Меню

Чем государство регулирует финансовые отношения



Финансовая система и ее функции. Финансовая система РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, и финансовых инструментов, обеспечивающих условия осуществления финансовых процессов.

Финансовая система выполняет ряд функций, связанных с ее функционированием и опирающихся на функции, присущие категории финансов, а именно: планирования, организации, стимулирования и контроля.

  • Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения с учетом полномочий, закрепленных за каждым звеном финансовой системы. К ней обычно относят распределение и перераспределение финансовых ресурсов (в территориальном, отраслевом, временном аспекте). Данная функция реализуется через составление бюджетов, балансов, планов на соответствующий финансовый год или перспективу, определение порядка налогообложения и т. д.
  • Функция организации включает бюджетное устройство, классификацию, определение прав и обязанностей отдельных подразделений финансовых органов, институтов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков, финансовых ресурсов государства и т. д.
  • Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию поставленных целей. С помощью этой функции интерпретируются (раскрывается суть) факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
  • Функция контроля означает содействие реализации поставлен- ных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

Финансовая система в Российской Федерации

В финансовой системе страны выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые включают в себя государственные (федеративные) финансы и финансы субъектов Федерации. Следующий уровень представляют местные и муниципальные финансы. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов. В данном сегменте (уровне) отдельно выделяют отрасль страхования как обладающую специфическими особенностями организации финансовых отношений.

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. Состояние общегосударственных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, т. к. он представляет собой финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс доходов и расходов государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Доходную базу федерального бюджета формируют в основном налоги. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. К региональным бюджетам относят: республиканские, краевые, областные бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназна- ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Основную часть доходов бюджетов (региональных, местных) составляют поступления от федеральных налогов (более 70 % всех налогов), от налогов субъектов РФ и местных налогов. Для муниципальных образований больше значение имеют средства, поступающие в виде финансовой помощи (дотации, субвенции, трансферты и т. д.). В общем объеме расходов региональных и местных бюджетов преобладают расходы на эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение, образование и т. д. Важную роль в составе общегосударственных финансов и в финансовой системе страны в целом играют внебюджетные фонды. Государственный (федеральный, региональный или муниципальный) внебюджетный фонд – это средства федерального правительства, субъектов РФ, местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не предусмотренных в бюджетах. Как правило, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется в основном за счет обязательных целевых отчислений. В частности, в состав доходов государственных внебюджетных фондов включаются обязательные платежи, установленные законодательством РФ; добровольные взносы физических и юридических лиц; другие доходы, предусмотренные законодательством РФ. Основными видами внебюджетных фондов в РФ, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Важным элементом государственных финансов является государственный кредит, который представляет собой особую форму денежных отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами. В данной форме кредитных отношений государство является обязательным участником и теоретически может выступать как заемщиком, так и кредитором. Первый вариант является, как правило, преимущественным. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг, что формирует государственный долг. Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. Внешние и внутренние заимствования позволяют обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита (с 1995 г. проводится по- литика отказа от прямого кредитования ЦБ РФ дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках). Хотя в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, в последние годы оно все чаще стало выступать и в качестве кредитора. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненным к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами (условный кредит). Наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы РФ является страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. По мере развития рыночных отношений имущественное, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических (предпринимательских) рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Основой финансовой системы любого государства являются финансы организаций или децентрализованные финансы, поскольку именно здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. От состояния финансов хозяйствующих субъектов во многом зависит общее финансовое состояние страны, эффективность функционирования всей финансовой системы. Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие опре- делено в законодательном порядке Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие организации – это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями. Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли, хотя ее формирование в процессе их деятельности возможно. К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взно- сов и т. д. Финансы домашних хозяйств или финансы населения – это совокупные доходы и расходы населения с учетом их структуры (отдельные социальные группы, семьи и т. д.) К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателями; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных организациях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

Источник

Финансовые отношения между государством и предприятиями

Экономический инструмент в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Финансовая политика государства, ее содержание, значение и задачи. Органы управления финансами и их функции. Государственный бюджет как основное звено системы финансов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 02.01.2015
Размер файла 66,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Финансы как экономический инструмент в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов

финансовый бюджет мобилизация перераспределение

Особое место в рыночной экономике КР занимают финансовые отношения между государством и предприятиями. Они охватывают прежде всего систему платежей в государственный бюджет в форме налогов и пошлин, а также отчисления в различные внебюджетные государственные фонды, фонды организаций отраслевого и территориального уровней.

С помощью финансов формируется государственный бюджет, который обеспечивает финансирование важнейших отраслей народного хозяйства и обороны страны.

Через финансовые отношения с помощью различных форм изъятия доходов предприятий формируется централизованный чистый доход государства. Предприятиям при определенных условиях может быть оказана финансовая поддержка в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из федерального бюджета и из средств вышестоящих организаций.

Существенное значение в системе экономических отношений имеют финансовые отношения между предприятиями. Эти отношения в условиях перехода экономики к рынку строятся на основе договоров.

Хозяйственные договоры, заключаемые между предприятиями, не только регламентируют взаимные платежные обязательства, но и предусматривают систему штрафных санкций на нарушение договорной дисциплины, а также денежное вознаграждение за четкое выполнение особых требований заказчика. Финансовые отношения охватывают взаимосвязи не только между промышленными предприятиями различных форм собственности, но и предприятиями торговли, сферы обслуживания и посредниками.

Читайте также:  Регулировка тепловых сетей шайбами

Особую область финансовых отношений в период перехода к рынку и в условиях рынка составляют отношения между предприятиями и банками. В период перехода к рынку в Кыргызской Республике была проведена реформа банковской системы. В результате банковская система КР состоит из двух уровней. На первом (верхнем) уровне она представлена Национальным Банком Кыргызской Республики. На втором уровне находятся акционерные и кооперативные коммерческие банки. Банки второго уровня строят свои финансовые взаимоотношения, с одной стороны, с НБКР, с другой — с предприятиями любой формы собственности. Основная задача коммерческих банков — работа по обслуживанию предприятий и населения.

На основе системы банковского кредитования (предоставления денежных ссуд) обеспечивается ритмичность производства и бесперебойность хозяйственного оборота.

Финансовые отношения складываются и между государственными органами различных уровней управления. Сюда прежде всего следует отнести отношения между государственными и территориальными органами управления по поводу распределения средств бюджетов, финансирования природоохранных мероприятий, объектов строительства для федеральных нужд, финансирования обороны, комплексных целевых программ и др.

Созданные в условиях социализма различные общественные организации в сфере нематериального производства (учреждения культуры, организации спорта, организации информационной службы, религиозные и др. ) сохраняются в условиях перехода к рынку. Каждая из этих организаций имеет свой бюджет, формируемый либо независимо от государства (за счет членских взносов, пожертвований, доходов от побочной предпринимательской деятельности), либо с привлечением средств государственных и кооперативных организаций на безвозмездной и паевой основе. Финансовые отношения государства с общественными организациями возможны и на двусторонней основе. Так, бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения, а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие государственного сектора.

Существует широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Это финансовые отношения прежде всего по поводу получения различного рода выплат (пенсий, пособий, стипендий), а также предоставления льгот из общественных фондов народного потребления, в частности выплат средств на образование, медицинское обслуживание и др.

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.

Понятие «уровень жизни» употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах, размеры и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком (конкретном) значении «уровень жизни» представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Главными финансовыми инструментами (регуляторами), с помощью которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.

Система налогов, конечно, сама по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия для их роста, а с другой — регулирует размеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.

Важным каналом, через который осуществляется участие финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды потребления. Они выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в их целевом характере, т. е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

Механизм общественных фондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных и малообеспеченных категорий граждан.

Состав и объем жизненных благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую очередь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется основная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет 45—55%.

Непосредственно с общественными фондами потребления связаны благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.

Отлаженный механизм налоговых и социальных льгот служит мощным стимулом наращивания частными владельцами своего производственного потенциала, совершенствования техники и технологии, улучшения качества продукций и услуг, стимулирования трудовых усилий.

Воздействие финансов на улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направления денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях — бюджетные субсидии.

Одним из важнейших показателей развития общества и уровня жизни его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

Решение указанных задач непосредственно связано с установлением соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд занятости населения, создающий материальные предпосылки для трудоустройства членов общества, потерявших работу, специальные целевые фонды, а также фонд обязательного медицинского страхования, выступающие экономической основой для обеспечения выплат соответствующих социальных компенсаций и оказания медицинской помощи; предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на предоставление для части граждан бесплатного государственного жилья, а также дотаций на содержание жилищного хозяйства.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.

Планово организуемый рынок был при социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др. ) и разумными методами регулирования. Рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.

В общей системе народного хозяйства рынок должен выступать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов.

Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. 2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства. 3. Наличие государства. Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов. Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

Читайте также:  Отрегулировать регулятор рдм 5

Особое место в рыночной экономике КР занимают финансовые отношения между государством и предприятиями. Они охватывают прежде всего систему платежей в государственный бюджет в форме налогов и пошлин, а также отчисления в различные внебюджетные государственные фонды, фонды организаций отраслевого и территориального уровней.

С помощью финансов формируется государственный бюджет, который обеспечивает финансирование важнейших отраслей народного хозяйства и обороны страны.

Существенное значение в системе экономических отношений имеют финансовые отношения между предприятиями. Эти отношения в условиях перехода экономики к рынку строятся на основе договоров.

Хозяйственные договоры, заключаемые между предприятиями, не только регламентируют взаимные платежные обязательства, но и предусматривают систему штрафных санкций на нарушение договорной дисциплины, а также денежное вознаграждение за четкое выполнение особых требований заказчика. Финансовые отношения охватывают взаимосвязи не только между промышленными предприятиями различных форм собственности, но и предприятиями торговли, сферы обслуживания и посредниками.

Особую область финансовых отношений в период перехода к рынку и в условиях рынка составляют отношения между предприятиями и банками. В период перехода к рынку в Кыргызской Республике была проведена реформа банковской системы. В результате банковская система КР состоит из двух уровней. На первом (верхнем) уровне она представлена НБ КР. На втором уровне находятся акционерные и кооперативные коммерческие банки. Банки второго уровня строят свои финансовые взаимоотношения, с одной стороны, с НБ КР, с другой — с предприятиями любой формы собственности. Основная задача коммерческих банков — работа по обслуживанию; предприятий и населения.

В процессе хозяйственной деятельности предприятий постоянно возникает то избыток денежных средств, то их нехватка. Коммерческие банки призваны привлекать временно свободные денежные средства предприятий и населения и предоставлять их нуждающимся предприятиям в форме кредита.

На основе системы банковского кредитования (предоставления денежных ссуд) обеспечивается ритмичность производства и бесперебойность хозяйственного оборота.

Финансовые отношения складываются и между государственными органами различных уровней управления. Сюда прежде всего следует отнести отношения между федеральными и территориальными органами управления по поводу распределения средств бюджетов, финансирования природоохранных мероприятий, объектов строительства для государственных нужд, финансирования обороны, комплексных целевых программ и др.

В период проведения так называемых рыночных реформ, казалась подорванной экономика всех видов кооперации (сельскохозяйственной, потребительской и др. ). Государство должно использовать финансовую систему для поддержки кооперации, ее укрепления и развития, включения деятельности кооперативных предприятий в общегосударственные процессы.

Финансовые отношения между государством и кооперативными организациями регулируются с помощью экономических рычагов — системы налогообложения, предоставления различного рода экономических льгот, системы заказов на продукцию и услуги, заключения договоров.

Существует широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Это финансовые отношения прежде всего по поводу получения различного рода выплат (пенсий, пособий, стипендий), а также предоставления льгот

К финансовым отношениям государства с населением относятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования населением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества. Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эффективности производства.

2. Финансовая политика государства, ее содержание, значение и задачи

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе се выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

-выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

-определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

-осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т. е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе се разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь с одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведение политики; последняя обусловлена экономикой. С другой сто возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финaнсовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится.

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Государство становится как бы дирижером огромного оркестра, в котором каждый хозяйствующий субъект играет свою роль.

В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.

Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.

Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Например, история развития нашего государства свидетельствует, что в противовес Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов России, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения и одобрения.

Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование метода «наложения» финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики требуют широкого использования математического моделирования, электронно-вычислительной техники. Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной информации о состоянии дел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработки политики, когда приходится рассматривать многообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использовать различные способы изучения экономических процессов и явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политику как искусство.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

Читайте также:  Как регулировать фары королла тойота 120

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ не посильно одному государству. Поэтому страны сообща выполняют некоторые функции, что помогает экономить средства. Тольки международное сотрудничество способно обеспечить эффективную помощь разнимающимся странам.

Государственная финансовая политика последнего десятилетия в Кыргызстане оторвана от решения задач социально-экономического развития общества, зачастую носит самодостаточный характер. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики Кыргызстана «вхождение в мировую финансовую систему», «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации» вряд ли можно признать оправданными. Правомерно рассматривать их как средства решения определенных социально-экономических задач общества. В этом случае и для «вхождения в мировую финансовую систему», и для «недопущения бюджетного дефицита», и для «достижения финансовой стабилизации» могли бы быть использованы механизмы, направленные на развитие экономики, социальной сферы, а не на их разрушение.

В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта в основном достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Другой вопрос — какой ценой достигнут этот результат и каковы перспективы повышения жизненного уровня населения, учитывая, что доходы его в целом имеют тенденцию к сокращению.

В настоящее время очевидно, что проведение реформ можно было осуществить с меньшими издержками для значительной части населения страны посредством проведения сбалансированной финансовой политики, предполагающей учет интересов всех участников рыночных преобразований.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Одним из основных направлений экономических реформ в Кыргызстане стало глубокое реформирование всей финансовой системы страны, в целом, и банковского сектора, в частности. В республике создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального (Центрального) банка и коммерческих банков, что было законодательно закреплено.

За период 1991-1997 годов можно выделить основные результаты проведения реформ:

-Закрепление законодательно независимости работы НБКР;

-Создание либерального режима операций с иностранной валютой

-Улучшение макроэкономической ситуации в республике;

-Принятие нового Закона «Об иностранных инвестициях»;

-Переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

-Стабилизация функционирования банковской системы;

-Повышение доверия к банковской системе.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики необходимо постоянно совершенствовать действующие инструменты и развивать новые. Решение этих задач связано с оздоровлением банковской системы, повышением доверия к ней со стороны населения и других экономических агентов, развитием и повышением прозрачности финансового рынка.

Результатом оздоровления банковской системы должно стать восстановление способности коммерческих банков осуществлять кредитование, адекватно управлять рисками и ресурсами. Следствием этого явится постепенное повышение монетизации экономики, вытеснение бартера денежных суррогатов, снижение неплатежей в экономике. Перечисленное должно привести к расширению сферы влияния денежно-кредитной политики и повышению ее эффективности и действенности.

На фоне дестабилизации финансовых рынков стала очевидной неспособность коммерческих банков адекватно оценить финансовое положение заемщиков. Коммерческие банки не проводили качественный мониторинг выданных кредитов, работа по возврат) кредитов велась недостаточно эффективно, допускались злоупотребления при выдаче займов лицам, связанным с банками. Как результат — неадекватна» оценка рисков кредитования резко ухудшила качество кредитного портфеля большинства коммерческих банков.

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы — финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В этом определении вводится очень неопределенный, без очерченных границ термин «государственные мероприятия».

Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика — это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента — будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т. д. — существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

3. Управление финансами, органы управления и их функции

Сложность и многообразие экономических связей в обществе обуславливает многогранность финансовых отношений. Финансы обслуживают производственную деятельность, функционируют в многочисленных отраслях непроизводственной сферы. Каждое подразделение общественного воспроизводства накладывает свой отпечаток на финансовые отношения. Поэтому финансы, сохраняя основные свои черты распределительной категории, отражают некоторые особенности той отрасли деятельности, в которой они используются. На этой основе возникают различные виды и разновидности финансовых отношений, которые соответствующим образом группируются. создавая финансовую систему. Каждое звено финансовой системы имеет свою систему денежных фондов и свои органы управления. Под финансовой системой следует понимать совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений (объекты управления), возникающих в различных областях производственной и непроизводственной деятельности по поводу образования и использования денежных фондов и управляемых соответствующими органами (субъекты управления).

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий; внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом; внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащих в нем финансовых взаимосвязей. Так в составе финансов предприятий функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных сельскохозяйственных; торговых, транспортных предприятий и т. д. . а зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятии, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятии, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (республиканский, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются отчисления во внебюджетные фонды, средства бюджета и специальные взносы.

В странах с развитой рыночной экономикой, где больший объем денежных потоков распределяется через банковскую систему, в состав звеньев финансовой системы входят следующие институты:

Официальные признанные банковские институты:

а) коммерческие банки;

б) инвестиционные банки;

в) сберегательные банки;

г) ссудосберегательные банки (США).

Специализированные финансовые институты: j|

а) финансовые институты развития (ФИР);

индустриальные банки, обслуживающие малые и средние промышленные предприятия; .

Источник

Adblock
detector