Меню

Что регулирует общественные отношения политическая



Политические отношения

Политические отношения — это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами — государствами, партиями, организациями;

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания — идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне).

Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:

смысл политических отношений — установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;

— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;

специфическим инструментом политических отношений выступает власть.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:

по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;

по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;

по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;

по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.

Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

Источник

Политическая система: назначение в обществе

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и удовлетворяющие их виды деятельности. Кроме того, изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда остается актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляют основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Среди них важнейшим механизмом является политика. Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой.

Политическая система представляет собой механизм организации и функционирования политической власти, состоящий из политических институтов, призванных выражать общезначимые интересы общества, социальных групп и индивидов.

Среди институтов политической системы можно выделить государство, политические партии, средства массовой информации, группы давления и т.д. Один из создателей теории институтов французский правовед М. Ориу полагал, что «институты — это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде». Политический институт имеет структуру (организацию), коллективные представления, верования (или общую идею ), которые обслуживают организации.

Читайте также:  Доводчик дверной технические характеристики регулировка

Возникновение политических институтов означало появление таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Следовательно, государство является частью более общей системы и вынуждено взаимодействовать с другими элементами политической системы в достижении стабильности и прогресса. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система оказывает целенаправленное властное воздействие на различные стороны жизни общества. Регулятивное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Поэтому политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политического взаимодействия, т.е. взаимодействия властвующего и подвластного.

Благодарю за прочтение статьи. До свидания, уважаемые читатели, удачного Вам дня! 🙂

Источник

Лекция 14. Политические отношения и политическое управление

1. Политические отношения.

2. Политическое управление и принятие политических решений.

3. Государственное управление.

1. Политические отношения

Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.

Они возникают с того момента, когда объективная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Их корни находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных, наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, способствующие как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и средств существования и т. д.).

Но существуют также проблемы и потребности, затрагивающие всех людей, принадлежащих к той или иной нации, социальной группе, классу, проживающие на определенной территории, и требующие совместных, объединенных усилий.

Основные характеристики политических отношений:

— возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями;

— для их изменения требуется соответствующее действие, влияние на внешние и внутренние параметры существования людей. Такое воздействие можно оказать через установление приоритетов экономического развития, с помощью политических мер, действия государственного механизма власти;

— главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать государство, партии, политические движения и институты.

Существуют две стороны политических отношений:

политическая деятельность в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных усилий людей;

политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм и правил. Этот аспект политики еще называется институциональным.

Политические организации обладают некоторыми существенными признаками:

— во-первых, они служат важнейшим средством определения и выражения действующих интересов социальных групп, формирования и воплощения воли субъектов политики;

— во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти,

— в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

2. Процесс принятия политических решений

Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных.

В политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений.

Читайте также:  Как отрегулировать клапан холостого хода тойота

Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях.

Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Эти подходы отражают двоякий характер управленческого процесса.

С одной стороны, они подчеркивают громадную роль и прерогативы институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе. С другой стороны, как правило, в процессе принятия решений господствуют процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний, их межличностных связей.

Политическое управлениеосновная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства и характеризуется абсолютным характером в пределах политической организации.

Таким образом, процесс принятия решений представляет собой симбиоз рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Эти два начала соотносятся и взаимодействуют на различных этапах принятия решений — подготовительном, собственно принятия решений и реализации принятых решений.

На подготовительном этапе принятия решений из общего контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политический характер. Как правило, на этом этапе различные группы отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные проблемы. Активную роль в этом процессе играют различные структуры — формальные (парламентские комитеты, комиссии, лоббирующие группы) и неформальные (межличностные объединения политиков, экспертов и т. д.). На основе выработанной и скорректированной «повестки дня» формулируются политические цели развития и средства их достижения.

Формулирование и принятие решений зависит от уровня централизации (децентрализации) верховной власти и соотношения ее с правами местных органов правления, от взаимодействия партийных и государственных структур, от конкретного лица, принимающего решения и длительности проблемной ситуации.

Методы принятия решений зависят от специфики решаемых задач и традиций, сложившихся в структурах управления. На практике более применим «метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность поправок, дающих возможность реализовать частичные цели.

Этап воплощения в жизнь принятых решений характеризуется нарастанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть в той или иной степени приняты ими для исполнения. В соответствии с этим, решения облекают в определенные формы выражения (например, они должны быть выдержаны в моральных терминах, т. е. содержать призывы к гражданским чувствам, предполагать самопожертвование и проч.).

Принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей.

Отличительная черта элитизма — курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом.

При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения.

Демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями, соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией. Она, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения.

Читайте также:  Мне легко регулировать свой стул

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

менеджерский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права и защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджерскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования принципу верховенству права (правовой подход);

следования воле народа (политический подход);

следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджерский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления.

Источник

Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» — Задание 1 — Кратко ответьте на вопросы. 1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

Кратко ответьте на вопросы.

    Какие отношения в обществе регулирует политика?

ОТВЕТ: между различными социальными группами
Каковы главные особенности политической власти?

ОТВЕТ: верховенство, публичность и открытая работа СМИ. многообразие ресурсов.
Что называют суверенитетом государства?

ОТВЕТ: независимость, единство государственной власти данной страны.
Каковы основные виды политических режимов?

ОТВЕТ: Тоталитарный, Авторитарный и Демократический
Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

ОТВЕТ: Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. представительная демократия — государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Каковы важнейшие признаки правового государства?

ОТВЕТ: обеспечены права и свободы человека, а власть подчинена праву.
Что называют гражданским обществом?

ОТВЕТ: совокупность негосударственных отношений
Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

ОТВЕТ: Влиять и участвовать в жизни общества граждане могут с помощью выборов и референдумов, с помощью партий, собраний, демонстраций.
В чем состоит различие выборов и референдума?

ОТВЕТ: В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на должность, а вопрос — закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, внутри политическая или внешнеполитическая проблема

Какую организацию называют политической партией?

ОТВЕТ: та или иная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью государства, или же принять в ней хоть какое-либо участие.

Источник

Adblock
detector