Меню

Что регулирует гаагская конвенция



ГААГСКОЕ ПРАВО — ИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВЕДЕНИЮ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Тема 1.4

Афанасьев А.Н. «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»,

Если Женевское право определяет, как сторона в конфликте должна обращаться с жертвами военных действий (раненными, военнопленными, населением оккупированных территорий), то Гаагское право устанавливает ограничения на ведение военных действий. Цель правил, относящихся к ведению военных операций,- предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволит жестокая реальность войны, ее смертоносное и разрушительное действие. Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабом, а то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненных и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственность тыловых служб и гражданских властей.

Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, берет свое начало от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, когда впервые была кодифицирована эта область права.

Правила ведения войны включает ограничения, налагаемые правом на выбор методов и средств ведения войны. Международные нормы, ограничивающие насилие во время войны, должны применять в полном объеме во всех ситуациях, которые регулируются международным гуманитарным правом.

Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обычном праве, а также в международном договорном праве.

В преамбуле Санкт-Петербургской декларации 1868 года содержится развернутая концеция права, относящегося к ведению военных действий.

Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Либера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов. В статье 22 прилагаемого Положения к 4 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».

Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых воин. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами.

В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войны. Эти положения находятся в разделе 24 Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривает, например, создании зон безопасности и защиту гражданских больниц.

Решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права сыграла Резолюцию № 2444 (23) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», получившая единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. Данная резолюция подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте.

Эти три принципа можно сформулировать следующим образом:

— право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

— запрещается нападать на гражданское население как таковое;

— следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

В результате развития международного гуманитарного права был сформирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в резолюции № 2444. Речь идет об «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле 4 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подтверждена в 1977 году Протоколом 1, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания». 1

Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствии правила, непосредственно относящегося к данному действию, нельзя давать заключение, что такое действие допустимо: напротив, следует найти такое решение, которое – как и гуманитарное право в целом – отвечало бы требованиям гуманности.

Право, регулирующее ведение войны, можно свести к одному слову – «ограничения» — ограничения, которым должно подчиняться применению силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны.

В статье 43 Дополнительного протокола 1 вооруженные силы определены как состояние «из всех организованных вооруженных сил , групп и находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных… Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая среди прочего обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов». 1

Читайте также:  Регулировка света фар mazda

Все лица, входящие в состав таких вооруженных сил, являются комбатантами, то есть имеют право принимать участие в военных действиях. Следовательно, им разрешается использовать силу, даже убивать людей и уничтожать объекты, не неся личной ответственности за содеянное. Ответственность комбатантов по уголовному законодательству ограничена обязанностью соблюдать положения международного гуманитарного права. В случае взятии в плен комбатанты имеют право на статус военнопленных. Наемники и шпионы права на статус военнопленных не имеют.

Право войны не разрешает лицам, проживающим на оккупированной территории и не входящим в состав вооруженных сил, оказывать вооруженное сопротивление оккупированной державе. Лица не входящие в состав вооруженных сил одной из находящихся в конфликте сторон, не имеют права принимать участие в военных действиях. Если же, несмотря на это, они применяют силу, то действуют противопоказано. Их рассматривают как бойцов нерегулярных формирований и могут наказать за каждый акт насилия.

Как на практике отличить комбатанта? Традиционное право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто насилии оружие. На практике, лица, входящие в состав вооруженных сил, носят, в отличие от гражданского населения, форменную одежду. Форменная одежда, однако, не является основным и обязательным атрибутом комбатанта. Протокол 1 настоятельно требует, чтобы комбатанты обязательно отличили себя от гражданского населения.

Основной нормой остается обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. И наконец – и это самый главный аргумент – новое определение, относящееся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает комбатантов от обязанности соблюдать право войны, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях.

Лица из состава вооруженных сил сохраняют свой правовой статус комбатантов и тогда, когда они нарушают свои обязанности и подлежат суду как военные преступники. При захвате в плен они становятся военнопленными и пользуются защитой 3 Женевской конвенции, даже если они признаны виновными. С другой стороны, члены нерегулярных формирований, нарушившие даже минимальные требования об открытом ношении оружия до нападения и во время его, теряют свой привилегированный статус, даже если они входят в состав вооруженных сил, и могут преследоваться по уголовному законодательству держащей в плену державой просто за участие в военных действиях, так как они лишаются права на статус комбатантов. Однако при этом они имеют право на надлежащее судопроизводство и на гуманное обращение по смыслу Женевской конвенции.

ОРГАНИЧЕНИЕ НА ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

Выбор методов и средств ведения войны не является не ограниченным.

Запрещается принимать оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные излишние повреждения или излишние страдания (ст. ХХ 35 Протокола 1).

Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить, или как можно ожидать, причинять обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ БОЯ.

Прежде всего к запрещенным методам ведения войны относится вероломство. Примером вероломства могут служить нападения под прикрытием белого флага или симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот попытается оказать помощь. С другой стороны, такие военные хитрости, как маскировка, ложные операции и дезинформация, рассчитанные на введение противника в заблуждение, естественно, не запрещены.

Протокол 1 содержит специальное правило, запрещающее использовать во время военных действий признанные отличительные эмблемы не по назначению, особенно красный крест и красный полумесяц. Вероломное использование эмблемы ООН также наказуемо.

Запрещается также при всех обстоятельствах отдавать приказ не оставлять никого в живых или вести военные действия на такой основе.

Запрещается подвергать нападению вышедшие из строя лица, их необходимо щадить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие,- это убийство. Равным образом Протокол 1 запрещает подвергать нападению членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет, так как они не могут защищать себя в этой ситуации. Это не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам: на них можно нападать, когда они находятся в воздухе.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ.

Протокол 1 запрещает нападение с применением оружия и боеприпасов неизбирательного действия.

Согласно ограничениям, принятым Второй Гаагской мирной конференцией в 1907 году, запрещается применять свободно плавающие мины, которые не самоликвидируются в течении одного часа в случае потери управляемости. Торпеды, не попавшие в цель также должны обезвреживаться.

К Конвенции от 10 октября 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, прилагаются три протокола, охватывающие следующие виды оружия и боеприпасов: необнаруживаемые осколки, мины и мины-ловушки, зажигательное оружие. Только использование зарядов, оставляющих необнаруживаемые в теле человека осколки, было запрещено полностью, а применение двух других видов вооружений стало более строго регулироваться и ограничиваться. Кроме этого, Конвенция 1980 года предусматривает возможность добавления к ней новых Протоколов, содержащих другие запрещения и ограничения.

Читайте также:  Как регулировать дверь на гранте не открывается

Женевским Протоколом 1925 года запрещается применение отравляющих газов и бактериологического оружия. Запрещение на применение отравляющих газов не было нарушено во время второй мировой войны и превратилось в норму обычного права.

Договор о химическом оружии 1993 года ограничивает разработку, производство, распространение и накопление отравляющих газов. Применение отравляющих газов во время войны остается под запретом международного обычного права.

Конвенция от 10 апреля 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение этого бесчеловечного оружия и содержит положения, предусматривающие меры контроля за выполнением этого запрещения.

В отношении ядерного оружия продолжает действовать общее международное право, то есть наряду с международным договорным правом (Женевскими Конвенциями) действуют и принципы обычного права. Использование ядерного оружия подчиняется общим нормам международного гуманитарного права, ограничивающим использования оружия. К таким нормам относятся запрещение нападать на гражданское население как таковое, запрет на нападение неизбирательного характера и использование оружия неизбирательного действия, требование соразмерности, а также запрещение оружия, причиняющего излишние страдания.

Вопросы.1. Какую цель правил, относящихся к ведению военных операций, ставит Гаагское право? 2. Какие три важнейших принципа МГП должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте? 3. Как на практике отличить комбатанта? 4. Какие накладываются ограничения на выбор методов и средств ведения войны? 5. Какие существуют запрещения в методах ведения боя? 6. Какие виды оружия запрещены? 7. Какие запреты наложены на применение ядерного оружия?

Источник

Гаагская конвенция 1961 года и государства-участники

Гаагская конвенция 1961 года заключена 5 октября государствами-участниками конференции по международному частному праву (МЧП). Любая заинтересованная страна может к ней присоединиться. СССР сделал это 17 апреля 1991 года. А чуть позже, уже для России, она вступила в силу 31 мая 1992 года. Цель гаагских конвенций — избавить МЧП от формализма и бюрократии.

На встрече 1961 года в Гааге было подписано соглашение о легализации иностранных документов. Оно сообщает о том, что все страны конвенции признают официальные документы, которые оформлены в других государствах, действительными без обязательной консульской легализации.

Значение Гаагской конвенции 1961 года

До 1961 года документооборот между странами был неудобным. Чтобы документы признали в другом государстве, нужно было пройти длительную процедуру согласований бумаг в консульствах. Новый порядок значительно экономит деньги и время. Ежегодно к гаагской конвенции присоединяются все новые страны.

Принятие соглашения существенно упростило международный документооборот. Страны, присоединившиеся к конвенции и ратифицировавшие договоренности, обязались принимать документы, созданные в других государствах, без длительных дополнительных процедур.

Страны-участницы конференции постановили, что для подтверждения полномочий и подписи визирующего лица на документ ставится апостиль.

Что такое апостиль

Апостиль — специальный квадратный штамп, содержащий реквизиты установленного образца. Его обязательно проставляют в верхней части заверяемого документа. Типовой штамп содержит заголовок на французском языке: «Апостиль (Гаагская конвенция от 5 октября 1961 года)» и список необходимой информации о заверяемом документе. Установленный размер штампа 9х9 см. В других странах он бывает не квадратной оговоренной формы, а прямоугольной, как, например, в России.

Апостиль несет информацию на одном из двух официальных языков — французском или английском. Популярна и двуязычная практика, когда используется язык той страны, которая его поставила, и один из официальных языков конвенции. Штамп ставят или на документе, или на отдельном листке, который к нему прикрепляют. В последние годы обсуждается вопрос о введении электронной подписи. Это происходит из-за расширения электронного документооборота.

Штамп ставят на корреспонденции государственных организаций, а также тех, которые подчиняются юрисдикции этой страны, административные и нотариальные документы, официальные пометки и визы. Апостилем также заверяются бумаги, не засвидетельствованные у нотариуса.

Любой документ, помеченный апостилем одной из стран участниц Гаагского соглашения, без ограничений должен приниматься в другой стране, присоединившейся к соглашению.

Источник

Гаагская конвенция по международному частному праву

ОТМЕНЯЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ

(Гаага, 5 октября 1961 года)

Государства, подписавшие настоящую Конвенцию,

желая отменить требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов,

решили заключить в этой связи Конвенцию и согласились с нижеследующими положениями:

Настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства.

Читайте также:  Клапана регулировки давления в задних

В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются:

a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

b) административные документы;

c) нотариальные акты;

d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на:

a) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции.

Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.

Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.

Каждое договаривающееся государство назначает, с учетом их официальных функций, те органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля, предусмотренного в первом абзаце статьи 3.

Оно уведомляет об этом назначении Министерство иностранных дел Нидерландов в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или грамоты о присоединении, или заявления о распространении действия. Оно уведомляет Министерство также о любом изменении в назначении этих органов.

Каждый из указанных органов, назначенных в соответствии со статьей 6, должен вести книгу записей или картотеку, в которых он регистрирует проставленные апостили, указывая при этом:

a) порядковый номер и дату проставления апостиля;

b) фамилию лица, подписавшего официальный документ, и качество, в котором оно выступало, а в отношении неподписанных документов — указание органа, поставившего печать или штамп.

По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку.

Если между двумя или несколькими договаривающимися государствами заключены договор, конвенция или соглашение, в которых содержатся положения, требующие определенных формальностей для удостоверения подписи, печати или штампа, настоящая Конвенция предусматривает отход от этих положений лишь в том случае, если указанные в них формальности являются более строгими, чем формальность, предусмотренная в статьях 3 и 4.

Каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда настоящая Конвенция предусматривает освобождение от таковой.

Совершено в г. Гааге 5 октября 1961 года на французском и английском языках (в случае расхождения между текстами преимущество отдается французскому тексту), в единственном экземпляре, который сдается на хранение в архивы Правительства Нидерландов и заверенная копия которого направляется по дипломатическим каналам каждому государству, представленному на девятой сессии Гаагской конференции по международному частному праву, а также Ирландии, Исландии, Лихтенштейну и Турции.

Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см.

│ (Convention de la Haye du 5 octobre 1961) │

│ Настоящий официальный документ │

│ 2. был подписан (фамилия) . │

│ 3. выступающим в качестве . │

│ 4. скреплен печатью / штампом (название учреждения) │

Источник

Adblock
detector