Меню

Институт духовной сферы общества призванный регулировать



ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Читайте также:  Электронная регулировка частоты вращения перфоратор

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

ГИА по обществознанию

Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 1

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием. 2

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов:

Экономические институты:

  • собственность;
  • рынок;
  • деньги;
  • заработная плата и т.д.

Политические институты:

  • государство;
  • суд;
  • армия;
  • политические партии и т.д.

Духовные институты:

  • наука;
  • образование;
  • воспитание;
  • моральные нормы и т.д.

Институты в сфере семьи:

Типы функций социальных институтов

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым;
  • Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля);
  • Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;
  • Транслирующая функция — передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям;
  • Коммуникативная функция — распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
  • социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);
  • социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);
  • социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;
  • социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д. 4
Читайте также:  Петля 270 градусов регулировка

Источник

Духовные социальные институты

Понятие социального института в духовной сфере

Духовная сфера жизни общества включает:

  • духовное производство (создание духовных идей и ценностей);
  • духовное воспроизводство;
  • распределение духовных идей и ценностей;
  • потребление духовных идей и ценностей.

Духовное производство составляет «сердцевину» каждого духовного социального института:

  • института науки;
  • института религии;
  • института культуры и искусства и т.д.

Духовное производство с социологической точки зрения рассматривается как институционализированная духовная деятельность определенных групп людей (художников, ученых, деятелей церкви и т.д.).

Функции духовного производства:

  1. Социально-интегративная функция. Включение индивидов и групп людей в систему духовных и социальных связей и отношений.
  2. Производство новых идей, знаний, технологий духовного творчества. Создание оптимальных условий для творческой деятельности.
  3. Производство общественного мнения. Рассматривает способы активного формирования общественного мнения в необходимом для тех или иных структур направлении.

Готовые работы на аналогичную тему

Духовное производство тесно связано с институциональными формами, так как только в них духовная деятельность приобретает нормативно выраженный и организованный характер.

В определенных условиях институционализация духовной деятельности является средством социального контроля или изоляции воздействия свободного духовного производства.

Институт науки

Социология науки рассматривает науку как социальный институт, изучает механизмы включения его в систему взаимодействия общественных структур, место в обществе, деятельность научных сообществ и их интеграцию в разнообразные виды и формы материального и духовного производства.

Для полноценного и нормального функционирования института науки необходимы следующие обязательные принципы (Р. Мертон):

  1. Универсализм – истинность и объективизм знания не зависят от способа его получения.
  2. Всеобщность, или коммунализм – научное знание должно быть общедоступно.
  3. Бескорыстность – нельзя использовать научные знания ради личных интересов.
  4. Организованный скептицизм – необходима критическая оценка результатов научной работы научным сообществом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Аспекты изучения науки как социального института:

  • внутриинституциональный аспект: рассматриваются формы и сферы научной деятельности, учреждения и организации для функционирования научных сообществ и коллективов, нормативная база научной деятельности, социальные подходы к работе ученых (в том числе, ценностные предпочтения и ориентации, типы социального поведения);
  • внешнеинституциональный аспект: рассматривает место института науки в обществе, его взаимодействие с другими социальными институтами.

Рассмотрение науки в качестве социального института предусматривает характеристику ее:

  • социальных ролей;
  • социальных функций;
  • социального контроля.

Функции института науки:

  • производство и генерирование научных знаний;
  • креативно-практическая функция;
  • взаимодействие с институтами производства и управления;
  • коммуникативная;
  • культурно-мировоззренческая.

Институт религии

Уровни изучения института религии:

  1. Ценностно-нормативный. Представляет собой совокупность верований, предписаний, символов относительно священных предметов и явлений.
  2. Поведенческий – отправления культа, поведение верующих.

Задачи социологии религии:

  1. Изучать религию в качестве социального института, его место в обществе.
  2. Исследовать религию неангажированно и объективно.
  3. Рассматривая взаимосвязь института религии с другими духовными институтами отказаться от их противопоставления.
  4. Анализировать социальное поведение включенных в сферу деятельности института религии других социальных общностей.

Функции института религии:

  • интегративная, способствует сплочению больших групп людей вокруг определенных религиозных символов, обрядов, ценностей и т.д.;
  • нормативная, религия имеет собственную систему стандартов и норм поведения, приводит их в соответствие с действующими в обществе;
  • коммуникативная.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Сферы общества — характеристика, взаимосвязь, особенности

Общественная жизнь и сферы общества изучаются в рамках школьного курса «Обществознание».

Сферы общества выступают подсистемами общества.

Понятие сферы общества и ее состав

Сферы общества – это система связей между отдельными субъектами и объектами общества. Их соотношение определяет уровень благосостояния, выступает показателем стабильности государства.

Составляют эту совокупность четыре сферы:

Между этими компонентами имеет место тесная взаимосвязь.

Основные сферы общественной жизни

Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.

Читайте также:  Примеры цен которые регулирует государство

Духовная

Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.

Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.

Важными категориями данной сферы являются:

  1. Духовные потребности, формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
  2. Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
  3. Духовное потребление. Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.

Политическая

Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.

Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.

Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.

В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.

Социальная

Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.

Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.

Позиция человека характеризуется ролью и статусом.

Экономическая

Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.

Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).

Социальные институты в сферах общества

Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.

Следующая таблица содержит базовые элементы:

Сфера Социальный институт
Духовная Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр.
Политическая Государство, правительство, политические партии
Социальная Здравоохранение, ЖКХ и пр.
Экономическая Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр.

Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.

Связь всех 4 сфер жизни общества

Все сферы находятся во взаимосвязи. Человек интегрирован одновременно в каждую из сфер. То есть он оказывается на пересечении четырех областей. Соответственно, проблема или напряженность в одной затрагивает другие.

Политическая – экономическая. Санкции изменили специфику наполнения рынка товарами. Появилась стратегия импортозамещения.

Политическая – социальная. Военные действия в Сирии привели к появлению большого количества беженцев. Система здравоохранения практически отсутствует.

Политическая – духовная. Включение в состав России Крыма инициировало обращение к фольклору, литературе края. Пример: был, в частности, начат выпуск книг по истории и археологии Крыма «Крым в истории, культуре и экономике России».

Экономическая – социальная. Дефолт, обвал рубля приводит к ухудшению системы здравоохранения и других областей.

Экономическая – духовная. Развитие промышленности требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут подготовить вузы. Соответственно, открываются новые направления, увеличивается набор.

Экономическая – политическая. Сильная экономика определяет позицию страны на международной арене.

Духовная – политическая. Научные разработки для оборонной промышленности обеспечивают безопасность страны.

Духовная – экономическая. Популяризация музеев увеличивает поток туристов, что приносит доход региону, стране.

Духовная – социальная. Подготовка врачей в вузах способствует развитию здравоохранения.

Социальная – политическая. Наличие крепкой системы здравоохранения определяет благоприятную ситуацию во внутренней политике.

Социальная – духовная. Сословная принадлежность до революции 1917 г. препятствовала обучению в университетах несостоятельных граждан.

Социальная – экономическая. Наличие системы дошкольного образования позволяет родителям детей работать, что положительно влияет на экономику.

Источник

Adblock
detector