Меню

Что такое регулировка presence



Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 22 февраля 2019 г.

Р учка «Presence» на всяческих активных темброблоках и на некоторых комбиках – для чего она служит? Цитата из WikiSound:

«Присутствие (англ. presence) – среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка «присутствия» (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. На самом деле это не что иное, как регулируемый полосовой фильтр, срединная частота которого лежит где-то в диапазоне от 2 до 6 кГц. Регулятор «присутствия» в гитарном или басовом комбике может помочь сделать звук инструмента более ярким и заметным в миксе.»

Так как схемотехника этого эффекта освещена в доступных источниках, скажем так, не очень сильно, внесу свою лепту. Ниже приведён фрагмент схемы китайского басового комбика, отвечающий за Presence.

Имеем усилитель с регулируемым подъёмом АЧХ, начиная с какой-то частоты. Никаких регулируемых полосовых фильтров. По сути, очень похоже на регулируемый требл-бустер (педалька, поднимающая верхи). Ниже приведены расчетные характеристики по входному сигналу амплитудой 0.1В на разных положениях ручки, соответствующей сопротивлениям 10кОм (крайне левое положение ручки, синим цветом), 5кОм (жёлтая кривая), 1кОм (сиреневым цветом).

И эффект вполне работает: звук становится более чётким, читаемым. По такому случаю переработал эту схему в педаль. Её можно использовать для выделения какого-либо соло.

В схеме применены «сверхъяркие» светодиоды, начинающие светить при токе в микроамперы. Все конденсаторы керамические. Транзистор C3198GR можно заменить практически на любой для аудиоприменения с коэффициентом передачи по току начиная с 200 (чем больше, тем лучше). И наконец, потенциометр на 100кОм с обратной логарифмической характеристикой. Если таковой категорически отсутствует, можно с натяжкой заменить на линейный (но регулировка будет неравномерная).

Примочка собрана в корпусе G0124 (111х60х30 мм):

Пример звука. Вступление играется на обычном тембре, с 16-й секунды включается эффект:

Также педаль можно использовать и на гитаре; номиналы остаются прежними. Звук от слегка подчёркнутых верхов до «злого» с металлическим оттенком.

Источник

CJcityForum.ru

Текущее время: 10 ноя 2020, 22:01

Часовой пояс: UTC + 5 часов

Теория презенса

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 8 ]
Пред. тема | След. тема
Автор Сообщение
DJ Old Miln
Старожил

Зарегистрирован: 23 окт 2005, 21:45
Сообщения: 1562
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

В последнее время меня стало волновать это понятие

1) Какую частотную область презенс все-таки занимает? Просто многие называют всегда разные значения
2) Делать его на стадии финального мастеринга или во время обработки звука
3) В переводе на русский, презенс — это что такое?
3) Приблизительное значение ширины полосы эквалайзера и уровень подъема

Спасбо за ответы

Entrase
Старожил

Зарегистрирован: 21 июл 2006, 17:20
Сообщения: 6375
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Презенс — это присутствие. А отсюда абсурдность остальных вопросов.

Презенс блин. Слово-то какое ужасное! Очередная тупая рунглийская калька

Xander Sunrise
Постоялец

Зарегистрирован: 24 фев 2007, 13:44
Сообщения: 269
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Чем больше высоких частот у инструмента тем ближе он «кажется» слушателю. (т.к. в природе высокие колебания на дальние расстояния не переносятся — быстро затухают). Соответственно когда один инструмент нужно выделить — у него эквалайзером добавляют (по необходимости) частот в районе 5-10кгц (ширина примерно две октавы, подъем на 2-3 дБ, цифры весьма условные т.к. потом коректируешь их на слух). В принципе, наверно это и называется «добавить презонса».
Соответственно когда инструмент нужно перенести на задний фон, то у него убирают такие частоты.
Делается это на стадии сведения.

Я обычно делаю немного пдругому: если нужно «добавить презонса» т.е. вывести инструмент «вперёд», я не добавляю эквалайзером высоких частот, а немного убираю все остальные.

SCHYZOMANIAC
Проездом

Зарегистрирован: 26 сен 2007, 16:59
Сообщения: 40
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

. и еще добавлю =) У каждого звука есть так называемые форманты — опорные частоты, которые определяют тембр звука. Если усиливать выборочно именно эти форманты, то звук будет выезжать на первый план и возникнет тот самый пресловутый эффект присутствия. Т.е. так можно выборочно колдовать с определенными инструментами в целой арранжировке. Есть и другая «фишка» — звук на частоте 16кГц — если вы добавите немного этого уже-не-писка, то получите интересное ощущение присутствия в рамках целой песни (поищите саундтрек для игрушки Killer Instinct, там просто направо и налево эти 16 килогерц эксплуатируются).

Рекомендую найти справочник по опорным частотам для разных музыкальных инструментов, чтобы знать, с чем вам можно колдовать, потому что эквализируя и акцентируя не те частоты, вы рискуете загубить звук в песне и инструмент в частности.

Есть и третий путь — резонанс — добавление гармоник по логарифмическому графику — обычно это называется «придать воздуха» песне. Выделяете какую-либо частоту (как правило начиная от 1000 и заканчивая 6000 Гц), а потом с шагом в одну октаву начиная со стартовой частоты амплитуду резонирующего сигнала уменьшаете на квадратный корень из значения стартовой амплитуды и так идете и «рассаживая» постоянно уменьшающиеся акценты, пока не достигните порога слышимости. Собственно, этим безобразием занимаются мастеринговые плагины (например BBE Sonic Maximizer или Spectralizer от Штайнберга).

Источник

Зачем нужна ручка Presence в ламповом гитарном усилителе?

Что такое ручка презенс?

Присутствие (англ. presence) — среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка «присутствия» (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. На самом деле это не что иное, как регулируемый полосовой фильтр, срединная частота которого лежит где-то в диапазоне от 2 до 6 кГц. Регулятор «присутствия» в гитарном или басовом комбике может помочь сделать звук инструмента более ярким и заметным в миксе.

Зачем нужна ручка presence в хайгейн усилителе?

Если говорить простым языком презенс сдвигает частотку в сторону верхов, что дает нам дополнительную возможность регулирования верхних частот, по сути это дополнительный treble. Однако не стоит путать Treble и Presence

В ламповых гитарных усилителях ручка презенс встречается довольно часто, особенно в хайгейн усилителях, в хайгейне эту ручка часто повернута на 11 часов или чуть больше, при этом получаем четкий и яркий перегруз который не режет уши, однако для каждого динамика нужно ловить свое положение, так как АЧХ гитарных динамиков очень сильно отличаются.

Также часто презенс использую когда гитара тонет в миксе готовой композиции, тем самым поднимая ровернь презенса, звук лучше прорезает микс. Однако больше 2 часов обычно никто презенс не ставит, потому что звук начинает очень сильно «песочить» и давить по ушам мерзким высокочастотным звуком.

Так что если на вашем гитарном усилителе есть ручка Presence то советуем использовать ее по назначению для удачной игры на гитаре.

Источник

guitar.by

Что делает ручка presence?

Модератор: moderator

Что делает ручка presence?

#1 Сообщение Beavis » Пт фев 07, 2014 10:34 am

Re: Что делает ручка presence?

#2 Сообщение Скиф » Пт фев 07, 2014 10:59 am

Re: Что делает ручка presence?

#3 Сообщение AndreycV » Пт фев 07, 2014 11:04 am

Re: Что делает ручка presence?

#4 Сообщение twisted_existor » Пт фев 07, 2014 11:20 am

Re: Что делает ручка presence?

#5 Сообщение FATHER » Пт фев 07, 2014 1:20 pm

Re: Что делает ручка presence?

#6 Сообщение andy_ctc » Пт фев 07, 2014 1:48 pm

Граждане, вот цитата из учебника: «A presence control boosts the upper mid-range frequencies»

AndreyCV изложил все на 100% точно, это сугубо эквализация, и ничего более. Другое дело, что для каждого инструмента понятие «верхняя середина» — это сугубо личное дело конкретного инструмента, у баса она одна, у флейты — другая.

Часто технически это реализуется тупо добавлением регулятора СЧ, без особой оглядки на специфические частоты того, что будет через этот усилитель лабаться.

Re: Что делает ручка presence?

#7 Сообщение Lanser » Пт фев 07, 2014 2:15 pm

Re: Что делает ручка presence?

#8 Сообщение FATHER » Пт фев 07, 2014 2:46 pm

Re: Что делает ручка presence?

#9 Сообщение twisted_existor » Пт фев 07, 2014 2:50 pm

Re: Что делает ручка presence?

#10 Сообщение sepuka » Пт фев 07, 2014 3:05 pm

Re: Что делает ручка presence?

#11 Сообщение Roy /2 » Пт фев 07, 2014 3:09 pm

Re: Что делает ручка presence?

#12 Сообщение Скиф » Пт фев 07, 2014 3:12 pm

Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический. Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику. Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и нередко оснащаются анализаторами спектра для удобства корректировки.

Параметрический эквалайзер дает гораздо большие возможности корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

Центральная (или рабочая) частота в герцах (Гц);
Добротность (ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты, обозначается буквой «Q») — безразмерная величина;
Уровень усиления или ослабления выбранной полосы в децибелах (дБ).

Таким образом, те эквалайзеры, которые используются в гитарных усилках и примочках, являются, за редким исключением, широкополосными графическими . Однако, широко распространено заблуждение, что «тот эквалайзер, который с кучей ползунков в ряд — это графический, а тот, который Bass-Middle-Treble -это параметрический».

Презенс — это подъем верхней середины сигнала и (в некоторых схемах) его верхов. Т.е. либо полосовой, либо полочный фильтр ВЧ в каскаде оконечника. Resonance — то же самое, но для басового диапазона. Одновременно выкрученные резонанс и презенс дают эффект, близкий к зарезанию середины «для мятала», но без потери насыщенности и плотности звука (так как средняя полоса при этом не проседает ниже уровня 0 дБ).

Источник

Как настроить усилитель для гитары

Продолжительность урока 4 минуты.

Если вы хотя бы немного уже знакомы с гитарными усилителями (комбиками), должны быть в курсе, как в них много настроек и регуляторов.

Если ранее вы не работали со звуковой техникой, вероятно, не понимаете, на что влияют эти регуляторы.

Шаг 1: Настраиваем усилитель для гитары на базовые настройки

Прежде чем настраивать гитарный усилитель, мы должны произвести следующие манипуляции:

  • Повернуть регуляторы перегруза (Gain), высоких (Treble), средних (Middle) и низких (Bass) частот в среднее положение
  • Отключить все эффекты, если их поддерживает ваш усилитель (например, эффект реверберации, Reverb). Для этого нужно воспользоваться специальной кнопкой, которая называется «Bypass»
  • Выкрутить на полную катушку все регуляторы своей гитары (громкость и тембр)

Это лучшая исходная позиция для настройки хорошего звука гитары.

Рис. 1: Регуляторы усилителя в базовом положении

Шаг 2: Выбор канала усилителя

Твой гитарный усилитель имеет, вероятнее всего, несколько каналов или (например, в случае с усилителем Rolland Micro Cube) несколько моделей усилителей.

В данной статье мы различаем 3 принципиально разных типа каналов:

Чистый канал (Clean)

Этот канал дает нам чистый, неискаженный звук. Даже если вы — самый жесткий металлист на Земле, вы будете время от времени использовать этот канал.

Он замечательно подходит для отдельных кусков роковых произведений, поп- и рок-баллад, а также для вступлений к песням. Многие его используют с сочетании с Overdrive- или Distortion-педалями.

Канал Overdrive

Канал Overdrive характеризуется слегка искаженным гитарным звуком. С помощью этого канала мы получаем необходимый кранч (хруст, Crunch), незаменимый при игре грязных блюзовых ликов, хрустящих фанк-риффов и острых, как нож, рок-ритмов.

Канал Distortion

Этот канал дает такое большое искажение, что мы с легкостью можем его использовать для извлечения жирных роковых и металлических (имеется ввиду направление рока — металл) звуков.

Шаг 3: Настройка искажения/перегруза (Гейна, Gain)

Регулятор Gain влияет на степень искажения/перегруза. Ты также заметишь, что при настройке этого регулятора меняется громкость.

Внимание: Дьявольские соблазны высокоперегруженного звука (High-Gain-Sound)

Очень заманчиво выкрутить этот регулятор на всю катушку, для того, чтобы сделать звук пожирнее. Но это грубая ошибка и ты добьешься противоположного: слишком много усиления испортят твой звук.

Кроме того, высокий уровень гейна сжимает до некоторой степени гитарный сигнал, что может привести к небрежной игре.

Установка оптимального уровня перегруза/гейна/искажения

Мой совет: Поворачивай регулятор гейна до тех пор, пока не получишь нужный тебе звук. А теперь немного проверни регулятор в обратном направлении и попробуй компенсировать потерю перегруза более жестким ударом по струнам (т.е. более жесткой атакой). Это делает твой звук жирнее, а технику лучше.

Шаг 4: Настройка эквалайзера (Treble, Middle, Bass — высокие, средние, басы)

Эквалайзер служит для точной настройки звука. С помощью регуляторов Treble/High (высокие частоты), Middle/Mid (средние частоты) и Bass/Low (басы) ты можешь подчеркнуть те или иные частоты сигнала своей гитары.

Об экстремальных настройках эквалайзера усилителя

Не переусердствуй с настройками эквалайзера. Хотя бас и делает твой звук жирным и теплым, но при этом он становится настолько сырым, что он может потерять всю свою выразительность.

Аналогичная ситуация и с высокими частотами. Применяй регулятор высоких частот для того, чтобы сделать свой звук более определенным. Переборы с накруткой высоких частот определить намного легче — если ты заметил, что звук так сказать жжет, кусает (т.е. если он слишком яркий, резкий), поверни регулятор немного назад.

Источник

Часто задаваемые вопросы по динамической обработке аудио сигнала

Что такое динамический диапазон?

Динамический диапазон можно определить как расстояние между уровнями самого тихого и самого громкого сигналов из возможных. К примеру, если в инструкции к процессору указано, что максимальный входной уровень сигнала до искажения равен +24 дБ, а шумовой порог на выходе равен -92 дБ, значит суммарный динамический диапазон процессора равен 24 + 92 = 116 дБ.

Динамический диапазон оркестра в среднем находится в пределах от -50 дБ до +10 дБ. Что в сумме даёт 60 дБ. Хотя вам может показаться, что динамический диапазон в 60 дБ — это мало, проведя простые расчёты, оказывается, что +10 дБ — это в 1000 раз громче, чем -50 дБ!

Динамический диапазон в рок музыке намного меньше, обычно от -10 dдБ до +10 Дб, или 20 дБ в сумме. Поэтому смешивание разных сигналов в рок музыке в единый микс довольно занудное занятие.

Для чего нам компрессия?

Допустим, вы работаете над сведением роковой записи, средний динамический диапазон у нее 20 дБ. И вы хотите добавить в микс необработанный компрессором вокал. Средний динамический диапазон у вокала равен примерно 40 дБ. Чем это чревато для микса? Слишком тихие вокальные куски будут просто не слышны, а слишком громкие будут выпирать из общей картины. В данной ситуации компрессор необходим для уменьшения (компрессии) динамического диапазона вокала в пределах 10 дБ.

В данном случае вокал будет находиться примерно на уровне +5 дБ. Диапазон — от 0 дБ до +10 дБ. Тихие фразы теперь будут выше самого низкого уровня сигнала в миксе, а громкие фразы не будут выпирать. Получается, что вокал занимает своё место в миксе.

Тот же самый принцип работает для любого инструмента в миксе. У каждого инструмента есть свое место в миксе, а хороший компрессор помогает звукорежиссеру правильно их смешать.

Разве компрессор нужен для всего?

Обычно в ответ на этот вопрос вы слышите: «Конечно же, нет! Перекомпрессированные треки звучат ужасно.” Это утверждение верно лишь в одном случае — если вы отчетливо слышите как работает компрессор на записи. Качественный дорогой компрессор, будучи правильно настроенным, звучит незаметно! Перекомпрессированный звук — это следствие ошибок в обработке конкретных инструментов, если конечно это не сделано умышленно с целью получить спецэффект.

Как вы думаете, зачем на всех дорогих микшерных пультах на каждом канале есть свой компрессор? Ответ прост — большинство инструментов нуждается в компрессии, пусть даже едва заметной. Это помогает им быть слышимыми в миксе.

Зачем нам нойз-гейты?

Давайте рассмотрим пример с вокалом. Допустим, вы установили для него диапазон в 20 дБ. Проблемы начинаются, когда компрессор усиливает самые тихие сигналы в вокальном треке. Всплывают всякие нежелательные шумы на заднем плане, куски фонограммы, попавшей в микрофон из наушников и т.п. Вы можете попробовать просто убрать громкость в паузах, но это обычно заканчивается полным провалом. Намного лучший способ — использовать нойз-гейт. Мы можем установить порог срабатывания нойз-гейта, к примеру, на -10 дБ, что соответствует нижней границе динамического диапазона вокала в нашем случае. Таким образом гейт будет автоматически убирать в ноль все нежелательные сигналы между фразами.

Если вы когда-либо пробовали сводить живую запись, вы знаете сколько проблем возникает с ударной установкой, а именно с железом, которое проникает в микрофоны, установленные на томах. Как только вы добавляете верхов на эквалайзере, чтобы сделать томы более яркими, начинают лезть наверх тарелки. И это особенно хорошо слышно через ВЧ громкоговорители в мониторах. Если же мы используем гейты на микрофонах, записывающих томы, так что железо больше не будет звучать через них в паузах, мы очень сильно прочистим общий микс и сделаем его в разы разборчивее.

Типы динамической обработки

Динамическая обработка — это процесс изменения динамического диапазона сигнала, позволяющий расширить возможности оборудования, через которое записывается или воспроизводится этот сигнал. Иными словами, мы получаем возможность записывать или проигрывать записанный сигнал без искажений и/или шума, тем самым упрощая себе задачу сведения.

Компрессор и лимитер

Пробивной, хорошо слышимый, с хорошим презенсом — это все описания звуковых сигналов, полученных при помощи их обработки компрессорами и лимитерами.

Компрессия и лимитирование — это формы управления динамическим диапазоном (громкостью) сигнала. Аудио сигналы имеют довольно большой разброс по уровням громкости. Пиковый сигнал может вызвать перегрузку в звукозаписывающей цепи, что в свою очередь вызовет искажение сигнала.

Компрессор/лимитер — это своего рода усилитель, в котором уровень громкости зависит от уровня проходящего через него аудиосигнала. Выбрав определённое значение компрессора/лимитера, сигнал будет автоматически ослабляться выше заданного уровня или порогового уровня.

В сущности, компрессия – это процесс ослабления входного сигнала в заданной пропорции. Используется для сужения динамического диапазона голоса или музыкального инструмента, позволяет производить запись без искажений. Также применяется при создании микса, уменьшая разницу частот каждой дорожки.

Вокалист, допустим, постоянно перемещается перед микрофоном и сигнал на выходе колеблется вверх-вниз, что звучит странно. В данном случае компрессор решит проблему, ослабив громкость отдельных фраз так, что в результате будет ровный вокал.

Степень ослабления сигнала зависит от соотношения компрессии и порогового уровня. Соотношение 2:1 или меньше считается слабой компрессией, при которой сигнал на выходе, превышающий пороговый уровень, уменьшается в два раза. Соотношения выше 10:1 можно называть сильным лимитированием.

Чем ниже пороговый уровень, тем большая часть сигнала подвергается компрессии (при определённом уровне входного сигнала). Важно знать меру, так как слишком сильная компрессия убивает динамику записи (при этом некоторые звукорежиссёры убивают её специально в качестве эффекта)!

Лимитирование – вид обработки сигнала, при котором подавляются всплески громкости (скачки амплитуды).

Компрессор/лимитер используется при выполнении многих задач при обработке звука, например:

Звук бочки ударной установки может затеряться среди электрогитар. И не важно, как громко звучит дорожка, бочка звучит “грязно”. Компрессия выправит звук бочки на фоне гитар.

Диапазон голоса на записи достаточно широк. Пики громкости могут сильно выпирать из общего звучания. Таких пиков может быть много, и они все разные, так что почти невозможно их выровнять через микшер. Компрессор/лимитер автоматически контролирует громкость, не искажая тонкостей вокала.

Соло гитара глушится ритмом. Не выкручивайте фейдер до предела, компрессия поставит ведущую гитару на своё место в миксе.

Бас-гитару сложно записывать. Ровный звук с хорошей атакой достигается за счёт правильной компрессии. И не нужно обрезать низы микса — компрессор/лимитер позволит басу проявиться на любых частота

Экспандер

Существует два основных вида экспансии: динамическая и нисходящая. Экспансия расширяет динамический диапазон сигнала, когда он выше порогового значения. Динамическая экспансия – это, по сути, компрессия наоборот.Динамическая экспансия применяется на ТВ и радио, чтобы отменить компрессию непосредственно до передачи аудио сигнала. Компрессию с последующей экспансией называют компандированием.На данный момент чаще всего применяют нисходящую экспансию. В отличие от компрессии, которая понижает сигнал выше порогового значения, экспансия понижает сигнал ниже порога экспансии. Степень понижения определяется соотношением экспансии. Например, соотношение 2:1 понижает сигнал вдвое (это значит, что если сигнал ниже порогового значения на 5дБ, экспандер понизит его до 10дБ).Экспансию часто используют для уменьшения шумов, это очень мощный и простой нойз-гейт. Главное различие между экспандером и нойз-гейтом в том, что экспансия зависит от того, насколько сильно сигнал ушёл “под порог”, тогда как при работе нойз-гейта это не имеет значения.

Шумоподавление

Шумоподавление – процесс устранения нежелательного шума из записи посредством ограничения сигнала ниже заданного порогового значения. Как было написано выше, работа нойз-гейта не зависит от уровня сигнала ниже порога. Выход устройства открыт, пока сигнал находится выше порога.

Длительность открытия выхода определяется скоростью атаки. Длительность работы устройства, когда сигнал ниже порогового называется временем удержания. Скорость закрывания выхода определяется временем возврата. Уровень подавления нежелательного сигнала в закрытом положении определяется диапазоном.

Краткий словарь терминов

Научно доказано, что если вы хотите быстро изучить какой-то предмет, вы должны для начала разобраться с основными понятиями. Тот же принцип действует и в звукозаписи и в дальнейшей работе со звуком. Большинство инструкций и учебников предполагают наличие базовых знаний, без которых читать их затруднительно. Надеюсь, что следующий раздел поможет вам навести порядок в голове и окончательно разобраться с основами.

Компрессоры

Атака (Attack).

Атака определяет скорость действия компрессора на входной сигнал. Долгая атака (регулятор по часовой стрелке до упора) вначале позволяет сигналу (т.н. начальный переходный процесс) проходить необработанным через компрессор, тогда как короткая атака (против часовой стрелки до упора) сразу же обрабатывает сигнал согласно соотношению компрессии и установленному пороговому уровню.

Авто (Auto).

Компрессор работает в режиме автоматической атаки и возврата. Регуляторы в этом случае не влияют на процесс, а используются запрограммированные значения параметров.

Боковой канал компрессора (Compressor Sidechain).

Вход бокового канала прерывает сигнал, с помощью которого компрессор определяет необходимой уровень компрессии. При отключенном боковом канале, входной сигнал идёт сразу на главную схему компрессора. При его включении, сигнал на главную схему не поступает. Теперь можно обрабатывать управляющий сигнал эквалайзером, например, применив де-эссинг (частотная коррекция голоса). После обработки управляющий сигнал поступает обратно в компрессор через выход канала. Типичное применение бокового канала – использование компрессора для приглушения фоновой музыки во время выступления ведущего или снижения громкости ритм-гитары на фоне вокала. Теперь голос легко различим. В этом случае голосовая дорожка идёт в боковой канал, в то время как фоновая музыка — на основную схему компрессора. Теперь компрессор понижает уровень фоновой музыки (процесс называется дакинг), когда вокалист начинает петь или говорить.

Жёсткая и мягкая компрессия (Hard/Soft Knee)

При жёсткой компрессии ослабление сигнала происходит максимально быстро в момент превышения пороговой величины. При мягкой, сигнал ослабляется более плавно, после того, как он превысил заданный порог, что обеспечивает более естественное для музыки звучание.

Лимитеры.

Лимитер – это компрессор, не допускающий увеличения сигнала выше уровня порога. Например, если порог установить на 0 дБ, параметр “Ratio” выкрутить полностью по часовой стрелке, то компрессор начнёт работу в режиме лимитера при 0 дБ, и выходной сигнал никогда не превысит этого значения.

Компенсирующее усиление (Makeup Gain).

При компрессии, сжатие сигнала обычно влияет на общий уровень громкости. Регулятор усиления позволяет восстановить утерянный при компрессии уровень.

Соотношение (Ratio).

Соотношение – это зависимость между выходным и входным сигналами, этот параметр устанавливает крутизну компрессии. Например, установив соотношение 2:1, любой сигнал выше порогового подвергнется компрессии в соотношении 2:1. На каждый децибел на входе компрессора приходится 0.5 дБ на выходе, таким образом образуется компрессия, сжимающая сигнал в два раза. При увеличении соотношения, компрессор постепенно переходит в режим работы лимитера.

Время возврата (Release).

Время возврата — это время, которое проходит между тем, как уровень входного сигнала упал ниже порога, и моментом, когда уровень компрессии вернулся на нулевой (компрессор перестал ослаблять сигнал). Короткий возврат создаёт неровный, “рубленый” звук, особенно у бас-гитары. Долгий возврат слишком “пережимает” звук, расплющивая его. Любому значению времени возврата найдётся применение – подбирайте на слух.

Threshold.

Пороговый уровень компрессии (порог компрессии) определяет значение, выше которого начинается ослабление сигнала. Обычно поворот регулятора порога влево увеличивает сигнал, который подвергается компрессии (при соотношении выше, чем 1:1).

Экспандеры

Нисходящая экспансия (Downward Expansion).

Нисходящая экспансия чаще всего применяется в профессиональной звукозаписи. Сигнал ослабляется ниже порогового значения. Это стандартный способ подавления шумов.

Соотношение (Ratio).

Соотношение экспансии определяет уровень ослабления сигнала, когда он опустился ниже порога. К примеру, при соотношении экспансии 2:1 каждый децибел ниже порогового значения ослабляется в два раза. При соотношении 4:1 и выше экспандер работает почти как нойз-гейт, только без возможности регулирования времени атаки, задержки и возврата.

Нойз гейты (Noise Gate)

Атака (Attack).

Параметр «время атаки» устанавливает величину, при которой открывается гейт. Быстрая атака подходит для перкуссивных инструментов, в то время как вокал и бас-гитара требуют плавного открытия. Применение к ним слишком быстрой атаки приведёт к появлению ощутимого “шёлкания” при сведении. Щелчок при открытии присущ любому гейту, но при правильной настройке его не слышно.

Время удержания (Hold).

Время удержания – фиксированный период времени, при котором гейт находится в открытом состоянии при уровне сигнала ниже порогового. Значение этого параметра играет роль при гейтировании, например, малого барабана – после удара по нему проходит определённое время, после которого гейт резко закрывается.

Диапазон (Range).

Диапазон гейта – величина ослабления сигнала, когда гейт закрыт. Таким образом, при значении этого параметра 0 дБ ослабления сигнала вообще не происходит. Значение -60 дБ означает, что при закрытом гейте сигнал будет ослаблен (гейтирован) на 60 дБ и т.д.

Время возврата (Release).

Время возврата гейта определяет скорость, с которой гейт переходит из открытого в полностью закрытое состояние. Время возврата обычно настраивают так, чтобы сохранить естественное затухание звука инструмента или вокала. Высокая скорость возврата убирает шумы, но может вызвать “заикание” ударных инструментов, которое устраняется низкой скоростью возврата. Внимательно настраивайте этот параметр для наиболее естественного эффекта.

Пороговый уровень (Threshold).

Пороговый уровень гейта устанавливает значение, при котором гейт открывается. Принцип прост — любой сигнал выше порогового проходит нетронутым, а сигнал ниже ослабляется на величину, зависящую от настроек диапазона. Если выкрутить регулятор влево до упора — гейт будет отключен (т.е. всегда открыт), и любой сигнал проходит без ослабления.

Общие рекомендации по компрессии аудио сигнала

Ниже приведены пресеты компрессии, используемые в PreSonus BlueMax. Данные пресеты – стандартные установки, своего рода отправные точки для работы со звуком.

Вокал

Тёплый вокал. Это параметры для лёгкой компрессии с низким соотношением и расширенным диапазоном, в основном для лирических песен в живом исполнении. Вокал “на своём месте”.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-8.2 дБ 1.8:1 0.002 ms 38 ms

Средний . Более жёсткие параметры, динамический диапазон уже. Партия голоса выступает из микса.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-3.3 dB 2.8:1 0.002 мс 38 мс

Кричащий. Параметры для громкого вокала. Довольно жёсткая компрессия для вокалистов, которые не следят за расстоянием до микрофона. Голос сильно выступает из микса, создавая эффект присутствия.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-1.1 дБ 3.8:1 0.002 мс 38 мс

Перкуссия

Малый барабан/бас-барабан. Данный пресет пропускает пики и сжимает остальную часть сигнала, при этом слышим чёткий звук с затуханием.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-2.1 дБ 3.5:1 78 мс 300 мс

Левый/правый (стерео) оверхэды. Параметры «соотношение» и «порог» здесь низкие, что даёт широкий диапазон, в который помещаются даже тарелки. Глубокие низы, общее звучание живое с невысокой реверберацией. Более пробивной звук, меньше эффекта комнаты.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-13.7 дБ 1.3:1 27 мс 128 мс

Струнные инструменты

Бас-гитара. Быстрая атака и медленный возврат пресета “сожмут” бас так, чтобы он хорошо сидел в миксе.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-4.4 dB 2.6:1 45.7 мс 189 мс

Акустическая гитара. Пресет подчёркивает атаку акустической гитары и обеспечивает ровность звучания, что позволят гитаре оставаться слышимой.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-6.3 дБ 3.4:1 188 мс 400 мс

Электрогитара. Настройки для плотного ритма. Небольшое время атаки придаёт ритм-партии напор и живость

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-0.1 дБ 2.4:1 26 мс 193 мс

Клавишные инструменты

Фортепиано. Особый пресет для выравнивания всего диапазона фортепиано – от нижнего звука до пятой октавы. Чётко слышны партии обеих рук.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-10.8 дБ 1.9:1 108 мс 112 мс

Синтезатор. Быстрая атака и возврат подходят как для духовых, так и басовых партий на синтезаторе.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
-11.9 дБ 1.8:1 0.002 мс 85 мс

Оркестр. Настройки подходят как для струнных, так и других оркестровых “наборов” синтезатора. Общий динамический диапазон снижен для удобного добавления в микс.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
3.3 дБ 2.5:1 1.8 мс 50 мс

Стерео микс

Стерео лимитер. Исходя из названия, у этого пресета жёсткое лимитирование, что делает его идеальным для сведения двух дорожек или двух моно-каналов в один стерео.

Threshold (порог) Ratio (соотношение) Attack (атака) Release (возврат)
5.5 дБ 7.1:1 0.001 мс 98 мс

Контур. Настройки расширяют диапазон основного микса.

Источник

Читайте также:  Схема автоматического регулировка усиления