Меню

Гражданское право не регулирует отношения власти и подчинения



Отграничение гражданского права от других отраслей права

Понятие, предмет и метод гражданского права

Гражданское право регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежной формы, связанные с ними личные неимущественные отношения и предусмотренные гражданским законодательством не связанные с имущественными личные неимущественные отношения между субъектами этих отношений.

Предметом гражданского права являются имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения.

Имущественными отношениями называют такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ. К имущественно-стоимостным отношениям причисляются такие имущественные отношения, которые предполагают взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по причине которого эти отношения складываются.

К нематериальным благам относятся право на неприкосновенность семейной и частной жизни, право на свободу передвижения и выбора места жительства, честь, достоинство, имя гражданина, фирменное наименование юридического лица, деловая репутация, право авторства и т.п.

Личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц, в них проявляется «индивидуальность отдельных граждан или организаций и осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств».

Таким образом, личными неимущественными отношениями являются общественные отношения, возникающие в связи с нематериальными благами, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации путем выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.

Таким образом, предметом гражданского права являются имущественно-стоимостные отношения, предполагающие взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого складываются эти отношения, и личные неимущественные отношения, предполагающие взаимную оценку их участниками индивидуальных качеств личности, участвующей в этих отношениях. Взаимооценочный характер имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений и составляет то общее свойство, которое позволяет объединить их в предмете гражданского права.

Гражданско-правовое регулирование — это совокупность приемов и способов, посредством которых гражданское право воздействует на общественные отношения. Метод определяется особенностями предмета правового регулирования. Так как общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, являются взаимооценочными, то правильное развитие этих отношений, то есть взаимная оценка, может складываться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Отсюда следует, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Принцип юридического равенства сторон следует понимать так, что ни одна из сторон в гражданско-правовых отношениях не может иметь преимущества над другой только в силу занимаемого ею в правоотношении положения. То есть каждая из сторон обладает независимостью и самостоятельностью, позволяющими сторонам проявлять инициативу и предприимчивость при совершении любых действий, не запрещенных законом, что имеет большое значение в условиях рыночной экономики.

Отграничение гражданского права от других отраслей права

Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают организационные отношения, связанные с торговлей алкоголем, т.е. имущественно-стоимостными отношениями. Организационные отношения регулируются обязывающими предписаниями, которые опираются на власть государства. Поэтому организационные отношения, хоть они и связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются методом власти-подчинения, а не свойственным гражданскому праву методом юридического равенства сторон. Метод власти-подчинения свойствен административному праву. Например, имущественные отношения, складывающиеся в виде распределения имущества вышестоящей государственной организацией между нижестоящими организациями, т.е. по принципу власти-подчинения, не регулируются гражданским правом, а входят в сферу регулирования административного права.

Таким образом, гражданское право отличается от административного методом правового регулирования.

Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Гражданское и семейное право. Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. Однако в силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Потому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного, а не гражданского права. Между членами семьи могут возникать не только имущественные, но и неимущественные отношения. В отличие от личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они складываются между конкретными, строго определенными членами семьи. В рамках этих неимущественных отношений не происходит индивидуализации гражданина как личности посредством выявления его нравственных и иных социальных свойств. Поэтому данные отношения также регулируются семейным, а не гражданским правом. Впрочем, сейчас происходит сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло свое внешнее проявление в том, что целый ряд норм, которые традиционно «прописывались» в актах брачно-семейного законодательства, оказались включенными в ГК РФ.

Читайте также:  Регулировка ступичного подшипника ваз 21214 без специального инструмента

Источник

Отношения, регулируемые гражданским правом

Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, формируют его предмет. Выделяют две группы общественных отношений, которые регулируются гражданским правом. Именно они и составляют предмет гражданского права.

Во-первых, имущественные отношения, которые выступают общественными взаимоотношениями, возникающими между людьми по поводу определенного имущества (материальных и иных благ, которые обладают экономической формой товара). В качестве товара указанные блага с общественной стоимостью могут передаваться их обладателями, переходя от одних лиц к другим, что способствует товарообмену (имущественному обороту).

Во-вторых, личные неимущественные отношения, которые возникают по поводу неимущественных (нематериальных) благ, тесно привязанных к личности их обладателя. Подобные блага являются неотчуждаемыми и не переходят от одних лиц к другим. По этой причине общественные взаимоотношения по их использованию в значительной степени сводятся к охране данных благ от неправомерного посягательства со стороны других лиц (охрана неимущественных прав авторов, защита чести и деловой репутации граждан и организаций, право граждан на тайну личной жизни и т.п.).

Вышеуказанные группы общественных отношений, регулируемые гражданским правом, объединяет то, что они основаны на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников. Таким образом, они возникают между юридически равными и самостоятельными субъектами, которые обладают собственным имуществом. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, являются частными, они возникают между субъектами частного права.

Имущественные и неимущественные взаимоотношения, не отвечающие вышеуказанным признакам, не входят в предмет гражданского права и не могут регламентироваться его нормами и положениями. Это относится преимущественно к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении (например, в налоговых и других финансовых взаимоотношениях, участники которых не являются юридически равными сторонами). По этой же причине из области действия гражданского права исключают отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, которые возникают между органами публичной власти.

Имущественные отношения из предмета гражданского права подразделяются на:

– общественные отношения по вопросам принадлежности имущества определенным лицам;

– общественные отношения по вопросам управления имуществом;

– общественные отношения по вопросам перехода имущества от одних лиц к другим.

Отношения по вопросам принадлежности имущества (материальных благ) юридически оформляют вещным правом, а в сфере принадлежности определенных нематериальных объектов – исключительными правами (интеллектуальной собственностью). Отношения по вопросам управления имуществом оформляются корпоративным правом, а отношения по вопросам перехода имущества – обязательственным и наследственным правом.

Личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования отличается отсутствием зависимости с имущественными отношениями. Юридически их оформляют гражданским правом в качестве личных неимущественных прав, а их регулирование заключается преимущественно в охране от правонарушений.

Источник

Гражданское право не регулирует отношения власти и подчинения

Источник задания: Задание 2_17. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 17. Выберите верные суждения о системе права и запишите, под которыми они указаны.

1) Отрасли материального права устанавливают порядок применения правовых норм.

2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний и назначением наказаний.

3) Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют институтом права.

4) К публичному праву относят гражданское право.

5) В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют управомочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы.

Рассмотрим каждое суждение и выберем верные.

1) Отрасли материального права устанавливают порядок применения правовых норм. — неверно, отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний и назначением наказаний. — верно.

3) Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют институтом права. — неверно, институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок

4) К публичному праву относят гражданское право. — неверно, гражданское право относится к частному праву.

5) В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют управомочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы. — верно.

Источник

Императивный и диспозитивный методы.

Выделяют императивный и диспозитивный методы.

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.

Способ поощренияпредполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Способ рекомендацийиспользуется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.

В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».

Система законодательстваотображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

Читайте также:  Электросхема регулировка оборотов двигателя коллекторного с тахогенератором

Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.

Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.

Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Предмет и метод правового регулирования

Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.

Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.

Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.

Реформа правовой системы в 90 х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.

В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Читайте также:  Квадроцикл как отрегулировать холостой ход

Публичное право обладает следующими специфическими признаками:

• иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;

• императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)

В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

Источник

Adblock
detector