Меню

Что регулирует федеральный закон о связи



Что регулирует федеральный закон о связи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. № 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 1 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7578; 2013, N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; 2014, N 6, ст. 560; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2016, N 10, ст. 1318; N 26, ст. 3873; 2017, N 31, ст. 4794; 2019, N 18, ст. 2214) следующие изменения:

1) подпункты 28.3 и 28.4 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«28.3) средство коллективного доступа — средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи без использования пользовательского оборудования абонента;

28.4) точка доступа — средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи с использованием пользовательского оборудования абонента;»;

а) абзацы второй — пятый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«К универсальным услугам связи, оказываемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся:

услуги телефонной связи, оказываемые с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оказываемые с использованием точек доступа;

услуги подвижной радиотелефонной связи, оказываемые с использованием точек доступа.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов, порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи, порядок оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием указанной инфраструктуры связи, и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:»;

абзац третий дополнить словами «, а также по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера»;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть установлена не менее чем одна точка доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых устанавливаются точки доступа в соответствии с настоящей статьей и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;»;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи в соответствии с принципами, установленными настоящей статьей, определяет:»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;

Читайте также:  Упражнения для регулировки давления

перечень населенных пунктов с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе точки доступа, которые должны быть оборудованы средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором универсального обслуживания, назначение которого осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.»;

абзацы первый — третий изложить в следующей редакции:

«2. Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи вправе назначить оператором универсального обслуживания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на указанных территориях, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на указанных территориях.

Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее чем на три года. Стороны договора по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи могут вносить изменения в договор об условиях оказания универсальных услуг связи в течение трех месяцев после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.»;

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«Оператор универсального обслуживания не вправе отказать иному оператору связи в использовании инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также отказаться от заключения договоров о присоединении иных сетей электросвязи к своей сети электросвязи, предназначенной для оказания услуг электросвязи с использованием точек доступа, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации. При оказании услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества.».

Президент Российской Федерации В. Путин

7 апреля 2020 года

Обзор документа

Закон направлен на совершенствование системы оказания универсальных услуг связи и предусматривает:

— обеспечение малонаселенных пунктов (с населением 100-500 человек) точками доступа к сети Интернет и услугам мобильной связи;

— исключение из универсальных услуг связи услуг по предоставлению коллективного доступа к сети Интернет из-за их невостребованности;

— возможность оснащения таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

— запрет для оператора универсального обслуживания отказываться от заключения договора присоединения сетей связи с другим оператором связи;

— заключение с оператором универсального обслуживания договора об условиях оказания универсальных услуг связи на срок не менее 3 лет вместо прежних 10 лет;

— особый порядок назначения оператора универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Источник

Закон о связи – 2018. Что изменилось для абонентов и операторов с 1 июня?

Контроль за использованием мобильной связи в России усилен с 1 июня 2018 года. С этого дня вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция 2018 года), запрещающие продажу сим-карт без оформления договора и расширяющие полномочия операторов и Роскомнадзора по обработке персональных данных абонентов. Наша статья расскажет, что изменится для абонентов в связи с принятыми изменениями.

Почему ужесточают контроль за связью?

Российское правительство уже довольно давно озабочено ситуацией с бесконтрольным распространением сим-карт и неудивительно, что с возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий при совершении терактов и других противозаконных действий было решено прикрыть продажу «левых» симок окончательно.

Законодательным мерам по внесению изменений в ФЗ «О связи», которые начали действовать с 1 июня 2018 года, предшествовали многочисленные рейды в разных частях страны по местам массового скопления людей, где обычно и ведется бойкая торговля сим-картами без заключения необходимого в таких случаях абонентского договора (как правило, он оформлен заранее с использованием фиктивных паспортных данных). Но несмотря на десятки тысяч изъятых сим-карт, такие меры не привели к увеличению корректно собираемых сведений об абонентах сотовых сетей.

Впрочем, нормы, регулирующие подключение к мобильной связи, были и раньше, однако не было эффективного механизма, который обеспечивал бы обязательность их исполнения. Так, обязанность заключать абонентские договоры установлена ст. 44 ФЗ «О связи», разделом II Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342. В соответствии с ними определяется порядок заключения договоров. Вступивший же в силу 1 июня 2018 года Федеральный закон от 29.07.2017 N 245-ФЗ дополняет законодательство нормами, устанавливающими, среди прочего, способы проверки достоверности сведений об абонентах, полномочия контролирующих органов, обязанности операторов связи в случае обнаружения данных об абонентах, которые не соответствуют действительности.

Читайте также:  Как отрегулировать насос тнвд на камазе

Какие изменения произошли в законе «О связи» в 2018 году?

Это может показаться странным, но такая распространенная вещь, как сим-карта, с точки зрения закона, не существовала до момента вступления изменений в силу. Определение для нее появилось только ФЗ N 245, которым вносятся изменения в законодательство. Теперь симка официально называется «идентификационный модуль», с помощью которого можно не только получить доступ к сети, но и установить какой абонент и при помощи какого оборудования его осуществляет (пп.3.2 ст.2 ФЗ «О связи»).

«Закручивание гаек» вовсе не означает, что договор на обслуживание сим-карты можно будет заключить только в салонах связи и в других стационарных торговых объектах. Напротив, в законе предусмотрели возможность сделать это через Интернет с помощью усиленной или простой электронной подписи. Простая подпись может использоваться, если гражданин оформлял ее при личном присутствии (абз.5 ст.44 ФЗ «О связи»).

Существенно изменились правила в отношении абонентов, которые являются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если они не передавали сведения о себе оператору связи, то смогут оплачивать абонентские договоры, заключенные до 1 июня 2018 года, только безналичным способом и только со счетов в банках, имеющих лицензию ЦБ РФ. Также юрлицам и ИП предоставлено право передавать операторам связи персональные данные граждан, которые пользуются служебной сим-картой, без их согласия на передачу (п.1 ст.53 ФЗ «О связи»).

В таких случаях гражданин считается пользователем услуг связи, а абонентом — юрлицо или ИП, на которых он работает. Не требуется передавать сведения о пользователях, если приобретение услуг связи является госзакупкой или в случае прямого указания в Правилах оказания услуг телефонной связи оснований, при наличии которых персональные данные могут не передаваться. «Корпоративную» симку можно будет переоформить на себя в случае ликвидации юрлица или ИП, заключив новый договор.

Какие обязанности появились у операторов?

В связи с принятыми изменениями на операторов связи возложена обязанность идентифицировать абонентов, которыми могут быть и юридические, и физические лица, в том числе ИП (абз.5 п.1 ст.44 ФЗ «О связи»). Это значит, что продавец сим-карты, действующий от лица оператора связи, при заключении абонентского договора должен указать в нем сведения о приобретателе, которые предусмотрены Правилами оказания услуг телефонной связи, после чего копия договора в течение 10 дней направляется оператору.

Согласно абз.6 п.1 ст.44 ФЗ «О связи» оператор может проверить данные одним из следующих способов:

— при предъявлении паспорта лицом, с которым заключается договор;

— используя «Единую систему идентификации и аутентификации. »;

— используя усиленную квалифицированную электронную подпись;

— используя Единый портал госулуг и иные инфомационные системы, доступные в порядке межведомственного взаимодействия (при наличии подключения к ним).

Если достоверность данных об абоненте, указанных в договоре, не подтвердится, оператор перекроет доступ к связи в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг связи. Также это может произойти на основании запроса правоохранительных органов или Роскомнадзора, выполняющего проверку информации в базах данных операторов.

Предписание выдается, если в течение 15 суток после проверки не подтвердится совпадение персональных данных фактических пользователей и сведений, заявленных в абонентских договорах. Ответственность за нарушение Правил оказания услуг связи установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа: для граждан — 1,5-2 тысячи рублей, для должностных лиц — 3-4 тысячи, для юридических лиц — 30-40 тысяч рублей.

Читайте также:  Регулировка двигателя мерседес 102 двигатель

Источник

Статья 3. Закона о Связи РФ. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.

2. В отношении операторов связи, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации в соответствии с правом иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется только в части регулирования порядка выполнения работ и оказания ими услуг связи на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.

3. Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.

Комментарий к ст. 3 Закона о Связи

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет предмет регулирования комментируемого Закона, а именно сферу общественных отношений, урегулированных нормами комментируемого Закона. К таким отношениям относятся, прежде всего, отношения, в результате которых создаются и эксплуатируются сети связи и сооружения связи. Под созданием необходимо понимать совокупность упорядоченных действий, направленных на строительство и сооружение сетей связи и сооружений связи. Эксплуатация представляет собой использование сетей связи и сооружений связи в целях оказания услуг связи. Также к отношениям, входящим в сферу регулирования комментируемого Закона, относятся отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории РФ и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. Использование радиочастотного спектра представляет собой его применение и извлечение необходимых свойств при оказании услуг связи. Оказание услуг электросвязи и почтовой связи представляет собой непосредственное предоставление соответствующих видов услуг связи на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Пункт 1 комментируемой статьи аналогично преамбуле комментируемого Закона определяет территорию осуществления вышеуказанных отношений — это территория РФ и находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации территории (см. комментарий к преамбуле).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает исключение в части, касающейся сферы правового регулирования, в отношении операторов связи, которые осуществляют свою деятельность за пределами территории РФ. Формулировка «за пределами Российской Федерации» означает, что речь идет о территории, которая находится за пределами границы Российской Федерации. Сфера правового регулирования в соответствии с комментируемым Законом в отношении операторов связи, которые осуществляют свою деятельность за пределами территории РФ, заключается в том, что правовое регулирование на основании комментируемого Закона осуществляется только в отношении:

  • порядка выполнения работ — совокупности процедур и действий, которые связаны с оказанием услуг связи;
  • собственно оказания услуг связи — действий, направленных на обеспечение и содействие оказанию услуг связи.

При этом п. 2 комментируемой статьи определяет территорию, на которую распространяется такое правовое регулирование — это территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи определяются нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, не урегулированные комментируемым Законом, то есть те общественные отношения, которые «выпали» из сферы регулирования комментируемого Закона. Пункт 3 комментируемой статьи по поводу таких отношений предусматривает, что они регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области связи. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи». Между тем необходимо отметить, что к таким федеральным законам и иным нормативным правовым актам следует отнести не только собственно нормативные акты, которые регулируют вопросы исключительно в области связи, но и иные нормативные акты, в том числе и федеральные, которые регулируют отношения, возникающие в связи с оказанием услуг связи, например гражданско-правовые отношения, к которым в части, касающейся вопросов о заключении договора возмездного оказания услуг, применяется гражданское законодательство, к вопросам, связанным с размещением объектов связи на земельных участках — земельное законодательство, которые в целом регулируют не только отношения, возникающие в сфере связи.

Источник

Adblock
detector