть в бак. Их надо обязательно удалить.

Снять электромагнитную катушку с мультика (если таковая имеется). Затем плавно установить мультиклапан в горловину. На корпусе моделей Томасетто (Tomasetto) как правило, имеется стрелка и надпись «TOP», при установке она должна находиться положением вверх, строго перпендикулярно горизонту.

Убедиться, что заборник касается именно дна ёмкости, а не её стенок. Если это требование не подтверждается, аккуратно не переломив, выгнуть трубку нужным образом (в случае с металлическим заборником). В идеале сначала можно сделать макет из проволоки, по нему уже делать изгиб.

Точную регулировку, возможно, выполнить только в специальных условиях. Например, в разрезанном баке или сымитировав его.

Если получилось, так что трубка оказалась излишне длинной, можно укоротить её до нужного размера труборезом, если короткая, нарастить куском шланга/трубки. Ко всему прочему, нужно обязательно одеть на неё фильтр-сеточку до специального упора, при этом, чтобы не перекрыть трубку.

Далее настроить поплавок (путём подгибания штока) таким образом, чтобы в нижнем положении между ним и дном бака было 2-3 см. Это необходимо для соблюдения резерва (красная зона на кнопке ГБО 4 поколения). Если понадобиться, шток поплавка также можно укоротить

Теоретически при подаче давления газа, в верхнем положении поплавка, шток клапана отсечки должен выстреливать, блокируя подачу топлива, при этом в баллоне должны оставаться те самые 20% пустого объёма.

Проверить это и отрегулировать мультиклапан ГБО можно при помощи автомобильного компрессора с ресивером, подав сжатый воздух в заправочный канал механизма, до характерного щелчка отсечки. При этом сначала надо нащупать точку касания поплавком верха емкости и зафиксировать (привязать) его в этом положении. Главное не забыть после регулировки освободить стержень поплавка.

Регулировка мультиклапана ГБО видео:

Если нет под рукой сжатого воздуха, проще всего откалибровать механизм, можно сверяясь с положением стрелки указателя уровня топлива. Но этот метод менее точен.

Как ставить механизм (инструкция по установке)

Замена и установка мультиклапана в тороидальный баллон выполняется так же как и в цилиндрический. За исключением того, что цилиндрическую ёмкость ещё необходимо правильно смонтировать.

Чтобы по правилам это сделать нужно, воспользоваться строительным уровнем и линейкой угольником.

Важно помнить, что запрещается монтаж такого сосуда вниз горловиной.

После чего, аккуратно не сбив настройки, заводим устройство в горловину газового баллона. Наживляем шесть винтов в определённом положении. Предварительно на винты необходимо нанести смазку, установить новую уплотнительную прокладку в паз под крышку мультиклапана. Вкручиваем крепёж равномерно (звёздочкой). Финальную затяжку выполнить с усилием 5 Н*М.

Подключаем магистрали, катушку, датчик. После чего необходимо заправить автомобиль, примерно 10л пропана, проверить утечку газа мыльным раствором и работоспособность указателя уровня топлива. Если всё работает в штатном режиме, наполнить бак до отсечки, закрыть арматуру крышкой.

Установка мультиклапана в цилиндрический баллон видео:

Источник

Научите убогого регулировать поплавок в баке

Вообщем проблема такова: имеем баллон на 50 литров. На нем написанно, что полезный объем 40 литров. Так вот если через кран выпуска паровой фазы (вварен он у меня) газ стравить, то входит 43-44 литра. Если просто ездить, что больше 33-34 литров не входит. Я так думаю — причин может быть две. Или поплавок виноват или трубка забора газа не в самом низу.
Я пробовал ставить баллон как написанно в доке на мультик — чтобы ось мультика была под углом 45 гр от вертикали — не помогает.

Растолкуйте, плиз, по пунктам как его регулировать.

Да сам поплавок у меня как боченок из пластика и крутиться на своей оси.

Может это правда трубка до дна не достает и в баллоне всегда 10 (!) литров газа остается.

Ну я сам что-то запутался. Буду лета ждать.

P.S. А газовая (круглосуточная) заправка в двух кварталах от моего гаража (1,5 км). И там газ есть ВСЕГДА (база молоковозов, у них даже бензобаки сняты, они в теплых боксах стоят). А они каждый день ездят, да еще и вневедомственная охрана присосалась, так что проблем не будет, а в мое время (около часа ночи) всегда народу нет. Завидуйте!

1-2 литра маловато будет, не знаю коэфф. расширения жидкого газа, но чует мое сердце, что при повышении Т градусов на 15-20 (что на солнышке вполне возможно) баллон опять может стать полным жидкостью, не а дальше может и рвануть. Я у себя рсчитываю на аварийный клапан, главное чтобы когда он сработает никто с сигаретой рядом не стоял

Может кто-то сможет идентифицировать мой мультик и сказать какой угол для него правильный.

А остальные должны методом тыка :((
т.е. если уверен что отсечка ни при чём (т.е. поплавок работает нормально) то добиваешься чтобы заборная трубка была поближе к дну баллона.

Читайте также:  Установка регулировки руля на гранту

Если отсечка срабатывает рановато, то подгибаешь поводок поплавка чтобы сам поплавок оказался повыше. Помнишь как унитаз устроен? Всё то же самое.

Источник

Датчик уровня газа в баллоне ГБО

Большинство водителей, расход газа в баллоне определяют по пробегу автомобиля. Однако такой способ не всегда показывает правильные данные. Расход сильно зависит от различных факторов, например, манеры вождения, погодных условий, также возможна заправка меньшего кол-ва литров топлива на разных АГЗС и прочее. Как результат, газ в баллоне закончился раньше ожидаемого срока. Возникновение такой ситуации можно избежать, если датчик уровня газа в баллоне настроен и работает корректно.

Конструкция и принцип работы прибора

В состав датчика, измеряющего уровень газа в баллоне, входит:

  • поплавок;
  • чувствительный элемент;
  • мультиклапан.

Кдатчику уровня газа в баллоне подсоединяется кабель определенной длины для вывода информации на дисплей. Большинство моделей показывают цифровую индикацию, подсвеченную световыми лампочками. Основным предназначением прибора является измерения объема газа в баллоне.

Работа датчика уровня топлива газа основана на простом принципе. Специальный поплавок устанавливается в центре газового баллона. Положение поплавка зависит от степени наполнения резервуара. Чем меньше остается газа, тем быстрее поплавок опускается вниз.

На мультиклапане расположен индикатор газа, который следит за изменением расположения поплавка. Информация передается датчиком уровня газа в салон, на механизм переключения вида топлива.

Показания обрабатываются, определяется уровень топлива, на панели появляется сообщение об оставшемся объеме топлива. Водителю автомобиля, работающего на газе, основываясь на полученной информации, подключенного датчика уровня газа, остается принять решение, продолжать поездку на газовом топливе или переключиться на бензин. Зная уровень газа в баллоне, водителю легко рассчитать периодичность дозаправок.

Современные производители газобаллонного оборудования постоянно занимаются его модернизацией. Подвергся усовершенствованию и датчик уровня газа в баллоне. Цифровые, электронные указатели работают совершенно по другому принципу.

Излучатель сенсорного датчика устанавливается внизу газового баллона. Он не имеет связи с другими составляющими ГБО. Прибор мгновенно проводит расчет оставшегося уровня газа, данные показывает индикатор.

Некоторые конструктивные особенности

Газ для автомобиля, аналогично бензину, всегда имеет жидкое состояние. Конструкция поплавка в газовом баллоне аналогична бензиновому. Газовый баллон, отличается от бензобака, только высокой герметичностью. Он обязан выдерживать постоянное высокое давление. Поэтому взаимосвязь поплавка с датчиком уровня газа имеет некоторые особенности.

Специальный магнит располагается внутри корпуса мультиклапана. При изменении уровня газа, магнит начинает вращаться, приводя в действие стрелочный указатель. Принцип работы газовых приборов, аналогичен работе бензиновых датчиков. Это позволяет использовать в машине их комбинацию. Водитель может быстро перейти от одного топлива к другому, определить оставшийся объем газа или уровень бензина.

Разновидности газовых датчиков

Газовые системы, работающие на пропанобутановой смеси, классифицируются по нескольким важным показателям.

Сопротивление

В основном все приборы работают в диапазоне 90 Ом – 50 кОм. В свою очередь они подразделяются на двух или трех контактные системы. К примеру, резисторный датчик уровня газа wpgh-1 работает с сопротивлением 50 кОм. Он состоит из нескольких элементов:

Этот прибор работает как самостоятельный указатель. Он способен передавать информацию световому индикатору, показывающему уровень газа, оставшегося в баллоне.

Среди новейших разработок, большой популярностью пользуется ультразвуковой датчик уровня газа (Sigma). Этот прибор способен определить количество заправленного газа непосредственно на заправке. Он с легкостью контролирует остаток топлива в баллоне (точность – 1 литр). Крепление инновационного прибора осуществляется к днищу газового баллона. Ультразвуковой датчик не контактирует с газом, поэтому при установке не изменяется конструкция автомобиля, остается неизменной газобаллонная схема.

Салонные индикаторы

Водитель может использовать несколько видов таких приборов. Все зависит от индивидуальных предпочтений.

  • столбчатые светодиодные (в состав входит 4 и более светодиодов);
  • стрелочные аналоговые (используют для работы стрелочную индикацию).

На светодиодной панели находится одна красная лампочка и несколько зеленых (3-4). Если объем газа достигает критической отметки (5-10% общего объема), загорается красная лампочка. Если газ полность закончился, то водитель оповещается сильным звуковым сигналом. Автомобиль автоматически переходит на другое топливо. Шаг отображения не превышает 10 литров.

Как подключить датчик уровня газа

Производители комплектуют ГБО соединительным проводом и датчиком. Длина кабеля подбирается в индивидуальном порядке. Ее должно хватать для подсоединения к выводу баллона и панели индикации. Подключение датчика уровня газа выполняется строго по инструкции.

Чтобы цифровой датчик уровня газа нормально работал, необходимо, совпадение сопротивления датчика с сопротивлением переключателя топлива.

Для установки датчика используют мультиклапан (специальную нишу). Чтобы система работала нормально и стабильно, необходимо выполнить калибровку датчика уровня топлива, грамотно настроить сам мультиклапан.

Заключение

Независимо от поколения установленного ГБО, каждый водитель должен помнить, что датчик уровня газа показывает не совсем точную информацию. На этот показатель влияет очень много факторов:

  • модель прибора;
  • настройка;
  • поколение ГБО;
  • сезон;
  • вид баллона (цилиндрический, тороидальный). Обычно точность измерения топлива в тороидальном баллоне несколько ниже, чем у цилиндрического.

Но если установлен датчик низкого качества, то даже если исключить все искажающие факторы, получить корректные показания не сможет даже профессиональный мастер. Поэтому, устанавливать нужно только хороший прибор, выпущенный производителем, качество продукция которого, прошло проверку временем.

Источник

Adblock
detector