Меню

Как надо регулирует плуг



Как правильно настроить плуг на мотоблоке? Пашем просто, быстро и легко.

Став счастливым обладателем мотоблока той или иной марки мы сталкиваемся с проблемой выбора плуга и сопутствующих элементов для проведения вспашки своих участков огородов и полей. Весна — жаркая пора для всех людей не равнодушных к земле, теме экологичного питания, дачников и огородников. Как сделать труд легче, приятнее и полезней? В данной статье речь пойдет об правильной настройке плуга, выборе сцепки, работе над своими ошибками. Все по порядку:

Как человек проживающий в сельской местности с детства наблюдал за работой тракторов в полях. Плуг — чего тут удивительного, подумал я когда отправился за покупкой данного навесного к своему мотоблоку Агат с двигателем 6,5 л.с. В специализированном магазине выяснилось что не все так просто. Вариантов плугов множество — в зависимости от мощности мотоблока. Выбор был сделан по совету продавца, спорить я не стал, т.к. в этом не было смысла. Далее последовала сопутствующая покупка сцепки (на тот момент представлял это одним целым)

Установив данное навесное оборудование на мотоблок ринулся в путь с гаечными ключами в руках для регулировок. Первый раз в жизни пашем землю — экспериментальный заезд. Конечно проводил консультации с соседями и знакомыми людьми. Советы в стиле: «поставь мотоблок на кирпич, два пальца под пяткой, угол атаки. » Все эти советы казались простыми, это и пугало. Приходилось наблюдать за работой мотоблочников при вспашке — все в поту, толи толкают мотоблок, то бегут за ним — без сил, рук и ног. На первых порах мне казалось что именно так и выглядит пахота на мотоблоке. Но все это было результатом неправильной настройки плуга.

Постараюсь простым языком рассказать и поделиться опытом по правильной настройке сцепки и плуга, при которой вы с легкостью справитесь с любыми объемами по вспашке на мотоблоке любой марки. Понимание этого пришло по прошествии одного сезона — не нужно ни куда спешить.

Первое: Плуг пашет в положении строго перпендикулярно плоскости земли, эту регулировку проводим после первого и последующих проходов, так как колесо уходит в колею. Все просто — как на фото:

Второе: Что такое угол атаки? Это то, на сколько глубоко плуг войдет в грунт прежде чем его пятка — нижняя часть займет положение параллельно линии движения. Чем больше угол атаки тем глубже колея, больше отвал, выше грядка))) Это самая распространенная ошибка — слишком большой угол атаки на легкий и слабый мотоблок — результат больные руки и спина у того кто им управлял. Дополнительно можно воспользоваться грузами, но при этом увеличивается нагрузка на ось и двигатель — не перестарайтесь, все в разумных пределах. На фото схематично обозначил линиями:

В третьих: Ошибка при которой мотоблок стремится убежать то в лево , то в право. Если взглянуть на мотоблок с верхней точки, то сцепка должна находиться в положении строго перпендикулярно оси мотоблока. Понять это просто — представьте вы плывете на лодке — как вы рулите? Догадались — здесь все по тому же принципу. Схематично обозначил линиями на фото:

Если соблюдать все эти правила по регулировке плуга, то работа будет в радость, мотоблок вам в помощь, а не в нагрузку.

Но все эти регулировки бессмысленны — если сцепка низкого качества. И это самая главная ошибка! Выбираем качественную, надежную — крепкую сцепку, чтобы быстро и с легкостью проводить регулировки, при этом надежность креплений не должна подвергаться сомнению в момент работы плугом.

На фото сцепка черного цвета — надежно зарекомендовала себя — приличная толщина металла, не гуляет в местах креплений, резьбовые соединения не срывает👍

На фото сцепка красного цвета — удовлетворительного качества — гнется, гуляет, резьба на регулировочной шпильке сбивается.👎

Источник

Настраиваем мотоблок с плугом для вспашки.

С наступлением осени для большинства огородников начинается сезон отвальной вспашки. Можно много дискутировать по поводу ее необходимости, но традиционное сельсое хозяйство в средних широтах не обходится без этой операции.

Работа с плугом на мотоблоке является одной из самых сложных и энергозатратных. Залогом успеха для качественной вспашки огорода является качественная настройка агрегатов мотоблока.

Именно об этом я хочу рассказать вам в данной статье.

В первую очередь необходимо схематично представить, как движется в колее мотоблок при выполнении операции вспашки. Разобраться в этом нам поможет следующая схема.

Исходя из этой схемы, мы можем увидеть, что плуг наклонен сторону относительно вертикальной оси, он не находится перпендикулярно плоскости почвы. Также, хотя этого не видно на схеме из рисунка, регулируется угол атаки плуга. Еще одна регулировка — глубина вспашки.

Читайте также:  Регулировка газа для гбо 4 поколения

Для того чтобы выполнить эти регулировки, нам понадобиться регулируемая сцепка для мотоблока и, собственно, сам плуг.

Расскажу вам процесс сборки и регулировки агрегатов на примере мотоблока Салют 100 в комплекте со сцепкой липецкого завода и плугом того же производителя шириной захвата 220 мм.

Сначала общие рекомендации. Вспашку удобнее осуществлять на широкой колее мотоблока. Я, в основном, пользуюсь резиновыми транспортными колесами, в редких случаях, когда не позволяет погода, используя металлические грунтозацепы.

Для крепления сцепки к скобе мотоблока используем жесткое крепление на 2 пальца. Это позволит добиться ровного прохождения и не разбить отверстия сцепного устройства.

Для регулировок навесного оборудования я использую несколько силикатных кирпичей. Конкретно под регулировку плуга необходимо пять кирпичей (два под левое колесо и два под подножку мотоблока и один под правое колесо). Ширина силикатного кирпича по стандарту составляет 12 сантиметров, а высота 9 см.

При вспашке почвы мотоблок движется не ровно в плоскости — одно колесо находится на поверхности невспаханной земли, другое колесо находится в канаве (борозде), оставленной плугом. Чтобы при регулировке обеспечить мотоблоку именно такое положение, под левое колесо мы кладем два кирпича, под правое один. Каким образом класть кирпичи решать вам, если необходима глубина вспашки около 25 см кирпичи необходимо класть на ребро, так как каждый кирпич на ребре даст 12 см, в сумме с двух кирпичей можно получить глубину 23 – 25 см, если необходима вспашка на глубину около 17-20 см, то достаточно положить кирпичи стороной в 9 см, 2 кирпича обеспечит глубину 17-20 см.

Для обычных сельскохозяйственных культур осенняя вспашка вполне достаточна именно на такие глубины.

Для того чтобы при регулировке обеспечить ровное положение мотоблока относительно горизонтальной плоскости, то есть плоскость, мотоблока должна быть параллельна плоскости поверхности почвы, подкладываем под переднюю опору (подножку) 2 кирпича той же высоты, что и под левое колесо (либо 18, либо 24 см).

Так как при вспашке некоторая часть земли от плуга сваливается обратно в борозду, колесо идет не настолько глубоко в борозде. Поэтому под правое колесо подкладываем 1 кирпич на высоту 9 см, это обеспечит компенсацию положении колеса.

Итак, мотоблок установлен для регулировок. С помощью подставленных кирпичей мы выбрали необходимый угол наклона мотоблока в сторону пашни и добились ровного положение в продольной плоскости.

Следующий этап — установка, регулируемой сцепки на мотоблок. Устанавливаем сцепку в скобу и фиксируем ее двумя сцепными пальцами.

После того, как сцепка установлена на мотоблок, необходимо установить на сцепку сам плуг. Крепим плуг 2 винтами сцепки так, чтобы он в таком положении стоял на земле. Это регулировка по высоте – глубине вспашки почвы.

Закрепляем опорный винт сцепки и регулировочный винт сцепки на плуге, но не затягиваем их.

Итак, плуг установлен, можно приступать к регулировке.

Первым делом регулируется угол отклонения плуга от перпендикулярной оси (наклон плуга). Это необходимо для обеспечения правильного движения плуга вдоль борозды при наклоненном мотоблоке.

Данная регулировка производится при ослабленных винтах регулировки наклона сцепки относительно сцепного устройства. Ослабив оба винта, поворачиваем плуг так, чтобы он на наклоненном мотоблоке стоял перпендикулярно плоскости почвы. Далее затягиваем оба регулировочных винта в этом положении.

Следующий этап регулировки — это регулировка угла атаки. В идеальных условиях полевая доска плуга должна идти параллельно плоскости земли. Чтобы этого добиться, ставим плуг так, чтобы он опирался всей полевой доской на почву, при этом вращая регулировочную тягу сцепного устройства до нужного угла.

Как только добились нужного результата, затягиваем регулировочные гайки на регулировочный тяге. Далее затягиваем опорный винт, сцепки и регулировочный винт, регулировочный тяги.

Мотоблок с плугом после этих настроек готов к работе. Далее при прохождении первых борозд можно немного скорректировать угол атаки плуга в зависимости от условий и типа почвы. Если плуг не лезет в почву — увеличиваем угол атаки, если наоборот лезет вглубь и мотоблок начинает буксовать – уменьшаем угол атаки регулировочной тягой.

Помните, что первые две три борозды не являются показательными, так как углы выставлены на работу в борозде, а первый проход по ровному грунту невозможно заглубить достаточно.

При нормальных настройках агрегатов вспашка происходит ровно, без прикладывания излишних усилий на руль мотоблока, не должно быть сильной пробуксовки. Глубина вспашки от нижней точки борозды до поверхности необработанной почвы должна быть примерно одинаковой.

Даже если пахать ночью)

Так же если пашете на резиновых колесах, не забывайте проверять давление в шинах. Подробнее об этом здесь

Источник

Полезная информация

Плуг – это специализированное орудие, которое используется для распахивания плотной почвы перед посадкой различных сельскохозяйственных культур. Его основная задача – переворачивание верхнего плодородного слоя, разрыхление земли и удаление укоренившихся сорняков. Рассмотрим, как отрегулировать плуг, чтобы он работал максимально эффективно, и как подготовить его к полевым работам в новом сезоне.

Читайте также:  Как регулировать браслет шамбала

Регулируем инструмент

Рабочими элементами плуга являются нож, разрезающий землю, корпус, к которому крепятся основные детали, и предплужник, рыхлящий почву и переворачивающий ее в борозду. В некоторых моделях также присутствует почвоуглубитель, позволяющий производить вспашку на глубину до 30 сантиметров, и углосним, отделяющий верхнюю часть почвенного пласта и подающий его на дно борозды. К вспомогательным элементам относят опорные колеса, раму с навесным оборудованием и прицепное устройство.

Качество вспашки напрямую зависит от формы плуга, а также от правильности его настройки. Рабочая поверхность формируется лемехом и отвалом. Он перемещается по полю при помощи трактора или другой сельскохозяйственной техники, подрезая верхний слой почвы, поднимая его и подавая на отвал. Затем земля сдвигается в сторону, переворачивается, крошится и подается в борозду. Движение почвы происходит за счет лемешно-отвального механизма, установленного под определенным углом к создаваемой борозде.

По конструкции плуги делятся на пять категорий:

  1. Культурные, предназначенные для рыхления легких почв и борьбы с травяным покровом.
  2. Рухадловые цилиндрические, которые используют на тяжелых почвах и целине.
  3. Винтовые, позволяющие качественно переворачивать верхний слой земли.
  4. Полувинтовые, предназначенные для работы на легких почвах.
  5. Универсальные, подходящие для любых поверхностей.

Чаще всего в сельском хозяйстве применяют полувинтовые и культурные модели, которые обеспечивают качественное крошение почвы. Первые подходят для работы на целине или на залежной земле, с плотным травяным покровом. Вторые используют для распашки старопахотных или ранее обработанных участков. Во время подъема земли плуг постоянно стремится сдвинуться в сторону за счет возникновения бокового давления. Чтобы это не происходило, применяют полевую доску. Она увеличивает опорную поверхность устройства на почву и снижает воздействие боковых нагрузок.

Для чего необходима настройка

Общая подготовка и настройка оборудования позволяют сократить расходы топлива на 20–30%, уменьшить трудозатраты и время вспашки, улучшить характеристики почвы и повысить урожайность участка. Первым делом проводится подготовка трактора к работе с плугом. Необходимо выровнять давление в шинах, установив минимально допустимые значения. Следует также изучить, как выглядит след от сельскохозяйственной техники, которая будет работать с плугом. Обычно на ней применяют колеса с шириной профиля около 60 сантиметров. Чтобы придать технике лучшую проходимость и увеличить маневренность, многие владельцы сельхозтехники увеличивают переднюю колею. Однако из-за этого проявляется несовпадение с задними колесами. Это приводит к возникновению проблем при движении трактора по борозде: он двигается наискось и вспахивает поле неравномерно.

Чтобы не возникало дисбаланса, рекомендуется укоротить подъемные штанги до максимально возможного уровня. Проконтролируйте их длину: она должна быть одинаковой, иначе получится перекос и качество пахоты снизится.

Внимание! Затягивать штанги нужно максимально туго, чтобы они поднимали плуг до граничного значения. Это увеличит маневренность техники и уменьшит радиус поворота трактора.

Выставление нижних тяг

Правильно настроенные нижние тяги должны подниматься к раме в рабочем положении, тогда как их стабилизаторы остаются свободными, что позволяет ножу входить в почву под действием силы тяжести. Когда производится поднятие устройства, тяги фиксируют его в заданном положении, чтобы оно не загребало землю при развороте трактора. Добиться того, чтобы во время вспашки плуг не уходил в сторону, можно регулировкой нижних фланцев. Их фиксируют по направлению к борозде. Посмотрите на корпус сверху: правильно выставленные тяги должны образовывать трапецию, а не прямоугольник, то есть сходиться к трактору.

Если подъемный вал у техники небольшой, то при монтаже нужно следить за тем, чтобы нижние фланцы не блокировались ограничителями сельхозтехники. Если они соприкасаются, то нож не углубится в почву на заданную глубину (обычно это 25–27 сантиметров). Учитывайте, что чем выше прикреплены тяги, тем на большую глубину входят ножи и улучшается линия буксировки, но при этом снижается высота поднимания устройства при развороте. Если при пахании тяги стремятся вниз, то нужно изменить точки навешивания: большинство современных плугов позволяет это сделать.

Расположение опорного колеса

Для облегчения перемещения устройства по земле и для равномерного распределения его массы по поверхности поля служит опорное колесо. Оно может устанавливаться сзади плуга, посередине или ближе к трактору. У каждого способа есть достоинства и недостатки. Например, при фиксации позади оператору легче контролировать глубину врезки ножей и снижается давление на ведущие колеса, но появляются трудности с обработкой краев поля. При переднем или среднем расположении обрабатывать кромки проще, но сложнее выставить правильную глубину для ножей.

Внимание! Устанавливать посередине или в начале плуга нужно укрепленное колесо. Стандартное может не выдержать высокого давления и лопнуть во время работы.

Настройка ширины захвата

У современных плугов общего назначения имеется возможность регулировки ширины захвата при помощи гидравлической системы. Обычно такие агрегаты приобретают крупные сельхозпроизводители, работающие на разных типах почв. Имеется также возможность настройки ширины механическим способом: для этого нужно зафиксировать крепежные болты в других позициях. Это несложная процедура, которая занимает 15–20 минут, но многие фермеры предпочитают работать на стандартных настройках, просто увеличивая скорость вспашки. Подобное решение сложно назвать разумным. Дело в том, что при увеличении скорости движения трактора резко увеличивается расход топлива — он сжигает на 20 процентов солярки больше, а это повышает расходы на обработку земли. Как следствие, снижается рентабельность производства. Если скорость вспашки превышает 10 км/час, то качество обработки земли значительно падает, а износ рабочей поверхности ножа увеличивается почти на 400%. Конечно, купить запчасти для плуга сегодня не проблема. Однако при работе на легких почвах благоразумнее не повышать скорость обработки, а просто увеличить ширину захвата. На устройствах с гидравлическим управлением обычно имеются конечные ограничители, которые не дают лопастям раздвинуться дальше граничных значений. После расширения нужно обязательно настроить опорное колесо, чтобы не нарушалось равновесие системы. Его устанавливают параллельно с полевой доской. При заднем расположении опоры регулировать ничего не нужно.

Читайте также:  Кто регулирует закон о рекламе

Настройка глубины вспашки

Многие фермеры устанавливают максимально возможную глубину вспашки, считая, что обработанная таким способом земля будет более плодородной, но это мнение не соответствует действительности. Увеличение глубины приводит лишь к увеличению расхода дизтоплива. Так, заглубление двухкорпусного плуга на глубину в 7 сантиметров приводит к увеличению потребления горючего на 30%, а 10 см – на 40%. Оптимальной глубиной вспашки считается 25–27 сантиметров, поэтому вам нужно добиться именно этих значений.

Чтобы настроить глубину, необходимо пропахать полосу достаточной длины. Настройку проводят только по вспаханной земле. При регулировке трактор должен двигаться под определенным наклоном, именно так, как он едет при вспашке. Для этого и нужна вышеописанная полоса. Установите трактор на ее начало, после чего при помощи блока гидрорегулировки выставьте рекомендуемую глубину заглубления ножей. Зафиксируйте опорное колесо на заданной высоте, чтобы оно не болталось в воздухе. Выставьте плуг так, чтобы он находился параллельно земле, без наклонов вправо-влево или вперед-назад.

В случае фиксации опорного колеса на двух шпинделях, их нужно располагать под одинаковым углом, чтобы не возникало перегрузок. Затем следует провести контрольную вспашку и проконтролировать заглубление ножей. В случае если используется заднее опорное колесо, то его можно использовать для тонкой настройки глубины вспахивания. Когда нужный параметр будет достигнут, тягу укорачивают на один оборот, чтобы распределить часть веса на трактор МТЗ и снизить нагрузку. После регулировки высоты необходимо выставить угол наклона устройства. Придерживайтесь следующего правила: плуг во время вспашки должен быть под углом в 90 градусов к вспахиваемой поверхности. Чтобы его выставить, используйте регулировочные шпиндели, проворачивая их на равное количество оборотов.

Внимание! Если производится вспашка поля с наклоном, то можно придать плугу небольшой уклон в сторону вершины. При использовании широких колес угол может быть больше. Суммарный наклон не должен быть больше 7 градусов – превышение приведет к перерасходу топлива.

Контроль передней борозды

После проведения регулировки трехкорпусного плуга можно приступать к пробному вспахиванию небольшого участка. Изучите качество вспашки, проверьте, как формируется первая борозда и куда прикладывается тяговое усилие. Первый параметр регулируется при помощи внешнего запора, второй – внутренним. Настройка проводится в зависимости от конструкции устройства, поэтому изучите рекомендации производителя. Следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Правильно настроенный агрегат производит вспашку равномерно. Первый нож поднимает такой же пласт по размеру, как и последний. Допускаются отклонения в несколько сантиметров, но не больше 5–7. Если начальная борозда будет шире, но на поле будут образовываться неровности и валы, мешающие проходу сельхозтехники и ухудшающие качество посевов.
  2. Регулировку проводят при помощи тяг. Уменьшение верхней приводит к тому, что первый нож глубже опускается в землю и создает больший вал. Вращайте вал до тех пор, пока не добьетесь равномерного заглубления.

Затем отрегулируйте точку приложения тягового усилия. Именно от нее зависит сила сопротивления, которая влияет на тягловую технику. Неправильно заданная точка может стать причиной, почему не пашет плуг, а также повысить расход дизтоплива на 15–25%. Ее регулируют путем изменения угла между рамой и навесным оборудованием. Нужно добиться того, чтобы при движении технику тянуло в сторону уже распаханного участка. Добиться этого можно путем смещения верхней тяги по направлению к целине, а не к обработанному участку. За счет этого снижается нагрузка на полевую доску и уменьшается сопротивление земли. Но тяга не должна отходить чересчур сильно, иначе произойдет обратный эффект: трактор перестанет сдвигаться в сторону пашни, а борозда не будет формироваться или полностью разрушаться.

Источник