Меню

Денежную систему и денежное обращение в настоящее время регулирует закон



Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»

О ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования.

Статья 2. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Статья 3. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Статья 4. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Статья 5. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. ЭМИССИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Статья 6. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Статья 7. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Статья 8. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации.

Статья 9. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Статья 10. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

Статья 11. Ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России.

Глава III. РАСЧЕТЫ

Статья 12. Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов.

Статья 13. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории Российской Федерации, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждаются Банком России.

Статья 14. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 15. На Банк России возлагаются:

планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Статья 16. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Москва, Дом Советов России.

25 сентября 1992 года.

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»

Для руководства в работе сообщаем, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (статья 15) Совет Директоров Банка России решением от 22 сентября 1993 г. N 40 утвердил «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» (статья 14) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», применяемый всеми предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями (в дальнейшем — предприятия), независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, на которые распространяется действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» предусматривает, что расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке (статья 14).

Источник

Денежная система. Закон денежного обращения

Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством.

Денежное обращение представляет собой непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и платежа и обслуживающих кругооборот товаров и услуг.

Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, эмиссионная система, формы денег, валютный паритет – соотношение национальной валюты с валютами других стран, институты денежной системы (Министерство финансов, Центральный банк, налоговые органы, Гознак и Монетный двор).

Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

1. Традиционная интерпретация закона денежного обращения основана на марксистской концепции:

М = (ТЦ – К + П – ВП) / V,

где М – количество денег в обращении;

ТЦ – сумма цен товаров, подлежащих реализации;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма цен товаров, срок платежа по которым наступил;

ВП – взаимопогашаемые платежи;

V – скорость обращения одной денежной единицы.

Согласно закону, количество денежных единиц, необходимых обществу в данный момент времени для обслуживания денежного обращения, прямо пропорционально количеству товаров и услуг, их цене и обратно пропорционально скорости обращения денег.

2. Современная интерпретация закона денежного обращения базируется на «монетарном» (денежном) правиле: темпы роста денежной массы в стране должны соответствовать темпам роста реального ВВП при условии стабильности цен.

Денежная система России функционирует в соответствии с ФЗ о ЦБ РФ от 12.04.1995 г., определившим ее правовые основы:

· официальной денежной единицей в РФ является рубль;

· соотношение между рублем и золотом не установлено;

· официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

· исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ РФ;

· видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты;

· в РФ функционируют наличные и безналичные деньги.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите сущность и функции денег.

2. Опишите предысторию денег.

3. Расскажите о формах денег. Понятие «ликвидность».

4. Как Вы считаете, важна ли стабильность денежной единицы для нормальной работы экономики?

5. Расскажите об особенностях денежного обращения в современной России.

6. Что такое покупательная способность денег?

7. Каковы главные признаки товара, способного играть роль денег?

8. Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок?

9. Из каких основных элементов состоит денежная масса?

10. Расскажите о структуре денежной массы в России и на Западе.

11. В каком случае рост цен может обгонять рост количества денег в стране?

12. Ювелиров принято называть первыми банкирами, так как они принимали за определенное вознаграждение на хранение золото и другие ценности от населения. В чем принципиальное отличие банковского дела от функций камеры хранения?

13. Какие блага чаще всего играют роль сокровищ?

14. Почему в качестве государственных сокровищ обычно используется золото, а не антиквариат?

15. Почему золото и серебро были главными денежными товарами, а стойкие и высоко ценимые бриллианты – нет?

16. В свое время коммунистическое правительство нашей страны для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Можно ли считать такое использование сокровищ выгодным?

17. Еще в XVI веке известный британский финансист сэр Томас Грэшем подметил в мире денег тенденцию, которую он сформулировал следующим образом: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Что именно он имел в виду?

18. Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

19. Как рассчитывается скорость обращения денег?

20. Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

21. Как инфляция влияет на покупательную способность денег?

22. Что такое спрос на деньги? Какие факторы определяют величину спроса на деньги?

Читайте также:  Кран на радиатор для регулировки температуры

23. Что такое предложение денег? Какими факторами оно определяется?

24. Каков механизм установления равновесия на денежном рынке?

25. Что такое денежная система?

26. Что такое денежное обращение?

27. Сравните марксистскую формулу и формулу Фишера, используемые для расчета количества денег в обращении. В чем их принципиальное сходство и отличия?

28. Сформулируйте «монетарное» правило.

29. Охарактеризуйте денежную систему России.

30. К каким последствиям может привести увеличение денежного предложения в случае предварительного объявления о дополнительной эмиссии?

31. К каким последствиям может привести увеличение денежного предложения при внезапном увеличении денежной массы?

32. Проведите статистическое исследование динамики денежного предложения и спроса на деньги за 2008-2009 годы и сделайте выводы.

33. Сжатие ресурсной базы и проблемы с ликвидностью обусловили стагнацию банковского кредитования экономики. Приведите статистические сведения, подтверждающие этот факт в российской экономике в период экономического кризиса 2008 года.

33. Напишите экономическое эссе на одну из двух тем:

· Влияние экономического кризиса 2008 года на банковскую систему РФ.

· Актуальные проблемы теории денег, кредита и банков.

Источник

Денежную систему и денежное обращение в настоящее время регулирует закон

Денежным обращением называют движение денег внутри государства, которое выражается в наличной и безналичной формах и возникает в процессе осуществления различных платежей.

Наличным денежным обращением называется процесс движения наличных денежных знаков.

Наличное обращение денег возможно благодаря наличию специальных денежных знаков. На территории РФ существуют такие формы денежных знаков как банкноты и металлические монеты. Выпуском банкнот и монет занимается Центральный Банк Российской Федерации.

В основном наличные расчеты применяются при взаимодействии между физическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами. Наличные расчеты между юридическими лицами ограничены Центральным Банком.

Готовые работы на аналогичную тему

Безналичное денежное обращение – это движение денег между счетами без участия наличных денежных знаков.

Безналичные расчеты производятся за счет чеков, кредитных карточек и т.д. Безналичный расчет имеет ряд преимуществ перед наличным. Например, скорость обращения денег повышается при переходе на безналичный расчет, т.к. деньги двигаются между счетами в виде информации, которую отправить намного легче, чем наличные.

Законодательные нормы в области денежного обращения в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и законе «О Центральном банке», который пришел на смену закону «О денежной системе Российской Федерации» в 1995 году.

Сущность закона денежного обращения

По своей сути закон денежного обращения способствует ответу на вопрос сколько необходимо денег, чтобы, находясь в обращении, они выполняли свои функции.

Ответить на поставленный вопрос можно опираясь на факторы, которые определяют нужное для экономики количество денег. Их всего три:

  1. Количество товара, находящегося на рынке. Этот фактор влияет на размер денежной массы прямо пропорционально. Чем больше единиц товара будет находится на продаже, тем большее количество денег будет необходимо населению для их покупки.
  2. Цены на товары. В этом случае принцип тот же. Чем выше устанавливаются цены на товар или услугу, которую потенциальный потребитель желает приобрести, тем больше денег необходимо ему для совершения этой покупки. Поэтому население может обращаться в банки за займами, а выдавая эти кредиты банки таким образом увеличивают денежную массу, находящуюся в обращении.
  3. Ускорение обращения денег. Если срок оборачиваемости денежных средств будет сокращаться, то, при прочих равных условиях, это повлияет на размер денежной массы, т.к. каждая денежная единица будет использоваться большее количество раз за отчетный период. В таком случае объем денежной массы будет уменьшаться. Подобному ускорению способствует замена наличного расчета безналичным.

Таким образом, закон денежного обращения описывается формулой Фишера:

  • где М – это денежная масса в обращении;
  • $P$ – средний уровень цен;
  • $Q$ – общий объем всех выпущенных товаров;
  • $V$ – скорость денежного обращения.

Однако, с появлением кредитных отношений общее количество денег может изменяться с помощью взаимозачета некоторых обязательств. Таким образом, к условиям, определяющим денежное обращение относят также уровень развития безналичных расчетов, что отображается в следующей формуле:

  • где Ц – сумма цен, реализуемых товаров;
  • Цкр – сумма цен, товаров, реализованных в кредит, срок погашения которых еще не наступил;
  • ДО – сумма платежей по кредитам;
  • ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;
  • О – среднее число оборотов денег.

Источник

Правовые основы денежного обращения и расчетов

Понятие денежной системы

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно- денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе исторического развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система — это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ — официальная денежная единица (валюта)’ РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на тер-ритории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требо-ваний, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Читайте также:  Как отрегулировать задние колодки на дэу нексия

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исклю-чительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права — гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной как тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативна-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных диспропорций в условиях рыночной экономики.

К основному источнику финансового права регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную На защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона, Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается посредством применения так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно- кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих «средствами защиты», позволяющими избежать их подделки.

Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть сово-купного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим обращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названных, относятся ГК РФ, а также многочисленные акты Центрального банка РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на Российской Федерации»

1. Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно. Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере денежного оборота следующие функции: 1) обеспечивает устойчивость рубля; 2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ; 3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 4) несет ответственность за поку- пюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России: а) определяет порядок ведения кассовых операций; б) организует изготовление банкнот и монеты; в) устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; г) определяет признаки платежности денежных знаков; д) регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены (утратившими силу законного средства-платежа), если не установлен достаточно срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков денежных знаков и порядка замены поврежденных и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер, расчетов наличными между юридическими лицами одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п.

Правовые основы безналичных расчетов в Российской Федерации закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ПС РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XII). Банк России в соответствии со ст. указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в т.ч. числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Формы безналичныхрасчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичныхрасчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. К ним относятся: 1) расчеты платежными поручениями; 2) по аккредитиву; 3) чеками; 4) по инкассо/Однако этот перечень не является исчерпывающим и расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и приме-няются в банковской практике на основе банковских правил и Обычаев делового оборота.

Формы безналичных расчетов различаются условиями предоставления средств в распоряжение получателя, порядком документооборота, видом расчетного документа.

Расчетные документы — это оформленные в виде документов на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронных платежных документов: распоряжение плательщика (клиента ил и банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Установлены следующие виды платежных документов: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; платежные требования; Д) инкассовые поручения.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ безналичная (либо наличная) форма расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки. Межбанковские расчеты, т. е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения — центры (РКЦ). В сфере безналичных расчетов действует правило, что общий срок безналичных расчетов не должен двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.

Читайте также:  Право социального обеспечения регулирует социальные отношения

Действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное России 3 октября 2002 г., которое детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории. Названное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Эти расчеты регулируются Положением Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; 4) счетов межфилиаль-ных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Одной из обособленных и самостоятельных форм безналичных расчетов является применение векселей (см. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. «О простом и переводном векселе» ) — ценных бумаг, удостоверяющих ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (ст. 815 ГК РФ).

Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности безналичного денежного обращенияможнорассматривать и платежные банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. Кредитные карточки банков используются для покупки товаров с использованием кредитной линии (кредито-вые карточки) и для получения денег в банкоматах (Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Ценральным банком РФ 9 апре-ля 1998 г., в части, не противоречащей Указанию Центрального банка РФ от 9 апреля 1999 г. «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и пре- доплаченных финансовых продуктов»).

Кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитным организациям не требуется разрешения Банка России на распространение платежных или банковских карт других эмитентов, дорожных чеков, а также чеков и векселей, являющихся неэмиссионными ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.

Правила ведения кассовых операций

Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.

Законодательством установлены различия в ведении кассо-вых операций в зависимости от субъектного состава. Так, уста-новлены особенности осуществления кассовых операций: 1) банками и другими кредитными организациями; 2) предпри-ятиями, учреждениями и иными организациями; 3) предприя-тиями и другими организациями По непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы. Источниками правового регулирования порядка ведения кассовых операций являются федеральные и региональные нормативно- правовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативно- правовым актам Банка России, так как регулирование кассовых операций отнесено к его функциям Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основные, наиболее общие положения, касающиеся порядка ведения кассовых операций на территории РФ, были закреплены еще в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», которым были установлены единые для всех предприятий, организаций и учреждений правила в сфере кассовых операций. Так, все указанные субъекты, во-первых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; во-вторых, производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; в-третьих, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руко-водителями предприятий; в-четвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, с учреждением банка; в-пятых, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Для предприятий, организаций и учреждений (включая организации торговли), имеющих постоянную денежную выручку и осуществляющих расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), установлен запрет задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

Решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации1, которым детально регламентируется ведение кассовых операций предприятиями, учреждениями и орга-низациями (далее — предприятиями) независимо оГ организационно-правовых форм и сферы деятельности. Установлено, что все предприятия должны производить расчеты по обязательствам с другими как правило, в безналичном порядке или применять другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ. Для осуществления расчетов деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом наличные деньги, полученные в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий: на хозяйственно-операционные расходы, на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги отчет, не трех дней по истечении срока, на который они выданы, или возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет суммах и окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или оформленным по другим документам (ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), которые должны быть подписаны руководи-телем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на уполномоченными.

Особо урегулировано ведение кассовой книги и хранение денег. Предприятие имеет только одну кассовую книгу, должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной В ней каждое поступление и выдача наличных денег. При условии обеспечения полной кассовых документов кассовая книга может вестись рованным способом.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, временного хранения наличных де^ег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Установлено правило о проведении ревизии кассы и осуществлении контроля за нием кассовой дисциплины. Так, в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой гих ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами. Органы внутренних дел в пределах своей компе-тенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Для субъектов, получающих от населения деньги за оказываемые услуги, работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций — с обязательным использованием контрольно-кассовых машин (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением Центрального банка РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»2, которым устанавливается порядок совершения кассовых операций, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории РФ.

Источник

Adblock
detector