Меню

Что может регулировать фрс



Инструменты, используемые ФРС для влияния на экономику

Свободные рыночные экономики, предоставленные самим себе, как правило, отличаются волатильностью, что связано с явлениями страха и жадности, возникающими в периоды нестабильности.

История изобилует примерами финансовых бумов и спадов. Тем не менее, с помощью метода проб и ошибок, экономические системы на своём пути существенно эволюционировали.

Но если посмотреть на начало 21-го века, правительства не только регулируют экономику, но и используют различные инструменты для уменьшения влияния естественных подъёмом и спадов в экономических циклах.

В США существует Федеральная резервная система (ФРС), целью которой является поддержание роста экономики через ценовую стабильность и обеспечение полной занятости – это две её главных функции.

По традиции ФРС добивается этого, манипулируя краткосрочными процентными ставками, участвуя в операциях на открытом рынке (open market operations, OMO) и корректируя требования к размеру резервов.

Кроме того, ФРС разработала новые инструменты для борьбы с экономическим обвалом, который возник во время ипотечного кризиса 2007 года.

Что это за инструменты, и как они помогают уменьшить рецессию? Давайте взглянем на арсенал ФРС.

Манипулирование процентными ставками

Первым инструментом, используемым ФРС, а также другими центральными банками по всему миру, является манипулирование краткосрочными процентными ставками.

Проще говоря, эта стратегия подразумевает повышение/понижение процентных ставок для замедления или стимулирования экономической активности и контроля инфляции.

Механика относительно проста. При снижении процентных ставок становится дешевле брать деньги в долг и не очень выгодно экономить, что поощряет людей и организации на то, чтобы тратить деньги.

Таким образом, по мере снижения процентных ставок уменьшается объём сбережений, но заимствуется и тратится больше денег.

Более того, по мере увеличения объёма заимствований увеличивается общий объём денежной массы в экономике.

Таким образом, результатом снижения процентных ставок является сокращение объёма сбережений, увеличение денежной массы, увеличение расходов и повышение общей экономической активности – довольно неплохой побочный эффект.

С другой стороны, снижение процентных ставок также часто приводит к росту инфляции.

Этот побочный эффект является негативным, поскольку общее предложение товаров и услуг в краткосрочной перспективе обычно является ограниченным — и чем больше долларов охотится за определённым набором продуктов, тем выше поднимаются цены.

Если инфляция становится слишком высокой, с экономикой происходят всякие неприятные вещи.

Поэтому в случае процентных ставок важно не перестараться и ненароком не вызвать рост инфляции по спирали.

На словах это легче, чем на деле, но, хотя эта форма монетарной политики несовершенна, она всё же лучше, чем отсутствие каких-либо действий.

Операции на открытом рынке

Другим важным инструментом, доступным ФРС, являются операции на открытом рынке (OMO), включая покупку или продажу казначейских облигаций на открытом рынке.

Эта практика похожа на прямое манипулирование процентными ставками, поскольку операции на открытом рынке позволяют увеличить или уменьшить общую денежную массу, а также оказать влияние на процентные ставки.

Опять же, логика этого процесса довольно проста.

Если ФРС покупает облигации на открытом рынке, это увеличивает денежную массу в экономике, так как облигации обмениваются на деньги, предназначенные для общественности.

И наоборот, если ФРС продаёт облигации, денежная масса уменьшается, так как деньги удаляются из экономики за счёт их обмена на облигации.

Таким образом, операции на открытом рынке оказывают непосредственное влияние на денежную масса.

Операции на открытом рынке также влияют на процентные ставки следующим образом: если ФРС покупает облигации, цены подталкиваются вверх, а процентные ставки уменьшаются; если же ФРС продаёт облигации, это толкает цены вниз, а ставки растут.

Таким образом, операции на открытом рынке имеют такой же эффект по снижению ставок/увеличению денежной массы или повышению ставок/уменьшению денежной массы, как прямое манипулирование процентными ставками.

Однако реальное отличие заключается в том, что операции на открытом рынке являются более тонким инструментом, потому что размер рынка казначейских облигаций США совершенно огромен, и OMO может применяться к облигациям с любым сроком погашения, оказывая влияние на денежную массу.

Нормы обязательных резервов (Reserve Requirement)

Федеральная резервная система также имеет возможность корректировать нормы обязательных резервов банков, определяя уровень резервов, которые должен иметь банк по отношению к указанным обязательствам по депозитам.

Исходя из требуемого соотношения резерва, банк должен поддерживать процент от указанных депозитов в хранилище для денег или на депозитах в банках Федеральной резервной системы.

Регулируя соотношения резервов для депозитарных организаций, ФРС может на самом деле увеличить или уменьшить суммы, которые эти организации могут предоставить в кредит.

Например, если норма обязательных резервов составляет 5%, и банк получает депозит в размере 500$, он может выдать кредит на 475$ от депозита, так как ему необходимо держать у себя только 25$ или 5%.

Если соотношение резервов увеличивается, у банка остается меньше денег для кредитования на каждый депонированный доллар.

Воздействие на восприятие рынка

Последним инструментом, используемым ФРС, чтобы влиять на рынки, является воздействие на восприятие рынка его участниками.

Этот инструмент немного сложнее, потому что он основан на концепции воздействия на восприятие инвесторов, которое является непростым делом, учитывая прозрачность нашей экономики.

Фактически, сюда относятся любые публичные заявления ФРС, касающиеся экономики.

Например, ФРС может сказать, что экономика растёт слишком быстро, и возникла угроза инфляции.

По логике, если ФРС говорит правду, это будет означать, что повышение процентной ставки должно охладить экономику.

Если рынок поверит этому заявлению ФРС, держатели облигаций продадут свои активы до того, как ставки увеличатся, чтобы избежать убытков.

По мере того, как инвесторы продают облигации, цены будут снижаться, а процентные ставки расти.

Это, по сути, приведёт к достижению цели ФРС, связанной с повышением процентных ставок для замедления экономики, при этом им даже не придётся ничего делать.

На бумаге это выглядит неплохо, но на практике всё немного сложнее.

Если понаблюдать за рынками облигаций, вы увидите, что они движутся в тандеме с заявлениями ФРС, поэтому данная практика действительно оказывает влияние на экономику.

Срочные кредитные аукционы / механизм кредитования по срочным ценным бумагам

В 2007 и 2008 годах, ФРС столкнулась с ещё одним фактором, который сильно влияет на экономику – кредитные рынки.

При недавнем повышении процентных ставок и последующем падении стоимости субстандартных обеспеченных долговых обязательств, инвесторы получили неожиданное и резкое напоминание о потенциальном снижении кредитного риска.

Хотя в большинстве инвестиций, основанных на кредитах, не наблюдалось серьезной эрозии основных денежных потоков, инвесторы всё равно стали требовать более высоких доходов по этим инвестициям.

Это привело не только к повышению процентных ставок для заёмщиков, но и к уменьшению общей суммы денег, заимствованных финансовыми организациями, что стало причиной кризиса на кредитных рынках.

Из-за остроты кризиса потребовались некоторые инновации от ФРС, чтобы минимизировать его влияние на экономику в целом.

Перед ФРС была поставлена задача по укреплению кредитных рынков и улучшению их восприятия инвесторами, а также поощрению организаций на получение кредитов несмотря на ухудшение условий в экономике и на кредитных рынках.

Для этого ФРС создала механизм срочных кредитных аукционов и механизм кредитования по срочным ценным бумагам.

Давайте более подробно рассмотрим эти два пункта

  1. Временные кредитные аукционы (Term Auction Facility)

Механизм срочных кредитных аукционов был разработан как средство предоставления финансовым организациям доступа к деньгам ФРС для обеспечения краткосрочных потребностей в наличных средствах и предоставления капитала для кредитования на анонимной основе.

Причина, по которой он был назван аукционом, заключается в том, что фирмы на них торгуются за процентные ставки, которые они будут платить по кредиту.

Этим данный механизм отличается от дисконтного окна, которое делает потребность организации в деньгах публичной информации, что потенциально может привести к сомнениям в платёжеспособности организации со стороны вкладчиков, и только усугубит озабоченность по поводу её экономической стабильности.

  1. Механизм кредитования по срочным ценным бумагам (Term Securities Lending Facility)

В качестве дополнительного инструмента для борьбы с финансовыми трудностями ФРС учредила механизм кредитования по ценным бумагам, который позволял организациям обменивать ипотечные CDO на казначейские облигации США.

Поскольку эти CDO падали в цене, имели место серьёзные балансовые трудности, поскольку стоимость активов фирм падала из-за сильного влияния ценных бумаг с ипотечным покрытием.

Если бы ситуацию оставили без контроля, падение стоимости CDO могло привести к банкротству финансовых организаций и краху доверия к финансовой системе США.

Благодаря обмену падающих CDO на казначейские облигации США удалось смягчить последствия кризиса до тех пор, пока не улучшатся ликвидность и ценовые условия для этих инструментов.

Читайте также:  Как отрегулировать газовое оборудование томасетто

Благодаря этому недавно изобретённому инструменту стало возможным организованное ФРС поглощение Bear Stearns в 2007 году.

В целом монетарная политика постоянно меняется, но всегда опирается на базовую концепцию манипулирования процентными ставками и, следовательно, денежной массой, экономической деятельностью и инфляцией.

Важно понять, почему ФРС проводит ту или иную политику, и как эта политика может отразиться на экономике.

Это связано с тем, что отливы и приливы экономических циклов предоставляют инвесторам возможности, создавая прибыльные моменты для того, чтобы либо принять инвестиционные риски, либо избежать их.

Таким образом, ключом к выявлению хороших возможностей на рынках является глубокое понимание принципов монетарной политики.

Возможно вам также будет интересно прочитать статьи

Источник

Ставка ФРС, и почему она волнует рынок. Вопросы и ответы

26 июля 2016 года в США началось двухдневное заседание Федеральной резервной системы (ФРС), однако комитет по открытым рынкам американского финансового регулятора объявит свое решение по процентным ставкам в среду, 27 июля, в 21:00 мск. Решение ФРС может оказать влияние на динамику курсов валют и деятельность регуляторов других стран.

О том, каким образом работают процентные ставки и почему их изменения волнуют рынки, — в материале ТАСС.

Что такое ФРС

  • Федеральная резервная система США, созданная в 1913 году, выполняет функции Центрального банка страны.
  • Ее главные задачи — реализация денежно-кредитной (монетарной) политики путем влияния на условия денежного обращения и ставку кредита, контроль и регулирование деятельности банков, поддержание стабильности финансовой системы.
  • Для решения этих задач ФРС использует так называемые операции на открытых рынках (покупка ценных бумаг правительства, обязательное резервирование банками депозитов в ФРС и установление ставок рефинансирования (базовой) и учетной).

Какими бывают ставки

  • Учетная ставка, устанавливаемая регулятором напрямую, определяет стоимость кредита для коммерческих банков, который выдает ФРС.
  • При этом ставка рефинансирования (ставка по федеральным фондам), которая является ключевой, регулируется через операции на открытом рынке. То есть речь идет о процентах по кредиту, которые используют банки США при предоставлении своих избыточных средств в кредит другим коммерческим банкам, испытывающим нехватку резервов. Ставка является ключевой, поскольку влияет на величину кредита для конечного потребителя: физических лиц и юридических.
  • Напрямую устанавливать эту ставку ФРС не может.
  • Регулятор задает так называемую целевую ставку по федеральным фондам, которая представляет собой значение или диапазон значений. Но банки при этом не обязаны выдавать денежные средства другим кредитным организациям именно под этот процент.
  • Если регулятор замечает, что банки используют ставки, отличающиеся от целевых, он прибегает к покупке или продаже государственных облигаций, чтобы значения вернулись в заданный промежуток или к заданному значению.
  • Средневзвешенное значение банковских ставок называется эффективной ставкой по федеральным фондам.

Зачем регулировать ставки, и на что это влияет

  • Когда ФРС хочет понизить ключевую ставку, она скупает гособлигации на открытом рынке: это приводит к притоку средств на рынок, делает кредит «дешевле» и стимулирует инвестиции. То есть снижение ставки способствует росту экономики, создает рабочие места и, следовательно, используется для предотвращения кризисных явлений.
  • Вместе с тем излишек денежных средств может привести к инфляции, и, чтобы этого избежать, ФРС может повышать ставку, продавая гособлигации и искусственно создавая дефицит денежных средств на рынке.
  • Стоит отметить, что регулировать рынки, балансируя между экономическим ростом и низкой инфляцией, непросто. Низкие процентные ставки могут привести к «пузырям» на финансовых рынках и невыгодны многим участникам экономического процесса. В то же время при условии высоких ставок существует риск замедления роста экономики, и особенно они неуместны в кризис.

Почему решений американского регулятора так ждут мировые рынки

  • Поскольку США является крупнейшей экономикой мира, ее основные показатели и меры ФРС по их корректировке оказывают сильное влияние на мировые биржи и валюты других стран.
  • Так, при повышении ставки в краткосрочной перспективе могут «страдать» валюты развивающихся стран, поскольку инвесторы отказываются от вложений в них в пользу более надежных гособлигаций США и депозитов в американских банках, которые повышают ставку вслед за ФРС.
  • Доллар при этом дорожает.

Как влияет ставка ФРС на российскую экономику

  • Повышение учетной ставки ФРС оказывает давление на валюты стран с развивающимися рынками, в том числе на российский рубль.
  • Ожидание повышения ставки и, соответственно, укрепления доллара не позволило рублю укрепиться в мае, несмотря на рост цен на нефть.

Интересные факты об американском регуляторе

  • ФРС объединяет 12 региональных банков (эти банки находятся в крупных городах — Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе и Сан-Франциско).
  • Однако, несмотря на то, что ФРС является полностью частной компанией по структуре собственности капитала, в ее управлении весомую роль играет государство, и в целом она является независимым федеральным агентством правительства США.
  • Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения по кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо из исполнительной или законодательной ветвей власти.
  • ФРС не получает финансирование от Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна ему.
  • В 1982 г. в апелляционном суде рассматривалось прецедентное дело: частное лицо потребовало у одного из Федеральных резервных банков возмещения убытков, нанесенных ему государством. Суд вынес следующий вердикт: «Федеральные резервные банки — не государственные структуры, а независимые корпорации, принадлежащие частным лицам и контролируемые на местном уровне. Федеральные резервные банки были созданы для выполнения ряда государственных задач».

В 1950-1960-х гг. эффективная ставка по федеральным фондам США колебалась в диапазоне от 0,5% до 9%. В 1973 г. нефтяной кризис привел к росту темпов инфляции в стране, из-за чего целевая ставка была резко поднята с 5,75% до 10,5-10,75%. После понижения до уровня в 4-7% в средине 1970-х гг. ставка установила рекорды из-за нового всплеска инфляции в 1980-1981 гг. (18-20%). На протяжении 1980-1990-х гг. ставка постепенно снижалась до уровня около 5%. В 2001-2003 гг., после вступления на пост президента США Джорджа Буша — младшего, ставка постепенно понижалась до уровня в 1% (установлен 25 июня 2003 г.) для борьбы с рецессией. Целевой показатель оставался неизменным в течение года, затем был опять поднят. В 2006 г. новый глава ФРС Бен Бернанке неоднократно повышал ставку (вплоть до 5,25% 29 июня 2006 г.) для противодействия росту «пузыря» на рынке недвижимости. Однако начало мирового финансового кризиса вынудило регулятора в 2007-2008 гг. снизить ставку. 16 декабря 2008 г. был установлен рекордно низкий диапазон — от 0 до 0,25%, одновременно Бен Бернанке проводил политику количественного смягчения (всего ФРС скупила активов на сумму около $4,5 трлн). С тех пор целевая ставка не менялась семь лет, а эффективная ставка колебалась в пределах от 0,07% (декабрь 2012 г., начало 2014 г.) до 0,2-0,22% (февраль 2009 г., весна 2010 г.). В августе 2008 г. эффективная ставка составила 0,14%. В декабре 2015 г. в США уровень безработицы составлял 5%, самый низкий показатель с февраля 2008 г., рост ВВП прогнозировался на уровне 2,8%. В связи с этим 16 декабря 2015 г. ФРС впервые с 2008 г. изменила ставку, повысив ее до 0,25-0,5%. По состоянию на июль 2016 г. эффективная ставка составляет 0,4%.

Источник

Что может регулировать фрс

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что и как регулирует ФРС?

Я уже написал серию статей про ФРС, однако из комментариев к этим и другим статьям я понял что люди не понимают то какие конкретно задачи стоят перед ФРС и каким образом эти задачи решаются. В этой статье я решил восполнить этот пробел.

В статье про независимость ФРС я писал что статус «независимая государственная организация», который имеет ФРС, не является чем-то исключительным для ФРС. Наоборот, организаций с таким статусом несколько десятков. Я даже дал ссылку на страницу на официальном сайте американского правительства, которая так и называется «Independent Agencies and Government Corporations» ( Независимые агентства и государственные корпорации ). Однако эти организации в свою очередь тоже делятся на различные категории, в зависимости от функций которые эти организации выполняют. Одна из таких категорий называется «финансовые регуляторы», независимость которых даже описывает специальный закон, который так и называется — «Независимость финансовых регулирующих органов» (Independence of financial regulatory agencies). В самом законе ничего нового по сравнению с тем что я писал раньше про независимость ФРС и других независимых государственных нет, и упрощенно говоря независимость этих органов сводится к тому что их решения не требуют утверждения Конгрессом или президентом, однако этот закон интересен тем что там перечислены все организации которые в США относятся к категории «финансовые регуляторы». На сегодняшний день их 7. Это:

  1. Securities and Exchange Commission — Комиссия по ценным бумагам и биржам
  2. Board of Governors of the Federal Reserve System — Совет управляющих Федеральной резервной системы
  3. Federal Deposit Insurance Corporation — Федеральная корпорация страхования депозитов
  4. Comptroller of the Currency — Контролер денежного обращения
  5. Director of the Office of Thrift Supervision — Директор Управления по надзору за сберегательными учреждениями
  6. Director of the Federal Housing Finance Agency — Директор Федерального агентства по финансированию жилищного строительства
  7. National Credit Union Administration — Национальное управление кредитных союзов
Читайте также:  Барбекю с регулировкой высоты

В данный момент нас интересует только ФРС, об остальных я расскажу позже, а сейчас попробуем ответить на вопрос — что же регулирует ФРС? Или другими словами — что входит в обязанности ФРС?

На сайте ФРС есть страница, которая так и называется — «Обязанности Федеральной резервной системы» (The Responsibilities of the Federal Reserve System). На этой странице обязанности ФРС сформулированы следующим образом:

В настоящее время обязанности Федеральной резервной системы включают в себя проведение денежно-кредитной политики страны, влияя на деньги, и условия кредитования в экономике для достижении полной занятости и стабильности цен; содействие стабильности финансовой системы, предоставление банковских услуг кредитным организациям и федеральному правительству; и обеспечение того чтобы потребители получали адекватную информацию и справедливое обращение в их взаимодействии с банковской системой.

Короче говоря, ФРС отвечает за денежно-кредитную политику страны. Что это такое? В википедиа дается следующее определение:

Денежно-кредитная политика это процесс, при котором денежные власти страны контролирует количество денег находящихся в обращении, часто при помощи процентной ставки с целью стимулирования экономического роста и стабильности.

Если еще короче, то ФРС регулирует количество денег находящихся в обращении (денежная масса). Теперь попробуем ответить на другой вопрос — как ФРС это делает? На сайте ФРС перечисляются 3 инструмента с которыми ФРС пользуется. Это:

  1. Требования к обязательным резервам.
  2. Учетная ставка.
  3. Операции на открытых рынках.

Прежде чем подробно описывать эти три метода хотелось бы коснуться еще одной темы, вокруг которой сочиняется много сказок и легенд. Это денежная эмиссия. Каждый наверное читал в различных статьях что-то типа «ФРС печатает деньги», «ФРС включил печатный станок» и т.д. Однако мало кто знает что ФРС может осуществлять эмиссию только наличных и только бумажных денег. Но даже для того чтобы напечатать эти деньги, ФРС должен оставлять в министерстве финансов залог равный номинальной стоимости этих денег. Вот что об этом написано на странице 86 документа под названием The Federal Reserve System Purposes and Functions (Федеральная резервная система. Цели и функции):

Резервные Банки, в свою очередь, эмитируют банкноты через депозитарные учреждения. Банкноты ФРС являются обязательством Резервных Банков. Резервные Банки эмитируют валюту, оставляя залог, большинство которого находится в форме ценных бумаг Министерства финансов США принадлежащих резервным банкам. Монета, в отличие от валюты, эмитируется Министерством финансов, а не резервными банками. Резервные банки заказывают монету у Монетного двора Министерства финансов, и оплачивают полную номинальную стоимость монеты, а не стоимость его производства.

В этой цитате содержится опровержение еще одного мифа, а именно что ФРС нарушает конституцию эмитируя бумажные деньги, так как в разделе №8 конституции США говорится только о металлических деньгах. Цитирую:

Чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы мер и весов.

Что касается конституционности создания самой ФРС, то в том же разделе есть статья , которая гласит:

Конгресс имеет право издавать все законы, которые будут необходимы и подходящие для проведения в исполнения вышеизложенных полномочий, а также всех иных полномочий, возложенных Конституцией на правительство Соединенных Штатов, или любое министерство или должностное лицо.

Другими словами, если конгресс издал закон о создании ФРС, из этого следует что ФРС конституционный орган. Тоже самое касается и банкнот Федерального Резерва, которые согласно статьи 16 закона о федеральной резервной системе, являются законным платежным средством.

Я не знаю как в других странах, но в США наличные составляют около 10% всей денежной массы. Прежде чем убедиться в этом, я хочу опровергнуть еще один миф, а именно что ФРС якобы засекречивает информацию о количестве денег находящихся в обращении. На самом деле ФРС еженедельно публикует документы под названием «денежные агрегаты М1 и М2» (буква М это первая буква в слове «money» — деньги). М1 это наличные, чеки и деньги на счетах до востребования, а М2 это М1 плюс деньги на срочных счетах и некоторые другие типы безналичных денег. Ссылки на эти документы начиная с апреля 1999 года находятся на этой странице. Посмотрим например данные на 22 марта этого года. В таблице 1, в колонке М2 мы видим цифру 9756.8. Это количество миллиардов долларов, находящихся в обращении, как наличных, так и безналичных, то есть вся денежная масса, а в таблице 3, в колонке «Currency» (наличные) мы видим цифру 1026.4, то есть примерно в 10 раз меньше чем М2, что и требовалось доказать. [Слова «seasonally adjusted» означает что там учтены сезонные флуктуации. Без их учета эта цифра (таблица 5) равна 1031.7 миллиардов. То есть отличается не значительно].

Печатая бумажные деньги, ФРС получает доход равный разнице между себестоимостью печати (бумага, краска и т.д.), который называется «сеньораж». Давайте посмотрим какой сеньораж ФРС получает за год. Для этого сравним с количеством наличных примерно год назад, то есть 24 марта 2011 года. Тогда наличных было 936.3 миллиардов то есть ФРС за год напечатали всего 90 миллиардов долларов. Я написал «всего», потому что это примерно равно 0.9% от всех денег находящихся в обращении и примерно 0.75% от ВВП США.

Итак, ФРС осуществляет эмиссию только наличных бумажных денег, которые составляют около 10% всех денег находящихся в обороте, тогда возникает вопрос — кто осуществляет эмиссию безналичных денег, которые составляют 90% оборота. Так вот, эмиссию осуществляют сами коммерческие банки, а ФРС регулирует пределы этой эмиссии меняя требования к обязательным резервам. Прежде чем продолжить, не мешало бы объяснить что такое обязательные резервы.

На основании § 461 закона о федеральном резерве, все банки обязаны держать часть привлеченных денег на счетах резервных банков в качестве обязательных резервов. Обычно банки используют для выдачи кредитов деньги клиентов в расчете на то что вероятность того что все клиенты одновременно придут снимать свои деньги крайне мала. Однако в случае если вдруг по каким-то причинам денег банку будет не хватать, банк может их либо одолжить у другого банка, либо взять кредит у резервного банка из этих самых резервов. Таким образом резервные банки это что-то типа кассы взаимопомощи банков, когда все банки скидываются, а в случае необходимости берут эти деньги в виде кредитов. Правда делают они это в самом крайнем случае, когда все другие источники кредитования использованы. Называется это «lender of last resort» (кредитор последней инстанции). Вот как это сформулировано в энциклопедии для инвесторов под названием «Investopedia»:

Учреждение, обычно центральный банк страны, предлагает кредиты банкам или другим финансовым институтам, которые испытывают трудности или считаются очень рискованным или находятся на грани краха. В США в качестве кредитора последней инстанции для учреждений, которые не имеют других средств заимствований и отказ в получении кредита которым может существенно повлиять на экономику, выступает Федеральная резервная система.

Функции кредитора последней инстанции заключаются в том чтобы защитить лиц, которые держат деньги на счетах в банках, а также предотвращать панику снятия денег со счетов банков, которые испытывают временную нехватку ликвидности. Коммерческие банки обычно стараются не брать кредиты у кредитора последней инстанции поскольку такие действия означают что банк переживает финансовый кризис.

Хочу добавить что не только коммерческие банки «стараются не брать кредиты у кредитора последней инстанции«, но резервные банки еще не всегда дают эти кредиты. Они еще могут и отказать. А если и дают, то только под залог каких-нибудь активов.

Читайте также:  Лексус gx470 регулировка фар

Программа выдачи таких кредитов называется «Discount Window». На сайте ФРС есть документ который описывает все процедуры связанные с этой программой. В главе под названием «Lending Policies»(Кредитная политика), о том при каких условиях выдаются эти кредиты написано следующее:

Правила устанавливает два основных критерия для определения об утверждении запроса для выдачи кредита: для запроса кредита должны быть веские причины и заемщики должны исчерпать все другие доступные альтернативные источники средств, в том числе кредиты от специальных кредиторов отрасли. Чиновникам каждого резервного банка необходимо самим решать как применять эти принципы в отдельных обстоятельствах. Уважительные причины заимствования включают временные, непредвиденные нехватки средств. Неуважительные причины заимствования включают финансирование запланированного увеличения кредитов или ценных бумаг, удовлетворение ожидаемого подорожания фондов, и использование ставки по федеральным фондам выше чем учетная ставка.

Сама процедура выдачи кредитов в главе под названием «The Mechanics of Borrowing» (Механика заимствований) описана следующим образом:

Учреждение почти всегда инициирует заявку на кредит по телефонному звонку в соответствующий резервный банк. Во время разговора, заемщик описывает природу финансирования дефицита и указывает количество и срок требуемого кредита. Сотрудники Резервного банка убеждаются что учреждение заполнили необходимые для заимствований документы и имеют залог для обеспечения кредита в полном объеме. Залог может включать в себя ценные бумаги правительства США, ипотечные кредиты, покрывающие от одной до четырех семей, ценные бумаги государственных и местных органов власти, коммерческие и потребительские кредиты, а также векселя других клиентов приемлемого качества.

Все это служит еще одним доказательством того что получение прибыли не является главной целью резервных банков. Кроме этого деньги из резерва ФРС использует для регулирования денежной массы, о чем я расскажу позже.

Все это конечно интересно, но причем здесь эмиссия безналичных? Дело в том что существует так называемый «мультипликационный эффект» или «денежный мультипликатор» который в «Investopedia» описывается следующим образом:

Расширение денежной массы в стране, является результатом того что банки имеют возможности кредитовать. Размер эффекта мультипликатора зависит от доли депозитов, которые банки обязаны держать в качестве резервов. Другими словами, это деньги, используемые для создания больше денег, и рассчитываются путем деления общей суммы депозитов в банках на размер обязательных резервов.

Мультипликативный эффект зависит от размера обязательных резервов. Для того чтобы рассчитать влияние эффекта мультипликатора на денежную массу, мы начинаем с суммы которую банки изначально принимают через депозиты и разделим ее на коэффициент резерва [коэффициент резерва это отношение величины депозитов к величине резервов. По другому он называется «денежный мультипликатор». (прим.мое)]. Например если размер обязательных резервов составляет 20%, то на каждые $ 100 депозитов $ 20 необходимо иметь в резерве. Оставшиеся $ 80 банк может выдать в виде кредита другим клиентам банка. Эти $ 80 могут попасть на счет в другом банке [например если человек или компания, которые берут кредит, покупают товар, а продавец товара кладет выручку на свой счет в другом банке. (прим.мое)], который в свою очередь, также должен иметь 20% или $ 16 в резерве, а оставшиеся $ 64 может тоже выдать в качестве кредита. Этот цикл продолжается — по мере того как все больше людей кладут на счет деньги, а банки продолжают выдавать кредиты — до тех пор пока, наконец, $ 100, которые изначально попадают на счет в банк, создадут в общей сложности $ 500 ($ 100 / 0,2) . Это создание называется «мультипликационный эффект».

Чем выше требование к резервам, тем меньше денежная масса, что приводит к снижению эффекта мультипликатора на каждый доллар на счету в банке. Чем ниже требование к обязательным резервам, тем больше денежная масса, то есть создается больше денег на каждый доллар, хранящийся на счету в банке.

Однако этого не достаточно. Так как эмиссия безналичных денег осуществляется путем выдачи кредитов, то необходимо каким-то образом, в зависимости от состояния экономики либо стимулировать людей или компании брать кредиты, либо наоборот — создавать условия когда кредиты брать не выгодно. Для этих целей служит учетная ставка. Грубо говоря, когда учетная ставка низкая, кредиты брать выгодно, а деньги на счету в банке держать не выгодно. Соответственно, когда ставка высокая, все наоборот.

Все наверное постоянно читают или слышат в новостях что-то типа — «ФРС понизила ставку», «ФРС повысила ставку» или «ФРС оставила ставку без изменений», однако мало кто знает что существуют 2 типа ставок:

  1. Discount Rate
  2. Federal funds rate

Discount Rate это ставка по которой резервные банки выдают краткосрочные (overnight) кредиты коммерческим банкам из своих резервов, о которых я писал выше. По закону советы директоров резервных банков каждые 14 дней дают рекомендации относительно величины discount rate Совету управляющих, после чего Совет управляющих принимает окончательное решение и устанавливает эту ставку.

Federal funds rate это ставка межбанковского кредита, то есть ставка по которой банки берут кредиты друг у друга. Эту ставку никто специально не устанавливает, а определяется она на рынке кредитов в зависимости от спроса и предложения свободных средств, но несмотря на это (а может быть наоборот — именно поэтому) когда пишут «учетная ставка», имеют ввиду именно federal funds rate. ФРС пытается регулировать эту ставку с помощью инструмента №3, а именно — с помощью операций на открытом рынке. Так как эту ставку ФРС пытается регулировать, federal funds rate в свою очередь делится на 2 типа:

  1. federal funds target rate — это ставка которую ФРС хотела бы чтобы она была.
  2. federal funds effective rate — это ставка которая существует на самом деле.

Главная цель ФРС это подтянуть federal funds effective rate к federal funds target rate. С этой целью, как я писал выше, ФРС использует инструмент №3 — операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке заключаются в том что ФРС закупает или продает на открытом рынке государственные облигации и другие ценные бумаги. Этот инструмент настолько важен что для его применения был создан специальный орган под названием — «Федеральный комитет открытого рынка» ( подробно структуру ФРС я описал здесь). Именно этот комитет на своих собраниях путем голосования решает какой должна быть federal funds target rate и сколько надо покупать или продавать облигаций, так как продажа облигаций уменьшает предложение на межбанковском рынке кредитов, влияя таким образом и на учетную ставку, при этом увеличиваются резервы.

Кстати работа этого комитета настолько прозрачна и открыта, что отчеты обо всех его заседаниях публикуются. Например в этом документе подробно расписано кто что и почему предлагал, кто за что голосовал на заседании комитета 24-25 января этого года. Это значит что скрыть ничего не возможно. Поэтому когда вы будете читать или слушать сказки очередного демагога, который будет вам вешать лапшу на уши о том что ФРС тайно планирует какие-то заговоры типа искусственного создания кризисов, имейте ввиду что этот человек либо совершенно не разбирается в том как работает ФРС либо он преднамеренно лжет.

В заключение я хочу сказать что все вышеописанное относится к нормальной ситуации, то есть когда в стране нет кризиса ликвидности, банковской паники и т.д. Однако для чрезвычайных ситуаций существует более радикальный метод под названием «quantitative easing». Обычно обозначается двумя заглавными буквами — QE, а на русский язык он переводится как «количественное смягчение». При этом методе ФРС тоже использует операции на открытом рынке и закупает активы, однако деньги для этих закупок он берет не из резервов, а генерирует на компьютере, то есть грубо говоря, из воздуха.

Справедливости ради надо сказать что изобрели этот метод не ФРС и даже не американцы, а японцы. Впервые QE начал применять центральный банк Японии с 2001 по 2006 годы. ФРС применяла этот метод всего два раза — первый (QE1) начиная с 2008 по первый квартал 2010 года, общая сумма которого достигла 1.25 триллионов долларов, а второй (QE2) в августе 2010 года на сумму 600 миллиардов долларов. Подробнее об этом я напишу в следующей статье.

Источник