Меню

Как государство регулирует строительные организации



Правовое регулирование строительной деятельности

Юридическое сопровождение в строительстве

Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:

  • проектирования;
  • согласования проектной документации;
  • получения разрешительной документации и оформления земельных правоотношений;
  • инженерных изысканий;
  • непосредственного осуществления строительно-монтажных, отделочных работ;
  • сдачи-приемки и ввода возведенного объекта в эксплуатацию.

Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации

Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ);
  • Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ);
  • законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ;
  • законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
  • ГОСТами и СНИПами, перечисленными в постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…» от 26.12.2014 № 1521.

ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).

Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

  • к подготовке и утверждению территориального планирования;
  • утверждению документации по планировке территории;
  • техническому регулированию в области градостроительной деятельности;
  • ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;
  • другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

О мерах поддержки строительного бизнеса из-за коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ

Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.

Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.

С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:

  • техническим заказчикам;
  • генподрядчикам;
  • при выполнении работ за счет средств фондов капремонта;
  • выполнении работ по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

Членство в СРО не нужно:

  • при выполнении субподрядных работ;
  • подрядчику при стоимости работ менее 3 млн руб. (даже если они выполняются в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ);
  • для организаций с государственным участием;
  • при осуществлении функций строительного контроля;
  • при возведении некапитальных объектов.

То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).

Какие договоры применяются в строительстве

Основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон в данной отрасли, несомненно, следует назвать договор подряда. Он достаточно жестко регламентирован гл. 37 ГК РФ. Подробнее о нем читайте в нашей статье «Договор подряда на выполнение строительных работ — образец».

Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.

Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:

  • договор участия в долевом строительстве, договор освоения территории (закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • контракт на выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закон № 44-ФЗ);
  • договор на выполнение работ с государственными корпорациями и др. субъектами (закон № 223-ФЗ);
  • договор на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа (закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ).

В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Читайте также:  Регулировка оптики на форд фокус 2

Источник

Государственное регулирование строительной области

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.11.2018 2018-11-02

Статья просмотрена: 2351 раз

Библиографическое описание:

Волохо, М. С. Государственное регулирование строительной области / М. С. Волохо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53519/ (дата обращения: 10.11.2020).

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанными с государственным регулированием в различных областях. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса государственного регулирования в строительной области. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также отечественного опыта.

Ключевые слова: строительная область, регулирование, строительство, государственное регулирование, государство, нормативно-правовые акты.

Строительная отрасль, как и любая сфера экономической деятельности, требует надлежащего контроля со стороны государства. Данные меры необходимы для защиты интересов сторон в этом аспекте правоотношений. Строительный рынок является одним из самых крупных источников дохода государства. Каким же образом государство оказывает правовое влияние на строительную отрасль экономики?

Регулируя деятельность строительной отрасли, государство осуществляет реализацию своих управленческих функций. Таким образом, с целью развития экономики в стране, оно синхронизирует частные и общественные интересы субъектов правоотношений в сфере строительства.

Законодательной базой предусмотрены нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность субъектов строительной отрасли. Они обязательны к исполнению, в противном случае, для нарушителей предусмотрены санкции (финансового или административного характера). [1]

Государство оказывает своё влияние на следующие аспекты строительной отрасли:

– политика ценообразования в условиях рыночной экономики;

– установление норм и требований к техническому оборудованию, которое используется в процессе строительства;

– контроль за оплатой субъектами налогов, оформлением разрешений на строительные работы и другой документацией;

– контроль за тем, чтобы строительство не оказывало негативного воздействия на экологическую среду.

Данные меры направлены на улучшение качества объектов, которые возводятся в процессе строительства. Также, они способствуют развитию экономики государства.

Осуществление контроля со стороны государства особенно важно для достижения прозрачности и законности сделок, совершаемых субъектами в сфере строительства. Таким образом, производится снижение численности правонарушений в этой отрасли экономики. [2]

Если строительной компанией были совершены какие-либо нарушения действующих регламентированных норм, касающихся этой сферы экономики, государство в лице соответствующих исполнительных органов имеет полномочия для применения к ней санкций административного или финансового характера. К примеру, подрядчика могут лишить лицензии на занятие строительной деятельностью или наложить на него обязательства по выплате крупного штрафа. Также, возможно занесение правонарушителя в специальный реестр исполнителей, которые были замечены в несоблюдении норм действующего законодательства, касающихся строительной отрасли.

Таким образом, государство осуществляет и сопутствующие профилактические меры воздействия, позволяющие предотвратить совершение повторных правонарушений в будущем.

В ходе строительства различных сооружений и зданий, предусмотренных для дальнейшей эксплуатации, очень важно соблюдать все нормы на стадии разработки проекта инженерами. Каждый проект утверждается на законодательном уровне. Начало строительных работ без получения соответствующего разрешения от органов местного самоуправления невозможно.

Со стороны государства принимаются меры, которые предотвращают возникновение чрезвычайных ситуаций в процессе строительства. В данном случае, очень важно осуществлять тщательный контроль за соблюдением техники безопасности.

На данный момент, функционируют специализированные органы исполнительной власти, которые осуществляют надзор за деятельностью субъектов строительства. Они контролируют все этапы возведения сооружений (начиная разработкой проекта здания и заканчивая завершением строительных работ). Если в процессе строительства были нарушены установленные законом нормы, то эти органы исполнительной власти определяют степень тяжести проступка и меру наказания, а также, приводят её в действие.

На государственном уровне осуществляется контроль за территориальным планированием размещения объектов строительства. Это гарантирует рациональное использование земельных участков, отведённых под застройку.

Строительная отрасль представляет собой сложную многоуровневую систему экономической деятельности, которая требует контроля со стороны государства.

Государственные органы также совершают капиталовложения в строительную отрасль производства. Кроме того, они осуществляют регулирование внешней политики с целью привлечения инвесторов. Это позволяет развивать рынок недвижимости и, соответственно, стимулировать приток средств в государственную казну. [3]

Строительному экономическому рынку необходим контроль со стороны государства, в противном случае, снизится спрос на реализацию проектов, а цены на услуги соответствующих подрядчиков возрастут, что нанесёт существенный удар по бюджету страны.

Также, государство осуществляет контроль за сферой жилищного строительства. Это позволяет сделать приобретение недвижимости в единоличное пользование для его субъектов.

Разработанная система контроля государством за строительной отраслью не является совершенной. Для достижения более высокого уровня эффективности регулирования общественных отношений в этой сфере экономики, необходимо учесть актуальные проблемы современного рынка недвижимости.

Прежде всего, следует предпринять меры, которые позволят оказывать большее влияние на ценообразование услуг в строительной отрасли. Также, необходимо осуществлять более тщательный контроль за сопутствующей документацией, соблюдением всех норм, установленных законодательством. [4]

Читайте также:  Когда новорожденные начинают регулировать свою температуру тела

Таким образом, в условиях современного строительного рынка, контроль со стороны государства является необходимым. Это предоставит возможность предотвращения нарушения норм техники безопасности, неправильного составления документации и других правонарушений в этой сфере экономики. Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов (как персональных, так и публичных) субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.

  1. Маркова С. В. Экономические аспекты правоохранительного воздействия на развитие региональных строительных комплексов / Маркова С. В.// Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 1.
  2. Зелинская М. В., Мортова А. В. Развитие региональных экономических систем под воздействием трансформации отношений корпоративной собственности в регионе. Монография. — Краснодар, 2016.
  3. Зелинская М. В., Пронин Е. С. Направления повышения эффективности государственного управления. В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. -2015. — С. 107–110.
  4. Каменецкий М. И. Развитие строительного комплекса / Под.общ.ред. Р. М. Нуреева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С.221–240.

Источник

Государственное регулирование в строительстве

Строительный сектор нуждается в государственном регулировании и контроле со стороны уполномоченных структур. Благодаря этому удается удерживать строительную сферу на плаву, избегая брака в процессе возведения сооружений, а также грубого нарушения законодательства при распределении земельных участков. Вопрос только в том, как осуществляется правовое и техническое регулирование? Какие органы берут на себя подобные обязательства? Какова социология взаимоотношений государственных органов и подотчетных структур? В чем роль саморегулируемых организаций? Эти и другие вопросы будут затронуты в статье.

Виды регулирования и его особенности

За последние годы на государственном уровне была сформирована целая система контроля в сфере жилищного строительства, а также производственного сектора. При этом можно выделить следующие формы и методики государственного контроля:

  • Регулирование в техническом секторе.
  • Государственный контроль со стороны уполномоченных структур. Как вариант – госстройнадзор (ГСН).
  • Организация экспертизы на государственном уровне. Здесь речь идет о проверке техдокументации проектной документации в строительстве. К этой же категории стоит отнести проверки, касающиеся экологической сферы.
  • Предоставление разрешения на возведение объекта, а также на его ввод при обязательном ведении реестра. Благодаря такой фиксации, правовое и техническое регулирование, которое осуществляют уполномоченные органы и структуры, проходит на более высоком уровне.
  • Регулирование образования цены и составления сметной документации при строительстве.

Государственные органы – не единственные в вопросе контроля сферы строительства. Различные объекты контролируются и со стороны негосударственных структур, которые имеют влияние на качество стройматериала, уровень предоставляемых услуг в рассматриваемом секторе и так далее. Что касается задач, которые берут на себя негосударственные органы, то здесь стоит выделить:

  • Экспертиза проектных документов (актуально как для жилищного, так и для производственного сектора).
  • Строительное регулирование (контроль). Эту работу берут на себя специальные органы, осуществляющие строительство объекта. В роли такой организации может выступать заказчик, застройщик или подрядная структура (при наличии договора подряда).
  • Возможности саморегулируемых организаций (СРО), которые также имеют право выдавать допуски для ведения строительства, готовить бумаги по будущему проекту, а также осуществлять правовое и техническое регулирование, составлять реестр.

Варианты и особенности государственного регулирования

Как показывает практика, большая часть участников строительства и клиентов саморегулируемых организаций не до конца представляют особенности и нюансы организации каждого из рассмотренных ответвлений. Есть только общее понимание, что определенные объекты требуют согласования, внесения в реестр и так далее. Но в чем особенность каждого из типов государственного контроля? С этими моментами разберемся предметно:

1. Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль. Задача уполномоченных структур – организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач – контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели – защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.

Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора. При этом задача государства – стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.

Читайте также:  Регулировка клапанов на пизаре

Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых – общность функций. К последним стоит отнести:

  • Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
  • Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегламента.
  • Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
  • Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.

Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.

2. Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны. Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так. Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.

Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом. При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. При этом проверке поддается правовое и техническое поле – проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.

Главные цели контроля – достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям – системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.

Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

3. Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.

Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.

Стоит отметить, что правовое регулирование этого вопроса проводится весьма жестко – ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.

4. Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач – снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций

В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.

Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.

Источник