Меню

Как государство регулирует экономику труда



Государственное регулирование рынка труда

Основные цели государственного регулирования рынка труда:

1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду.

· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.

· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

К основным формам активной политики относятся:

· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;

· организация переобучения и переквалификации безработных;

· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;

· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;

· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:

· регистрация лиц, ищущих работу,

· определение пособия по безработице,

· организация системы его предоставления,

· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).

Классификация методов государственного регулирования рынка труда:

I. По форме воздействия:

1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,

2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:

Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного — на спрос.

II. По характеру воздействия:

4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).

III. По содержанию:

2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).

3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.

Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Читайте также:  Регулировка раздатки камаз 65111

Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

Продукт Количество Цена за единицу
Отчетный год Базисный год
А 5,0 4,0
В 4,0 3,0
С 25,0 20,0

Вариант расчета индекса потребительских цен:

Темп роста цен в этом случае составит 26%.

Причины инфляции:

1. Бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии, что ведет к несоответствию между количеством денег в обращении и товарной массой.

2. Финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии или инвестиции, не приводящие к увеличению реального выпуска. Например, милитаризация экономики приводит к увеличению платежеспособного спроса без соответствующего товарного покрытия.

3. Особенности структуры современного рынка, являющегося в значительной степени олигополистическим. Монопольная рыночная власть может приводить к поддержанию длительного несоответствия между AD и AS, ограничивая последнее посредством препятствия проникновения в отрасль новых производителей и/или ограничения собственного выпуска.

4. Инфляционные ожидания. Они закладываются и в цены товаров, и в заработную плату, и в потребительское поведение. Ожидания могут привести к резкому повышению спроса по сравнению с предложением и к соответствующему росту цен.

5. Импорт инфляции через внешнеэкономические каналы. Чем больше открытость экономики, тем выше вероятность импортирования инфляции.

В реальной экономической жизни наблюдается комбинация тех или иных инфляционных факторов, зависящая от конкретных экономических условий.

Источник

Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия

Воздействие государства на функционирование рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки в экономике (товарные и ресурсные) взаимосвязаны. На функционирование рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.

Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения:

Ø союзов работодателей.

Законодательно устанавливаются: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы (не всегда и не для всех); коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения по привлечению к труду детей, подростков, бе­ременных женщин и т.д.

Законы страны обычно запрещают дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных договоров, регулируют деятельность профсоюзов, в частности, содержат перечень профессий, представителям которой не разрешается участвовать в забастовках. Государство с помощью иммиграционного законодательства регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах национального рынка труда.

Государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с помощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения. Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, к примеру, с меньшим риском инвестировать в человеческий капитал, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство может предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информационную асимметрию и снижать трансакционные издержки. На трудовые отношения могут повлиять меры государственного административного воздействия на другие рынки, например, при антимонопольном регулировании, установлении режима функционирования естественных монополий, ограничении или запрете импорта тех или иных товаров.

Весьма разнообразны и меры экономического регулирования трудовых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные рынки. Огромная роль принадлежит политике занятости, которую государство осуществляет с помощью специально созданных для этого организаций, призванных оказывать поддержку безработным, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве и т.п. В России подобные функции выполняет Федеральная государственная служба занятости населения.

Государство может увеличить количество рабочих мест, используя для этой цели средства государственного бюджета, за счет которого содержится общественный сектор. Финансируя армию, полицию, фундаментальные научные исследования, природоохранные мероприятия, увеличивая число чиновников, государство создает рабочие места в общественном секторе.

Государство предоставляет общественные блага с помощью не только общественного, но и частного сектора — через систему государственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в тех отраслях, которые получают государственные заказы. Например, если государство хочет повышать квалификацию и уровень подготовки государственных служащих, вузы, осуществляющие подготовку и повышение квалификации чиновников, получат соответствующий госзаказ, позволяющий, в частности, увеличить спрос на труд преподавателей.

Читайте также:  Светильники напольные с регулировкой яркости

Важную роль для общества в целом и системы трудовых отношений в частности играет система социальной защиты населения. Ее организация вызывает немало споров, а последствия достаточно противоречивы. Разного рода трансферты и субсидии способствуют уменьшению индивидуального предложения труда граждан и снижению их трудовой активности. Они опасны усилением иждивенческих настроений людей, в той или иной степени способных к трудовой деятельности.

Таков прямой эффект, хотя возможен и противоположный — косвенный эффект. Субсидии предоставляются для конкретной цели и ведут к росту спроса на определенные товары и услуги, увеличивая тем самым спрос на труд, связанный с их производством. Например, субсидирование медицинской помощи отдельным гражданам вызовет увеличение спроса на лекарства и медицинские услуги. Трансферты не имеют целевого назначения, но их получатели также направят средства для приобретения каких-либо товаров и услуг, увеличивая спрос на них в тех или иных сегментах потребительского рынка.

Воздействие на рынок труда оказывают и те субсидии, которые получают не граждане (домохозяйства), а фирмы. Эти субсидии могут быть направлены на реализацию разных экономических или социальных целей, например, на привлечение к активной трудовой деятельности инвалидов.

Существуют субсидии, специально направленные на стимулирование занятости. Они бывают двух видов:

Ø субсидии найма (работодатель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь принятого работника);

Ø субсидии занятости (в расчете на всех занятых).

В обоих случаях субсидия увеличит спрос фирмы на труд, так как при любом уровне заработной платы она сможет нанять больше работников.

Субсидии найма и занятости, успешно используемые в развитых странах, позволяют согласовывать экономические интересы общества, работодателей и слабоконкурентных слоев трудоспособного населения. Действительно, как побудить фирму брать на работу инвалидов, людей, пострадавших от войн и национальных конфликтов, бывших заключенных? Призывы или административное давление в этих случаях бесперспективны. Государство должно брать на себя часть расходов и рисков, связанных с их наймом. В то же время российский опыт показывает, что нельзя забывать об опасности проникновения криминала в те сферы экономической деятельности, где участники имеют те или иные льготы (свободные экономические зоны, предприятия, использующие труд инвалидов).

Особую роль играют меры государственного регулирования, направленные на стимулирование спроса и предложения на рынке труда. Так, снижению спроса на труд препятствует жесткая регламентация поведения работодателей при увольнении персонала, но эффективность подобных мер часто невелика, к тому же они вызывают побочные эффекты. Например, в России широко практикуются срочные трудовые контракты, временная работа, часто в обход требований трудового законодательства. Немалые сложности существуют в отношении испытательного срока, который по закону не может превышать трех месяцев (при согласии профсоюза он может быть продлен до шести месяцев). С одной стороны, организация не может устанавливать его для лиц моложе 18 лет, выпускников учебных заведений и инвалидов, что ставит ее в сложное положение и вынуждает искать различные способы обхода данного ограничения. С другой стороны, некоторые работодатели постоянно используют все новых работников на условиях испытательного срока (за очень низкое вознаграждение), который разрывается в самом конце без объяснения причин. Эффективный механизм обжалования подобного поведения отсутствует.

Международный опыт показывает, что если увольнение работника для фирмы сложно и дорого, это помогает уже занятым сохранять рабочие места, но затрудняет набор новых работников, особенно постоянных. Известно, что в 1990-е гг. в России преобладали увольнения по собственному желанию, но истинные причины могли быть иными. «Добровольность» нередко была вынужденной из-за высоких издержек увольнения для предприятий, разнообразными способами подталкивающих работников к подаче заявления об уходе.

Возможности государства влиять на предложение труда (индивидуальное, профессиональное, отраслевое, региональное, совокупное) связаны с определением границ трудоспособного возраста, продолжительности рабочего времени, порядка оплаты труда занятых по совместительству и на договорных условиях, масштабов вознаграждения особых видов труда, условий занятости и оплаты труда лиц пенсионного возраста, миграционной политики и т.д.

Источник

Как государство регулирует экономику труда

Научный руководитель – старший преподаватель Панина Г.В.

Читайте также:  Как отрегулировать размер экрана по вертикали телевизора

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова,

Роль государства в регулировании рынка труда

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства — труда. Рынок труда играет центральное место в рыночной экономике, поскольку является решающим фактором общественного воспроизводства.

Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.

Государственное регулирование рынка труда представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Можно выделить две основные формы государственного регулирования рынка труда:

— прямое (программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; по социальному страхованию безработицы, направленная на подготовку и переподготовку рабочей силы);

— косвенное (правительственное законодательство, налоговая политика правительства, денежно-кредитная политика и.т.д.)

Деятельность государства на рынке труда должна заключаться в регулировании заработной платы, занятости, режима труда.

Государственные органы (законодательные, исполнительные, правоохранительные и др.) должны выработать такие условия, которые делали бы для бизнеса выгодным создание и усовершенствование рабочих мест в соответствии с возрастающими потребностями в них населения (таблица 1).

Таблица 1 — Государственное регулирование рынка труда с учетом этапов экономического развития страны [3].

Этапы экономического развития

Стратегия государственного управления рынком труда

Основывается на модели выживания: активные действия на спрос на рабочую силу, повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики, поддержка рабочих мест и их активное создание в «новых» отраслях. Главные задачи: поддержка социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы повышения эффективности производства: (1) активные мероприятия на рынке труда с использованием гибких форм занятости и найма, (2) соблюдение прав работодателей свободно управлять наймом рабочей силы и ее увольнением

Депрессия

Поддерживает сбалансированность рынка труда на основе:

-анализа и прогнозирования развития спроса на рабочую силу;

-планирования развития профессионально-квалификационной и других структур предложения рабочей силы.

Оживление, подъем

Направлена на: (1) поддержание продуктивной модели занятости на рынке труда; (2) регулирование спроса, предложения рабочей силы и ее цены с учетом перспектив социально-экономического развития страны

Роль государства как субъекта отношений на рынке труда двояка. С одной стороны, государство — выразитель общенациональных интересов, гарант соблюдения трудового законодательства и институт смягчения внутренних рыночных противоречий, негативных последствий работы свободного рыночного механизма. С другой стороны, государство — это самостоятельный субъект на рынке труда, как работодатель, преследующий свои интересы, но в рамках общенациональных. Доля государственного сектора в экономике развитых стран, в частности на рынке труда, достаточно велика — от 20 до 80%, что делает его еще более регулируемым и контролируемым. Однако слишком сильное вмешательство государства в рыночный механизм ведет к его частичному разрушению: трудовые и социальные гарантии негативно отражаются на мобильности труда и трудовой мотивации, а контролируемая заработная плата способствует развитию инфляции.

Государство на рынке труда может выступать не только как работодатель на государственных предприятиях, инвестор финансирующий крупные проекты и программы развития, но и как разработчик определенных «правил игры», регулятор интересов сторон, посредник при переговорах на рынке труда между его субъектами (рисунок 1).

Рисунок 1 — Государственное регулирование рынка труда

Таким образом, государство должно поддерживать активную политику на рынке труда, которая нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место, путем создания обучения, переподготовки, содействия самозанятости и индивидуальной трудовой деятельности.

1 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. — М.: Издательство МГУ, 2004. — 368 с.

2 Айткужин Р.С. Роль государства в регулировании рынка труда // Банки Казахстана. — 2012. — №4. — С. 43-48.

3 Можаров В. Рынок труда в РК в 2009-2011 годах: состояние и тенденции развития // Труд в Казахстане. — 2011. — №10. – С.13-15

4 Абуева Г.А. Государственное регулирование занятости // Транзитная экономика. — 2010. — №3. – С.34-38

Источник

Adblock
detector