Политические отношения
Политические отношения — это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.
Политические отношения классифицируют по разным основаниям:
1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами — государствами, партиями, организациями;
2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;
3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;
4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;
5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.
Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.
Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания — идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне).
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
— смысл политических отношений — установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;
— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:
— по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;
— по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;
— по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;
— по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.
Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
Источник
Политическая система: назначение в обществе
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и удовлетворяющие их виды деятельности. Кроме того, изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда остается актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляют основу жизнеспособности и стабильности любого общества.
Среди них важнейшим механизмом является политика. Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой.
Политическая система представляет собой механизм организации и функционирования политической власти, состоящий из политических институтов, призванных выражать общезначимые интересы общества, социальных групп и индивидов.
Среди институтов политической системы можно выделить государство, политические партии, средства массовой информации, группы давления и т.д. Один из создателей теории институтов французский правовед М. Ориу полагал, что «институты — это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде». Политический институт имеет структуру (организацию), коллективные представления, верования (или общую идею ), которые обслуживают организации.
Возникновение политических институтов означало появление таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Следовательно, государство является частью более общей системы и вынуждено взаимодействовать с другими элементами политической системы в достижении стабильности и прогресса. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система оказывает целенаправленное властное воздействие на различные стороны жизни общества. Регулятивное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Поэтому политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политического взаимодействия, т.е. взаимодействия властвующего и подвластного.
Благодарю за прочтение статьи. До свидания, уважаемые читатели, удачного Вам дня! 🙂
Источник
Лекция 14. Политические отношения и политическое управление
1. Политические отношения.
2. Политическое управление и принятие политических решений.
3. Государственное управление.
1. Политические отношения
Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.
Они возникают с того момента, когда объективная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Их корни находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных, наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, способствующие как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и средств существования и т. д.).
Но существуют также проблемы и потребности, затрагивающие всех людей, принадлежащих к той или иной нации, социальной группе, классу, проживающие на определенной территории, и требующие совместных, объединенных усилий.
Основные характеристики политических отношений:
— возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями;
— для их изменения требуется соответствующее действие, влияние на внешние и внутренние параметры существования людей. Такое воздействие можно оказать через установление приоритетов экономического развития, с помощью политических мер, действия государственного механизма власти;
— главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать государство, партии, политические движения и институты.
Существуют две стороны политических отношений:
— политическая деятельность — в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных усилий людей;
— политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм и правил. Этот аспект политики еще называется институциональным.
Политические организации обладают некоторыми существенными признаками:
— во-первых, они служат важнейшим средством определения и выражения действующих интересов социальных групп, формирования и воплощения воли субъектов политики;
— во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти,
— в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.
2. Процесс принятия политических решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных.
В политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений.
Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях.
Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.
Эти подходы отражают двоякий характер управленческого процесса.
С одной стороны, они подчеркивают громадную роль и прерогативы институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе. С другой стороны, как правило, в процессе принятия решений господствуют процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний, их межличностных связей.
Политическое управление — основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства и характеризуется абсолютным характером в пределах политической организации.
Таким образом, процесс принятия решений представляет собой симбиоз рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.
Эти два начала соотносятся и взаимодействуют на различных этапах принятия решений — подготовительном, собственно принятия решений и реализации принятых решений.
На подготовительном этапе принятия решений из общего контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политический характер. Как правило, на этом этапе различные группы отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные проблемы. Активную роль в этом процессе играют различные структуры — формальные (парламентские комитеты, комиссии, лоббирующие группы) и неформальные (межличностные объединения политиков, экспертов и т. д.). На основе выработанной и скорректированной «повестки дня» формулируются политические цели развития и средства их достижения.
Формулирование и принятие решений зависит от уровня централизации (децентрализации) верховной власти и соотношения ее с правами местных органов правления, от взаимодействия партийных и государственных структур, от конкретного лица, принимающего решения и длительности проблемной ситуации.
Методы принятия решений зависят от специфики решаемых задач и традиций, сложившихся в структурах управления. На практике более применим «метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность поправок, дающих возможность реализовать частичные цели.
Этап воплощения в жизнь принятых решений характеризуется нарастанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть в той или иной степени приняты ими для исполнения. В соответствии с этим, решения облекают в определенные формы выражения (например, они должны быть выдержаны в моральных терминах, т. е. содержать призывы к гражданским чувствам, предполагать самопожертвование и проч.).
Принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.
Популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей.
Отличительная черта элитизма — курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом.
При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования.
К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения.
Демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями, соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией. Она, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
менеджерский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права и защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджерскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
следования принципу верховенству права (правовой подход);
следования воле народа (политический подход);
следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджерский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления.
Источник
Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» — Задание 1 — Кратко ответьте на вопросы. 1) Какие отношения в обществе регулирует политика?
Кратко ответьте на вопросы.
- Какие отношения в обществе регулирует политика?
ОТВЕТ: между различными социальными группами
Каковы главные особенности политической власти?
ОТВЕТ: верховенство, публичность и открытая работа СМИ. многообразие ресурсов.
Что называют суверенитетом государства?
ОТВЕТ: независимость, единство государственной власти данной страны.
Каковы основные виды политических режимов?
ОТВЕТ: Тоталитарный, Авторитарный и Демократический
Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?
ОТВЕТ: Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. представительная демократия — государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Каковы важнейшие признаки правового государства?
ОТВЕТ: обеспечены права и свободы человека, а власть подчинена праву.
Что называют гражданским обществом?
ОТВЕТ: совокупность негосударственных отношений
Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?
ОТВЕТ: Влиять и участвовать в жизни общества граждане могут с помощью выборов и референдумов, с помощью партий, собраний, демонстраций.
В чем состоит различие выборов и референдума?
ОТВЕТ: В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на должность, а вопрос — закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, внутри политическая или внешнеполитическая проблема
Какую организацию называют политической партией?
ОТВЕТ: та или иная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью государства, или же принять в ней хоть какое-либо участие.
Источник