Меню

Функция права которая регулирует общественные отношения



Право как государственный регулятор общественных отношений

Право, как и государство, является продуктом общественного развитая. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

—право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

—право частной собственности является основой всех прав человека;

—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Солидаристская концепция права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

  1. Основные концепции правопонимания

Юридическая наука четко определяет свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так, т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

  1. Принципы права: понятие и виды

Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

Свойства принципов права:

1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

2) наличие основополагающего характера;

3) фиксирование в законодательстве;

4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;

Читайте также:  Регулировка клапанов на маз порядок и зазор

б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;

г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

43Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений.

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:

-экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);

-политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);

-воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);

-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и ис­пользуются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

44Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

Источник

Функции права

Функции права –это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Особен­ности функции права:

— функции права производны от его сущности и определяют­ся назначением права в обществе;

— функции — это такие направления воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления;

— функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

— функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие;

— постоянство как необходимый признак функции характе­ризует непрерывность, длительность действия этой функции.

Виды функций права:

По основным направле­ниям и способам воздействия права на общественные отношения функции делятся на внешние и внутренние.

Внешние делятся в зависимости от сфер общественной жизни, регулируемых правом на политическую, экономичес­кую, социальную, воспитательную и т. д.

Внутренние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации и подразделяются на регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функциянацелена на установлении позитивных правил поведения, координацию социальных взаи­мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновид­ности — регулятивную статическую и регулятив­ную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции пра­ва состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.

Способы осуществления регулятивной функции права:

— определение посредством норм права праводееспособности граждан;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции госорганов, полномочий долж­ностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

— определение юридических фактов, связанных с возникно­вением, изменением и прекращением правоотношений и т.д.

Читайте также:  Как регулировать звук на ноутбуке тошиба

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных эконо­мических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции:

— характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

— служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний;

— является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Таким образом, право:

— это особая целостная категория, прогрессивное явление цивилизации и культуры, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, гуманизма, справедливости, добра, моральных ценностей общества;

— это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а так же запрещенного и предписанного) поведения. (С.С. Алексеев)

Источник

5.2. Функции права

Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях.

отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,

— позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Функция праваохватывает одновременно:

КАК социальное назначение права,

ТАК И направления правового воздействия на общественные отношения

Какое содержание вкладывается в понятия: социальное назначение права и правовое воздействие?

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ П Р А В Аформируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями общества создаются законы, направленные:

— на закрепление определенных отношений,

— на регулирование этих общественных отношений или

— на охрану общественных отношений .

Причем СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА выступает отчетливее тогда, когда острее ощущается потребность принятия того или иного закона, который бы закрепил, защитил или урегулировал бы определенные общественные отношения.Таким образом, социальное назначение права состоитв урегулировании, упорядоченности общественных отношений, придании им должной стабильности.

Правовое воздействие это такая категория, которая характеризует ПУТИ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ влияния ПРАВА на общественные отношения.

На практике это означает:

— реализацию правовых принципов, запретов, предписаний правовых норм в общественной жизни,

— деятельность государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия права – являетсяответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права — это проявление специфических свойств права, позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции права, к числу которых теория права относит:регулятивнуюиохранительную функции

Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения т.е.:

— ФИКСИРОВАТЬ субъектный состав правовых отношений;

— ОПРЕДЕЛЯТЬ круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных последствий;

— ФОРМИРОВАТЬ права и обязанности участников (субъектов) правоотношений, т.е. в установлении позитивных правил поведения.

Как видно в основе РЕГУЛЯТИВНОЙ функции права л е ж а т:

— управомочивающие (дозволяющие) юридические нормы

— обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

В РАМКАХ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ВЫДЕЛЯЮТДВЕ ПОДФУНКЦИИ:

Регулятивно-статистическая функция — выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования.

Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые:

— представляют собой основу нормального, стабильного существования общества,

— соответствуют интересам большинства или силам, стоящим у власти.

Регулятивная статическая функция находит свое выражение, например,

В ИНСТИТУТАХ права собственности, юридическая суть которых состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства;

В ИНСТИТУТАХ политических прав и обязанностей граждан, избирательном,авторском праве.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформление их движения (динамики).

В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (напр., гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, завещание и т.д.)

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной динамической функции права я в л я ю т с я :

— ОПРЕДЕЛЕНИЕ посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан

— ЗАКРЕПЛЕНИЕ и изменение правового статуса граждан (напр., судимость);

— ОПРЕДЕЛЕНИЕ компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

— УСТАНОВЛЕНИЕ правового статуса юридических лиц;

— ОПРЕДЕЛЕНИЕ юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений и т.п.

Как видно из примера, регулятивная статическая функция обеспечивает стабильность и неизменность социально правовых ценностей в обществе (напр., Конституция РФ в главе первой закрепила форму правления, государственное устройство, принципы политической системы).С учетом сказанного РЕГУЛЯТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ПРАВА можно определить как направление правового воздействия, которое выражающееся в:

— установлении позитивных правил поведения,

— предоставлении субъективных прав и

— возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Читайте также:  Как регулировать трос на акпп на дроссельной заслонке

Охранительная функция права это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное:

на ОХРАНУ (защиту) общезначимых, наиболее важных социально-экономических, политических, национальных, личных отношений, и соответственно

на ВЫТЕСНЕНИЕ и ЛИКВИДАЦИЮ отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

В основе охранительной функции права находятся главным образом ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, которые устанавливают санкции и состав деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

НЕ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ так, как будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.

Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной (предупредительной) охране общественных отношений, в предотвращении нарушений норм права

Сам факт установление запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

она ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРАВО как особый способ воздействия на поведения людей, выражающийся во влиянии на волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

она СЛУЖИТ ИНФОРМАТОРОМ для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

она является ПОКАЗАТЕЛЕМ политического и культурного уровня общества. Способ охраны имеет прямую зависимость от гражданской развитости общества, от его общей и правовой культуры.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них это НЕГАТИВНАЯ (охранительная — поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая (РЕГУЛЯТИВНАЯ) — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права.

Характерные черты ОХРАНИТЕЛЬНОЙ функции права прослеживаются в правоохранительной деятельности государства.

Общее назначение ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА – это действие самого права, то ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ деятельность государства – это,

Во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права;

Во-вторых, это действие не самого права, а государства, как внешнего фактора по отношению к праву.

В каких же формах реализуются собственно-юридические функции права?

Выше отмечалось, что функции права – это правовое воздействие, которое состоит из трех форм:

ориентационного регулирования и

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей.

Через источники права: законы, постановления, указы и т.д., люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Ориентационная форма реализации функций права позволяет добиваться от граждан не только знаний норм права, но и прививать им позитивные правовые установки, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Центральное место в системе правового воздействия занимает ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств и которые образуют в совокупности механизм правового воздействия.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий:

Первая стадияэто регламентация общественных отношений, т.е. разработка и принятия юридических норм;

Вторая стадиявозникновение на основе принятых норм субъективных прав и обязанностей (возникновение правоотношений);

Третья стадия-завершающая стадия процесса правового регулирования – фактическое использование лицами своих субъективных прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов.

Раскрыв содержание функций права мы увидели в чем и как проявляется сущность и социальная ценность права.

Именно функции отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

Кроме того, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит выполняет ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНК-ЦИИ – экономическую, политическую, воспитательную. Здесь право действует с другими социальными институтами, но своими специфическими средствами.

Помимо общесоциальных функций — право имеет и ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, которое выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений.

Это основное функциональное предназначение права мы и рассмотрели через призму уже конкретных функциях: регулятивных и охранительных.

тема достаточно сложная, так как включает такие категории как понятие права, его основ-ные признаки, соотношения права и закона, основные принципы и функции права, которые раскрываются с проблемных позиций.

1 1 Лекции по теории права написаны на основе учебников: Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.2 Право. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007; Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. – 3-изд., перераб. и доп.. – М.: Норма, 2007. Том 1; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд-во НОРМА, 2001; Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Юрилический Дом «Юстицинформ», 2002; Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. – М.:Юрист,2004.

Источник

Adblock
detector