Меню

Что регулируют пунктуационные нормы



Тема урока: Пунктуационные нормы. Повторение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Тема урока: Пунктуационные нормы. Повторение.

Цель урока обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Знаки препинания в ПП и ССП с союзом и».

· актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Знаки препинания в ПП и ССП»;

· исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

· развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации СП;

  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
  • проверить знания учащихся по теме урока.

Скачать:

Вложение Размер
Тема урока: Пунктуационные нормы. Повторение. 26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пунктуационные нормы. Повторение.

Цель урока обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Знаки препинания в ПП и ССП с союзом и».

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Знаки препинания в ПП и ССП»;
  • исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  • развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации СП;
  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
  • проверить знания учащихся по теме урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

II. Орфоэпический тренинг.

Начнем работу с орфоэпического тренинга (дифференцированная работа)

1 группа- Г.Т.Егораева «1000 заданий» задание 4 (вариант 1-10)

2 группа- работа с карточками (задание 4-20 слов) «Поставьте ударение».

-Проверяем (2 группа – комментированно) , 1 группа-слова на слайде.

На парте перед вами лежит маршрутный лист , на котором представлены виды деятельности и графа « оцени себя». Если при работе с орфоэпией у вас не было вопросов, поставьте на данном этапе +, если сомневались. если было много ошибок -Оцените себя.

III .Целеполагание (по схемам).

Предлагаются на слайде схемы

— На основе данных схем сформулируйте тему урока Запишите тему урока в тетради.

-Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? Сегодняшний урок – еще одна ступенька к успешной сдаче ЕГЭ.

IV. Работа над темой урока.

1.Работа с теоретическим материалом.

Работа в группе.

Изучите указанные страницы материала сборника С.В.Драбкиной «ЕГЭ-2018», составьте проект, включив в него только те схемы, которые вызывают у вас затруднение.

1-я группа – «Пунктуация в простом предложении с однородными членами»( сборник С.В.Драбкиной «ЕГЭ-2018» с.168-170)

2-я группа – «Пунктуация в сложносочиненном предложении» (сборник С.В.Драбкиной «ЕГЭ-2018» с.170-171)

3-я группа – «Пунктуация перед союзом И в сложном предложении» (сборник С.В.Драбкиной «ЕГЭ-2018» с.200)

Свой ответ подтвердите примерами .

1) Пунктуация в простом предложении с однородными членами

1 группа- по сборникуГ.Т.Егораевой «1000 заданий» задание 15 1-10 варианты

2 группа- по сборнику «Экзаменационные ловушки» с.294 ( самопроверка по ключу)

2) Пунктуация перед союзом И в сложном предложении( работа на доске)

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

Он сказал что если будет свободен то мы встретимся.

Упр.494 предложение 3

В сентябре дождит и стоит жара, рано убирать купальники и вроде бы рано доставать плащи и тяжелую обувь.

3) «По следам ошибок»

В маршрутных листах предложения. Спишите , объясните постановку запятой.

4) Самостоятельная работа.

С.Ю. Иванова «Экзаменационные ловушки» С.310 по вариантам

— Что было в центре нашего внимания на уроке?

-Оцените для себя важность полученной информации при помощи приема незаконченного предложения:

Я думаю , мне удалось…

Я считаю, что урок был полезен для меня…

Мне нужно повторить…

Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из баллов, выставленных в маршрутных листах , и оценок за самостоятельную работу.

V1. Домашнее задание

Повторить теоретический материал, по сборнику И.П.Цыбулько- 2018 решить №15,19 варианты 1-10,по сборнику Г.Т.Егораева « ЕГЭ 1000 заданий» №15,19 варианты 1-10

Источник

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс Балашов – 2008

6.4. Нормы письменной речи

К нормам письменной речи относятся:

6.4.1. Орфографические нормы

Орфографические нормы регулируют правописание слов и их частей: дома, слоны, зуб, книжка, бледно-розовый, бледнолицый и т. п. Система правил написания слов называется орфография (греч.orthos – правильный и grapho – пишу).

Орфография включает в себя 5 основных разделов:

правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем;

правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

правила употребления прописных и строчных букв;

правила переноса слов с одной строки на другую;

правила графического сокращения слов.

Каждый из разделов представляет собой систему правил, базирующуюся на определенных принципах.

В основе системы правил первого раздела лежат следующие принципы орфографии – фонематический (морфологический), фонетический, традиционный и принцип дифференцирующего написания.

Основным принципом русской орфографии является фонематический принцип , который регулирует более 90% всех написаний. Суть его заключается в том, что на письме отражается не звуковой состав слова или морфемы, а его фонемный состав, т.е. для того чтобы правильно выбрать написание в слабой позиции, необходимо проверить ее сильной позицией (для гласных – это ударная позиция, для парных шумных согласных – позиция перед гласным, перед сонорным, перед в ). Таким образом, на письме не отражается редукция гласных, оглушение и озвончение согласных. Этот принцип называют еще морфологическим, так как он предполагает единообразное написание одних и тех же морфем независимо от их произношения.

Фонетический принцип орфографии заключается в написании слов и морфем в соответствии с их произношением. К таким написаниям относятся, например:

– написание приставок на -з (-с): безбрежный, избрать, разбить и бессмысленный, исправить, рассмотреть ;

– написание приставок раз- (рас-) / роз- (рос-): разыскáть – рóзыск, расписáть – рóспись ;

– написание ы после ц в словах типа: цыпленок, пальцы, лисицын, круглолицый ;

– написание ы на месте и после приставок на твердый согласный: подыскать, сыграть .

Традиционный принцип заключается в написании, закрепленном традицией, т.е. не объяснимом с точки зрения современного русского языка. Это написания, которые надо запомнить:

– написание и после ж , ш : жить, шить, мыши, лыжи ;

– написание мягкого знака после шипящих: идешь, мышь, ложь, настежь ;

– написание окончания -ого- при произношении его со звуком [в]: большого, первого ;

– написание корней с чередованием о/а , е/и : предложение – предлагать, стереть – стирать ;

– написание безударных гласных в корнях слов, не проверяемых ударением: абонемент, винегрет, демагог, интеллигент, контроль, корабль, лабиринт, макулатура, папоротник и др. В школьной практике такие слова называются словарными .

Дифференцирующие написания – написания, различающие на письме омофоны (слова и словоформы, совпадающие в звучании): ожог (сущ.) – ожёг (глагол), туш – тушь , плач – плачь , роман – Роман , компания – кампания и т.п.

Слитное, раздельное и дефисное написание осуществляется с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова в словосочетании пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами ( ни с кем, не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по- моему ). Правила этого раздела характеризуются недостаточной упорядоченностью, что приводит к частым ошибкам, особенно в написании производных наречий (доверху – до отказа), сложных существительных и прилагательных ( блок-пункт – блокпост, народнохозяйственный – народно-демократический ). При возникновении сложностей с написанием подобных слов следует обращаться к нормативным словарям, в первую очередь – орфографическим, а также к толковым или орфоэпическим словарям.

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико- синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся имена собственные ( Саратов, Хопер, Кавказ ), большинство аббревиатур ( РФ, СГУ, ГАБТ ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего деление слова на слоги. При этом запрещается оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не являющуюся слогом (нельзя переносить *ро-ст, *др-угой ), необходимо учитывать и морфемную структуру слова. Если в слове есть приставка (или приставки), то ее нельзя разрывать, перенос осуществляется между двумя приставками или между приставкой и корнем: раз-бить, со-кращение (нельзя: *ра-збить, *сок-ращение ). Нельзя разрывать части сложных слов: пяти-курсник, зав-кафедрой (нельзя: *пятик-урсник, *завк-афедрой ). Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Не разрешается переносить часть слова, начинающуюся буквами ы , й , ъ , ь : ра-зыскать, боль-шой, подъ-езд, вой-на (нельзя: *раз-ыскать, *боль-ьшой, *под-ъезд, *во-йна ). Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са .

Правила графического сокращения слов регламентируются ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний на русском языке, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи. Все остальные сокращения, не предусмотренные в настоящем стандарте, допускается применять только в том случае, если в работе имеется их расшифровка.

Рассмотрим основные правила сокращения русских слов и словосочетаний, изложенные в данном стандарте.

Сокращениям подлежат различные части речи. Существительные , прилагательные, глаголы, а также причастия сокращают одинаково во всех грамматических формах, независимо от рода, числа, падежа и времени.

Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в списках стандартов.

Применяются также общепринятые сокращения :

1) употребляемые самостоятельно (и др. – и другие; и пр. – и прочее; и т.д. – и так далее; и т.п. – и тому подобное; т.е. – то есть; т.к. – так как; т.о. – таким образом; т.н. – так называемый);

2) употребляемые при именах и фамилиях (г-жа – госпожа; г-н – господин; им. – имени; тов. – товарищ);

3) употребляемые при географических названиях (г. – город; д. – деревня; с. – село; губ. – губерния; обл. – область);

4) употребляемые при внутритекстовых ссылках (гл. – глава; п. – пункт; разд. – раздел; рис. – рисунок; табл. – таблица; с. – страница);

5) употребляемые при цифрах (г., гг. – год, годы; в., вв. – век, века; до н.э. – до нашей эры; ч – час, часов; мин – минута; с – секунда; тыс. – тысяча; млн – миллион; млрд – миллиард; ок. – около; к., коп. – копейка; р., руб. – рубль; экз. – экземпляр).

Прилагательные и причастия сокращают, отбрасывая части слова, например: санитарный – сан.

Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на имена прилагательные и страдательные причастия, образованные от того же корня, например: академия – акад.; академический – акад.

Прилагательные и причастия , оканчивающиеся на:

сокращают отбрасыванием этой части слова. Прилагательные, оканчивающиеся на -графический , -логический , -номический , сокращают отбрасыванием следующих частей слова: -афический , -огический , -омический , например: географический – геогр., биологический – биол., астрономический – астрон.

Если отбрасываемой части слова предшествует буква «и», то при сокращении слова следует сохранить следующую за ней согласную, например: калийный – калийн., крайний – крайн.

Если отбрасываемой части слова предшествует гласная буква, то при сокращении слова следует сохранить следующую за ней согласную, например: ученый – учен., масляный – маслян.

Если отбрасываемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например: польский – пол., сельский – сел.

Если отбрасываемой части слова предшествует удвоенная согласная, то при сокращении слова следует сохранить одну из сог­ласных букв, например: классический – клас.

В сложных прилагательных , пишущихся через дефис, каждую составную часть сокращают в соответствии с правилами, приведенными выше, например: военно-политический – воен.-полит., профессионально-технический – проф.-техн.

В сложных прилагательных, пишущихся слитно, сокращают вторую часть слова, например: агролесомелиоративный – агролесомелиор., лесохозяйственный – лесохоз.

Однокоренные прилагательные и причастия , отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например: школьный – шк., пришкольный – пришк.

Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например: изданный – изд., издано – изд.

Сокращать слово не допускается , если оно является единственным членом предложения.

Слова и словосочетания сокращать не допускается, если возможно различное понимание текста.

6.4.2. Пунктуационные нормы

Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания. Система правил постановки знаков препинания и система самих знаков препинания называется пунктуация (от лат. punctum – точка). От правильной постановки знаков препинания может зависеть смысл высказывания. Вспомним классический пример – Казнить, нельзя помиловать и Казнить нельзя, помиловать .

Различают две основные группы знаков препинания: разделительные (отделительные) и выделительные.

Разделительные знаки препинания служат для разграничения самостоятельных предложений и их частей. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие,

Выделительные знаки препинания служат для выделения синтаксических конструкций внутри предложения (обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, обращений и т.п.). К ним относятся парные скобки, запятая или парные запятые, тире или парные тире, кавычки.

Современные правила пунктуации достаточно подробно изучаются в средней школе, изложены в учебниках русского языка и специальных справочниках по орфографии и пунктуации, поэтому подробнее остановимся только на правилах пунктуационного оформления цитат.

В научном тексте часто приходится обращаться к работам других авторов, ссылаться на них и цитировать. В зависимости от объема цитаты и расположения ее в тексте существуют разные способы ввода и оформления цитат.

1. Точная цитата может быть оформлена как прямая речь. Если слова автора находятся перед цитатой (прямой речью), то после них ставится двоеточие, а цитата заключается в кавычки. Если цитата представляет собой повествовательное предложение, то после закрывающих кавычек ставится точка. Если цитата является вопросительным, восклицательным предложением или повествовательным предложением с многоточием в конце, то вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками. Например: Роль периодической деятельности солнца А.Л.Чижевский понимал как роль регулятора последствий на Земле, во времени и силе их проявления. В частности он сказал: «Как солнечное, так и космическое излучения являются главнейшими источниками энергии, оживляющими поверхностные слои земного шара».

Если слова автора помещаются внутри прямой речи (цитаты), то кавычки ставятся только в начале и в конце цитируемого текста. Слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире, если на месте разрыва прямой речи в цитируемом тексте нет никаких знаков препинания или стоят запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Вторая часть цитаты в таком случае пишется со строчной буквы: «В семьях, где были дедушка и бабушка, – пишет В.Ильинский, – духовное воспитание детей шло быстрее».

Если слова автора помещаются после цитируемого текста, то цитата с двух сторон заключается в кавычки, после нее ставится запятая, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки (в зависимости от типа предложения по цели высказывания) и тире. Слова автора в любом случае начинаются со строчной буквы: «Суровая, трудовая крестьянская жизнь вырабатывала и суровую этику», – замечает В.Ильинский.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В научных текстах для этой цели рекомендуется использовать знак , реже – (…) или /…/: Так, М.Ф.Мизинцева пишет: «Информационные ресурсы – это интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности в целом Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных система»; «Переустройство современной школы предполагает гуманизацию всей совокупности школьных отношений ».

2. Цитата может быть оформлена как предложение с косвенной речью: Отметив, что « математика во всякой общеобразовательной школе при всех сменах взглядов и направлений стояла и будет стоять на первом плане как предмет для умственного развития учащихся», В.П.Шереметевский указал на недопустимость того, что великие открытия творцов европейской математики игнорируются.

3. Цитата может быть введена в текст вводными конструкциями по словам, по мнению, как отмечает, как справедливо замечает, как утверждает и т.п.: Как утверждают исследования О.Л.Зверевой и А.Н.Ганичевой, «вплоть до революции 1917 года школьное воспитание рассматривалось как дополнительное к основному воспитанию в семье ».

4. Если цитата представляет собой часть предложения, то она выделяется только кавычками: Второй губернский съезд по Народному образованию (18–23 февраля 1919 г.) нашел необходимым «заменить семейное воспитание социальным, как более совершенной формой общественного воздействия на подрастающее поколение»; Изучаемые в школе физические объекты и явления традиционно несут линейный взгляд на мир, а следовательно, и линейное мышление, поскольку «сам процесс мышления детерминируется объектом, который в нем раскрывается в форме мысли».

В основе современных орфографических и пунктуационных норм лежат «Правила русской орфографии и пунктуации», принятые Академией наук в 1956 г. Специфической формой пунктуационной и орфографической кодификации являются специальные пособия и справочники. Назовем только некоторые из них:

Правила орфографии и пунктуации. – М., 1956;

Былинский К. И., Никольский Н. Н. Русский язык. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1998;

Ковалевская Е.Г., Елисеева М.Б., Золик Б.М., Черепенин А.Б. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Со словарями и тестами. – СПб., 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2007.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Справочник. Орфография и пунктуация. – М., 2007.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М., 2007.

Розенталь Д.Э Большой справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М., 2007.

Соловьева Н.Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка. – М., 2008.

Источник

Читайте также:  Как отрегулировать зажигание на гольфе дизеле 2