Меню

Как отрегулировать и чем сцепление мтз 1221



Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Сцепление трактора МТЗ-1221

Сцепление трактора МТЗ-1221 (рис. 1) — фрикционное, двухдисковое, постоянно — замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (корзина) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск сцепления (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов сцепления МТЗ-1221 служат вилки (14), закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Рис. 1. Сцепление трактора МТЗ-1221

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной (корзина); 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Сборка, разборка и регулировка муфты сцепления МТЗ-1221

Порядок снятия муфты сцепления с двигателя:

— Установите три технологических болта (М 12×40), завернув их в нажимной диск (4) через технологические отверстия опорного диска (7).
— Отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)).
— Снимите первый ведомый диск (2).
— Снимите средний диск (3).
— Снимите второй ведомый диск (2).

Разборка дисков сцепления (корзины) МТЗ-1221

Порядок установки муфты сцепления трактора МТЗ-1221 на двигателя:

— Установите шлицевую оправку в подшипник маховика.
— Установите первый ведомый диск (2) на оправку длинным концом ступицы к маховику (1).
— Установите средний диск (3) в пазы маховика.
— Установите второй ведомый диск (2) на оправку коротким концом ступицы к маховику.
— Установите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)) на пальцы маховика с втулками (14), закрепите гайками и выверните технологические болты.
— Отрегулируйте положение отжимных рычагов (6).

Регулировка положения отжимных рычагов

— Вворачивая или отворачивая регулировочные гайки (9) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм.
— После регулировки рычагов установите стопорные пластины (10).
— Снимите оправку.

Корпус сцепления МТЗ-1221

В корпусе сцепления трактора МТЗ-1221 расположены приводы независимого ВОМ, насоса ГНС и насоса гидросистемы трансмиссии. Ведущий вал (2, 9) привода независимого ВОМ, установленный на двух подшипниках (5, 6), имеет два зубчатых венца. С меньшим зубчатым венцом находится в постоянном зацеплении шестерня (16) привода независимого ВОМ, с другим венцом (9) — шестерня (20) привода насоса гидросистемы трансмиссии и ГНС.

Привод насоса гидросистемы трансмиссии трактора МТЗ-1221 осуществляется от ведущего вала (2, 9) через шестерни (20, 26, 25). При включенной муфте сцепления крутящий момент
от ведомых дисков сцепления через вал (1), втулку (8) передается на первичный вал КПП.

Корпус сцепления МТЗ-1221

1 — силовой вал; 2, 9 — вал ведущий привода ВОМ; 3 — кронштейн отводки; 4,7 — манжеты; 5, 6,17, 18, 23, 27 — подшипники; 8 — втулка шлицевая; 10 — вал ведомый ВОМ; 11 — подшипник; 12 — прокладка; 13, 15 — крышки; 14 — болт; 19, 26 — вал-шестерня; 20 — шестерня привода насосов ГНС и трансмиссии; 21 — гайка; 22 — ось; 24 — кольцо стопорное; 25 — вал-шестерня; 28 — корпус

Привод сцепления МТЗ-1221

Привод сцепления трактора МТЗ-1221 предназначен для управления муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления — гидростатический с
подвесными педалями, гидроусилителем.

Привод сцепления МТЗ-1221

1 — бачок; 2 — пружина; 3, 17- болт; 4, 8, 14, 18, 27, 42 — гайка; 5, 15, 43 — вилка; 6, 16, 34, 44- палец; 7 — педаль сцепления для прямого хода; 9,12, 31, 32 — толкатель; 10 — главный цилиндр
для прямого хода; 11 — маслопровод; 13 — чехол; 19 — главный цилиндр для реверса; 20 – педаль сцепления для реверса; 21, 25 — трубопровод; 22 — кран; 23 — поршень; 24 — рукав гибкий;
26 — опора; 28 — защитный колпачок; 29 — перепускной клапан; 30 — цилиндр рабочий; 33, 40 — кронштейн; 35 — шплинт; 36 — шайба; 37 — крышка; 38 — поршень; 39 — гидроусилитель; 41 — тяга;
45 — рычаг; 46 — шланг; 47 — оттяжная пружина.

Читайте также:  Регулировка дпдз паджеро спорт

Привод состоит из главных цилиндров (10) и (19), подвесных педалей (7) и (20), крана (22) (для автоматического переключения с режима работы трактора на прямом ходу на режим
реверса или наоборот), рабочего цилиндра (30), гидроусилителя (39), рычага (45), бачка (1), соединительных трубопроводов и маслопроводов.


Главный цилиндр сцепления МТЗ-1221 (1221-1602610)

Гидроусилитель (39) проточного типа предназначен для снижения усилия на педалях (7) и (20) в процессе выключения муфты сцепления МТЗ-1221. Он соединен маслопроводом (11) со сливным потоком масла насоса-дозатора ГОРУ, а шлангом (46) – со сливом в бак ГОРУ. В режиме прямого хода во время нажатия на педаль (7) тормозная жидкость из главного цилиндра (10) поступает через трубопровод (25) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода (21).

Далее тормозная жидкость поступает через рукав гибкий (24) в рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30), перемещая толкатель (31). Толкатель (31) воздействует на толкатель (32) гидроусилителя (39), в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги (41), поворачивающей рычаг (45), связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.

В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль (20) тормозная жидкость из главного цилиндра (19) поступает через трубопровод (21) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее левое положение и закрывает вход трубопровода (25).

Регулировка управления сцеплением МТЗ-1221

Регулировка зазора между поршнем и толкателем (9) главного цилиндра (10):

— при помощи регулировочного болта (3) и вилки (5) установить исходное положение педали (7), выдержав размер «Б»;
— отрегулировать зазор между толкателем (9) и поршнем главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (10) при помощи вилки (5). При этом перемещение педали (7) от исходного положения до момента касания толкателя (9) в поршень, измеренное по центру чехла педали, должно составлять размер «Г»;
— затянуть гайки (4, 8), зашплинтовать палец (6);

Регулировка зазора «К» между поршнем и толкателем (12) главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (19) :

— снять чехол (13);
— расконтрить толкатель (12);
— ввернуть толкатель (12) главного цилиндра (19) в вилку (15), выдержав размер «Е»;
— затянуть гайку (14) и надеть чехол (13);
— путем вворачивания и отворачивания болта (17) для обеспечения зазора между толкателем (12) и поршнем главного цилиндра (19) установить свободный ход педали (20), измеренный по центру чехла, в размер «Д»;
— затянуть контргайку (18);

Регулировка зазора «Л» между толкателем (31) цилиндра рабочего (30) и толкателем (32) гидроусилителя (39):

— снять рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30) с кронштейна (33), вынув палец (34);
— в цилиндре (30) установить толкатель (31) в крайнее правое положение до упора в крышку;
— установить цилиндр (30) до соприкосновения без усилия в толкатель (32) гидроусилителя (39) и путем вворачивания или отворачивания опоры (26) совместить отверстия опоры и кронштейна (33), после чего ввернуть опору (26) на 1/2 оборота, установить палец (34);
— затянуть контргайку (27) и зашплинтовать палец (34);

Регулировка свободного хода отводки муфты сцепления трактора МТЗ-1221:

— снять две оттяжные пружины (47);
— отсоединить тягу (41) от рычага (45), вынув палец (44);
— расконтрить вилку (43);
— переместить тягу (41) вправо до упора поршня (38) гидроусилителя (39) в крышку (37), повернуть рычаг (45) против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку (43), совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на 5. 5,5 оборотов (размер «М») и соединить с рычагом при помощи пальца (44);
— затянуть гайку (42), зашплинтовать палец (44), надеть две оттяжные пружины (47).

Читайте также:  Как отрегулировать двери балконного блока

Источник

Сцепление МТЗ-1221 — назначение, состав, запчасти

Из чего состоит сцепление трактора МТЗ-1221, запчасти (рис. 10)

Ведущей частью муфты сцепления МТЗ-1221 является маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7). Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Как происходит управление сцеплением МТЗ-1221.2

Выключение сцепления производится педалью сцепления (1) (рис. 11) через рычажную передачу (1),(8),(5), отводку (18) (рис. 10) и выжимной подшипник (17). Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 11) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 10). Пружина сервоустройства (10) облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении сцепления.

Управление сцеплением МТЗ-1221.2 (рис. 11)

Как происходит управление сцеплением МТЗ-1221 В-2

Включение сцепления производится педалью (1), (рис. 12), действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления. Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу педали. При отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12). Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое (см. рис. 11). Управление сцеплением реверсивного МТЗ-1221 (рис. 12)

Для управления сцеплением используется гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой. Выключение сцепления производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) давит на толкатель гидроусилителя (6) и перемещает его, обеспечивая выключение сцепления так же, как и для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении. В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидросистемы КПП. Как отрегулировать свободный ход педали сцепления МТЗ-1221.2

Для регулировки свободного хода педали сцепления:
— Расшплинтуйте и выньте палец (2), отсоединив тягу (5) от рычага (1).
— Ослабьте контргайку (4).
— Вывинтите болт (8) так, чтобы стержень педали (6) переместился вверх до упора в пол кабины.
— Поверните рычаг (1) в направлении против часовой стрелки до упора, то есть когда выжимной подшипник касается выжимных рычагов.
— Вывинчивая вилку (3), совместите отверстия в вилке и рычаге (1) и затем ввинтите вилку в тягу (5) на 5. 5,5 оборотов (то есть укоротите тягу).
— Соберите рычажную передачу педали сцепления в обратной последовательности.
— Убедитесь в том, что педаль сцепления без проблем возвращается до упора на участке свободного хода педали. В противном случае, отрегулируйте усилие пружины сервоустройства (7) с помощью болта (8) или измените положение кронштейна (9), повернув его относительно оси болта крепления.

Как отрегулировать свободный ход педали сцепления на реверсе МТЗ-1221 В-2

— Расшплинтуйте и снимите палец (2);
— сдвиньте чехол (11) и ослабьте контрогайку (10);
— вращением вилки (9) толкателя (6) главного цилиндра (8) установите свободный ход педали (1) по подушке в пределах 4,5…9,5 мм от крайнего верхнего положения (упора) до касания толкателя (6) поршня (7). Это соответствует зазору между сферической головкой толкателя и углублением в поршне в пределах 1…2 мм;
— вытяните контрогайку, установите и зашплинтуйте палец;
— проверьте уровень тормозной жидкости в полости главного цилиндра, который должен быть на 10…15 мм ниже верхнего торца корпуса главного цилиндра. Если необходимо, долейте до уровня;
— прокачайте систему гидростатического привода, выполнив следующие операции:
— снимите защитный колпачек (23) (рис. Д-11а) клапана (24) и наденьте на головку клапана трубку, опустив свободный конец трубки в сосуд с тормозной жидкостью «Нева-М»;
— нажмите несколько раз на педаль (1), и удерживая ее нажатой, отвинтите клапан на 1/4 оборота, выпуская пузыри воздуха в сосуд;
— затяните клапан и отпустите педаль. Повторите операции до полного удаления воздуха;
— снимите трубку, наденьте колпачок, долейте тормозную жидкость. Наденьте чехол.

Читайте также:  Русская правда пространная редакция регулировала кровную месть следующим образом

Как смазать подшипник отводки сцепления МТЗ-1221-2

— Снимите пробку с левой стороны корпуса сцепления.
— С помощью шприца произведите 4-6 нагнетаний смазки «Литол-24» через масленку, ввинченную в корпус отводки для смазки выжимного подшипника.
Не нагнетайте лишнюю смазку, т.к. избыточная смазка будет накапливаться внутри корпуса сцепления и может попасть на те поверхности, где ее не должно быть.

Неисправности сцепления трактора МТЗ-1221 и способы их устранения

Что делать, если муфта сцепления не передает полного момента («буксует»)

Возможно отсутствует зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами — «муфта полувыключена» (недостаточный свободный ход педали сцепления). Нужно отрегулировать зазор.
Возможно неполное включение муфты сцепления (рычаг сцепления не возвращается в исходное положение) при отпускании педали сцепления из-за нарушения работы управления сцеплением. Выявить и устранить причину.
Либо изношены накладки ведомых дисков трактора МТЗ-1221. Необходимо заменить накладки или ведомые диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков из-за попадания масла в сухой отсек — так же одна из причин. Найти и устранить причину попадания масла в сухой отсек.
Недостаточное усилие нажимных пружин (усадка пружин при длительном буксовании и перегреве муфты). Замените нажимные пружины.

Что делать, если муфта сцепления выключается не полностью («ведет»)

Одна из причин — увеличен зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами (большой свободный ход педали сцепления). Отрегулировать зазор.
Недостаточный по полноте ход рычага сцепления при полном выжиме педали сцепления. Нужно обеспечить полный ход рычага сцепления и соответственно ход поршня гидроусилителя при полном выжиме педали сцепления.
Отжимные рычаги неравномерно прилегают к выжимному подшипнику. Отрегулируйте положение отжимных рычагов.
Повышенное коробление ведомых дисков. Проверьте торцевое биение накладок ведомого диска относительно наружного диаметра шлиц ступицы. Норма — не более 0.8 мм на радиусе 165 мм. Если невозможно выправить, диски под замену.
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала трансмиссии. Зачистить шлицы, обеспечив свободное перемещение дисков на валу трансмиссии.
Разрушен подшипник опоры вала трансмиссии в маховике. Заменить подшипник.

Что делать, если рычаг сцепления не возвращается в исходное положение при отпускании педали сцепления.

Нет зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе. Отрегулировать.
Нет зазора между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя. Провести регулировку.

Заклинивает поршень главного цилиндра на реверсе (не возвращается в исходное положение) из-за разбухания манжеты и уплотнительного кольца, что приводит к перекрытию компенсационных отверстий.

Одна из причин — применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного топлива. Нужно прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Тяжелое перемещение поршня гидроусилителя. Заменить гидроусилитель.
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на реверсе. Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на реверсе и удалить воздух из системы.
Потеря упругости оттяжной пружины. Заменить пружину.

Что делать, если нет полного хода рычага сцепления при выжиме педали сцепления

Вероятно отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе. Нужно отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя. Отрегулировать.
Есть воздух в гидравлической системе управления сцеплением МТЗ-1221-2 на реверсе. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Малый уровень тормозной жидкости в бачке гидравлической системы на реверсе. Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра на реверсе.
Нарушение герметичности рабочих полостей главного и рабочего цилиндров из-за повреждения, износа манжет или уплотнительного кольца. Заменить манжеты или уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах, если они изношены. Проверить нет ли на зеркале главного и рабочего цилиндров заусенцев, неровностей или раковин.
Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему. В таком случае нужно подтянуть соединения, заменить поврежденные детали.
Засорение отверстия в поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через уплотнения. Прочистить отверстие.
Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения. Заменить трубопроводы.
Утечка масла через уплотнительные кольца гидроусилителя. Заменить уплотнительные кольца в гидроусилителе.
Нет усилия на педали сцепления на реверсе. Наличие воздуха в гидросистеме. Изношены манжеты и кольцо в главном и рабочем цилиндрах. Заменить манжеты и уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах.
Рукав гибкий увеличивается в объеме, раздувается, удлиняется — нужно заменить рукав гибкий.

Источник

Adblock
detector