Меню

Что регулирует правовое положение



Конституционное право России

Правовое и конституционное положение человека и гражданина

Жизнь людей в обществе и государстве объективно требует определенного упорядочивания. Оно осуществляется посредством социальных норм, среди которых особую роль играют нормы права. Эти нормы, регулируя поведение людей в различных сферах жизнедеятельности, определяя их место и роль в обществе и государстве, устанавливают тем самым правовое положение людей как членов общества и граждан государства. Другими словами, положение человека и Гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права, есть правовое положение человека и гражданина.

Однако такое положение регулируется нормами различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, семейного и пр.). Ведущее место среди них занимают нормы конституционного (государственного) права, которые в совокупности своей представляют один из институтов конституционного права. Конституционное право регулирует наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством, находящие более детальную регламентацию в иных отраслях права.

При этом решающее значение имеет определение положения человека и гражданина нормами Конституции РФ. Положение человека и гражданина, регулируемое нормами Конституции РФ, суть его конституционное положение (конституционный статус). Смысл и назначение конституционного статуса гражданина состоит в закреплении только основных прав, свобод, обязанностей.

В литературе высказывается мнение о том, что «статус» есть часть, «ядро» правового положения индивида. Понятием «статус» охватывается лишь основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, полнота реализации которых предопределяется гражданством и правосубъектностью индивида, а также гарантиями реализации его прав, свобод и обязанностей. Статус и условия его обеспечения («пред статусные» и «послестатусные» элементы) составляют общее правовое положение личности. Думается, ориентируясь на смысловую схожесть в русском языке слов «положение» и «статус», их все же следует рассматривать как синонимы.

Понимаемый таким образом конституционный статус человека и гражданина идентичен часто употребляемой категории «основы, правового положения человека и гражданина» (личности). В связи с этим требует пояснения указание ст. 64 Конституции РФ на то, что положения ее гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации. Строго говоря, провозглашаемые в гл. 2 принципы правового положения человека и гражданина, права, свободы, гарантии их реализации, обязанности людей, положение об отношении государства к гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, составляют содержание основ правового статуса (положения) человека и гражданина (личности).

Однако вряд ли вызовет сомнение отнесение к основам правового положения личности положений, содержащихся в иных главах Конституции РФ. Скажем, положений о человеке, его правах, свободах как высшей ценности, признании, соблюдении, защите прав и свобод человека и гражданина как обязанности государства (ст. 2), единстве и равенстве гражданства Российской Федерации, обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами, несении равных обязанностей (ст. 6); т.п. Соответственно основы правового положения человека и гражданина (личности) в широком смысле и есть конституционный статуе (конституционное положение) человека и гражданина (личности).

В некоторых пояснениях нуждаются также термины, используемые в Конституции, законодательстве, литературе для обозначения индивида, его места и роли в системе общественных отношений. До- ста точно сказать, что только в гл. 2 Конституция употребляются термины «человек», «гражданин», «личность», «каждый», «лицо», другие. Особое юридическое значение имеет соотношение категорий «человек», «личность», «гражданин».

В западной юридической и философской науке названные категории рассматривают преимущественно с точки зрения положения человека как существа, одаренного чувствами (собственно человека), одаренного разумом (личности), обладающего гражданской самостоятельностью и способностью голосовать» (гражданина). Советская конституционно-правовая доктрина не восприняла подобное разделение индивида, акцентируя внимание на коллективистских началах личности, ее огосударствлении.

Начиная с Конституции СССР 1936 г., положение индивида определялось его взаимосвязью с государством в качестве гражданина — лица, получившего свои права в «дар» от государства и всецело ему подчиненного. Человек же рассматривался лишь как биологическая, а не правовая категория.

Признание в России на рубеже 80-90-х гг. западной идеи обособленности гражданского общества от государства одновременно поставило вопрос о «раздвоении» индивида на человек — члена гражданского общества и гражданина — члена политического государства. Человек как высокоорганизованное существо обладает от рождения качествами (чувствами, разумом и достоинством), определяющими его суть и отличающими его от иных живых существ. Названные качества присущи всякому индивиду безотносительно от наличия или отсутствия устойчивой юридической связи его с конкретным государством.

Гражданин — это тот же человек, только обладающий дополнительными качествами социально-политической сопричастности, устойчивой юридической связи с определенным государством, порождающей их взаимные права и обязанности (граждане, например, имеют субъективное избирательное право, право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать Отечество, обязанность уплачивать налоги и сборы).

Конституция РФ проводит описанное разделение индивида, однако, не всегда последовательно. В четырех случаях используется термин «лица»,(ч. 1 ст. 24, ст. 25, ч. 3 ст. 55, ч. 2 ст. 63). Он легко соотносится с термином «человек». И лишь дважды речь идет о «личности» (ч. 1 ст. 21 и ст. 64). Это дает основание некоторым исследователям полагать, что Конституция устанавливает основы правового статуса человека и гражданина, а не основы правового статуса личности (ст. 64).

Не случайно М.В. Баглай называет соответствующий раздел своего учебника по конституционному праву «Права и свободы человека и гражданина». Авторы издания «Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий» также акцентируют внимание на «правах и свободах человека и гражданина». При этом они отмечают, что личность в ч. 1 ст. 21 Конституции означает то же, что и человек. Общий же правовой статус человека и гражданина идентичен основам правового статуса личности в смысле ст. 64 Конституции.

Преимущественное использование в гл. 2 Конституции РФ категорий «человек» и «гражданин» неожиданно завершается указанием на то, что положения главы 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 64). Возникает вопрос — почему основы положения человека и гражданина увязываются с основами положения личности. Главная причина состоит в том, что понятие «личность» носит родовой характер, вбирая в себя категории «человек» «гражданин», «лица», «иностранные граждане», «граждане с двойным гражданством».

Читайте также:  Регулируем зазоры клапанов на мазде

Понятие личности в этом случае идентично понятию человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности, субъекта, обладающего устойчивыми социально значимыми чертами, которые характеризуют его как члена общества или какой-либо общности.

Очевидно, именно в контексте с таким пониманием личности необходимо рассматривать и положения ст. 21 Конституции РФ об охране государством достоинства личности и о невозможности умаления достоинства личности в силу каких-нибудь оснований. Этот подход обнаруживается в Уставе ЮНЕСКО от 16 ноября 1945 г.

Равный масштаб и «условная» личность. Известно, что правовое регулирование положения личности рассчитано на усредненного индивида. Ориентируясь на этого индивида, Конституция, законы, подзаконные акты устанавливают вид и меру его возможного либо должного поведения. Это проистекает из природы права как равного масштаба в регулировании общественных отношении. В данном случае значим вопрос об отправной точке определения правового положения личности. Безусловно, особая роль принадлежит той социальной среде, в которую личность включена, и функциям, которые она выполняет.

Речь идет о влиянии социального фактора на правовое положение «усредненной» личности. Действительно, жить в обществе и быть абсолютно свободным от общества нельзя. Вместе с тем недопустимо принижение, игнорирование естественно-природных качеств человека, значения его индивидуальности. Для «усредненной» личности характерны и «усредненные», стандартизированные международным сообществом природные свойства индивида, выражаемые в его неотчуждаемых, естественных правах (праве на жизнь и неприкосновенность достоинства, на свободу физического и интеллектуального развития, на свободу передвижения).

Формально-юридическое и фактическое положение личности. Правовое положение «усредненной» личности может либо адекватно, либо отдаленно отражать реальное положение конкретной личности в обществе и государстве. Так возникает проблема соотношения формально-юридического и фактического положения личности, устанавливаемого правом и реальной мерой возможного и должного поведения личности. На фактическое положение личности в обществе и государстве влияют ее биологические (возраст, пол, здоровье и т.п.) и социальные (уровень образования, квалификации, материального положения) качества. Влияют также факторы природно-климатические, политические и т.п.

Применительно к России сегодня еще можно обнаружить расхождение между формально провозглашенными правами, свободами и реальным положением значительной части людей. Лишь треть населения страны полагает, что у нее имеются реальные возможности для защиты своих прав в случае их нарушения.

Источник

Правовое регулирование

Как указывалось выше, основная функция права – регулятивная. В силу своих особенностей, свойств, функций оно наиболее эффективный, причем специфический регулятор. Поэтому и правовое регулирование принципиально отличается от иных видов социального регулирования (морального, религиозного) и требует специального теоретического исследования.

Правовое регулирование — целенаправленное, результативное воздействие права на общественные отношения с помощью системы правовых средств.

Каковы же особенности правового регулирования?

1. Правовое регулирование – это одно из средств воздействия на общественные отношения.

2. Оно осуществляется на основе норм права.

3. Это целенаправленное регулирование. Законодатель, издавая нормы права, преследует определенные социальные цели, которые и реализуются в процессе правового регулирования.

4. Правовое регулирования осуществляется не стихийно, не автоматически, а с помощью системы правовых средств (было бы неправильно утверждать, что оно осуществляется «с помощью норм права»).

5. Правовое регулирование (в отличие от иных видов социального регулирования) осуществляется под постоянным воздействием государства. Оно участвует на всех стадиях правового регулирования: издает нормы права, в необходимых случаях дает их толкование, обеспечивает и контролирует их реализацию, реагирует на различные варианты поведения в сфере правового регулирования и т.д.

Таким образом, правовое регулирование можно понимать как процесс перевода формальных нормативных предписаний в поведение людей.

Правовое регулирование следует отличать от другого сходного явления – правового воздействия. Это не только нормативное, но и психологическое, информационное, эмоциональное воздействие на человека. Воздействуя на сознание человека, правовые предписания побуждают его к действию, вызывают эмоциональное отношение к нормам права, формируя будущие варианты поведения. В результате человек может активно реализовать нормы права, действовать вопреки правовым предписаниям, нарушать их, а может их вообще игнорировать. В этом случае регулирование вообще не осуществляется.

2. Предмет правового регулирования

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет предмет регулирования, то есть то, на что направлено правовое регулирование, что регулируется правом.

В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения. То есть оно не регулирует, не способно упорядочивать физические, химические, биологические и иные процессы, которые протекают по своим собственным объективным законам, не зависят от воли и сознания людей. Однако общественные отношения проявляются через поведение, действия, деятельность людей. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования является именно поведение многочисленных субъектов права.

Вместе с тем право не всесильно. Оно не может регулировать все без исключения отношения, как и все варианты поведения.

Предмет правового регулирования составляют лишь наиболее важные с точки зрения государства и подконтрольные ему, многократно повторяющиеся волевые действия людей.

Следовательно, право регулирует лишь только поведение, выражающееся в действии (или бездействии). Правовому регулированию не могут подвергнуться мысли, чувства, не выраженные во вне, в действиях. С помощью права нельзя заставить (или запретить) любить, ненавидеть, исповедовать конкретную религию, воспринять определенную идеологию и т.д.

При этом предмет регулирования составляет не всякое поведения, не всякие действия, а лишь важные, общественно значимые, способные породить общественно значимые последствия. Следовательно, правовыми нормами не регламентируется цвет одежды, обуви, волос и т.д. Уточним, что социальная значимость поведения определяется не самим субъектом, а государством. Например, государство может определить цвет школьной формы.

Право регулирует не все отношения, а лишь подконтрольные государству, то есть те случаи, когда государство может проконтролировать выполняемость своих предписаний.

Право регулирует не однократные, единичные варианты поведения, а варианты неоднократно повторяющиеся, ставшие нормой, правилом для широкого круга лиц. Вспомним, что право – одинаковый масштаб поведения для различного круга неравных людей.

Читайте также:  Основные регулировки супн 8

Наконец, предмет правового регулирования составляют лишь волевые варианты поведения. То есть это поведение, которое зависит от воли самого человека — субъекта права. Поведение, определяемое биологическими, физиологическими, возрастными факторами, не может быть подвергнуто правовой регламентации. Например, посредством правовых предписаний нельзя регулировать сроки беременности, время рождения и пол ребенка, ибо они предопределены биологическими факторами.

Все остальные отношения, варианты поведения, не входящие в предмет правового регулирования, правом регулироваться не могут.

Определив «что» регулирует право, важно выявить «как» оно это делает.

3. Методы, способы и типы правового регулирования

Естественно, что отношения, составляющие предмет правового регулирования, должны и регулироваться по-особому, способом отличным от регулирования другими социальными регуляторами. Этот особый характер правового регулирования определяются категориями «методы», «способы» и «типы» правового регулирования.

Метод правового регулирования показывает, каким образом государство регламентирует различные виды общественных отношений. В науке различаются два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод предполагает жесткое государственное регулирование, осуществляемое путем прямых предписаний, не допускающих изменений, учета индивидуальных особенностей и т.д.

Диспозитивный же метод основывается на том, что в процессе регулирования учитываются конкретные особенности, которые можно учесть и осуществить дополнительное индивидуальное регулирование путем заключения договора.

Чем же определяется конкретный метод?

Прежде всего, он зависит от политического режима государства. Так, в условиях тоталитарного режима, государство в правовых нормах достаточно подробно императивно регламентирует большинство общественных отношений. В условиях же демократии дается свобода действий, в том числе и в правовой сфере. Участники отношений сами выбирают вариант поведения, сами определяют способ действия.

Однако при этом не все зависит от государства. Большое значение для используемого государством метода играет характер общественных отношений. Так, в процессе регулирования имущественных отношений (и близких к ним частноправовых отношений) может использоваться как императивный, так и диспозитивный метод. Регулирование же административных, уголовных отношений (они называются публичными), связанное с государственно- властной деятельностью, диспозитивное регулирование недопустимо. Здесь используется императивный метод. Государство властно определяет компетенцию государственных органов, точно указывает меры государственного принуждения к нарушителям и т.д.

Другая сторона , характеризующая правовое регулирование – способ регулирования. Способ правового регулирования показывает, каким образом правовое предписание, норма права воздействует на человека, побуждая его к действию. Различают три способа правового регулирования: запрет, обязывание и дозволение. Названия способов говорят сами за себя. Запрет – предполагает, что государство нормативно запрещает совершение определенных действий. Это предписание словесно выражается словами «запрещается», «недопускается», «не вправе» и т.д. Путем обязывания предписывается необходимость совершать определенные действия. Здесь употребляются выражения «обязан», «необходимо», «следует» и др. Путем дозволений государство предоставляет субъектам возможность выбора характера поведения. Главным образом этот способ реализуется через использование выражений «имеет право», «вправе».

Указанные способы объективно предопределены характером поведения субъектов. Если поведение в сфере правового регулирования имеет необходимый характер (оборона страны, уплата налогов) законодатель использует способ обязывания. Варианты вредного, опасного для общества поведения законодательно запрещаются. Допустимое же поведение закрепляется с помощью дозволений, прав.

Типы правового регулирования определяют характер правового регулирования в типичных ситуациях, основанный на общих запретах и общих дозволениях. Речь идет о регулировании типичных ситуаций в общественных отношениях, когда либо «все можно», либо «все запрещено». При общедозволительном типе регулирование отношений осуществляется по принципу «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено». Следовательно, при использовании такого типа регулирования законодатель запрещает совершение определенных отдельных действий. Об остальных же вариантах поведения в законе не говорится, ибо они все как бы автоматически разрешены. Например, законодатель запрещает совершение определенного вида сделок ( купля-продажа оружия, наркотических веществ ). Об этом дается прямое указание в законе. Остальные же виды сделок законом разрешены.

Разрешительный тип предполагает другую формулу регуляции. Здесь «запрещено все, что прямо не разрешено». Например, закон прямо указывает в каких случаях разрешено приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия. Об остальных вариантах обращения с огнестрельным оружием в законе ничего не говорится. Следовательно, все они запрещены.

Характер использования того или иного типа так же зависит от политического режима государства. В условиях тоталитарного режима государство использует преимущественно разрешительный тип, в условиях демократии – общедозволительный. При этом при регламентации деятельности государственно-властных структур используется разрешительный тип, когда их деятельность ограничена лишь пределами компетенции. Тем самым исключается беспредел, беззаконие в их деятельности. Отношения же, связанные с распоряжением, пользованием, владением собственностью предполагают общедозволительный режим.

Юридической практике и науке известен и такой термин как «правовой режим». Он предполагает обобщенный характер правового регулирования отдельного вида общественных отношений, основанный на использзовании различных правовых средств, способов, типов в их сочетании. В каждом режиме один из способов зачастую выступает как преимущественный, в результате чего в обществе создается определенный порядок, состояние, то есть режим. Правовой режим включает в себя определенную систему механизмов обеспечения фактической реализации, системы стимулирований, запретов, ограничений, компетентное их использование, применение к правонарушителям мер принуждения и привлечения их к юридической ответственности. Благодаря режиму создаются благоприятные условия для удовлетворения целей участников и достигаются цели правового регулирования.

4. Виды и стадии правового регулирования

Правовое регулирование (как и любое социальное регулирование) может быть двух видов. Социальной и юридической практике известны два вида социального регулирования : индивидуальное и нормативное. Право выступает вовне как система норм. Следовательно, основным видом правового регулирования выступают нормы – правила поведения общего характера. Однако норма права – это одинаковый масштаб к неодинаковым людям, субъектам. Поэтому специфика права такова, что правовое регулирование не может осуществляться лишь нормативно, посредством норм. Оно неизбежно требует конкретизации, индивидуализации.

Право применяется не «вообще», а к конкретным лицам, реализуется в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому помимо нормативного в правовом регулировании осуществляется еще один вид – индивидуальный. Причем эти виды регулирования в позитивном праве осуществляеюся последовательно: вначале нормативное, затем обязательно индивидуальное. В иной последовательности осуществляется правовое регулирование, например, в Великобритании, где основной формой (источником) является прецедент. Здесь вначале принимается индивидуальное решение по конкретному делу, которое затем принимает общий нормативный характер.

Читайте также:  Как отрегулировать поплавок в бензобаке шевроле ланос

Таким образом, наряду с нормативным регулятором индивидуальные правовые предписания (решение суда по конкретному делу, исполнительные акты административных органов, приказ работодателя) несут индивидуально-регулятивную функцию: конкретизируют содержание прав и обязанностей, определяют вид и меру юридической ответственности и т.д. Это сказывается и на структуре (механизме) государства, где наряду с правотворческими (принимающими нормы права) имеются и правоприменительные органы (принимающие индивидуальные правовые предписания). Кроме того, индивидуальный характер имеют и договоры между индивидами и организациями.

Указанные особенности предопределили наличие стадий в процессе Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование – постоянный и непрерывный процесс, в котором участвуют различные субъекты права, используются различные правовые средства, различные варианты поведения (правомерные и неправомерные), возникают противоречия и споры, нередко применяются меры государственного принуждения.

Однако при всем многообразии отношений во всех случаях правовое регулирование осуществляется через ряд стадий:

1. Стадия общей, нормативной регламентации.

2. Стадия индивидуальной регламентации (конкретизации).

3. Стадия реализации.

Поскольку речь идет о позитивном регулировании, оно начинается с издания норм права в процессе правотворчества. В случае если норма права — одинаковый масштаб, но к неодинаковым людям, эта норма требует конкретизации. Это осуществляется на второй стадии – стадии правоотношения, когда у конкретных субъектов образуются субъективные (уже не общие) права и обязанности. И лишь после этого субъекты реализуют их на практике. В необходимых случаях к правовому регулированию повторно подключается государство (его органы), которое в процессе правоприменения обеспечивает нормальную эффективную реализацию правовых предписаний.

Указанные стадии осуществляются с помощью системы правовых средств, обеспечивающих правовое регулирование, то есть воздействие права на общественные отношения. Взятые вместе и объединенные в определенной последовательности, эти элементы создают специфический механизм правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования

Итак, механизм правового регулирования — это система правовых средств, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование, то есть воздействие права на общественные отношения.

Обратим внимание, что речь идет не о совокупности средств, а именно о их системе (отсюда и образованный с их помощью механизм). С другой стороны – речь идет о системе именно правовых средств, то есть специфических юридических феноменов (сюда не включаются субъекты, участники отношений, органы и т.д.).

Рассмотрим эти элементы:

На первой стадии таковыми являются нормы права. Именно они составляют основу (базу) правового регулирования. А поскольку речь идет о позитивном праве в нормативистском его понимании, то эти нормы закрепляются и «живут» в нормативных актах.

На второй стадии осуществляется уточнение, конкретизация общих нормативных предписаний применительно к конкретным случаям, отношениям и конкретным субъектам. Здесь основным средством выступает правовое отношение (правоотношение), то есть отношение между конкретными субъектами. Но для образования правоотношений недостаточно наличия только норм права. Здесь необходим еще юридический факт, своеобразный «ключик» для включения нормы в действие.

В итоге в рамках правоотношения субъекты, участники правоотношений получают субъективные права и юридические обязанности.

На третьей стадии средством реализации этих субъективных прав и обязанностей выступают специфические правовые акты — акты их реализации.

Кроме того, в необходимых случаях государство вновь вмешивается в действие механизма правового регулирования. В процессе правоприменения оно помогает осуществлению регулирования путем издания правоприменительных актов, являющихся важным (отнюдь не вспомогательным) элементом механизма правового регулирования.

Характеристика механизма правового регулирования будет не полной, если помимо указанных правовых средств, его составляющих, не указать средства обеспечения его эффективности. Сюда относятся такие правовые явления, как правосознание и законность.

Участники правового регулирования должны знать, понимать содержание правовых актов. Эти знания характеризуются правосознанием субъектов. С другой стороны, юридическим фактором, обеспечивающим функционирование всего механизма, на всех его стадиях, выступает режим законности.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на примере.

Ст. 43 Конституции гласит, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование. Кроме того, в каждом учебном заведении имеются Устав и правила приема, содержащие нормы, регламентирующие порядок приема и обучения.

Непосредственно реализовать это право человек может не абстрактно, а лишь поступив в соответствующее учебное заведение. Для этого он предъявляет в приемную комиссию учебного заведения соответствующие документы об образовании, сдает вступительные экзамены (это и будут юридические факты). На основании их ректор института издает приказ о зачислении в учебное заведение (правоприменительный акт). На основе юридических фактов и приказа возникает образовательное правоотношение, сторонами которого является гражданин (студент) и учебное заведение.

Гражданин теперь имеет не просто право на образование, а право на обучение в конкретном институте, на конкретном факультете, в конкретной академической группе. Администрация института обязана обеспечить его методическими материалами, преподавателями, предоставить учебные аудитории и т.д. В итоге, реализуя эти права и обязанности, студент реализует свое конституционное (общее для всех) право на образование. Если же он нарушает свои субъективные юридические обязанности (прогуливает занятия, не готовится к ним), ректор института объявляет ему письменно выговор в приказе (правоприменительный акт). Если он оказывает на студента влияние, тот исправляется и реализует свое право и обязанности.

Естественно, для того, чтобы реализовать свои права и обязанности, создать нужный юридический факт, гражданин должен знать соответствующие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. В этом и заключается суть правосознания. Кроме того, весь процесс правового регулирования осуществляется в рамках законодательства и не должен нарушаться. В этом заключается суть законности.

Таким образом, во взаимодействии указанных средств и осуществляется процесс правового регулирования.

В рамках теории права как раз и изучаются последовательно все указанные элементы, средства (нормы, формы, правоотношения, акты применения и т.д.).То есть теорию права можно определить и как теорию правового регулирования.

Источник

Adblock
detector