Меню

Что регулирует бюджетная классификация российской федерации



ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Читайте также:  Когда регулируют клапана на гранте лифтбек

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Читайте также:  Клапан регулировки давления для фиат добло

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Энциклопедия решений. Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации — это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов и используемая для составления и исполнения бюджетов . Кроме того, бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для:

— ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;

— составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности.

Внимание

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 18 БК РФ КОСГУ используется только для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Бюджетная классификация РФ включает (ст. 19 БК РФ)

Классификацию доходов бюджетов

Классификацию расходов бюджетов

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Перечни составных частей бюджетной классификации РФ устанавливаются (утверждаются) в следующем порядке.

Правовой акт, определяющий перечень

Составная часть бюджетной классификации РФ

Основание (норма БК РФ)

Единые группы и подгруппы доходов

Единые элементы доходов

Единые разделы и подразделы классификации расходов

Единые группы и подгруппы видов расходов*(1)

Единые группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Единые группы КОСГУ

Закон (решение) о бюджете

Главные администраторы доходов бюджета

Главные распорядители средств бюджета

Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета*(2)

Главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов

Статьи источников финансирования дефицитов бюджетов

Бюджетная роспись соответствующего бюджета

(в случаях, установленных БК РФ)

Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета

Правовой акт, изданный Минфином России

Единые статьи и подстатьи доходов

Соответствующие подвиды доходов

Соответствующие целевые статьи расходов

Единые элементы видов расходов

Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов

Правовой акт, изданный финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования)

Соответствующие подвиды доходов бюджета

Соответствующие целевые статьи расходов

Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов

В соответствии с положениями п. 2 ст. 18, п. 9 ст. 20, п. 8 ст. 21, п. 5 ст. 23, п. 5 ст. 23.1 БК РФ к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации относится:

1) определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;

2) определение порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов));

3) присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов;

4) утверждение общих требований к порядку формирования перечня кодов:

— подвидов доходов бюджетов;

— элементов видов расходов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

Читайте также:  Как регулировать фары prosport

— статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

— подстатей КОСГУ при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.

Таким образом, Минфин России утверждает коды по следующим единым составным частям бюджетной классификации РФ (эти коды применяются при составлении и исполнении всех бюджетов).

Единые коды, утверждаемые Минфином России для всех бюджетов

Классификация доходов бюджетов

Коды видов доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Коды разделов (подразделов)

Коды групп, подгрупп и элементов видов расходов (начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды групп, подгрупп и статей

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Все коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи)

Финансовые органы публично-правовых образований в рамках своих полномочий утверждают коды бюджетной классификации, которые применяются при составлении и исполнении соответствующих бюджетов (Минфин России утверждает коды, которые используются при составлении и исполнении федерального бюджета).

Коды, утверждаемые финансовыми органами для составления и исполнения соответствующих бюджетов

Классификация доходов бюджетов

Коды подвидов доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Коды главных распорядителей бюджетных средств

Коды целевых статей

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды видов источника финансирования дефицитов бюджетов

И наконец, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливаются следующие коды.

Коды, утверждаемые законом (решением) о соответствующем бюджете

Классификация доходов бюджетов

Коды главных администраторов доходов бюджетов

В целях реализации перечисленных в п. 2 ст. 18 БК РФ полномочий Минфин России издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, при исполнении бюджета текущего финансового года используются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В настоящее время существует практика, согласно которой в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации вносятся изменения, применяемые для составления бюджетов на очередной финансовый год и плановый период , а также для исполнения этих бюджетов. Например, при подготовке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов надо руководствоваться Указаниями N 65н в редакции приказа Минфина России от 20.06.2016 N 90н (письмо Минфина России от 20.06.2016 N 02-05-10/36115). А при подготовке проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов необходимо было руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н в редакции приказов Минфина России от 08.06.2015 N 90н, от 01.12.2015 N 190н. То есть в 2015 году одновременно действовали две редакции Указаний N 65н: одна — для целей исполнения бюджета в 2015 году, а другая — для целей составления бюджета на 2016 год. При этом на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет» размещаются различные сопоставительные таблицы, которые необходимо использовать в целях подготовки проектов бюджетов и организации бухгалтерского (бюджетного) учета.

Примечание

Согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, коды основных составных частей бюджетной классификации больше не утверждаются законами (решениями) о бюджете. Именно поэтому у специалистов Минфина России появилась возможность утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ еще до принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Так, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2014-2015 годы были утверждены уже в июле 2013 года (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н), а не в конце календарного года, как это бывало раньше.

*(1) В части подгрупп видов расходов положения п. 6 ст. 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). При составлении и исполнении бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) применялись единые подгруппы видов расходов , утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

*(2) В определенных БК РФ случаях могут быть установлены сводной бюджетной росписью (п. 4 ст. 21 БК РФ).

Источник

Adblock
detector