Меню

Финансовое право регулирует следующие отношения



Финансовое право: понятие, предмет, метод и источники

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

Финансовое право — совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть включает:

  • нормы, регулирующие общие принципы, финансово-правовые нормы и финансовые правоотношение;
  • финансовую деятельность государства и муниципальных образований;
  • вопросы регулирования финансового контроля в государстве;
  • финансово-правовую ответственность.

Особенную часть составляют следующие институты:

  • финансового права;
  • бюджетного права;
  • налогового права;
  • банковского и небанковского кредитования;
  • страхового дела;
  • денежного и валютного обращения;
  • деятельности на рынке ценных бумаг.

Поскольку финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод, оно представляет самостоятельную отрасль права.

Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования.

Метод финансового права — совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, а также в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Структура финансово-правовой нормы такая же, как и норм иных отраслей права:

  • гипотеза — определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты — участников этих правоотношений;
  • диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности;
  • санкция — способ защиты установленных финансово-правовым нормам — указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы классифицируются следующим образом:

  • материальные — закрепляют структуру бюджетной системы, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений;
  • процессуальные — устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений выделяют нормы:

  • обязывающие — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия — вносить в доходбюджетаналоги;
  • запрещающие — регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
  • уполномочивающие — содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

Нормами финансового права регулируются правоотношения в сфере денежного обращения и рынка ценных бумаг, валютные правоотношения.

Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права и регулируются финансово-правовыми нормами.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом, — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. по вопросам государственного внутреннего и внешнего долга а также страхового дела, банковской деятельности и банковского кредита. И это вполне естественно, ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве именно через банковскую систему, т.е. с ее помощью перераспределяются и все средства государственной казны.

Курс финансового права, изложенный в данном учебнике и рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования одной из важнейших областей деятельности государства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого, часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Тесно соприкасается курс «Финансовое право» и с курсами «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Экономика финансов», «Экономическая теория». Но названные курсы рассматривают финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, а финансовое право как правовая наука изучает нормы, практику их применения при осуществлении перераспределения и использования государством денежных фондов.

Таким образом и экономическая наука и правовая наука взаимно изучают процессы, связанные с использованием финансов в развитии экономики.

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также являются источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы (приказы, инструкции и др.).

Источник

Отношения, которые регулируются финансовым законодательством

Финансовое законодательство регулирует отношения, которые возникают в процессе осуществления финансовой деятельности. Субъектами финансово-правовых отношений могут быть государство, государственные и негосударственные организации, их должностные лица, представительские органы местного самоуправления, объединение граждан и другие негосударственные структуры, отдельные индивиды. Объектом финансово-правовых норм являются отношения, которые возникают при непосредственном формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов средств, которые составляют часть национального дохода страны и необходимые для функционирования государства.

Средства централизованных фондов находятся в распоряжении государства. За их счет финансируются Вооруженные Силы, правоохранительные органы, образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения, охрана природы и тому подобное. Децентрализованные фонды средств образуются во всех отраслях народного хозяйства предприятиями, учреждениями этих отраслей.

Финансовое право регулирует отношения в сфере бюджета, доходов, налогов, расходов, бюджетного финансирования, государственного, имущественного и личного страхования, банковского кредитования и расчетов, инновационной деятельности, финансового контроля и денежного обращения. В зависимости от характера этих отношений в системе финансового права выделяются отдельные институты — налоговое, банковское право и др.

Финансовые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права, которые образуют отрасль финансового законодательства.

Они имеют следующие признаки:

1 ) одним из субъектов правоотношений выступает государство, которое участвует в них непосредственно или через уполномоченные им финансовые или кредитные органы;

2 ) предметом этих отношений являются средства или денежные обязательства в связи с формированием, распределением или использованием централизованных или децентрализованных фондов средств.

Методом финансово-правовой регуляции (то есть влияния государства на субъекты финансовых отношений) является метод властных предписаний. По этим признакам определенные денежные отношения (финансовые) отличаются от гражданско-правовых (купли-продажи, поставки).

Основными источниками финансового права является Конституция Украины, законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, инструкции и приказы министерств, инструкции Национального банка Украины и тому подобное.

3.6.2 Государственный бюджет Украины

В Украине создана конституционная основа функционирования бюджетной системы, которая включает: Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты (областные, районные и тому подобное). Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевое направление этих расходов.

Читайте также:  Что регулируют правила произношения

Государственный бюджет предусматривает финансовое образование и использование централизованного фонда средств. В нем планируется состав будущих доходов и расходов государства; средства, которые концентрируются в руках государства для выполнения ее функций. Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы государства формируются преимущественно за счет налогов, которые являются главным источником поступлений средств в бюджет, а также поступлений от внешнеэкономической деятельности. Расходы государства идут на содержание государственного аппарата и осуществления им своих функций (поддержка общественного порядка, обороны и тому подобное), на финансирование мероприятий социальной защиты населения, на обеспечение функционирования народного хозяйства, на здравоохранение, образование, культуру и др. Государственным бюджетом Украины предусматривается особенная статья расходов, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы.

Желательно, чтоб расходы государства не превышали доходов. В противном случае возникает бюджетный дефицит, создается государственный долг.

Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой в период с 1 января до 31 декабря, а по особым обстоятельствам — в другой период. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в отрасли бюджетной деятельности, а именно установления бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между общегосударственным и местными бюджетами; заключение и утверждение бюджетов, выполнение их, а также заключение, рассмотрение и утверждение отчетов о выполнении бюджета, называется бюджетным правом. Это право является составляющей (институтом) финансового права.

Главным источником бюджетного права кроме Конституции Украины является Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 г. Этим Кодексом определяются основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые основы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

3.6.3 Понятия налога

Налоги — это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют физические и юридические лица. Налоги регулируются налоговым правом, которое является частью (институтом) финансового права.

Налоговое законодательство — это совокупность правовых норм, которые регулируют налоговые отношения между государством и налогоплательщиками.

Субъектами налоговых правоотношений выступают, с одной стороны, налоговая администрация, которая действует от имени государства и наделена властными полномочиями, а с другой — юридические и физические лица (налогоплательщики).

Система налоговых органов состоит из органов государственной налоговой службы, в которую входят: Государственная налоговая администрация Украины; государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; государственные налоговые инспекции в районах, городах, межрайонные государственные налоговые инспекции, а также налоговая милиция Украины, которая входит в состав налоговой службы. Глава Государственной налоговой администрации Украины назначается на должность и освобождается от нее Президентом Украины. Государственная налоговая администрация Украины является самостоятельным органом исполнительной власти.

Объектами налогообложения являются:

1 ) прибыль предприятий и организаций, которые занимаются хозяйственной деятельностью;

2 ) добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

3 ) доходы граждан;

4 ) имущество юридических и физических лиц;

5 ) стоимость определенных товаров;

6 ) специальное использование природных ресурсов, других объектов, определенных законодательными актами Украины.

Ставки налогов в общегосударственный бюджет и льготы относительно налогообложения определяются законом и не могут устанавливаться или изменяться другими нормативно-правовыми актами Украины.

Налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, пошлина, налог на недвижимое имущество, плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор на обязательное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и др. К местным налогам и сборам в соответствии с Указом Президента Украины от 25 мая 1999 г. относятся: налог с рекламы, коммунальный налог, гостиничный сбор, сбор за парковку автомобилей, рыночный сбор, сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, курортный сбор, сбор за осуществление зарубежного туризма, сбор за право использования местной символики, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за проезд по территории Автономной Республики Крым и пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу, сборы за предоставление земельных участков и др.

Различают налоги прямые, которые взимаются с доходов или имущества юридических или физических лиц, и косвенные, которые вносят в бюджет производители или продавцы товаров, включая эту сумму в цену товара (акциз, пошлина и др.).

Все налоги, которые определяют налоговую систему Украины, можно условно разделить на три группы:

1 ) налоги с граждан;

2 ) налоги с предприятий и других юридических лиц;

3 ) налоги, которые платят как граждане, так и юридические лица.

С целью упрощения учета плательщиков налога и внесения ими налогов и обязательных платежей Кабинет Министров Украины 6 ноября 1997 г. издал постановление «О мероприятиях по внедрению идентификационных номеров физических лиц». Согласно с постановлением, идентификационные номера физических лиц вносятся во все формы первичных отчетных и учетных документов, которые содержат информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов и сборов (обязательных платежей), которые контролируются государственными налоговыми органами.

Источник

Отношения, регулируемые нормами финансового права

Анализ понятия и видов финансовых правоотношений — урегулированных нормами финансового права общественных отношений, участники которых выступают как носители прав и обязанностей, по распределению государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.05.2011
Размер файла 32,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проанализируйте и раскройте на примере организации, в которой вы работаете, отношения регулируемые нормами финансового права

1. Проанализируйте и раскройте на примере организации, в которой вы работаете, отношения регулируемые нормами финансового права

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Различают налоговые, бюджетные, валютные правоотношения, правовые отношения по страхованию, правоотношения в области банковской деятельности.

Финансовые ресурсы представляют собой источники формирования фондов денежных средств. Особую роль среди финансовых ресурсов государства и муниципальных образований играют доходы бюджетов. Среди них следует выделить: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные пожертвования.

На предприятии ОАО «ХХХ» существуют следующие правоотношения, регулируемые нормами финансового права:

1. Налоговые правоотношения:

ОАО «ХХХ» (далее «плательщик») обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, необходимый для исчисления и уплаты налогов и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке справки об авансовых платежах, налоговые расчеты и декларации. Поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса уплата соответствующих налогов производится по каждому месту учета, т.е. месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала или представительства, месту нахождения имущества, подлежащего налогообложению, налоговые расчеты должны представляться по каждому месту учета.

Обязанностями ОАО «ХХХ» в налоговых правоотношениях являются:

— платить налоги и сборы;

— представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации;

— представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

— уплачивать налоги в полном размере в установленный срок;

— устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах;

— своевременно сообщать о существенных изменениях своего положения;

— хранить документацию, связанную с налогообложением и др.

Учет начисленных к уплате сумм в лицевых счетах плательщика осуществляется на основании следующих документов:

— справки, в т.ч. уточненные об авансовых взносах по налогу на прибыль;

— налоговые декларации (расчеты), в т.ч. уточненные о платежах в бюджет, представляемые в установленные законодательством сроки;

— решения по актам выездных проверок;

— решения по результатам камеральных проверок;

— постановления по делам об административных правонарушениях.

2. Правоотношения в области банковской деятельности:

ОАО «ХХХ» в своей деятельности использует банковские кредиты. Для этого необходимо, чтобы предприятие было кредитоспособным. На содержательном уровне полученное значение класса кредитоспособности предприятия ОАО «ХХХ» означает следующее:

— предприятие имеет нормальную финансовую устойчивость;

— внешние источники краткосрочного финансирования не играют в деятельности предприятия значительной роли;

— запасы товарно-материальных ценностей в целом соответствуют нормам;

— размер собственных средств предприятия должен превышать размер заемных;

— основных средств должно быть достаточно для обеспечения залога;

— риск при кредитовании данного предприятия не превышает предельно допустимого уровня.

ОАО «ХХХ» имеет все основания для получения кредита, размер которого будет определяться банком самостоятельно в зависимости от принятой системы лимитирования и ресурсной базы банка.

3. Финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения отражаются в балансе предприятия.

Основными индикаторами финансового состояния предприятия являются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности, рентабельности и другими.

Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового положения предприятия, его независимости от источников средств является коэффициент автономии (К а ), равный доле источников средств в общем итоге баланса. Нормальное ограничение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5 и означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение ограничения важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов.

Читайте также:  Подробная регулировка тнвд 0402648610 бош камаз

Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К з/с ), равный соотношению величины обязательств предприятия к величине его собственных фондов. Нормальное ограничение коэффициента соотношения собственных и заемных средств К з/с 1.

Существенной характеристикой устойчивости финансового положения является коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств. Он показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в устойчивой форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами.

Данной характеристикой финансового состояния является удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств в стоимости имущества (коэффициенты финансовой устойчивости). Нормальное ограничение данного показателя: К фу 1.

Финансово-экономическая служба ОАО «ХХХ» регулярно рассчитывает основные показатели финансовой устойчивости общества и на их основе анализирует результаты деятельности предприятия за отчетный период (квартал).

Свою деятельность Общество планирует на основе Бюджета доходов и расходов и Бюджета движения денежных средств, где отражаются основные статьи источников доходов и расходов.

финансовый правоотношение денежный доход

АО «Алмаз», зарегистрированное в г. Мытищи, заключило договор с ООО «Смола», расположенным в г. Махачкале, о поставке последнему оборудования на сумму 10 млн. рублей. Расчеты между сторонами согласно договору должны осуществляться в форме аккредитива.

Определите, какой вид аккредитива предпочтительнее для каждой из сторон. Что должно указать в заявлении на открытие аккредитива ООО «Смола»?

Покупатель, который покупает товары за границей или договаривается с каким-либо предприятием о предоставлении услуг, усиливает свою позицию путем выставления аккредитива, так как продавец, благодаря повышенному обеспечению и гарантированному быстрому прохождению платежей, скорее пойдет на снижение цены.

Для Продавца-экспортера наиболее выгодным является безотзывной, подтвержденный и делимый аккредитив, а для Покупателя-импортера — аккредитив неподтвержденный и неделимый (не считая, конечно, отзывного аккредитива).

ООО «Смола» является стороной, которая поручает банку открыть аккредитив. В поручении банку об открытии аккредитива покупатель должен обратить особое внимание на следующие моменты:

— определить, однозначно будет ли аккредитив отзывным или безотзывным, должен ли он быть при необходимости подтвержден банком продавца и кто будет нести расходы иностранного банка;

— точно ли указан адрес продавца, который предусмотрен как бенефициар аккредитива, чтобы можно было избежать ошибок и задержек;

— сумма аккредитива и количество товара могут быть указаны точно, однако часто желательно оставлять для использования аккредитива определенную свободу действий. Если сумма аккредитива и количество товара будут содержать дополнение «приблизительно» («about») или «около» («circa»), до допускаются отклонения до плюс/минус 10%. Однако следует иметь ввиду, что продавец даже и без оговорки «около» может изменять количество товара (но не сумму аккредитива) в пределах +/-5%, если только аккредитив прямо этого не запрещает. Такое отклонение не допускается, если количество товара количество товара указано в определенном числе единиц.

— срок действия аккредитива должен быть ограничен, и место его исполнения указано. В аккредитивах, предусматривающих представление транспортного документа, должен быть указан точный срок от даты этого документа, в пределах которого документы должны быть предоставлены банку. Если этого условия нет, банки отклоняют документы, предоставленные им позднее чем через 21 день от даты транспортного документа. Во всяком случае, документы должны быть предоставлены в период срока действия аккредитива;

— следует указать срок отправки и определить, разрешаются ли частичные поставки и перегрузки;

— в поручении должно быть точно указано, какие документы требуются для использования аккредитива;

— следует избегать условий, которые чрезмерно осложняют осуществление аккредитивной операции и согласно практике едва ли выполнимы. Такие условия не должны включаться в аккредитив. Банк также отклоняет оговорки, которые он не может проверить;

— после открытия аккредитива могут быть предприняты его изменения, если аккредитив отзывный. Напротив, последующее изменение безотзывного аккредитива возможно только при согласии банка-эмитента и подтверждающего банка, а также бенефициара;

— если аккредитив выставлен в иностранной валюте, следует обдумать, должно ли покрытие быть получено немедленно или только при использовании.

При проверке соблюдения порядка проведения кассовых операций в кассе ООО «Липа» были обнаружены денежные средства в сумме 20 тыс. рублей, не оформленные приходными документами. Является ли это нарушением финансовой дисциплины? Если да, то, какие финансовые санкции могут последовать? Какой порядок ведения кассовых операций установлен законодательством?

Порядок ведения кассовых операций на предприятиях РФ регламентируется:

— Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от 22 сентября 1993 г. № 40;

— Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол № 47;

— Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— письмом Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

— письмом Центрального банка Российской Федерации «По вопросам упорядочения налично-денежного обращения» от 28 января 1997 г. № 14-4/50;

— Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Возможность применения меры ответственности в случае излишка денежных средств в кассе зависит от причины его возникновения. Согласно п.13 Порядка ведения кассовых операций в РФ (письмо ЦБР от 04.10.93 № 18) (далее Порядок ведения кассовых операций в РФ) прием наличных денег кассами предприятия производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций в РФ прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. Согласно п.20 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассир обязан проверить правильность оформления кассовых документов перед принятием или выдачей по ним денег и в случае неправильного оформления вернуть документы для надлежащего оформления. При установлении фактов нарушения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в результате проверки учреждениями банков или налоговыми органами к виновным лицам могут быть применены меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Согласно статье 15.1 Административного кодекса РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, в случае, если излишки в кассе появляются в результате несвоевременного отражения в кассе поступивших денежных средств (прием денежных средств осуществляется не в день составления приходного кассового ордера), существует риск привлечения к ответственности со стороны налоговых органов по статье 120 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой: «1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается… систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности денежных средств».

В соответствии с нормативными документами каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств должно быть оборудовано и защищено в соответствии с действующим порядком. Всю полноту ответственности за создание таких условий несет руководитель предприятия.

Сумма наличных денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Лимит кассового остатка каждому предприятию определяется индивидуально банком с помощью расчета по форме № 0408020, утвержденной Положением Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», и при необходимости может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Этот расчет предприятие должно представить в обслуживающий его банк.

Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех дней, включая день получения денег в банке.

В случае, если предприятие не представило расчет ни в один из обслуживающих его банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а денежная наличность в кассе — сверхнормативной и в обязательном порядке должна сдаваться в банк.

На основании заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности кассир несет ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведение кассовой книги.

Читайте также:  Мерседес 200 регулировка фар

Наличные деньги в кассу кассир принимает по приходному кассовому ордеру (форма № КО-1), подписанному главным бухгалтером, с выдачей лицу, сдающему деньги в кассу, квитанции о приеме. Деньги из кассы кассир выдает по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании платежных ведомостей, заявлений о произведенных расходах с приложенными к ним товарными чеками, квитанциями, справками, удостоверяющими факт расходования денег, и иными оправдательными документами.

Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную нумерацию и регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Приходные и расходные кассовые ордера заполняются бухгалтером собственноручно, без подчисток и исправлений.

Все факты поступления и выдачи наличных денег отражаются в кассовой книге, страницы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны сургучной бумагой и заверены подписями директора и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся под копирку в двух экземплярах. Второй экземпляр является отрывным и представляет собой отчет кассира, который ежедневно, в конце рабочего дня, передается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами.

Подчистки в кассовой книге запрещены, а исправления в ней возможны только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. В отчете кассира подсчитываются итоги прихода и расхода денежных сумм за день и определяется остаток на конец дня. На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассира. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Порядок ведения кассовых операций систематически проверяется банком, обслуживающим данное предприятие. За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) с организаций взимаются штрафы. В частности, штрафные санкции к предприятию применяются за нарушение установленного банком лимита остатка средств в кассе. Сумма штрафа — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

При выдаче денег из кассы необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными. В настоящее время письмом Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1050-У сообщено о разрешении с 21 ноября 2001 г. производить расчеты между юридическими лицами наличными деньгами в суммах, не превышающих 60 тыс. руб. по одной сделке. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать 60 тыс. руб. Если произвести расчеты по двум различным договорам, то денежный оборот может составить по этим расчетам не более 120 тыс. руб. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

На основании Инструктивного письма Центрального банка РФ от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 «Разъяснения по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью» штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя). Расчеты наличными с участием физических лиц (даже если это касается ведения предпринимательской деятельности) проводятся без ограничения суммы платежа (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У).

Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном, балансовом счете 50 «Касса».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса предприятия»

50-2 «Операционная касса»

50-3 «Денежные документы» и др.

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По указанию руководителя предприятия, а перед составлением годового отчета не ранее 31 декабря, проводится инвентаризация средств в кассе. Ее осуществляет комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Инвентаризация оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия, а недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». В случае отказа кассира погасить недостачу предприятие вправе оформить исковое заявление в судебные органы.

Предприятие может приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в уполномоченных банках для оплаты командировочных расходов работников.

По окончании служебной зарубежной командировки командируемое лицо обязано представить авансовый отчет в течение 10 календарных дней с даты окончания командировки.

Для учета операций с наличной валютой к счету 50 «Касса» открывается субсчет «Валютная касса».

Поступление (выдача валюты) оформляется кассовыми приходными (расходными) ордерами в обычном порядке. Ордера выписываются в валюте платежа: долларах США, евро и т. д. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ Российской Федерации на дату совершения операции.

Для учета операций с наличной валютой к счету 50 «Касса» открываются субсчета «Валютная касса» для обособленного движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Поступление (выдача валюты) оформляется кассовыми приходными (расходными) ордерами в обычном порядке. Ордера выписываются в валюте платежа: долларах США, евро и т. д. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ Российской Федерации на дату совершения операции.

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993, №237.

Налоговый кодекс РФ, часть первая, вторая от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Положение Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40.

Письмо Центрального банка Российской Федерации «По вопросам упорядочения налично-денежного обращения» от 28 января 1997 г. № 14-4/50.

Письмо Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Финансовое право: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп./ А.Б.Быля, О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачёва и др. — М.: Проспект, 2010. — 528 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности земельных правоотношений — урегулированных нормами земельного права отношений, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 18.05.2010

Изучение сущности, признаков, содержания и форм правоотношений — общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Понятие и классификация юридических фактов.

курсовая работа [43,3 K], добавлен 09.01.2011

Понятие административных правоотношений — урегулированных нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти. Полномочия президента, статус правительства РФ. Органы исполнительной власти.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 14.03.2011

Понятие финансового права. Его предмет и метод. Место финансового права в единой системе Российского права. Финансово-правовые нормы: содержание, виды, структура. Классификация финансовых правоотношений. Порядок, органы и методы защиты правоотношений.

реферат [22,6 K], добавлен 09.06.2010

Понятие финансового права и финансовых правоотношений, их отличительные черты, предмет и институты. Методы финансового права и их особенности. Система финансового права, Общая и особенная его части. Понятие источников финансового права, их состав.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 07.12.2008

Понятие и особенности финансовых правоотношений. Необходимые условия финансовой дееспособности. Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь как субъекты финансового права. Механизм государственного и правового регулирования финансовых отношений.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 31.03.2014

Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

реферат [17,0 K], добавлен 01.12.2008

Отличительные признаки неимущественных отношений, урегулированных нормами гражданского права. Систематизация личных неимущественных прав, их регулирование основами законодательства РФ. Защита личных неимущественных прав как юридическая категория.

курсовая работа [31,4 K], добавлен 17.09.2013

Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского законодательства о предпринимательстве. Имущественные отношения по реализации товаров, их доставке и хранению. Правовое регулирование отношений по созданию предприятий и производству товаров.

реферат [23,0 K], добавлен 19.11.2009

Понятие и виды нематериальных благ. Отличительные признаки неимущественных отношений, урегулированных нормами гражданского права. Неимущественные блага и свободы, которыми обладает любой участник гражданского общества, их основания возникновения.

курсовая работа [33,2 K], добавлен 03.03.2012

Источник