Меню

Что регулирует федеральный закон в труде



Трудовoй кoдекс РФ с комментариями

Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

• иными федеральными законами;

• указами Президента Российской Федерации;

• постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

• конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

• актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. В ней не содержится понятия трудового законодательства, а только указывается, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Под иными следует понимать нормативные правовые акты, не относящиеся по своей отраслевой принадлежности к трудовому праву, но содержащие правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который содержит ст. 16 и 17, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что настоящий Кодекс во многих отсылочных статьях содержит указание не на законодательство, которое рассматривалось КЗоТ как законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов (в т.ч. законов), а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала настоящего Кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Комментируемая статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из действующих законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает (на период действия чрезвычайного положения) возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Этот Кодекс закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. ТК имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать ТК, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Читайте также:  Нужно регулировать развал после замены опорного подшипника

Настоящий Кодекс впервые устанавливает механизм, способствующий соблюдению приоритета ТК перед иными федеральными законами. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность его правотворческой деятельности. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений. С помощью указов Президента РФ оперативно решаются и вопросы, нуждающиеся в законодательном регулировании. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом. См. Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», где подчеркивается, что новый размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259).

6. В систему нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях постановления Правительства РФ принимаются для реализации законодательных положений. Так, Законом об охране труда предусматривалось, что Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим Законом Постановление Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 утвердило Положение о федеральной инспекции труда (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760).

7. Трудовые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда России. Постановления, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ. Минтруд России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До принятия ТК такие постановления издавались Минтрудом России по вопросу исчисления среднего заработка.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами федерального уровня, так и актами субъектов Российской Федерации. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к ней). В случае принятия федерального закона (иного нормативного правового акта) по вопросу, ранее урегулированному законом (иным нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным.

ТК содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Эти акты не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Акты органов местного самоуправления определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации. Настоящий Кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов о труде. Они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Читайте также:  Регулировка карбюратора на пропан

10. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

ВС РФ неоднократно признавал недействительными те или иные правовые нормы по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан. Так, ВС РФ, основываясь на том, что запрет занимать две руководящие должности на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 N ГКПИ 2000-1293 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 22.09.88 N 111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается (БВС РФ. 2001. N 10).

Источник

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 1 сентября 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 5 ТК РФ

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, положения настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной названным Федеральным законом

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. схему «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

Источник

Трудовое законодательство и нормы трудового права в свете положений ст. 5 ТК РФ

Трудовое законодательство состоит из ТК РФ и всех других ФЗ, а так же указов президента и постановлений правительства, которые так или иначе относятся к вопросу трудовых отношений. Сущность всей совокупности законов и иных нормативных актов должна находиться в соответствии с правовыми принципами и нормами основного закона, которым является Конституция страны.

Читайте также:  Кия соренто регулировка ручного тормоза

Само по себе наличие большого количество источников правового регулирования непременно порождает:

  • противоречие различных норм;
  • не соответствие каких-то отдельных норм содержанию статей Конституции или ТК РФ .

Поэтому должны существовать правила, которые зададут иерархию законодательства. В ТК РФ эту задачу решает ст. 5. Она является аналогом ст. 3 ГК РФ , которая устанавливает сходные приоритеты в гражданском праве.

Сущность правовых норм ст. 5 ТК РФ

Наиболее характерным правилом этой статьи следует считать отношение к противоречиям новых ФЗ и статьям ТК РФ . Принятие закона, который будет устанавливать правила, отличные от тех, что установлены Кодексом, допустимо только в том случае, если в Кодекс будут внесены соответствующие изменения. Для этого, а так же для признания некоторых положений утратившими силу, должны быть приняты отдельные федеральные законы.

Однако от момента принятия законов, конфликтующих с содержанием трудового законодательства до изменений последнего может пройти довольно много времени, что неизбежно ведёт к появлению путаницы.

Большую проблему создаёт и то, что отдельные субъекты федерации могут принимать свои нормативные акты, которые имеют отношение к трудовому праву. В случае, если они противоречат ТК РФ , то отменить постановления, распоряжения и законы регионального характера могут не только высшие суды республик или ВС РФ, но и суды общей юрисдикции.

Если областная или городская дума принимает постановление или закон, относящиеся к трудовым отношениям, особенностям начисления заработной платы в регионе и подобные, но эти нормативные акты противоречит статьями ТК РФ и иными нормативными актами федерального значения, то лицо, считающее свои права нарушенными, может обратиться в суд с иском об отмене постановлений или законов в той части, где имеется противоречие. Достаточно важными здесь являются положения о подсудности.

Общий же характер того, как производится оспаривание нормативных актов, определён в Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50.

При его создании ВС РФ руководствовался ст. 126 Конституции, ст. ст. 2 и 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ», а из его содержания станет ясным, что к компетенции ВС РФ, судов общей юрисдикции и суда по интеллектуальным правам отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, изданных законодательными собраниями или парламентами субъектов федерации, если они противоречат вышестоящим законам.

Однако для появления искового заявления нужно, чтобы кто-то с ним обратился к суду. В противном случае нормативные акты остаются действующими. Не исключено, что в настоящее время в РФ их достаточно много, но они до поры остаются незамеченными судами.

Вторая часть ст. 5 ТК РФ указывает на то, что трудовые отношения регулируются ещё и коллективными договорами, как и соглашениями между полномочными представителями работников и работодателей. Они так же могут содержать нормы, вступающие в противоречие с другими нормативными актами, призванными регламентировать трудовые отношения в стране или отдельном регионе. Порядок их обжалования в таком случае идентичен.

Судебная практика по ст. 5 ТК РФ

В судебных решениях, определениях и постановлениях, данная статья упоминается в качестве основания для того, чтобы выработать отношение к какому-то нормативному акту, который рассматривается в рамках делопроизводства.

Достаточно красноречиво особенность применения ст. 5 ТК РФ в судебной практике показывает дело № 127-АПГ14-10, определение по которому было вынесено 29.10.2014 г. СК ВС РФ по административным делам. Ранее было принято постановлении Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. № 2025/-6/14.

Основным его недостатком был п. 2, который создавал правило переходного периода. Согласно нему до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнения должно были осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в РФ Республики Крым.

Уволенный уже после вхождения Крыма в Россию по КЗоТ Украины начальник юридического отдела одного из издательств республики опротестовывал это решение в судах, но не нашёл понимания в суде апелляционной инстанции. Однако высший суд РФ вынес решение о том, что республиканский Государственный совет проявил излишнюю активность в области законотворчества. Поэтому все решения в той части, где применяется украинское законодательство на территории РФ, были отменены, а истец восстановлен в должности.

Источник