Меню

Что регулировала община в жизни крестьян



Крестьяне во власти общины

До столыпинских преобразований крестьяне фактически были заложниками своих же односельчан. Продать надел или изменить систему хозяйствования на своей земле было нельзя без согласия общины . Даже быть уверенным в сохранении размеров своего участка.

Проблемы русской деревни, которые не удалось решить и через сорок лет после реформы 1861 года , были весьма специфичны.

За долгие века крепостного рабства крестьяне привыкли жить не индивидуальным хозяйством, а общиной. В тяжёлые годы это помогало выжить. Но к концу XIX века столь архаичная форма взаимоотношений внутри сельского общества превратилась в серьёзный тормоз на пути прогресса. А кроме того, большинству крестьян были понятны только экстенсивные методы ведения хозяйства. То есть не повышение урожайности, а просто расширение своих наделов.

Взять и поделить

За вторую половину XIX века население русской деревни выросло почти на треть. Но так как главным орудием оставалась соха, а единственным удобрением навоз, то рост урожайности не поспевал за ростом числа новых едоков. Регулярные неурожайные годы лишь усугубляли вопрос выживания. Голод был обычным делом на селе. Но сами крестьяне были уверены, что если передать им землю помещиков и переделить её «по справедливости», то тут же наступит эра благоденствия.

С одной стороны, подобные радикальные меры могли лишь на время решить крестьянский вопрос. Ведь при дальнейшем росте населения опять перестало бы хватать земли. С другой стороны, в руках помещиков пашен оставалось не так уж и много. А там, где дворяне умудрялись контролировать свои угодья, как раз были самые передовые хозяйства. Причём не обязательно для этого приходилось засевать пашни хлебом. Высокую доходность могло давать выращивание технических культур. Превращение таких угодий в новые поля ржи, которые обрабатывались бы по-дедовски деревянной сохой, просто отбросило бы жизнь на десятки лет назад.

Нельзя сказать, чтобы правительство не понимало сути проблем. Годами проводились совещания, собирались специальные комиссии и составлялись проекты «полезного переустройства». Но серьёзных перемен в жизни села не происходило. Заставить крестьян работать по-новому было невозможно. А на проведение принудительных реформ по упразднению общины у центральной власти не хватало воли.

В результате страдали самые трудолюбивые и самые инициативные крестьяне. Уйти от опеки односельчан было почти нереально. Вопросы что и когда сеять решались «сообща». Желание вести хозяйство «по-своему» встречало враждебное непонимание. А иногда такие слишком самостоятельные строптивцы сталкивались и с агрессией со стороны соседей.

Никак не функционировал и механизм реальной собственности на землю. А самое невероятное, что «сообща» мог произойти и передел размера наделов, если община считала, что у кого-то слишком много земли. Крестьянин даже не мог продать свой участок без разрешения односельчан.

Община в цифрах
108 000 сельских общин на начало XX века насчитывалось в губерниях Европейской России (на эти общины приходилось 233 000 отдельных сельских поселений).
95 крестьянских дворов входило в среднем в одну общину.
302 крестьянина мужского пола числилось в среднем в каждой общине.

Воля и разум

Бремя ответственности за непопулярную (а точнее, многим совершенно непонятную) реформу по разрушению всевластия общины взвалил на себя Пётр Столыпин . При этом яростное сопротивление всем переменам оказывали не только тысячи крестьян, которые считали выход своих соседей из общины преступлением против векового уклада. Гнев на Столыпина обрушился и со стороны образованного общества.

Для многих интеллектуалов община была образцом социальной справедливости. На волне модного увлечения идеями социализма упрямое желание крестьян сохранять коллективную форму собственности на землю воспринималось как особая народная мудрость.

В печати Столыпина называли врагом своего народа. Ведь переход от общинного уклада к индивидуальному неизбежно приводил бы к расслоению крестьянства на собственников и безземельных батраков. То есть реформа была на руку «эксплуататорам».

И даже запланированное Столыпиным масштабное переселение всех желающих на слабозаселённые земли Сибири и другие территории на окраинах империи воспринималось в штыки. В газетах писали, что это «обман крестьян», которых увозят с обжитых мест, разрушают родственные связи, а значит, обескровливают исконно русские земли Центральной России.

Следует особо оговорить, что император Николай II хоть и поддержал на словах все преобразования, в душе оставался искренним почвенником. На реальную помощь царя рассчитывать не приходилось. А согласие Николая II на реформы было вынужденным после поражения России в войне с Японией и начавшейся революции.

Можно только восхищаться решительностью Столыпина, который в таких условиях последовательно и терпеливо проводил всё задуманное в жизнь. Причём в невероятно короткие сроки.

Источник

Что регулировала община в жизни крестьян

Подробное решение параграф § 13 по истории для учащихся 6 класса, авторов Ведюшкин В.А., Уколова В.И. 2014

  • Гдз тетрадь-тренажёр по Истории за 6 класс можно найти тут

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как относились к крестьянам другие члены средневекового общества?

В Средние века тех, кто трудился называли третьим сословием. Оно было необходимым, но по социальной лестнице они занимали самое низкое положение. Их положение было связано с несвободой и не имели в собственности землю. В то же время признавалось, что крестьянин всех кормит и что его труд угоден Богу.

2. В чем обычно состояли повинности крестьян по отношению к сеньору.

Читайте также:  Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт книга

За пользование землей крестьяне несли повинности в пользу сеньора:

А) барщина – работа на господском поле.

Б) Оброк – обязанность крестьянина регулярно платить сеньору деньгами или продуктами.

Были и другие повинности, например ремонт дорог и мостов.

3. Какие стороны жизни крестьян регулировала община?

Крестьяне жили общиной. Выживать вместе было легче. На собраниях общины решались многие вопросы. Она определяла, чем засеять поле, устанавливала правила пользования общими деревенскими угодьями (сенокосом, пастбищем, лесом), разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок в округе.

4. Почему именно в крестьянской культуре были наиболее сильны языческие традиции?

Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, но часто восходили к языческим обрядам. Потому что они были связаны с земледелием и другими работами крестьян. Они очень зависели от природных явлений. Сами крестьяне верили в колдовство и домовых.

Источник

Жизнь и быт средневекового крестьянина

Крестьянский быт был прост и однообразен. Каждая семья владела небольшим домом. В зависимости от местности и зажиточности семьи, дом мог быть деревянным или каменным. Полы в доме были земляные или выложенные камнем, редко дощатый. Рядом с домом находился сарай для сена и амбар для зерна. Скот, как правило, держали в доме за перегородкой.

В Южной Европе были распространены двухэтажные жилища. На первом этаже устраивались хлев и амбар, а на втором жилое. Помещение топили обычно по черному. Посреди комнаты устраивали очаг, дым от которого уходил сквозь проделанные в крыше отверстия. Но в эпоху развитого средневековья получили распространение печи с трубами. Постель обычно была одна на всю семью, в ней спали и взрослые и дети. В этом же помещении стояли стол и скамьи, лари, всевозможные сосуды, инструменты. Где-нибудь у стены мог стоять простой ткацкий станок, на котором работает хозяйка дома.

Основное время крестьянин проводил вне дома, занятые в поле, на виноградниках, ремонте дорог, выпасе скота или других работах.

Работа продолжалась с раннего утра и до полудня. В это время крестьяне возвращались в свои дома, чтобы пообедать и отдохнуть. Через некоторое время работы возобновлялись и продолжались до захода солнца. Так продолжалось изо дня в день. Менялся только характер работы в зависимости от времени года, но в жизни крестьян были не только будни. Немало было и определенных церковью праздничных дней, в которые работы запрещались. Прежде всего это были воскресенья. Впрочем, в страду, когда забот было особенно много разрешалось работать и по воскресеньям. Тем не менее каждое воскресное утро все жители деревни обязательно шли в ближайшую церковь, где слушали проповедь и принимали участие в мессе.

Праздновали крестьяне Рождество, Пасху, дни поминовения, особо почитавшихся в тех местах, где они жили святых. Кроме церковных праздников отмечали крестьяне и те, что остались еще с языческих времен. Особо популярны были масленица проводы зимы, день майского дерева весенний праздник отмечавшийся 1 мая, день летнего солнцестояния. Его церковь объединила с праздником в честь Иоанна крестителя, поэтому он известен как день Ивана Купалы. Церковь пыталась освоить эти праздники, придать им христианский смысл. Так вместо языческого обхода полей, целью которого было повысить урожай, церковь устраивала с той же целью крестные ходы каждую троицу. Масленица была объединена с началом великого поста.

Вообще языческие суеверия в крестьянской среде изживались церковью с большим трудом и сохранялись иногда на протяжении сотен лет. После обращения в христианство они так тесно переплетались с церковным учением, что трудно было отделить одно от другого. Многие крестьяне исправно посещали церковь и верили во Христа, но в трудные моменты жизни могли воззвать и к старым давно казалось бы забытым языческим богам. Практически все, в том числе зачастую и представители духовенства верили в силу магии и достаточно активно ею пользовались. Магические обряды применялись для вызова дождя, для того чтобы домашний скот и птица принесли приплод, для того чтобы больше был урожай. Церковь обычно считала такие обряды кознями нечистой силы, а людей которые ими занимались приспешниками дьявола. Тем не менее крестьяне продолжали верить им и обращаться к ним за помощью, также как они обращались за помощью и к приходскому священнику.

Во время праздников крестьяне водили веселые хороводы, иногда с переодеваниями, танцы, прыгали через костёр, устраивали другие игры. Время от времени через деревни проходили бродячие актеры, жонглеры, менестрели. Шли они как правило в замок феодала, но могли задержаться и в деревне, чтобы дать представление для ее жителей. Иногда они рассказывали крестьянам забавные истории о хитрых и умных бедняках, которые сумели одолеть и посрамить жестокого сеньора или жадного аббата.

Английские крестьяне например с особым интересом слушали рассказы и баллады о Робине Гуде благородном разбойнике, жившим в Шервудском лесу. Он грабил богатых и раздавал отобранные у них имущество бедным. Повсюду популярны были и различные варианты истории о сказочной стране Кокань, в которой в кисельных берегах текут молочные реки. Никто в этой стране не работает, но еды хватает всем. Пасху и рождество здесь отмечают 4 раза в год, а великий пост бывает только раз в 20 лет. Даже самый глубокий старик становится здесь двадцатилетним. Мечтая о Кокане, крестьянин хотя бы в мыслях на короткое время отвлекался от бесконечной серой череды дней, каждый из которых не сулил ему ничего кроме изнурительной и монотонной работы.

Читайте также:  Вакуум ваз 2114 как отрегулировать

Если вам понравилась публикация — не забудьте:

Источник

Как охарактеризовать роль общины в жизни крестьянина?

Роль общины в жизни крестьянина была очень важной, даже определяющей. Община делила пахотные наделы и огороды, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек. Также, община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

6 · Хороший ответ

Община являлась определяющин институтом в жизни крестьян. В частности, например, именно община в период до великих реформ определяла кого отправлять в рекруты. А после крестьянской реформы ее роль стала определяющей в распределении земель и сборе налогов.

1 · Хороший ответ

Община по-прежнему играла важную роль в жизни крестьян. Она делила пахотные наделы, огородные участки между крестьянскими семьями, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озёр и рек. Община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

2 · Хороший ответ

Почему произошел переход от родовой общины к соседской?

Родовая и соседская общины — это этапы социально-экономического развития общества. В родовой общине все люди состояли в родстве, а семейная община включала несколько семей, которые не состояли в родстве между собой. У каждой семьи была своя собственность, каждая семья обрабатывала свой участок, в отличие от родовой общины, где все было общим и практиковался совместный труд. С одной стороны, люди стали более независимыми, с другой — потеряли поддержку, которая была при родовой общине.

Переход от родовой общины к семейной был закономерным, поскольку кочевой образ жизни сменился оседлым, изменился тип земледелия — оно стало пашенным, а не подсечно-огневым, как раньше, появились более удобные орудия труда, что привело к повышению производительности труда. Всё это способствовало распаду родовых отношений. Люди отказались от общей собственности в пользу частной, так каждая семья теперь могла прожить своим трудом, не нуждаясь в помощи общины.

1 7 · Хороший ответ

Как получилось так, что современный человек работает больше средневековых крестьян?

Ну пусть так, я в деталях не силен — как вам даже такая перспектива прогулок? Мне вот 3 км до работы идти и то еле заставляю себя. И ведь придя на пашню после такой нехилой разминки предстояло отнюдь не гонять чаи, дымить в курилке и залезать в соцсети сидя в офисном кресле

3 · Хороший ответ

Правда ли что обращение «мужик» было равносильно понятию «крепостной крестьянин»?

Значение слова «мужик», как мне кажется, шире — это обозначение мужчины из народа (простонародья). А был ли он крепостным, государственным или удельным крестьянином — вторично.

7 · Хороший ответ

Почему колхозников презирают, они же благородные люди?

. паразиты всегда презирают тех, кто их кормит.

. все, всегда хотят жрать, страдают вечной жаждой и голодом, но конечно же не хотят добывать еду ковыряясь в земле и навозе. Это типа удел грязных и вонючих колхозников, которые или тупые или ничего не умеющие люди, кроме того, как что то там выращивать. Вот мы типа, это да. мы жители города, мы не крепостные какие нибудь, нас должны обслуживать другие, у нас должно быть все. и еда и развлечения и комфорт. Мы ведь для этого и живем в городе.

Короче говоря все уже оторвались из системы природы и деревень и все стали ненасытными потребителями и думают только об одном, как добыть деньги. если у тебя их нет, значит ты лапоть и не можешь быть подобным потребителем, не смотря на то, что этот лапоть питается натуральными продуктами а не химатозом каким нибудь. Ну и так далее.

1 · Хороший ответ

Как вы составляли генеалогическое древо своей семьи?

Составление своего генеалогического древа и поиск своих предков — это долгое и кропотливое занятие. Но если начал поиск, то остановиться уже сложно. С чего начинать..

  1. Это рассказы старших бабушек и дедушек и самое важное — это запомнить (записать) место рождения. Согласно закону РФ личные данные человека (рождение, женитьба, дети, смерть) засекречены на 100 календарных лет., т.е. сейчас можно любому человеку искать информацию до апреля 1917г.. Все архивные данные хранятся в гос. архивах по регионам РФ до 1910 г., с 1910 г. — это ЗАГСы. Если 100 лет не прошло, то Вы должны доказать! родство.

Мне не повезло т.к. когда я решила спросить, спрашивать было некого. Тогда я написала письма по всем архивам РФ (кто Я, что ищу) и отправила по почте в 2008г. первый раз. (сейчас общение через e-mail) и мне пришли ответы 95% отрицательных и 5% положительных (Рязанский, Тульский архив и архив по Мурманску) и от этих данных я и начала.

  1. Обращение в архив платные от 100р. до 5000р. в зависимости от запроса. Но все читальные залы открыты бесплатно. Проходишь регистрационное оформление и приходи читай, смотри, фотографируй. Часть архивов утрачено в период 1941-1945г. увы.

советы для начинающих:

метрические книги (информация о рождении, браке, смерти) (хранятся в архивах. Место всегда относилось к какой-то церкви! вот почему место так важно, а люди были маломобильны)

Читайте также:  Насос нива ремонт регулировка

ревизские сказки (перепись населения каждые 12 лет по составу семьи в доме! с адресом). Если Ваш предок не крестьянин, то есть данные об имуществе, о доходах, о деятельности, о спорах и даже фотографии.

исповедальные ведомости (отчет батюшки о составе семьи)

есть сайт памяти 1930-1946 Жертвы политического террора СССР lists.memo.ru (нет ни одной семьи которой не коснулся бы этот сайт).

Из истории порядок с численностью населения навела Екатерина II. для понимания возможностей — Я восстановила свой род до 1740г. не имея в роду аристократов.

Источник

Столыпинские реформы: как озлобили крестьянскую общину

40-50 млн человек переселить в Сибирь просто невозможно. Она всех не съест. Большая часть Сибири — это тайга и вечная мерзлота. Дорог нет, ничего нет, хорошей земли мало (небольшая полоска вдоль Транссиба) Попытались переселить 1 млн, да и то неудачно.

В тех общинах, где не было передела с 1861 года (их оказалось 58 %), там землю просто назначали крестьянам в собственность (их наделы). Тут все гладко прошло.

А в остальных общинах. Те, кто хотел выделиться из общины, тем сводили их полоски в единый надел. Из общины выходили либо самые слабые, дабы землю свою продать, либо самые сильные, чтобы землю купить. Как думаете: с кем землемер больше дружит на селе? С кем чай пьет? С бедняком? 🙂

Подмазал землемера и просишь лучшие кусочки. Остальных же выгоняем на плохие земли.

По разным данным в собственность землю взяли от 7 до 10 % крестьян. При этом 2/3 взявших относились к маломощным хозяйствам. По итогу получилось 3 % крупных столыпинских крестьян. На таких реформах поживились кулаки. Ведь у них были деньги на скупку земли и на заведение культурного хозяйства.

Столыпинские переселенцы в Сибири не прижились. Сибирячки называли таких переселенок «чернолопатница». Почему? У них дома было грязно, лапти оставляли черные следы на белом снегу. Успешный и достаточный человек обычно чистоту старается соблюдать.

Ехать в Сибирь, конечно, не заставляли, но агитировали: мол земля там хорошая, все там хорошее, нужно ехать.

Просто хорошей земли мало. Нужна лошадь, работник, хозяйство, сельхоз инвентарь. Давали таким переселенцам ссуды, но ты попробуй их получи, а если получишь, то не всю, только тот остаток от того, что украдет чиновник. Людям на заведение нормального хозяйства не хватало.

И приходилось им идти в батраки к местным. Далеко, очень далеко не у всех получалось там прижиться. Многие возвращались потеряв все. Раньше ты был хоть какой-то хозяин, а теперь? Полный пролетарий в собственной деревне? Отличный расклад!

Это был горючий материал для будущего пожара. Крестьяне помнили, как их давили царские сатрапы, как их пороли целыми селами, они ничего не забыли. А уж если почитать крестьянские наказы в Думу, то становится очевидно: крестьяне частной собственности на землю не признавали, к попытке разрушить общину относились негативно . В таком состоянии русская деревня доехала до 1917 года.

Источник

История

Вопросы и задания к главе IV. Что в жизни крестьян определяла община?

Община определяла, какая полоса земли на общем поле достанется крестьянину, что и когда сеять на поле, когда собирать урожай. Главное, община была тем окружением, которое одобряло или не одобряло дела крестьянина. А человек обычно стремиться жить так, чтобы общество одобряло его, а не осуждало. Потому можно сказать, что община была в жизни крестьянина почти всем.

Ещё по теме

Китай, Индия, Япония. Какие успехи в развитии науки и техники были достигнуты в Китае в эпоху Средневековья?

В рыцарском замке. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?

Вопросы и задания к главе IV. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Как возникла Папская область?

Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и в Византии.

Как происходило объединение Франции. Кто из королей Франции, о которых вы узнали из текста, сыграл наиболее важную роль в борьбе за объединение Франции? Аргументируйте свой ответ.

Мог ли участник битвы при Креси участвовать в битве при Азенкуре?

Англия в раннее Средневековье. Зачем викинги покидали родные места совершали дальние походы в чужие земли?

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2020 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Adblock
detector